Программа дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года




Скачать 20,66 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер20,66 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки

Муниципальное образовательное учреждение

центр дополнительного образования для детей «ИСТОКИ»

г. Волгограда


УТВЕРЖДЕНА МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ

Прот. № 6 от « 28 » марта 2011 г.

. Директор Н. Ю. Сташенко


«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Программа дополнительного образования

детей 9-10 лет

Срок реализации – 2 года


Автор:

Мелихова Юлия Александровна,

педагог дополнительного образования

МОУ центр «Истоки»


Волгоград 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению - культурологической; по форме организации – групповой; по времени реализации – двухгодичной.

Данная программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ст. 14; Федеральном законом «О свободе совести», ст. 5; Конституцией РФ, ст. 28, 29, 44; Конвенцией о правах ребёнка, ст. 13–15; Семейным кодексом, ст. 54–56, 58–60; с учетом программы «Основы православной культуры», рекомендованной учёным советом ВГИПКРО (Волгоград 2001). Программа является авторской.

Новизна программы состоит в том, что она разработана отдельно для детей 9 – 10-летнего возраста, то есть учащихся 3-их и 4-ых классов. В программе сделан акцент не просто на этическом и антропологическом, характеризовало программу «Основы православной культуры» для детей 6-8-летнего возраста, но и на догматическом аспектах православной культуры в их взаимосвязи. Иными словами, в данной программе углублена связь догматического вероучения, христианских заповедей и нравственной проблематики, характерной для детей данного возраста. В программе конкретизирована личностно-ориентированная модель обучения, что выражается в использовании метода диалога и метода погружения в ситуацию переживания ценностей, а также многоуровневом содержании каждого занятия и разностороннем дидактическом материале.

Актуальность программы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей, начиная с младшего школьного возраста. (Подробнее см. актуальность программы в пояснительной записке программы «Основы православной культуры» для детей 7-8 лет).

Итак, разработка программы направлена на:

  • приобщение детей к христианским ценностям, которые являются основополагающими в жизнедеятельности любого цивилизованного общества;

  • развитие у детей мотивации к познанию окружающего мира и самого себя;

  • профилактику асоциального поведения и налаживание дружественной атмосферы в детском коллективе;

  • создание условий для творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему отечественной культуры;

  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.



Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что 9-10-летний возраст детей является переходным, точнее, связующим звеном между периодом самого младшего школьника и возрастом более сознательным, интеллектуальным. И в связи с тем, что в этом возрасте детям весьма полезными рассказы, вызывающие чувство жалости и доброго отношения к другим людям и животным, ведущей формой занятий продолжает оставаться беседа по прочитанному (или прослушанному) рассказу, сказке, стихотворению или притчи соответствующего содержания. Желательно, использовать методику погружения детей в ситуацию переживания ценностей через вживание в роль и задания продолжить рассказ. Можно включать элементы «сократического диалога» (подробнее см. в пояснительной записке к программе «Основы православной культуры» для детей 11-14 лет). Дружелюбная атмосфера совместной игры или рисования так же необходима для душевного развития детей, как и то, что рассказывается на занятиях.

Цель программы I-ого года обучения:

  1. Ознакомление обучающихся с Библейской историей Ветхого и Нового Завета.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

  1. Изучение основных событий из Ветхого и Нового Завета;

  2. Раскрытие поучительного значения библейских событий для человека.



Цель программы II-ого года обучения:

  1. Понимание обучающимися основных понятий евангельского учения.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

  1. Объяснение содержания и смысла евангельских притч и бесед;

2. Понимание значений евангельского учения в жизни каждого человека.


Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что содержание занятий, формы и методы направлены на «личностный» уровень освоения детьми знаний. Для этой цели в методическое обеспечение каждой темы в качестве «наглядного пособия» к занятиям включены рассказы, повествования, иллюстрирующие проблемы, которые приближены к действительной жизни детей этого возраста. Эпизоды из Библии должны выбираться по такому признаку, чтобы они могли раствориться в «сегодняшнем» ребенка, стать духовной пищей для его растущей и все более осознающей себя души. Таким образом, каждое занятие предполагает постановку и решение того или иного нравственного вопроса.

Прохождение каждой новой темы осуществляется при постоянном повторении пройденных тем с помощью диагностических методик обученности (см. Приложение 1). Такие методические приемы, как «возвращение к пройденному» и «забегание вперед» придают объемность последовательному освоению материала в данной программе. Другими словами, на каждом занятии по новой теме обязательно проводится какая-либо игра. Занятия второго года обучения предполагают ознакомление с церковно-славянским языком в форме изучения азбуки и отдельных слов; викторины.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 9 до 10 лет. При реализации программы необходимо учитывать следующие особенности этого возраста детей. Более возросшая сосредоточенность внимания по сравнению с предыдущим возрастным периодом. Менее выражена потребность двигаться. Очень хорошая память. Дети легко усваивают причинную связь в рассказе.

Срок реализации данной программы 2 года. 1-ый год обучения является вводным и направлен на ознакомление с библейскими и догматическими основами православной культуры, хотя при этом главной остается нравственная проблематика. 2-ой год предполагает повторное изучение материала первого года обучения.

Формы занятий:

По количеству детей – форма занятий коллективная.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей предполагаются такие формы занятий, как беседа; экскурсия (заочная или очная); праздничное мероприятие - утренник; викторина.

По дидактической цели – комбинированные формы занятий, а также – вводное, занятия по углублению знаний, практические занятия и занятие по обобщению знаний.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая включает в себя блоки нового материала по теме занятия. Практическая часть заключается в творческом решении задач, ответах на вопросы учителя, рисованию по заданной теме или в игровой деятельности, а также в конкурсах и викторинах.

Режим занятий:

По данной программе проводится по два занятия в неделю продолжительностью 40 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:

  • Что такое Библия;

  • библейское повествование о сотворении мира, о появлении зла в мире, о жизни первых людей в раю и их грехопадении;

  • библейское повествование о праведных Ное, Аврааме и Моисее;

  • о православном понимании греха и покаяния;

  • некоторые заповеди и самую общую - о любви к ближним;

  • евангельское повествование о рождении, жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа;

  • что такое православный храм, молитва и православная икона;

понимать:

  • что человек наделен Богом свободой выбора;

  • что зло побеждается только добром;

  • что у каждого человека есть совесть – голос Божий, который, если к нему прислушиваться, помогает совершать добрые дела;

  • «золотое правило жизни»: как человек хочет, чтобы относились к нему, так же он должен относиться и к другим;

  • что ближние – это не только наши родители и родственники, но и чужие люди, которым нужна наша помощь;

  • как важны дела милосердия в любой ситуации;

уметь:

  • Раскрывать некоторые евангельские притчи и наставления Иисуса Христа;

  • Понимать христианские заповеди и ценности как нормы жизни, а пороки и грехи – как ее искажение;

  • Видеть связь заповедей и евангельских притч с повседневной жизнью;

  • Раскрывать содержание и смысл православных праздников;



Проявлять следующие отношения:

  • наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру и к самим себе;

  • деятельную помощь ближним.



Способы проверки результатов освоения программы:

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в виде:

– игр, викторин, конкурсов по обобщению и закреплению знаний по каждой теме и в конце каждого тематического раздела (см. Приложение. Диагностические методики обученности);

– анкетирования, творческих заданий (см. Приложение. Диагностические методики воспитанности);

– праздничных мероприятий, посвященных Рождеству Христову и Пасхе;

а также

– экскурсий по храмам Волгограда;

– паломнических поездок по святым местам Волгоградской области.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(I-ый год обучения)



№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

0

Вводное занятие

2

0,5

1,5

1

О Боге

6

1,5

4,5

1.1

Красота окружающего мира. Бог-Творец

2

0,5

1,5

1.2

Бог есть Любовь

2

0,5

1,5

1.3

Бог-Троица. О Библии

2

0,5

1,5

2

Библейская история

22

5,5

16,5

2.1

Сотворение мира. Мир видимый и невидимый

2

0,5

1,5

2.2

Дни творения. Сотворение человека

2

0,5

1,5

2.3

Появление зла в мире. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение и его последствия

2

0,5

1,5

2.4

Всемирный потоп. Праведный Ной и его сыновья

2

0,5

1,5

2.5

Вавилонская башня. Праведный Авраам

2

0,5

1,5

2.6

Исаак. Иаков и Исав

2

0,5

1,5

2.7

Дети Иакова. Праведный Иосиф

2

0,5

1,5

2.8

Пророк Моисей

2

0,5

1,5

2.9

Десять заповедей

2

0,5

1,5

2.10

Царь Давид и царь Соломон

2

0,5

1,5

2.11

Пророки. Пророк Илия и пророк Даниил

2

0,5

1,5

3

Евангельская история

34

7

27

3.1

Рождество Богородицы. Введение Ее в Храм

2

0,5

1,5

3.2

Благовещение. Евангелие

2

0,5

1,5

3.3

Рождение Иисуса Христа

2

0,5

1,5

3.4

Рождество Христово

2



2

3.5

Сретение Иисуса Христа

2

0,5

1,5

3.6

Крещение Иисуса Христа

2

0,5

1,5

3.7

Как Иисус Христос помогал людям. Чудеса

2

0,5

1,5

3.8

О чем учил Иисус Христос? Самая главная заповедь

2

0,5

1,5

3.9

Притча о мытаре и фарисее

2

0,5

1,5

3.10

Притча о блудном сыне и заблудшей овце

2

0,5

1,5

3.11

Притча об овцах и козлищах

2

0,5

1,5

3.12

Преображение Иисуса Христа

2

0,5

1,5

3.13

Воскрешение Лазаря. Вход Иисуса Христа в Иерусалим. Тайная вечеря. Распятие Иисуса Христа

2

0,5

1,5

3.14

Воскресение Христово

2

0,5

1,5

3.15

Пасха

2




2

3.16

Вознесение Иисуса Христа. Троицын день – день рождение Церкви

2

0,5

1,5

3.17

Евангельская история: Что мы знаем?







2

4

О Церкви

6

1,5

4,5

4.1

Проповедь Апостолов. Андрей Первозванный. Святые Кирилл и Мефодий

2

0,5

1,5

4.2

О православных Святых

2

0,5

1,5

4.3

О православном храме

2

0,5

1,5

5

Заключительное занятие

2




2




ИТОГО

72

16

56



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводное занятие

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; опрос.

Содержание материала: Инструктажи по технике безопасности. Что такое культура? Что такое православие? Что такое православная культура?

Методическое обеспечение: Беседа.

Раздел 1. О Боге

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года
Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению...
Программа дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года
Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению...
Программа дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма дополнительного образования для обучающихся школьного возраста Срок реализации программы 1 год
«Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»
Программа дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года iconРабочая программа по фортепиано срок реализации 7 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года iconОбразовательная программа «Пешеходный туризм» Возраст обучающихся 11 16 лет. Срок реализации программы 3 года. Программу разработал: Андреев А. А. заместитель директора по увр мкоу дод «Станция юных туристов»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных туристов»
Программа дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма дополнительного образования детей и молодежи (технический профиль)
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой...
Программа дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Программа дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Астрахани «Центр дополнительного образования детей №1»
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей 2012г
Программа дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна
Программа предназначена для кружковой работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года iconРабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год
Рабочая программа Основы театральной культуры для 1 классов составлена на основе Программы внеурочной деятельности Д. В. Григорьева,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница