Аналитические материалы для руководителей библиотечного дела




Скачать 27,41 Kb.
НазваниеАналитические материалы для руководителей библиотечного дела
страница1/7
Дата03.02.2016
Размер27,41 Kb.
ТипАналитические материалы
  1   2   3   4   5   6   7


РБА

Российская библиотечная ассоциация


Новые правовые формы

государственных и муниципальных библиотек


(аналитические материалы

для руководителей библиотечного дела)


Санкт-Петербург

2010

Авторы-составители:

С. А. Басов, председатель Секции РБА «Библиотечные общества и ассоциации»

Л. В. Куликова, член постоянного комитета Секции публичных библиотек РБА


Материалы подготовлены на основе анализа норм Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», иных законодательных и нормативных правовых актов, связанных с внедрением № 83-ФЗ в практику.

Приводятся данные опроса, организованного секцией публичных библиотек РБА (председатель секции С. Ф. Бартова), и мнения руководителей библиотечных учреждений полученные из различных регионов России.

Содержащиеся в материалах оценки опираются на нормативные правовые документы и отражают точку зрения авторов-составителей.

Материалы адресованы руководителям и методистам государственных и муниципальных библиотек, а также органам управления, исполняющим функции и полномочия их учредителей.


_______________________________________________________________

Подписано к печати 12. 10. 2010. Формат 60х84/16. Бумага офсетная Печать офсетная. Усл. печ. л. 4,4. Уч. изд. .л. 4,2. Тираж 320. Заказ № 82.

______________________________________________________________________

Издательство «Российская национальная библиотека». ОП

191069 Санкт-Петербург, Садовая ул., 18.


© Российская библиотечная ассоциация, 2010 г.

Руководителям

органов управления культуры

муниципальных образований


О методических рекомендациях


Уважаемые коллеги!


Министерство культуры и архивов Иркутской области направляет для руководства и практического использования в организации работы по переводу учреждений культуры в новые типы бюджетных учреждений сборник материалов Российской библиотечной ассоциации «Новые правовые формы государственных и муниципальных библиотек».


Министр культуры и архивов В. И. Кутищева

СОДЕРЖАНИЕ


1. Федеральный закон о новом правовом статусе

государственных (муниципальных)

бюджетных учреждений ..5


2. План действий по переводу бюджетных учреждений

в новую правовую форму ..6


3. Критерии определения типов государственных и

муниципальных учреждений ..8


4. Проблема выбора типа библиотечного учреждения:

мнения и сомнения библиотечных специалистов 15


5. Цель и смысл правовых преобразований 18


6. Реальные возможности деятельности библиотек

в новой правовой форме 21


Приложение 1. Сравнительная характеристика

бюджетных, казенных и автономных учреждений,

создаваемых в субъектах РФ и муниципальных

образованиях в соответствии с ФЗ-83 27


Приложение 2. Услуги библиотек как основа

государственного (муниципального) задания 69

1. Федеральный закон о новом правовом статусе государственных (муниципальных) бюджетных учреждений


В соответствии с Федеральным законом от 08. 05. 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – № 83-ФЗ) подлежит уточнению правовой статус государственных (муниципальных) бюджетных учреждений.

С принятием № 83-ФЗ появились правовые основания для создания нового типа бюджетных учреждений – казенных, а также изменения правового статуса существующих бюджетных учреждений.

Правовым основанием для создания автономных учреждений является принятый в 2006 г. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» (№ 174-ФЗ).

Статья 6 нового закона вносит следующие изменения в статью 9 п.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»:

«1. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

3. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя)».

В этой связи № 83-ФЗ вносит изменения в ряд законодательных актов РФ: Гражданский Кодекс РФ (часть 1 и 2), Бюджетный Кодекс РФ и Налоговый Кодекс РФ, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «Об автономных учреждениях», Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и ряд других законов.

Статья 31 № 83-ФЗ устанавливает сроки его выполнения:

«2. В целях приведения правового положения бюджетных и казенных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных настоящим Федеральным законом, статей 30 и 33 настоящего Федерального закона и настоящей статьи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

1) принять до 1 декабря 2010 года нормативные правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативных правовых актов. Такие нормативные правовые акты должны содержать перечень казенных учреждений;

2) утвердить до 1 января 2011 года в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними 5 учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества;

3) обеспечить до 1 марта 2011 года принятие решений об отнесении движимого имущества подведомственных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу;

4) обеспечить до 1 декабря 2011 года внесение изменений в уставы

подведомственных бюджетных и казенных учреждений.

Статья 33:

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. …

13. С 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период».


2. План действий по переводу бюджетных учреждений в новую правовую форму


Установленные сроки полномасштабного перехода к работе учреждений в новых условиях дают определенное время для разработки и утверждения комплекса необходимых подзаконных нормативных правовых актов, для распределения существующих государственных (муниципальных) учреждений между тремя типами и внесения изменений в их уставы на федеральном уровне, в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Помимо этого, должны быть обеспечены новые механизмы финансового обеспечения учреждения каждого типа, порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности учреждения, об использовании закрепленного за ним имущественного комплекса и др.

Это означает, что решения, принимаемые органами исполнительной власти соответствующих уровней по переводу учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств, в иную организационно-правовую форму, должны быть взвешенными и хорошо продуманными.

В настоящее время пакеты необходимых документов и нормативных правовых актов, регламентирующих действия исполнительных органов и дальнейшую деятельность новых правовых типов учреждений, находятся на стадии оперативной разработки или согласования.

Несмотря на то, что эти процессы осуществляются самостоятельно на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований, на местах должны учитываться документы, принимаемые на федеральном уровне Правительством РФ или его исполнительными органами.

План мероприятий Министерства культуры РФ связи с принятием № 83-ФЗ (утв. приказом Министерства культуры РФ от 23. 07. 2010 г. № 413) дает представление о комплексе необходимых нормативных документов, которые необходимо подготовить и утвердить органам власти в отношении подведомственных им учреждений культуры, включая библиотеки.

Необходимо учесть поручения, содержащиеся в ряде правительственных актов: в Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения», утвердившем Положение «Об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения»; в Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»; в Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений».

В целях реализации № 83-ФЗ распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1505-р утверждены «Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности», а также «Рекомендации по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений».

3. Критерии определения типов государственных и муниципальных учреждений


Основным документом по определению типов учреждений являются «Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности» (утв. распоряжением Правительства РФ 07. 09. 2010 № 1505-р). Они разработаны в целях оказания органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления содействия по приведению правового положения государственных и муниципальных учреждений в соответствие с требованиями закона № 83-ФЗ.

Основные критерии должны соответствовать положениям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов. Государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из сферы деятельности, в которой оно создается.

Автономное учреждение может быть создано в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Сферы деятельности бюджетных учреждений не ограничены. В № 83-ФЗ отмечены приоритетные сферы, в которых создаются бюджетные учреждения, - наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, и одновременно предоставлена возможность создания бюджетных учреждений в иных сферах без ограничений.

Сфера деятельности казенного учреждения Федеральным законом не ограничена. В то же время, Правительство РФ полагает, что к казенным учреждениям целесообразно относить учреждения, созданные в сфере управленческой деятельности, либо учреждения, отнесенные к казенным в соответствии с законом.

Правительством РФ рекомендуется применять дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения. На экономические показатели деятельности учреждений необходимо обратить особое внимание.

Автономное учреждение (АУ) является некоммерческой организацией, создаваемой для выполнения работ, оказания услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

АУ отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним собственником этого имущества или приобретенных учреждением за счет выделенных собственником средств.

Собственник имущества АУ не несет ответственности по обязательствам учреждения.

АУ вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Заключение гражданско-правовых договоров осуществляется АУ от собственного имени. Требования, установленные для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд, не распространяются на АУ при заключении ими договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Это означает, что АУ не подпадают под действие № 94-ФЗ от 21. 07. 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

АУ вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований. Открытие лицевых счетов АУ в территориальных органах Федерального казначейства и ведение этих счетов осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями АУ с территориальными органами Федерального казначейства.

Бюджетное учреждение (БУ) является некоммерческой организацией, создаваемой для выполнения работ, оказания услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

БУ отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником этого имущества или приобретенного учреждением за счет выделенных собственником средств, а также недвижимого имущества.

Собственник имущества БУ не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

БУ вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение БУ.

Лицевые счета открываются БУ в органах Федерального казначейства.

Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров осуществляется БУ от собственного имени. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется учреждением в порядке, установленном для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд.

Из приведенных кратких характеристик правовых типов АУ и БУ, данных Правительством РФ, видно, что они имеют сходство в механизмах осуществления финансово-экономической деятельности:

  • обязательность формирования и выполнения государственного (муниципального) задания;

  • финансовое обеспечение в форме субсидий и распределение бюджетных средств по принципу оплаты за фактически оказанные услуги;

  • полная ответственность по своим обязательствам (отсутствие субсидиарной ответственности со стороны государства);

  • контроль со стороны учредителя только в части выполнения государственного (муниципального) задания;

  • сохранение государственной (муниципальной) собственности в оперативном управлении и определенная степень хозяйственной свободы;

  • самостоятельное распоряжение доходами, полученными от деятельности, приносящей доходы, а также имуществом, приобретенным за счет этих доходов.

Напрашивается вывод, что бюджетное учреждение представляет собой некоторую промежуточную форму, в рамках которой сохраняется достаточный объем прямых контрольных функций со стороны органов власти и, в то же время, реализован новый финансово-экономический механизм, характерный для автономных учреждений. Полагаем, что такой подход позволяет психологически комфортно осуществить массовый переход на новые условия хозяйствования действующих бюджетных учреждений, как бы не изменяя их типа. («Мы были бюджетными и останемся бюджетными»). Можно предположить, что в дальнейшем бюджетные типы учреждений могут быть постепенно преобразованы в автономные.

В качестве дополнительных критериев при определении экономического потенциала учреждения Правительством РФ рекомендуется использовать такие показатели, как:

а) средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;

б) средний рост доходов государственного (муниципального) учреждения (по всем источникам финансового обеспечения) за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;

в) средний рост балансовой стоимости основных фондов государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;

г) средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года;

д) средний рост заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения в среднем по учреждению за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года». («Методические рекомендации по определению критериев изменения типа …», п. 9).

Указанные показатели являются весьма важными, так как свидетельствуют о реальной возможности учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность для достижения основных целей, при указании такой деятельности в учредительных документах. Полагаем, что анализ экономического потенциала библиотеки, выраженный, прежде всего, в доле профильных внебюджетных доходов за несколько последних лет, должен стать важным аргументом при выборе адекватной правовой формы библиотечного учреждения.

Также при определении типа учреждения рекомендуется использовать следующие показатели:

а) достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за бюджетным или автономным учреждением в соответствии с установленными нормативными требованиями, а также стандартами качества предоставления государственных (муниципальных) услуг (оценивается положительно, если имущество создаваемого бюджетного или автономного учреждения соответствует нормативным требованиям, требованиям стандартов качества, либо превышает их);

б) степень износа основных фондов (нефинансовых активов), определяемая как отношение суммы накопленного износа к балансовой стоимости основных фондов на конец отчетного финансового года (оценивается положительно, если это значение составляет не более 85 процентов) («Методические рекомендации по определению критериев изменения типа …», п. 10).

В качестве дополнительных критериев при определении управленческого потенциала БУ или АУ Правительством РФ рекомендуется использовать такие показатели, как:

а) способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения, после изменения типа государственного (муниципального) учреждения (оценивается с помощью метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления);

б) рейтинг государственного (муниципального) учреждения по данным независимых рейтинговых агентств;

в) наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий;

г) наличие программы развития автономного учреждения».

Казенное учреждение КУ является государственным (муниципальным) учреждением, которое осуществляет оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления и финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Следует отметить, что КУ могут создаваться без ограничения сфер их деятельности.

Представляется важным, что законодатель различает функции (которые направлены на неопределенное число лиц, т.е. на общество) и услуги (работы), которые адресованы индивидуальному потребителю. КУ, в отличие от АУ и БУ, создаются не только для оказания услуг и выполнения работ: КУ осуществляют исполнение государственных (муниципальных) функций. Все виды работ, связанные с комплектованием и сохранением книжных фондов, мы вправе отнести к функциям, которые библиотеки от имени государства (учредителя) выполняют в интересах общества.

КУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Лицевые счета открываются КУ в органах Федерального казначейства. КУ может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ и являются доходом этого бюджета. Именно в этом пункте состоит отличие ныне действующих бюджетных учреждений от КУ.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется в порядке, установленном для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд.

Закон № 83-ФЗ не ограничивает возможности принятия решений о переводе любых учреждений в статус казенных на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Ограничения накладываются только на федеральном уровне:

«1. В целях приведения правового положения федеральных учреждений в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных настоящим Федеральным законом, статей 30 и 33 настоящего Федерального закона и настоящей статьи:

1) создать в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральные казенные учреждения, изменив тип следующих федеральных государственных учреждений, действующих на день официального опубликования настоящего Федерального закона:

а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

г) учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения (Статья 31)».

Обращаем внимание, что данное положение № 83-ФЗ в отдельных регионах воспринимается как запрет на перевод библиотек в статус казенных учреждений, что противоречит закону. Библиотеки могут быть реорганизованы не только в автономные и бюджетные, но и казенные учреждения. Форма казенного учреждения применима в любых сферах, соответствующих полномочиям субъекта РФ и полномочиям муниципального образования.

В соответствии со статьей 13 (п.2) ФЗ «О некоммерческих организациях»

(в редакции № 83-ФЗ статья 6):

«2. Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для бюджетных или казенных учреждений субъектов Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений».

Сравнительная характеристика бюджетных, казенных и автономных учреждений, создаваемых в субъектах РФ и муниципальных образованиях в соответствии с № 83-ФЗ приводится в Приложении 1.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Аналитические материалы для руководителей библиотечного дела iconVii. Вопросы межведомственного взаимодействия
Нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, библиотечного дела,...
Аналитические материалы для руководителей библиотечного дела iconАналитические материалы к государственной аккредитации
Центрального банка данных по материалам, представленным образовательными учреждениями в 1996-2007 гг
Аналитические материалы для руководителей библиотечного дела iconАналитические материалы подготовлены к ежегодному государственному докладу «О положении детей в Российской Федерации»
Образование, воспитание и развитие детей в сахалинской области
Аналитические материалы для руководителей библиотечного дела icon-
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных...
Аналитические материалы для руководителей библиотечного дела icon-
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных...
Аналитические материалы для руководителей библиотечного дела iconТяпухин А. П. Логистика: Учебник для бакалавров / А. П. Тяпухин. 2-е изд.; перераб и доп
Взфэи. Труды преподавателей взфэи за 2011-2012 учебный год. Библиографический указатель по материалам библиотечного фонда: Библиографический...
Аналитические материалы для руководителей библиотечного дела iconКалендарный план работы гоу сош №851 на август 2010 года №
Консультации для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений по вопросу текущего ремонта
Аналитические материалы для руководителей библиотечного дела iconПлан работы гбоу сош №996 на апрель 2013 года Дата
Консультации для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений по вопросу текущего ремонта
Аналитические материалы для руководителей библиотечного дела iconАналитические материалы по мониторингу Январь- февраль
План-график (сетевой график) выполнения работ в 2012 году мбдоу мо г. Краснодар «Центр – детский сад №115» базового учреждения стажировочной...
Аналитические материалы для руководителей библиотечного дела iconКак формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних методические рекомендации асоу 2011 удк 343. 85
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница