Тематическое планирование уроков биологии в 10-м классе




Скачать 28,76 Kb.
НазваниеТематическое планирование уроков биологии в 10-м классе
Дата03.02.2016
Размер28,76 Kb.
ТипТематическое планирование
Тематическое планирование уроков биологии в 10-м классе.


Пояснительная записка.

В основе лежит:

  1. Федеральная программа по биологии для 10-11 классов, издательство «Вентана-граф», 2010г. Программа для общеобразовательного профиля.

  2. Программа для общеобразовательных школ, лицеев. Министерство образования Российской Федерации, Москва, «Дрофа» 2006 г.


Программа рассчитана на 1ч в неделю, всего 34 часа в год.


Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках физики, химии, истории, физической и экономической географии.

Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков предусмотрены лабораторные работы.


В результате изучения предмета дети должны знать:


  1. Об особенностях жизни как форме существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня жизни;

  2. О фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; сущность процессов обмена веществ, процессов онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  3. Основные теории биологии – клеточную, хромосомную, теорию наследственности, эволюции, антропогенеза.



Дети должны уметь:

  1. Пользоваться знаниями общебиологических дисциплин для объяснения вопросов биологии, происхождения различных групп растений и животных.

  2. Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  3. работать с микроскопом, готовить простейшие микропрепараты для микроскопических исследований;

  4. Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале.

  5. Работать с научной литературой, составлять конспект статей, план и писать реферат на заданную тему.

  6. Владеть языком предмета.


Используемая литература.



  1. Учебник «Общая биология» под редакцией Беляева

  2. Книга для чтения « Эволюция живых организмов»

  3. «Основные биологические понятия и термины» Геймерс Н.Ф., Москва, «Просвещение», 1988 г.

  4. Журналы «Биология в школе»

  5. Серия книг «Удивительный мир живой природы».

  6. .Яковлев Г.П. и Аверьянов Л.В. «Ботаника для учителя» І и ІІ части. М.

  7. Кучменко В.С. «Биология», сборник тестов, задач и заданий с ответами. «Мнемозина»,1998 г.

  8. Борисенко Н.Г. «Биология на досуге», «Народная асвета», 1975 г.

  9. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы», «Учитель», Волгоград, 2005 г.



Тема урока.

Форма урока.

Цели урока.

Методы организации учебной деятельности

Средства контроля.

Общеучебные умения.

Домашнее задание.

1.

Предмет и задачи общей биологии.

(Урок-беседа)

Познакомить с основными задачами курса, его разделами, путями и методами решения некоторых проблем.

Рассказ, обмен мнениями,

Отгадывание кроссворда.

Фронтальная беседа, сообщения учащихся.

Умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль собственной деятельности.

§ «Введение»

Приготовит сообщение по теме «Задачи общей биологии»

2.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

(урок-лекция)

Познакомить учащихся с химическим составом клеток.

Раскрыть особенности строения молекул воды.

Охарактеризовать роль минеральных веществ, катионов и анионов в жизнедеятельности клетки

Беседа, объяснение учителя, работа в тетради, составление таблицы.

Заполнение таблицы, ответы на вопросы, составление опорной схемы.

Проводить обобщение и классификацию объектов.

Различать объем и содержание понятий.

§ 1.

На подручном материале смоделировать молекулы воды.

В таблицу внести материал о других элементах.

3.

Органические вещества клетки и их функции.

(урок-лекция)

Объяснить строение органических веществ на основе теории строения веществ Бутлерова.

Охарактеризовать значение в клетке углеводов и липидов.

Объяснение, составление опорного конспекта,

обмен вопросами.

Ответ с использованием опорного конспекта, ответы по карточкам, терминологический диктант.

Определять объекты сравнения, выполнять полное комплексное сравнение, осуществлять индуктивное обобщение, Догадываться о значении незнакомых слов и терминов по тексту.

§ 2, опорный конспект, выписать термины и дать определения этим терминам.

4.

Белки – биополимеры.

(урок-лекция)

Раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки. Объяснить строение молекулы белка, углубить знания школьников о связи строения молекул веществ и их функции.

Объяснение, составление опорного конспекта, составление молекулы белка из заготовок.

Ответ с использованием опорного конспекта, воссоздание его на доске, сообщения о функциях белка.

Определять объекты сравнения, выполнять полное комплексное сравнение, осуществлять индуктивное обобщение, Догадываться о значении незнакомых слов и терминов по тексту.

§ 3, приготовить сообщение на заданную тему, вопросы для кроссворда, принести куриное яйцо.

5.

Белки – биополимеры.

(урок-практикум)

Показать действие белков-ферментов, их значение в жизни клеток живых организмов. Закрепить умение работать с микроскопом и проводить опыты и объяснять результаты работы.

Лабораторная работа №1. Написание отчета о проделанной работе.

Отчет микро-групп в тетради, составление таблицы с указанием результатов.

Определять объект анализа и синтеза, устанавливать точку зрения, с которой будут определяться признаки изучаемого объекта. Качественно и количественно описывать объект, оформлять отчет об эксперименте.

§ 3, повт. §§ 1-2. ответить на вопросы параграфов.

6.

Нуклеиновые кислоты.

(урок-открытие)

Сформировать знания учащихся об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе. Раскрыть механизм удвоения ДНК и РНК. Научить решать задачи на удвоение ДНК и РНК.

Объяснение учителя, решение задач, составление опорного конспекта.

Мини-самостоятельная работа по решению задач, конкурс на лучший опорный конспект и лучшее его объяснение.

Умение работать с устным текстом, составление схем, взаимодействие в различных формах диалога и полилога.

§ 4, выучить и уметь применять опорную схему.

Решить задачи в тетради.

7.

АТФ

(урок-открытие)

Углубить и расширить знания о метаболизме, структуре и функции АТФ.

Объяснение учителя, беседа, обмен мнениями, работа с рисунками учебника.

Работа по карточкам, индивидуальный опрос, решение задач.

Качественно и количественно описывать компоненты объекта, определять пространственные, временные и функциональные отношения объекта.

§ 5, знать термины, решить задачу в тетради.

8.

Вещества клетки.

(урок-обобщение)

Провести контроль усвоения материала, обобщить изученный материал, выявить пробелы и постараться ликвидировать их.

Беседа, письменная работа учащихся.

Карточки с индивидуальным заданием.

Умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль собственной деятельности.

Прочитать §6, подумать, что мы уже знаем из предыдущих классов по этой теме.

9.

Клеточная теория.

(урок-ностальгия)

Познакомить с основными положениями клеточной теории, предпосылками ее возникновения, углубить знания о клетке полученные ранее.

Объяснение, составление таблицы, сообщения учащихся.

Биологическое лото, устные ответы, работа по вопросам учебника.

Проводить обобщение и классификацию объектов.

Различать объем и содержание понятий.

§ 6, приготовить сообщения на тему «Выдающиеся ученые».

10.

Строение и функции оболочки клетки

(урок-путешествие)

Создать представление о строении клеток эукариот, сформировать знания о строении и функции основных компонентов клетки, объяснить особенности строения мембранных органоидов клетки.

Объяснение, беседа, работа с текстом учебника, моделирование с подручным материалом.

Работа по карточкам, ответы на вопросы различной степени сложности.

Бегло, сознательно, правильно читать текст. Использовать различные виды чтения. Составлять план текста, таблицу, опорный конспект.

Запись в тетр., выполнить рис. в тетради, принести луковицу (красную), ответить на ? стр. 37 №1-2.

11.

Цитоплазма клетки.

(урок практикум)

На практике убедиться в избирательной проницаемости оболочки клетки, получить явление плазмолиза и деплазмолиза, указать важность и необходимость этого процесса.

Выполнение лабораторной работы № 2.

Составление отчета по заданиям инструктивной карточки, устный опрос.

Определять объект анализа и синтеза, устанавливать точку зрения, с которой будут определяться признаки изучаемого объекта. Качественно и количественно описывать объект, оформлять отчет об эксперименте.

§ 7, составить кроссворд или чайнворд по теме «Цитоплазма»

12.

Другие органоиды цитоплазмы.

(урок-панорама)

Сформировать знания о строении и функции основных компонентов клетки, объяснить особенности строения мембранных органоидов клетки.

Сообщения учащихся, объяснение учителя, составление таблицы.

Отчет по индивидуальным заданиям, рассказ, тестовый контроль.

Умение работать с письменным текстом, составлять план и писать сообщение.

§ 8, рисунок в тетрадь, доделать табл.

13.

Ядро. Особенности про - и эукариот.

(урок-панорама)

Сформировать знания о ядре как о важнейшем компоненте клетки. Познакомить со строением клетки прокариот. Сформировать знания о двух уровнях организации живых организмов.

Сообщения учащихся, объяснение учителя, составление таблицы.

Работа по карточкам, биологическое лото, устный опрос.

Умение работать с письменным текстом, составлять сложный план, сообщение, владеть различными видами изложения текста.

§ 9, составить табл. По строению клетки.

§ 59, стр.193.

14.

Вирусы – не клеточная форма жизни. СПИД.

(урок-открытие)

Познакомить учащихся с краткой историей вирусологии и значением вирусов в жизни людей. Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма.

Выступление «вирусологов», объяснение учителя, демонстрация пораженных растений (если есть в наличии), выступление врача.

Устные ответы, фронтальный опрос, тест-контроль.

Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи, составлять тезисы, конспект устного текста, взаимодействовать в различных формах диалога и полилога.

§ 59, зад. № 4 письменно в тетрадь.

15.

Обмен веществ. Этапы энергетического обмена.

(урок-лекция)

Продолжить углубление и расширение знаний о метаболизме, раскрыть сущность энергетического обмена. Напомнить о роли ферментов, значении АТФ как универсальном аккумуляторе энергии в клетке.

Объяснение учителя, составление опорного конспекта, элементы беседы.

Тестовый опрос, индивидуальная беседа, смотр лучшего ответа.

Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи, составлять тезисы, конспект устного текста, взаимодействовать в различных формах диалога и полилога

§ 11, 12 закрасить разноцветными карандашами опорный конспект, соответственно значимости.

16.

Фотосинтез.

(урок-лекция)

Продолжить углубление и расширение знаний о метаболизме, раскрыть сущность энергетического обмена у растений.

Объяснение учителя, составление опорного конспекта, беседа, демонстрация.

Тестовый опрос, смотр лучшего ответа, ответы на вопросы учебника.

Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи, составлять тезисы, конспект устного текста, взаимодействовать в различных формах диалога и полилога

§ 10, вопросы в тетради, составить кроссворд о фотосинтезе и энергетическом обмене.

17.

Энергетический обмен и фотосинтез.

(урок-семинар)

Провести контроль изученного материала, выявить пробелы в знаниях, объяснить причины и ликвидировать их.

Панорама ответов и вопросов.

Различные виды опроса: тест, устный, фронтальный, индивидуальный.

Уметь находить верные ответы, определять последовательность действий для организации индивидуальной деятельности.

Повт. §1-13.

Придумать задания для биологическо- го лото.

18.

Генетическая информация в клетке. Репликация.

(урок-лекция)

Формировать знания об информационной роли ДНК и РНК в клетке, дать понятие и объяснить значение и механизм репликации.

Объяснение, беседа, решение задач.

Фронтальная беседа, терминологический диктант.

Переносить знания и умения в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем.

§ 13.

Составить мозаику для моделирования процесса транскрипции.

19-20.

Пластический обмен.

(урок-лекция)

Формировать знания об информационной роли ДНК и РНК в клетке, дать понятие и объяснить значение трансляции и транскрипции, убедить учащихся в том, что все проявления жизнедеятельности клетки связаны с химическими превращениями.

Объяснение учителя, составление опорного конспекта, запись терминов, решение задач.

Терминологический «бой», ответы с использованием опорного конспекта, решение задач.

Переносить знания и умения в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем.

§ 14,15 запись в тетради, придумать динамическую модель трансляции.

21.

Генная инженерия.

(урок-беседа)

Показать значимость изучаемых процессов в жизни человека, привести примеры живых организмов, произведенных путем генной инженерии.

Объяснение, сообщение учащихся, работа с текстом учебника.

Панорама устных ответов, «спор-клуб».

Умение работать с устным и письменным текстом, составлять вопросы, выслушивать и оценивать товарищей.

§16, «пластический обмен».

22.

Наследственная информация и ее реализация в клетке.

(урок-семинар)

Провести контроль усвоения знаний по данной теме, выявить пробелы в знаниях, объяснить причины и ликвидировать их.

Устная и письменная работа по ранее опубликованным вопросам.

Устные и письменные ответы учащихся.

Умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной деятельности, и деятельность одноклассников.

Вспомнить, прочитать в учебнике 6-го класса о делении клеток.

23.

Формы размножения организмов.

(урок-путешествие)

Объяснить значение размножения в жизни живых организмов, выделить их способы и особенности.

Объяснение учителя, беседа, составление логической схемы в тетради.

Устные ответы учащихся, сообщения на заданные темы, мини-кроссворд.

Осуществлять индуктивное обобщение, актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки объекта (одного или более)

§ 17.

Рис. в тетрадь.

Составить план параграфа.

24.

Деление клеток. Митоз.

(урок-лекция)

Познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла любой клетки. Сформировать знания о механизмах митотического цикла, его биологической роли.

Объяснение учителя, беседа, демонстрация микропрепаратов.

Беседа, ринг-опрос.

Умение задавать вопросы, анализировать полученную информацию, поддерживать беседу.

§ 17,18 1-й пункт.

25.

Мейоз.

(урок-лекция)

Продолжить формирование знания об особенностях различных форм размножения, раскрыть сущность полового размножения, как более прогрессивного, чем бесполое и имеющего значительную эволюционную роль.

Объяснение, демонстрация, тест-беседа.

Дифференцирован- ный опрос, составление схемы «Развитие половых клеток»

Умение задавать вопросы, анализировать полученную информацию, поддерживать беседу, догадываться о значении незнакомых слов, уметь делать пометки, выписки, писать под диктовку.

§ 19.

Рисунок в тетрадь, указать особенности мейоза и его биологический смысл.

26.

Сперматогенез и овогенез.

(урок-лекция)

Показать процесс обмена генами при кроссинговере, объяснить процесс развития половых клеток влияние абиотических факторов на развитие половых клеток и на процесс оплодотворения.

Объяснение, составление плана процесса развития половых клеток.

Тестовый контроль, работа по карточкам, индивидуальный опрос.

Умение работать с устным текстом, составлять тезисы, цитировать устный текст, взаимодействовать в различных формах диалога и полилога.

§ 20.

Выписать биологический смысл оплодотворе-

ния.

27.

Онтогенез. Эмбриональное развитие организмов.

(урок-открытие)

Сформировать знания об онтогенезе, познакомить учащихся с историей развития эмбриологии, ее ролью в развитии эволюционного процесса.

Объяснение учителя, сообщения учащихся, составление рисуночной схемы.

Общественный смотр знаний, работа по карточкам.

Составление плана письменного текста, таблицы и графики.

§ 21.

Конспект в тетради, составить вопросы по тексту для задания их на уроке товарищам.

28.

Постэмбриональ-ное развитие.

(урок-открытие)

Сформировать знания об онтогенезе, использовать полученные знания в мыслительной деятельности для умения доказывать, сравнивать и т. д.

Объяснение учителя, сообщения учащихся, составление рисуночной схемы.

Устные ответы учащихся, панорама ответов у доски.

Умение задавать вопросы, анализировать полученную информацию, поддерживать беседу, догадываться о значении незнакомых слов, уметь делать пометки, выписки, писать под диктовку.

§ 22.

Подготовиться по вопросам зачета.

29.

Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Провести контроль усвоения знаний по данной теме, выявить пробелы в знаниях, объяснить причины и ликвидировать их.

Опрос.

Индивидуальный и фронтальный опрос, дифференцированные задания по данной теме.

Умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной деятельности, и деятельность одноклассников.

Повт. § 17- 22.

30.

Основные свойства жизни. Уровни организации живой материи.

(урок-«экскурсия» по уровням жизни)

Раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого, выделить уровни организации жизни, показать их тесную связь.

Беседа с элементами объяснения, составление рисуночного кроссворда по теме.

Устный опрос, блиц-турнир по уровням жизни, работа с карточками.

Умение задавать вопросы, анализировать полученную информацию, составлять определения для терминов.

Конспект в тетради, приготовить сообщение на тему «Луи Пастер».

31

Критерии живых систем.

(урок-обмен мнениями)

Раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого, выделить уровни организации жизни, показать их тесную связь.

Беседа, спор: «научных руководителей» групп.

Сообщение по заданной теме, опрос по карточкам,

Умение задавать вопросы, анализировать полученную информацию, работать с устным текстом, составлять план, схемы, взаимодействовать в различных формах диалога и полилога.

§50, письменные ответы на вопросы в тетради, устно ответить на ? учебника.

32.

Современные взгляды на возникновение жизни.

(урок-диспут).

Вовлечь учащихся в теоретическое мышление в процессе обсуждения теорий возникновения жизни.

Беседа, спор, диалог.

Сообщения, дополнительный материал, собранный учащимися.

Умение взаимодействовать в различных формах диалога и полилога, анализировать ответы учащихся, проводить контроль правильности ответов.

§ 51.

Письменно вопр. № 3.

Составить ребусы на тему «Возникновение жизни», подготовить ответы на вопросы конференции.

33-34.

Межпредметная конференция «Жизнь»

Провести контроль усвоения знаний по данной теме, выявить пробелы в знаниях, объяснить причины и ликвидировать их.

Беседа, спор, диалог.

Сообщения, дополнительный материал, собранный учащимися.

Умение взаимодействовать в различных формах диалога и полилога, анализировать ответы учащихся, проводить контроль правильности ответов.

Летние задания.







Похожие:

Тематическое планирование уроков биологии в 10-м классе iconТематическое планирование уроков физики в 11 классе
Тематическое планирование уроков физики в 11 классе по учебнику: «Физика 11 Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б.» 2 ч в неделю, всего 68...
Тематическое планирование уроков биологии в 10-м классе iconТематическое планирование уроков химии в 10 классе
Тематическое планирование уроков химии в 10 классе, базовый уровень, 2010-2011 уч год
Тематическое планирование уроков биологии в 10-м классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе (по учебнику Ю. И. Лыссого) (102 часа)
Тематическое планирование уроков биологии в 10-м классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков по математике в 1 «В» классе
Календарно-тематическое планирование уроков по математике в 1 «В» классе на 2009-20010 уч год
Тематическое планирование уроков биологии в 10-м классе iconТематическое планирование уроков литературы в 5 классе
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (по учебнику В. Я. Коровиной)
Тематическое планирование уроков биологии в 10-м классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков биологии в 9 классе на 2012/2013 учебный год (68ч, 2ч в неделю)
Гбу сош с этнокультурным литовским компонентом образования №1247 им. Ю. Балтрушайтиса
Тематическое планирование уроков биологии в 10-м классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков биологии в 8 классе на 2012/2013 учебный год (68ч, 2ч в неделю)
Гбоу сош с этнокультурным литовским компонентом образования №1247 им. Ю. Балтрушайтиса
Тематическое планирование уроков биологии в 10-м классе iconТематическое планирование уроков геометрии в 7 классе

Тематическое планирование уроков биологии в 10-м классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков кубановедения в 1 классе

Тематическое планирование уроков биологии в 10-м классе iconМетодические рекомендации по организации профилактического обучения. Формы и методы работы Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу Мир и человек А.
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница