Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения




Скачать 20,34 Kb.
НазваниеПрограмма психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения
страница1/14
Дата03.02.2016
Размер20,34 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол № ___

от «___» __________ 2011 год




Утверждено:

Директор школы

___________ Л.В. Цепа

Приказ по школе № ____

от «___» ___________ 2011 год



Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

в рамках внедрения ФГОС ООО


Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 с углубленным изучением предметов образовательной области « Технология»

( основная школа)

на период 2011-2015 годы


2011


Содержание:

  1. Целевой раздел программы………………………………………………………………………..4

  1. Актуальность программы………………………………………………………………………….....4

  2. Пояснительная записка……………………………………………………………………………….5

  3. Цель и задачи программы…………………………………………………………………………….8

  4. Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения ФГОС ООО…………………………………………………………………………………………..10

  5. Формы работы психологического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО……………12

  6. Структура психологического сопровождения учащихся в процессе обучения…………………14

  7. Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО……………………………………………………………………………………………...15

  8. Этапы внедрения системы психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО……………………………………………………………………………………………...15

  9. Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО…………………………………………16

  10. Нормативные документы………………………………………………………………………18




  1. Содержательный раздел программы……………………………………………………………19

  1. Психологическое сопровождение программы УУД………………………………………………19

  2. Психологическое сопровождение духовно-нравственного направления учебно - воспитательного процесса…………………………………………………………………………..21

  3. Психологическое сопровождение коррекционной работы……………………………………….23

  4. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми……………………………..….24

  5. Психологическое сопровождение формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………………………………………………………25




  1. Организационный раздел программы…………………………………………………………..27

Приложение 1. Цикл занятий для учащихся 5-х классов «Развитие сплоченности школьного коллектива»……………………………………………………………………………………………27

Приложение 2. Компилятивная коррекционная программа «Снижение уровня тревожности у учащихся 5-х классов»………………………………………………………………………………..40

Приложение 3. Коррекционно-развивающие занятия с пятиклассниками. Тема: «Школьные страхи»……………………………………………………………………………………………..…..55

Приложение 4. Программа психолого-педагогического сопровождения «На тропе доверия» для учащихся 6-х классов…………………………………………………………………………….57

Приложение 5. Программа психолого - педагогического сопровождения «Наедине с собою» для учащихся 6-7-х классов……………………………………………………………………………….69

Приложение 6. Программа психолого-педагогического сопровождения элективных курсов 8- 9-х классов «Твоя профессиональная карьера»…………………………………………………… ……82

Приложение 7. Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»………………………94

Приложение 8.Программа «Одаренные дети»…………………………………………………….106

Приложение 9. Схема психолого-педагогического мониторинга среднего звена МБОУ СОШ №9 с УИПОО «Технология»…………………………………………………………………………….117


Литература…………………………………………………………………………………………..120



  1. Целевой раздел программы.




  1. Актуальность программы

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

Поэтому и возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.



  1. Пояснительная записка

Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Первостепенную роль играют:

1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

2. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Таким образом, мы видим, что новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных (ЗУН), но и способами формирования универсальных учебных действий и личностных результатов. Именно поэтому так важно включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:

1) успешность деятельности учащегося;

2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.

Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо также осуществлять компетентностный подход к обучению и воспитанию, который выдвигает на первое место не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.



  1. Цель и задачи программы.

Цели программы:

  1. Создание системы психолого-педагогического сопровождения учебного эксперимента для создания социально – психологических условий нормального личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации.

  2. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения при введении Программы развития универсальных учебных действий.

  3. Создание здоровье сберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.

  4. Повышение открытости, гибкости и эффективности системы для обеспечения удовлетворения изменяющихся образовательных запросов семей.

Для достижения целей решаются следующие задачи:

1. Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе внедрения ФГОС ООО;

2.Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

3.Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у учащихся младшего школьного возраста и учащихся основной школы.

4.Сопровождение в условиях основной школы: адаптация к новым условиям обучении; поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута; формирование жизненных навыков; формирования навыков позитивного коммуникативного общения; профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы; помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения. Предпрофильная ориентация. Сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой.

5.Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.

6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.

  1. Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся,

родителей на этапе внедрения ФГОС.

Целевая аудитория программы: взрослые (педагоги, родители) и обучающиеся 5-х-9-х классов Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения Средней общеобразовательной школы №9 с Углубленным Изучением Предметов Образовательной Области «Технология».


4.Основные направления психологического сопровождения обучающихся

в рамках введения ФГОС ООО.

1. Профилактическое направление.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

  1. Диагностическое направление.

Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

Диагностика может быть индивидуальной и групповой.

Этапы индивидуальной диагностики:

- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

  1. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).

Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

  1. Развивающее направление.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

  1. Коррекционное направление.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация

работы прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Напраленно на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

6.Просветительско-образовательное направление.

Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

7.Профориентационное направление.

Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения  iconПрограмма «психолого-педагогическое сопровождение введения фгос ноо второго поколения 2011-2015 г г.»
Психолого-педагогического сопровождения (коррекционной работы) в рамках введения фгос
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения  iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» "Детский сад комбинированного вида №135 "Дюймовочка» "
Модель организации образовательного процесса мбдоу на один день (ранний, младший и старший возраста)
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения  iconАналитический отчет о деятельности муниципального образовательного учреждения психолого медико-социального сопровождения Центр «Спутник» в 2008 -2009 гг
Аналитический отчет о деятельности муниципального образовательного учреждения психолого – медико-социального сопровождения Центр...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения  icon«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств»
Проблема воспитания толерантности одна из самых актуальных из-за роста агрессивности, насилия, нетерпимости, конфликтности в обществе....
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения  iconОбразовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Дивасовская основная общеобразовательная школа»
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Дивасовская основная общеобразовательная школа» Смоленского района Смоленской...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения  iconПрограмма муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №59»
Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения  iconПоложение о сайте муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Краснодар
Положение) определяет назначение, принципы построения и структуру информационных материалов, размещаемых на официальном web-сайте...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения  iconПоложение о психолого- медико-педагогическом консилиуме Муниципального казенного образовательного учреждения Ленинской средней общеобразовательной школы Котельниковского муниципального района Волгоградской области
Ого казенного образовательного учреждения Ленинской средней общеобразовательной школы Котельниковского муниципального района Волгоградской...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения  iconДоклад Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №4" по итогам работы педагогического коллектива в 2011-2012 учебном году
Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №4" по итогам работы педагогического коллектива...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения фгос ООО муниципального бюджетного образовательного учреждения  iconУстав муниципального бюджетного образовательного учреждения
Российской Федерации, для предоставления муниципальных услуг в сфере образования путем изменения типа муниципального образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница