«Информационные технологии в экономике» Авторы: учитель экономики первой категории




Название«Информационные технологии в экономике» Авторы: учитель экономики первой категории
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер16,1 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7


Программа элективного курса

«Информационные технологии

в экономике»


Авторы:

учитель экономики

первой категории

Ю. В.Скворцова

учитель информатики и ИКТ

высшей категории

А.Е. Мокрушина


Научный руководитель:

КЭН, доцент каф. Теории и методики обучения технологии и экономике, Заслуженный работник высшей школы РФ Р.С.Лукьянова


Нижний Новгород

2011 г

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

В «Пояснительной записке к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования1» написано:

«При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:

  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков» .

Таким образом, при переходе на новые стандарты образования необходимы:

  • Овладение приемами работы, базирующимися на ИКТ   компетентности как учащимся, так и учителям.

  • Использование инструментария ИКТ при изучении других дисциплин (интеграция предметов)

  • Комплексная работа учителя, направленная на реализацию требований стандартов к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения.

Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации.

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечёт за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:

  • контроль знаний

  • лабораторный практикум

  • наглядность на уроке

  • самообразование (сетевое взаимодействие)

  • использование метода проектов на уроках

Следует заметить, что любая инновационная деятельность в образовательной сфере должна соответствовать стратегическим целям государства в области образования. Закон Российской Федерации "Об образовании" 2 в качестве основополагающих выдвинул ряд таких целей, среди которых:

  • формирование системы образования, способной адаптироваться к условиям и нормам жизнедеятельности людей, к новому взаимодействию теории и практики;

  • внедрение принципов развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности.

Использование основных программ компьютера.

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

1. Возможности Internet:

Несомненным требованием сегодняшнего дня для всех современных людей является высокая сетевая культура, умение использовать сеть Интернет для поиска, хранения информации, для организации эффективного взаимодействия с другими пользователями сети. Развитие Интернета за последние 2 – 5 лет в значительной степени осуществляется путем активного внедрения ряда принципов и технологий (например, сервисы Веб 2.0).

С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:

  • совместный поиск и хранение информации;

  • создание и совместное использование медиа-материалов;

  • совместное создание и редактирование гипертекстов;

  • совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;

  • совместное редактирование и использование карт и схем.

2. Возможности прикладных программ Microsoft Office:

  1. Microsoft Word – это программа, предназначенная для ввода и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).

  2. Microsoft Excel – это программа для создания и обработки табличных данных, дает большие возможности построения диаграмм и графиков для визуализации и анализа числовой информации.

  3. Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.

  4. Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления буклетов, визиток, приглашений, календарей и т.д.

  5. Paint – программа для создания и редактирования изображений.

  6. Microsoft PowerPoint – программа для создания и редактирования мультимедийных презентаций.

Таким образом, применение новых информационных технологий на уроках экономики имеет два основных аспекта: компьютер как инструмент изучения экономики и компьютер как средство обучения экономике. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.

Ожидаемые педагогические результаты:

К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:

• личностные результаты:

    1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

    2. сформированность мотивации к учению и познанию,

    3. ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

    4. сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. уметь работать с разными источниками экономической информации и использовать программы компьютера для их реализации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  3. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

• предметные результаты:

  1. У школьников будет формироваться интерес к профессиям, связанным с экономикой и с использованием персонального компьютера.

  2. Учащиеся смогут реализовать свой интерес к выбранному курсу.

  3. В процессе работы над проектом у школьников будет формироваться мыслительная культура.

  4. Учащиеся освоят всевозможные методы решения задач, реализуемых на персональном компьютере.

  5. У школьников будут сформированы навыки грамотной разработки и оформления печатной работы, основные навыки создания баз данных и поиска данных в них.

  6. Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по экономике с использованием персонального компьютера.

Цель программы: применение ИКТ при выполнении творческих заданий, экономико-математических задач и использование метода проекта на уроках экономики.

Задачи программы:

Использовать ИКТ для:

- формирования у учащихся навыков работы с компьютером, для решения экономических заданий и экономико-математических задач;

- применения использования метода проекта на уроках;

- мотивации учащихся к изучению экономики в целом;

- освоения учащимися возможных методов решения экономико-математических задач и экономических заданий.

Программа элективного курса разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования, включая:

  • обеспечение углубленного изучения экономики, математики, информатики и их интеграции;

  • создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

  • расширение возможностей социализации учащихся, для более эффективной адаптации выпускников школ к профессиональному самоопределению.

Новизна программы элективного курса заключается в следующем:

  • основа данной программы элективного курса «Информационные технологии в экономике» - программа Плетеневой О.В, Гребеневой Г.И. «Экономика для классов не социально-экономического профиля» составленной на основе учебника Линькова А.Я.

  • основное внимание уделяется этапу формализации задач и разработке информационной модели изучаемого объекта или системы, в зависимости от типа задачи моделирование проводится в системе графического редактора, текстовом или табличном процессорах.

  • элективный курс апробирован в течении двух лет на базе МОУ СОШ №7 в 10-11 классах.

  • программа элективного курса может быть использована для изучения отдельных тем интегрированного курса; решения задач разного уровня сложности, с недостающими или излишними данными; построением графиков и подготовки к ЕГЭ.

Кроме того, условием для успешного освоения учащимися программы элективного курса «Информационные технологии в экономике» является базовый курс экономики в соответствии с областной программой экономического образования школьников – 5-11 кл. (2002). В виду этого содержание курса экономики в программе дается на основе учебника Линькова А.Я., которое отличается от областной программы, а учебно –тематическое планирование увязывается с информационными технологиями.

Изучение информатики в рамках базового курса происходит по УМК Н.Угриновича. С 7 по 9 класс в рамках УМК изучается работа в таких приложениях как MS Paint, MS Word, MS Excel, MS Power Point. Таким образом, к десятому классу учащиеся имеют полное представление об обработке текстовой, числовой и графической информации и создании мультимедийных документов.

Представленный вариант программы элективного курса рассчитан на учащихся 10-11 классов в объеме не двух часов, а одного часа в неделю.

Диагностика результативности работы

В рамках данной программы были проведены открытые мероприятия по защите бизнес проектов с представлением презентаций в Microsoft PowerPoint, на уроках информатики в разделах «Моделирование в среде MS Excel» и «Оптимальное планирование» учащимися 10 и 11 классов выполнялись задания из данного элективного курса по построению электронных таблиц, графиков и диаграмм. Оценивались задания по обеим дисциплинам – и по экономике, и по информатике.

Формы контроля:

Текущий – проводится на каждом занятии преподавателем в соответствии с действующей системой оценок успеваемости.

Промежуточный - проводится путем проведения промежуточного тестирования, или открытых мероприятий по защите своих проектов по темам.

Итоговый – осуществляется при выполнении контрольных работ, включающих комплексные задания в виде проекта по темам интегрированного курса.

Литература

Для учителей

  1. ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об образовании"от 10 июля 1992 г. N 3266-1

  2. ЗАКОН РФ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" от 07.02.1992 N 2300-1

  3. Иванов С.И. Основы экономической теории – М.: Вита-Пресс, 2007.

  4. Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.

  5. Линьков А.Я. Экономика, учебник для 10–11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2007.

  6. Линьков А.Я. Экономика: Практикум для учащихся 10–11 кл. - М.: Вита-Пресс, 2007.

  7. Лукьянова Р. С. Экономика. Система дидактических игр и творческих учебных заданий: учеб.пособие.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.

  8. Любимов Л.Л, Раннева Н.А. Основы экономических знаний - М.: Вита-Пресс, 2000.

  9. Мицкевич А..А. Сборник заданий по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2004.

  10. Практикум по основам экономической теории /под ред С.И. Иванова.- М.: Вита-Пресс, 2006.

  11. Плетенева О.В, Гребенева Г.И. Программа «Экономика для классов не социально-экономического профиля» в сборнике «Экономика. Программы для организации профильного обучения в школе». Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2007.

  12. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,10 класс.- М:Бином. Лаборатория знаний, 2004.

  13. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,11 класс. -М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.

  14. Симонов И. А, Лукьянова Р.С. и др. Областная программа экономического образования школьников.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.

  15. Украинцева А. А. Маркетинг в вопросах и ответах: учеб. пособие.- М.: ТК Велби, Проспект, 2006.

  16. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/



Для учащихся

  1. Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.

  2. Линьков А.Я. Экономика, учебник для 10–11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2007.

  3. Линьков А.Я. Экономика: Практикум для учащихся 10–11 кл. - М.: Вита-Пресс, 2007.

  4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,10 класс.- М:Бином. Лаборатория знаний, 2004.

  5. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,11 класс. -М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.

  6. Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса, - 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  7. Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса, - 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.



Содержание програмы элективного курса «информационные технологии в экономике»

10 класс (35 часов)

Тема 1. Предмет экономической науки. Экономические системы (3 ч)

Что изучает экономическая наука. Рациональное поведение людей в экономике.

Как люди взаимодействуют в хозяйственной деятельности. Проблема выбора.

Экономическая система. Понятие рыночной экономической системы и смешанной экономики. Граница производственных возможностей общества (КПВ).

  1   2   3   4

Похожие:

«Информационные технологии в экономике» Авторы: учитель экономики первой категории icon«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории» Исполнитель
Учитель истории и экономики мкоу «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовской области»...
«Информационные технологии в экономике» Авторы: учитель экономики первой категории iconРабочая программа дисциплины «Информационные технологии в туристической индустрии»
Иволгина Светлана Витальевна доцент кафедры математических методов и моделей в экономике. Рабочая программа дисциплины «Информационные...
«Информационные технологии в экономике» Авторы: учитель экономики первой категории iconУрока по технологии «Информационные технологии в домашней экономике» (8 класс)
Задача урока: Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи
«Информационные технологии в экономике» Авторы: учитель экономики первой категории icon«информационные технологии в экономике»
Специальность 080502 "Экономика и управление на предприятии" со специализацией "отрасли образования"
«Информационные технологии в экономике» Авторы: учитель экономики первой категории iconФормула суммы n первых членов геометрической прогрессии
Подготовила учитель первой квалификационной категории Верхнеиндырчинской основной школы Апастовского муниципального района рт
«Информационные технологии в экономике» Авторы: учитель экономики первой категории iconЭлективный курс по русскому языку для учащихся 8 классов
Составитель: Овчинникова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
«Информационные технологии в экономике» Авторы: учитель экономики первой категории iconПроведение предметных недель. Неделя математики в школе
Составила учитель математики первой квалификационной категории Бадертдинова Василя Габдулловна
«Информационные технологии в экономике» Авторы: учитель экономики первой категории iconРабочая программа по технологии для 8 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология.
Программа разработана Печкуновой Людмилой Анатольевной, учителем технологии первой квалификационной категории мбоу оош №3
«Информационные технологии в экономике» Авторы: учитель экономики первой категории icon«Память народная в истории моего села»
Перепелица Юлия Александровна –учитель истории и права первой квалификационной категории моу сош №4 с. Северного
«Информационные технологии в экономике» Авторы: учитель экономики первой категории iconРабочая программа дисциплины «Информационные технологии в психологии»
Иволгина Светлана Витальевна доцент кафедры математических методов и моделей в экономике
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница