Программа дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года




Скачать 20,79 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер20,79 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки

Муниципальное образовательное учреждение

центр дополнительного образования для детей «ИСТОКИ»

г. Волгограда


УТВЕРЖДЕНА МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ

Прот. № 6 от « 28» 06. 2011 г.

. Директор Н. Ю. Сташенко


«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Программа дополнительного образования

детей 7 - 8 лет

Срок реализации – 2 года


Автор:

Мелихова Юлия Александровна,

педагог дополнительного образования

МОУ центр «Истоки»


Волгоград 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению - культурологической; по форме организации – групповой; по времени реализации – двухгодичной.

Данная программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ст. 14; Федеральном законом «О свободе совести», ст. 5; Конституцией РФ, ст. 28, 29, 44; Конвенцией о правах ребёнка, ст. 13–15; Семейным кодексом, ст. 54–56, 58–60. Программа является авторской.

Новизна программы состоит в том, что она разработана отдельно для детей 7 – 8-летнего возраста, то есть учащихся 1-ых и 2-ых классов. В программе сделан акцент на этическом и антропологическом аспектах православной культуры. Иными словами, в данной программе углублена перспектива преломления христианских заповедей в тех или иных жизненных ситуациях и душевных коллизиях, характерных для детей данного возраста. В сочетании с изложением главных библейских сюжетов в программе конкретизирована личностно-ориентированная модель обучения, что выражается в формулировке многих тем занятий и подборе методического обеспечения.

Актуальность программы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей, начиная с младшего школьного возраста. Без понимания «сегодняшних» детей и их проблем никакая педагогика невозможна. Первое, что сильно угнетает подрастающее поколение – это возросшая агрессивность среды. Речь идет о внутреннем состоянии нашего общества, которое породило поле недоверия человека к человеку. И если ребенка «загрузить» пораньше «жизнью» - потребления и удовольствия, на что направлены каналы СМИ, он станет приспосабливаться к жизни, будучи еще совершенно не сформированным ни в психологическом, ни в духовном смысле. А без высоких идеалов он человеком не станет. И начнет учиться не жить, а выживать. Таким образом, возрастает угроза падения творческой активности и воли у современных детей при укоренении конформизма. При этом отмечается пассивность детей при постоянном внешнем возбуждении, что свидетельствует об отсутствии гармонии жизни: «ничто не интересно», «нигде не хорошо».

Иными словами, сегодня назрела насущная необходимость введения ребенка в традиционную духовную культуру как систему связей и отношений: природы и человека, человека и общества, основанную на христианских ценностях. В этом смысле программа по основам православной культуры должна стать «благовестием» о милосердии, чести, подвиге, жертвенной любви. Хотя дети в этом возрасте эгоцентричны и плохо еще могут понять точку зрения другого, однако уже могут усваивать понятия общего труда, взаимопомощи, сострадания. На это и нацелена данная программа, которая должна помощь ребенку ощутить жизнь как реальное поле приложения его сил, как личный ответственный выбор, как желание свидетельствовать о добре. Итак, разработка программы направлена на:


  • приобщение детей к христианским ценностям, которые являются основополагающими в жизнедеятельности любого цивилизованного общества;

  • профилактику асоциального поведения и налаживание дружественной атмосферы в детском коллективе;

  • развитие у детей мотивации к познанию окружающего мира и самого себя;

  • создание условий для творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему отечественной культуры;

  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.



Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что главная возрастная особенность детей 6-8 лет заключается в стремлении к подражанию, к максимально полному проживанию событий (Л. В.Сурова). И в связи с тем, что в этом возрасте детям весьма полезны рассказы, вызывающие чувство жалости и доброго отношения к другим людям и животным, ведущей формой занятий предлагается беседа по прочитанному (или прослушанному) рассказу, сказке, стихотворению или притчи соответствующего содержания. Дружелюбная атмосфера совместной игры или рисования так же необходима для душевного развития детей, как и то, что рассказывается на занятиях. Преподавать систематически в эти годы Библейскую историю – бессмысленно, т. к. хронология исторических событий не имеет для них важного значения. Повествования из Библии должны рассказываться каждое само по себе, ради того впечатления, которое оно может произвести на душу ребенка. Поскольку следует, насколько это возможно, углублять понимание детьми этого возраста «добра» и «зла», то на разборе этих понятий в программе - в содержании тем и в подборе методического обеспечения - сделан существенный акцент. Кроме того, в этом возрасте в детях полезно воспитывать способность чувствовать красоту и мудрость окружающего мира, чему отведен отдельный раздел.

Цель программы для I-ого года обучения:

  1. Понимание обучающимися христианской традиции отношений к окружающему миру, ближним и самому себе, основанной на добродетелях.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

  1. Раскрытие красоты мира природы;

  2. Знакомство с миром добродетелей;

  3. Понимание ценности мира семьи.

Цель программы для II-ого года обучения:

  1. Познакомить обучающихся с элементами православного вероучения и мировоззрения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Объяснить православное учение о Боге;

  2. Раскрыть основные положения православного учения о человеке;

  3. Познакомить с основными христианскими заповедями и добродетелями.



Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что содержание занятий, формы и методы направлены на «личностный» уровень освоения детьми знаний. Для этой цели в методическое обеспечение каждой темы в качестве «наглядного пособия» к занятиям включены рассказы, повествования, иллюстрирующие проблемы, которые приближены к действительной жизни детей этого возраста. Таким образом, каждое занятие предполагает постановку и решение того или иного нравственного вопроса.

Прохождение каждой новой темы осуществляется при постоянном повторении пройденных тем. Такие методические приемы, как «возвращение к пройденному» и «забегание вперед» придают объемность последовательному освоению материала в данной программе.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 6 до 8 лет. При реализации программы необходимо учитывать следующие особенности этого возраста детей. Сосредоточенность внимания ограничена несколькими минутами. Большая потребность двигаться. Очень хорошая память. Им понятна конкретная причинная связь в рассказе. В детских представлениях о мире не разграничены области фантазии и реальности. Окружающие их предметы нередко наделяются человеческими свойствами. Понятие о Боге определяется главным образом мыслью о Нем как о Творце всего мира. Учение об Иисусе Христе – как очень добром Человеке – Сыне Божьем, Который любил людей и помогал им и ради них и вообще всех нас умер, пострадав, и воскрес. Понятие о Церкви связано с впечатлениями от красивых зданий и убранстве храмов.

Срок реализации данной программы 2 года. 1-ый год обучения является вводным и направлен на первичное знакомство с основами православной культуры. 2-ой год предполагает более последовательное ознакомление обучающихся с библейскими сюжетами, хотя при этом главной остается нравственная тематика. Ведущей познавательной категорией двухгодичного периода обучения является «добро», его сила и значимость.

Формы занятий:

По количеству детей – форма занятий коллективная.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей предполагаются такие формы занятий, как беседа; экскурсия (заочная или очная); праздничное мероприятие - утренник; викторина.

По дидактической цели – комбинированные формы занятий, а также – вводное, занятия по углублению знаний, практические занятия и занятие по обобщению знаний.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая включает в себя, как правило, прослушивание детьми рассказа по теме занятия. Практическая часть заключается в творческом решении задач, ответах на вопросы учителя, рисованию по заданной теме или в игровой деятельности.

Режим занятий:

По данной программе занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Продолжительность занятия – 40 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:

  • Что такое добродетели;

  • библейское повествование о сотворении мира, о появлении зла в мире, о жизни первых людей в раю и их грехопадении;

  • о православном понимании греха и покаяния;

  • некоторые заповеди и самую общую - о любви к ближним;

  • евангельское повествование о рождении, жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа;

  • о православных праздниках Рождества Христова и Пасхи;

  • что такое православный храм;

понимать:

  • что плохие поступки рождаются от плохих мыслей, которые следует прогонять;

  • что человек наделен Богом свободой выбора;

  • что зло побеждается только добром;

  • что у каждого человека есть совесть – голос Божий, который, если к нему прислушиваться, помогает совершать добрые дела;

  • «золотое правило жизни»: как человек хочет, чтобы относились к нему, так же он должен относиться и к другим;

  • что ближние – это не только наши родители и родственники, но и чужие люди, которым нужна наша помощь;

  • как важны дела милосердия в любой ситуации;

Проявлять следующие отношения:

  • наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру;

  • деятельную помощь ближним.



Способы проверки результатов освоения программы:

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в виде игр-викторин, творческих заданий. Кроме того, в конце года готовится большая выставка детских рисунков.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

( I-ый год обучения )



№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

0

Вводное занятие

2

0,5

1,5

1

Красота вокруг нас

22

5

17

1.1

Облака над нами

2

0,5

1,5

1.2

Красота воды

2

0,5

1,5

1.3

Великолепие горных вершин

2

0,5

1,5

1.4

Цветы вокруг нас

2

0,5

1,5

1.5

Звездное небо, или Необъятный космос

2

0,5

1,5

1.6

Подводное царство

2

0,5

1,5

1.7

Мир насекомых

2

0,5

1,5

1.8

Птичий базар

2

0,5

1,5

1.9

В мире животных

2

0,5

1,5

1.10

Планета Земля

2

0,5

1,5

1.11

Красота вокруг нас

2




2

2

В мире добродетелей

32

7,5

24,5

2.1

Дружелюбие

2

0,5

1,5

2.2

Щедрость

2

0,5

1,5

2.3

Гостеприимство

2

0,5

1,5

2.4

Вежливость

2

0,5

1,5

2.5

Правдивость

2

0,5

1,5

2.6

Доброжелательность

2

0,5

1,5

2.7

Скромность

2

0,5

1,5

2.8

Послушание

2

0,5

1,5

2.9

Уважение к старшим

2

0,5

1,5

2.10

Забота о младших

2

0,5

1,5

2.11

Трудолюбие

2

0,5

1,5

2.12

Терпение

2

0,5

1,5

2.13

Милосердие

2

0,5

1,5

2.14

Сострадание

2

0,5

1,5

2.15

Бескорыстная любовь

2

0,5

1,5

2.16

В мире добродетелей

2




2

3

В кругу семьи

14

3

11

3.1

Мамины сказки

2

0,5

1,5

3.2

Папины рассказы

2

0,5

1,5

3.3

Старинный книжный шкаф

2

0,5

1,5

3.4

На кухне

2

0,5

1,5

3.5

В деревне

2

0,5

1,5

3.6

У окна

2

0,5

1,5

3.7

Моя семья

2




2

4

Итоговое занятие

2




2




ИТОГО

72

16

56



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводное занятие

Форма занятия: коллективная работа; вводное занятие; урок-знакомство.

Содержание материала: Знакомство педагога с детьми.

Методическое обеспечение: Игра на знакомство «Снежный ком» и др.

РАЗДЕЛ 1. Красота вокруг нас

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 2 года
Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению...
Программа дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма дополнительного образования детей 15-17 лет Срок реализации 3 года
Направленность программы «Основы православной культуры» по содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению...
Программа дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма дополнительного образования для обучающихся школьного возраста Срок реализации программы 1 год
«Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области»
Программа дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года iconРабочая программа по фортепиано срок реализации 7 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года iconОбразовательная программа «Пешеходный туризм» Возраст обучающихся 11 16 лет. Срок реализации программы 3 года. Программу разработал: Андреев А. А. заместитель директора по увр мкоу дод «Станция юных туристов»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных туристов»
Программа дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма дополнительного образования детей и молодежи (технический профиль)
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой...
Программа дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Программа дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Астрахани «Центр дополнительного образования детей №1»
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей 2012г
Программа дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года iconПрограмма «Волшебная кисточка» срок реализации 2 года возраст детей 5-7 лет Составитель: Пушкина Людмила Альбертовна
Программа предназначена для кружковой работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования детей 7 8 лет Срок реализации 2 года iconРабочая учебная программа дополнительного образования учащихся 7- 8 лет Срок реализации 1 год
Рабочая программа Основы театральной культуры для 1 классов составлена на основе Программы внеурочной деятельности Д. В. Григорьева,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница