Исследовательская работа на тему: «Богатыри родного края»




Скачать 26,78 Kb.
НазваниеИсследовательская работа на тему: «Богатыри родного края»
Дата03.02.2016
Размер26,78 Kb.
ТипИсследовательская работа


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2» Сармановского муниципального района


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


На тему: «Богатыри родного края»


Выполнила учащаяся 9б класса Ахметзянова Ильназ Сагитовна


Руководитель Салихова Айгуль Робертовна

учитель истории и обществознания


Джалиль

2012 год.

Оглавление:

  1. Введение……………………………………………………………

  2. Основная часть:
  1. Становление художника…………………………………………..

Глава 1.Последнее десятилетие жизни……………………………………

Глава 2.Заключительный этап творчества: его творческое наследие…...


  1. Заключение…………………………………………………………

  2. Список использованных источников и литературы……………..

  3. Приложения………………………………………………………...



  1. Введение.


Вы любите гулять по лесу? Наверное, нет таких людей, которые отказались бы от этого зрелищного путешествия. И не важно какой он – сосновый, дубровой, берёзовый… Важна его красота , важно то спокойствие, которое он дарит нам, то чувство гордости, которое вызывает у нас родные и самые прекрасные леса в мире. Я не случайно начала свою работу с восхищения лесом. Имя Ивана Ивановича Шишкина, которому посвящена эта работа, является, чуть ли не синонимом к слову лес. И это лирическое вступление, думаю, вполне объяснимо.

Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.

В. В. Стасов

Картины Ивана Ивановича Шишкина открывают перед зрителем те тайны уголков природы, которые в обычной жизни можно и не заметить. Не зря наверное, называют его «патриархом леса», «зеркалом русской природы». Шишкин создал образ русской земли – необычайной и вечной. Его картины дают зрительные аналоги словам литераторов.

Творчество этого популярного художника – одна из самых оригенальных страниц русской пейзажной живописи XIX-го века.

Место И.И.Шишкина в современной жизни тоже велико. Взять хотя бы близкую нам общеобразовательную шальную программу. Так или иначе, мы сталкиваемся с его творчеством на уроках развития речи или ИЗО. Не говоря уже о курсе истории восьмого класса. Когда, в прошлом году я с одноклассниками изучала тему «Искусство во второй половине XIX века» на творчество И.И.Шишкина можно было обратить внимание, как яркого представителя передвижников и прародителя нового течения – критического реализма в пейзажном жанре. А можно заинтересовать учащихся и провести классный час, так как И.И.Шишкин наш земляк и о нём знать просто необходимо каждому. С этой точки зрения работа может помочь преподавателю истории.

Интересность этого труда можно проявить в том, что здесь я хотела раскрыть некоторые малоизученные моменты творчества художника, как например, 90-е годы его творчества, когда он создал картины и этюды, нехарактерные для его кисти.


Исходя из вышесказанного были определены следующие цели и задачи:

  1. Рассмотреть основные этапы жизни художника.

  2. Показать особенности творчества И.И.Шишкина, как художника-пейзажиста.

  3. Осветить малоизученный период творчества – 90-е годы XIX века.

  4. При этом использовать стихи Муссы Джалиля.

  5. Показать связь стихов и картин.




  1. Глава 1. Становление художника.

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872)[1].


В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.


Приобретя , вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.

И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская галерея)


Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).

В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

  1. Глава 2. Последнее десятилетие жизни.

После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

  1. Глава 3. Заключительный этап творчества: его творческое наследие.

Описание картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя»


Муса Джалиль

ДУБ


При дороге одиноко

Дуб растет тысячелетний,

На траве зеленой стоя,

До земли склоняя ветви.





Легкий ветер на рассвете

Между листьев пробегает,

Будто время молодое

Старику напоминает.


И поет он о минувшем,

Про безвестного кого-то,

Кто вскопал впервые землю,

Проливая капли пота.


Кто зажег в нем искру жизни?

Кто такой? Откуда родом?

Государем был великим,

Полеводом, садоводом?


Кем он был - не в этом дело:

Пот его в земле - от века,

Труд его - в стволе могучем:

Дуб живет за человека!


Сколько здесь прошло народу -

Проходившим счета нету!

Каждый слышал песню дуба,

Каждый знает песню эту.


Путник прячется в ненастье

Под навес зеленолистый;

В зной работников усталых

Дуб зовет во мрак тенистый;


И недаром лунной ночью

Он влечет к себе влюбленных,

Под шатром соединяя

Тайной страстью опаленных ;


Заблудившимся в буране

Путь укажет самый краткий;

Тех, кто жнет, горячим летом

Напоит прохладой сладкой...


Преклонюсь перед тобою,

Счастлив ты, земляк далекий.

Памятник тебе достойный

Этот старый дуб высокий.


Стоит жить, чтоб в землю врезать

След поглубже , позаметней,

Чтоб твое осталось дело,

Словно дуб тысячелетний.


10 декабря 1943 г.


Картина «Среди долины ровныя» была написана Шишкиным в 1883 году. Этот период характеризуется как время полного расцвета таланта художника. Именно в эти годы были созданы эпические полотна, в которых природа русской земли была показана во всей ее силе, красоте и могуществе.


Перед нами – равнинный русский пейзаж. Невозможно охватить взглядом бескрайние просторы долины. Ей нет границ и нет конца. Где-то далеко поблескивает водой речушка, белеет небольшая церквушка.


Задний план полотна будто «утонул» в легкой зыбкой дымке. Чередование разных по цветовой насыщенности планов делает пейзаж динамичнее, давая возможность «почувствовать» пространство.


Среди бескрайних полей вьется тонкой лентой – и теряется у линии горизонта – проселочная дорога. Художником мастерски переданы очарование и прелесть цветов и трав, растущих по обочинам дороги, - ромашки, колокольчика, боярышника. Тонкие и хрупкие, они словно подчеркивают величественную мощь и силу дуба, одиноко возвышающегося над долиной. Многие столетия стоит он – одинокий, спокойный, благородный. Беды и невзгоды искривили его ветви, но благодаря ним он стал еще сильнее.


Облака еще почти безмятежны, но в воздухе неуловимо чувствуется приближение грозы. Вот предгрозовая тишина разлилась по долине. Темной волной пробежала по земле тень от туч. Кажется, что дуб, широко раскинув свои руки-ветви и слегка шевеля листвою, спокойно ожидает поединка со стихией. Он уверен, что буря не сможет сломать его мощный ствол.


Картина «Среди долины ровныя » - одно из самых романтических и торжественно-монументальных произведений художника. В ней во всем величии и полноте показаны и русская природа, и русская душа. Одинокий дуб, возвышающийся над долиной, - будто символ. Русская душа, как и дуб, обязательно сможет все выдержать и все преодолеть.


Помимо описания картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя» , на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.


Описание картины И. И. Шишкина «Зима»



Муса Джалиль

ЗИМНИЕ СТИХИ


Снег похож на белую бумагу.

Песню или стих писать начнем?

Солнце, наш поэт, познав отвагу,

Чертит по снегу пером-лучом.



Вот и зимний ветерок несется.

Вьется снег... Теки, строфа, теки!

Я смотрю на снег в сиянье солнца:

Это настоящие стихи!


Их читает лес , не уставая,

И кудрявые снега полей.

Ель поет их -- девушка лесная:

Видно, строчки полюбились ей.


Бархатное платье зеленеет,

И земли касается подол.

Солнце к ней любовью пламенеет:

Это я в его стихах прочел.


Вот на лыжах, в свитере зеленом,

Ели молодой под стать вполне,

Наполняя лес веселым звоном,

Девушка моя спешит ко мне.


Вот мелькнула, поднимаясь в гору,

Вот остановилась у ольхи,

Я смотрю на снег, дивлюсь узору...

Это настоящие стихи!


Солнце!

Мы горим одною страстью,

Мы с тобою счастливы сейчас.

Песня юной жизни, песня счастья

В сердце зарождается у нас.


Февраль 1935 г., Голицыно



Картина И. И. Шишкина «Зима» написана в 1890 году. Это был отдельный этап в творчестве уже зрелого пейзажиста. В этот период жизни художник обратился к теме, которая раньше его не занимала, - к изображению зимнего оцепенения природы.


Вероятно, виной этому был поиск художником новых сюжетов и приемов письма. В полотне «Зима» живописец решает сложную задачу – передачу едва заметных движений природы с помощью оттенков белого цвета.


Зимний лес скован морозом, он застыл и как будто окаменел. С большим вниманием разработан передний план с несколькими столетними соснами. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Шишкин изумительно схватывает и передает спокойную величавость лесных исполинов. Справа – непроходимая стена мрачного леса. Все вокруг погружено в тень. Но вот редкий луч солнца проникает в царство снега и освещает полянку, окрашивая ее розовато-золотистым цветом.


Мастерски рисует художник безмятежный зимний покой. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого дня. И даже птица на ветке кажется не живой, а какой-то хрустальной.


С помощью выразительных художественных приемов Шишкин добивается создания монументального собирательного образа зимнего леса. Картина «Зима» исполнена эпического звучания и относится к самым замечательным произведениям великого художника.


Помимо описания картины И. И. Шишкина «Зима», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославлен .


Описание картины И. И. Шишкина «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф»

Муса Джалиль

ЛЕС


Путь идет через лес... Этой тропкой

В детстве бегал по ягоды я.

Мы уходим... Так будьте ж здоровы,

До свиданья, березки-друзья!


Сожалеть уже поздно, пожалуй,

Мы отлично дружили с тобой,

Старый лес! Мы влезали на сосны,

Отдыхали под елью любой.


Друг за дружкой со смехом гонялись,

Песни пели, уставши играть,

На серебряных ивах качались...

Как про это про все рассказать!


Старый лес! Ты от летнего зноя

Охранял нас, как добрая мать,

Защищал нас ветвями от ветра

И от ливней умел укрывать.


Пел ты песни с мальчишками вместе

На зеленом своем языке...

Сбережем эти бодрые песни,

Чтобы не было места тоске.


Оперились птенцы молодые

Собираются в дальний полет.

Ведь нельзя же в родительских гнездах

Оставаться им из году в год.


Сколько надо наук одолеть нам!

Сколько ждет нас несделанных дел!

Для того ведь и созданы крылья,

Чтобы каждый из нас полетел. *


Путь лежит через лес... Этой стежкой

Часто бегал по ягоды я.

Мы уходим. Так будьте ж здоровы,

До свиданья, березки-друзья!


Нашу стаю отправив в дорогу,

Ты останешься с грустью своей,

Неужели всегда расставанье

Так глубоко печалит людей?


Старый лес, не тревожься, не надо,

Все в порядке вещей... Ведь не раз

Повзрослевших окрепших питомцев

Провожал ты вот так же, как нас.


Не грусти! Твоя гордая слава,

Твой немолчный зеленый прибой

Разнесутся далеко-далеко,

В песнях птиц, окрыленных тобой.

1939


В последние годы творчества И. И. Шишкин огромное значение уделял колориту своих полотен. Его интересовало, как можно передать игру света, изменчивость оттенков в зависимости от освещенности и присутствия соседних предметов. Пожалуй, одним из самых гармоничных по цветовому решению полотен является работа «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», созданная в 1891 году.


Этот пейзаж рассказывает нам об окрестностях Петергофа и Ораниенбаума, где И. И. Шишкин проживал в 1891 году. Художник поэтически воспевает величественную жизнь русского леса, настоящей лесной глуши.


Пейзаж кажется немного мрачным, он словно окутан мягким вечерним светом. В темной глуши старого елового леса сгущаются сумерки. Шишкин выбирает для картины насыщенные по колориту краски, передавая тревожную, напряженную атмосферу. Торжественное настроение покоя перед наступлением темноты еще более усиливает одинокая фигура лесника. Неподвижный и усталый, стоит он перед нами, глубоко задумавшись о чем-то своем.


Но на переднем плане - на стволах деревьев, на их обнаженных корнях, на зеленом ковре из моха – еще ощущается трепет последних отсветов солнца. Стремясь убедительно донести до зрителя красоту леса, художник виртуозно передает кистью малейшие нюансы и переходы оттенков – желтоватых, зеленоватых, сероватых. Не упуская ни одной подробности, живописец изображает жизнь глухой чащи. Ему это удается - зритель «погружается» в лесные дебри, насыщенные запахами преющих листьев, теплой почвы и смолы.


Картина «В лесу графини Мордвиновой . Петергоф» относится к числу лучших творений Шишкина. Она в очередной раз доказывает, что в изображении русской природы, русского леса у Шишкина нет соперников.


Помимо описания картины И. И. Шишкина «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.


Описание картины И. И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу»

Мусса Джалиль

ДОРОГИ


Амине


Дороги, дороги! Довольно гостил я

От края родного вдали.

Пора и домой мне. Хочу, чтоб дороги

Обратно меня привели.



Так сильно соскучился я по Замостью,

По нашим лесам и полям!

Сказать не могу, до чего стосковался

По черным девичьим бровям.


Когда мы простились, шел дождь. И печально

Вослед мне смотрели глаза,

И что-то блестело на милых ресницах, --

Не знаю, вода иль слеза...


Ох, тяжко, друзья, уезжать на чужбину!

Так тяжко на сердце больном!

Еще хорошо, что любовь и терпенье

Извечно соседствуют в нем.


Дороги, дороги! Вы все беспощадны,

И нет вам, дороги, конца.

Чьи ноги, скажите мне, вас проложили

И чьи проложили сердца?


Кто так же, как я, окрыленный надеждой,

Над вами парил, а потом

Был вами, дороги, от дома отторгнут,--

Далеко родимый мой дом!


Нам молодость властно диктует: "Ищите!"

И носят нас бури страстей.

Не ноги людей проложили дороги,

А чувства и страсти людей.


Так пусть нас заносит далеко-далеко,

Возникшая смолоду страсть, --

По этим дорогам, влекомые сердцем,

Должны мы в отчизну попасть!


Дороги, дороги! Я долго томился

От родины милой вдали.

Хочу, чтобы новые чувства и силы

К любимой меня привели!



Октябрь 1943 г. Картина «Дождь в дубовом лесу» написана И. И. Шишкиным в 1891 году. Это было время его творческого расцвета. Полотна данного периода жизни художника отличаются многогранностью образов и разнообразием мотивов. «Дождь в дубовом лесу» - одно из самых совершенных произведений художника, поражающее тщательной продуманностью сюжета и блестящей техникой исполнения.


В картине «Дождь в дубовом лесу» Шишкин предстает мастером станковой живописи. В полной мере художник смог показать, с какой виртуозностью он владеет кистью и умеет передать все оттенки цвета, игру света и тени.


Перед нами – дубовая роща во время теплого летнего дождя. Сырой воздух леса свеж и прохладен. Художник верен себе – он по-прежнему точен и объективен в изображении каждого нюанса, каждой детали. С огромным мастерством художник передает глубину пространства. Оно погружено в дождливую мглу, и если на переднем плане деревья видны отчетливо, то на заднем проступают лишь размытые их контуры. Утонченная зеленовато-серебристая гамма полотна выписана в самых тонких оттенках.


Сквозь полупрозрачную пелену сквозь облака в рощу проникает луч солнца. Стремительно проходя сквозь сырые ветви и листву, он окрашивает золотом стволы дубов и разбивается на миллион лучиков в лужах. Несколько прохожих, поддавшись очарованию ненастья, неспешно бредут по лужам. Да и не сам ли автор шагает впереди, подняв воротник легкого пальто и заложив руки в карманы?


Надо отметить, что полотно «Дождь в дубовом лесу» выпадает из череды картин художника, написанных в последние годы жизни, - эпических и даже несколько суровых по складу. Это – картина, в которой Шишкин будто забыл о тяготах и невзгодах, и с помощью таланта и вдохновения просто показал дивную прелесть окружающего мира.


Помимо описания картины И. И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.


  1. Заключение


Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе, то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда, гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. И я думаю связь творчества Мусы Джалиля и Ивана Ивановича Шишкина очень тесное. Джалиль писал природу родного края пером, а Шишкин писал её кистью…



  1. Список использованных источников и литературы.

ИССТОЧНИКИ

  1. И.И.Шишкин: Переписка. Дневник. Современники о художника. Москва, «Искусство», 1978г., 478с.

ЛИТЕРТУРА

  1. Анисов Л.Н. «Шишкин». Москва, “Terra – Terra” , 1996 год, 416 стр.

  2. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века.» 1962г., 692 стр.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. «50 художников шедевры русской живописи- Шишкин» - ЖУРНАЛ

  2. Энциклопедия «Всё что тебе нужно знать» У.В. Савцина

  3. «Большая энциклопедия знаний» Л.С. Белова, Е.В. Черныш.



Ссылка:


www.centre.smr.ru/win…shishkin/biogr_shishkin.html

www.art-portrets.ru/shishkin_rozh.html

Иван Иванович Шишкин. Биография, переписка, творчество и картины.




Похожие:

Исследовательская работа на тему: «Богатыри родного края» iconИсследовательская работа по истории родного края
Рассказ о враче Кочетове Григории Фроловиче, умершего от заболевания чумой при исполнении врачебного долга
Исследовательская работа на тему: «Богатыри родного края» iconИсследовательская работа в номинации «Традиции и обычаи родного края» Тема «Игры моей малой Родины»
Областной центр творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодежи
Исследовательская работа на тему: «Богатыри родного края» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «мифопоэтическая символика животных в «записках охотника»
Уважаемые председатель секции, секретарь и участники конференции, вашему вниманию предлагается научно-исследовательская работа на...
Исследовательская работа на тему: «Богатыри родного края» iconБековского района пензенской области исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему
Исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему
Исследовательская работа на тему: «Богатыри родного края» iconЗато г. Фокино Приморского края. Исследовательская работа
Исполнитель: Назаров Глеб ученик 9 «А» класса мкоу гимназии №259 зато город Фокино Приморского края
Исследовательская работа на тему: «Богатыри родного края» iconНаучно-исследовательская работа на тему: чиновничество в россии
I. формирование чиновничества и его положение в XVIII в
Исследовательская работа на тему: «Богатыри родного края» iconПояснительная записка рабочая программа для 7 класса по культуре родного края оставлена на основе «Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего полного общего образования в Чувашской Республике.
Чувашской Республике. Национально-региональный компонент». – Чебоксары. Чувашский республиканский институт образования, 2007 и программы...
Исследовательская работа на тему: «Богатыри родного края» iconТворческий проект «красота нашего края» Актуальность
Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего Родного края творческим...
Исследовательская работа на тему: «Богатыри родного края» iconИсследовательская работа по математике на тему Работу
В этом году на занятиях элективного курса «Десять встреч с графами» я опять встретился с этой задачей. Оказывается то, что такой...
Исследовательская работа на тему: «Богатыри родного края» iconИсследовательская работа на тему: «Народные промыслы России» Работу
«Средняя общеобразовательная школа суглубленным изучением отдельных предметов №52»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница