Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет




Скачать 17,68 Kb.
НазваниеСанкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер17,68 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4
Министерство образования Российской Федерации


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Гуманитарный факультет


Кафедра философии




ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Методические указания

к изучению дисциплины и контрольной работе

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей Университета


Санкт-Петербург

2005

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методических указаний


Составители:


канд. филос. наук, доц. Евланников В. П.

канд. филос. наук, доц. Евланникова Г.Е.


Рецензент:

д-р. филос. наук, проф. Гусева Е.А.


Подготовлено на кафедре

философии


Одобрено научно-методическим советом

гуманитарного факультета

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

© СПбГИЭУ, 2005

Содержание

1 Общие положения......................................................................4

2 Методические указания к изучению дисциплины..................9

3 Методические указания к выполнению

контрольной работы................................................................56

4 Требования к оформлению контрольной работы...................56

5 Контрольные задания................................................................59

6 Список литературы....................................................................62

Приложение А Пример оформления первой страницы

титульного листа контрольной работы...........64

Приложение Б Перечень контрольных вопросов

для проверки знаний по дисциплине..............65


1 Общие положения

1.1 Цели и задачи дисциплины

Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" - т.е. природа. Возникнув от слова "colere" - возделывать, оно обозначало "обработанное", "возделанное", "ис­кусственное" в противоположность "естественному", "первоздан­ному", "дикому" и применялось прежде всего для того, чтобы от­личать дикорастущие растения и виды животных от "обрабатывае­мых", "улучшаемых", т.е. выращиваемых людьми. Сегодня под культурой в самом широ­ком смысле слова понимают и 1) чисто "вещное", "предметное" жизненное пространство, состоящее из комплекса вещей, созданных человеком для "улучшения качества" своей жизни, и 2) простран­ство социальной (коллективной) жизни - зафиксированный в систе­ме культурных ценностей образ жизни какой-либо общности людей - от небольшой группы, народности, этноса до нации, от региональ­ной цивилизации до человечества в целом, и 3) пространство ин­дивидуальной жизни - образ жизни индивида как личности, руковод­ствующейся определенными духовными ценностями. Культура человечества богата и разнообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества в виде этнических культур (т.е. культур первобытных племен, затем культур народно­стей), культур древних государств и цивилизаций. Развитие культуры приобретает особое значение в современном мире. Сохранение культурного наследия в самых разных сферах жизни общества, поддержание самобытных культур разных народов, установление контактов в целях взаимопонимания и обогащений культур, развитие духовных (культурных) интересов личности - все это в той или иной мере становится крупными общественными (и даже глобальными, всемирными) проблемами, требующими объедине­ния усилий и энергии как политиков, деятелей культуры, так и каждого человека. От уровня культуры существенно зависят успеш­ная реализация социальных проектов и программ обновления, как всего общества, так и отдельных его сфер, мир и согласие в меж­национальных отношениях, совершенствование качества жизни людей. Определенную роль в поддержании должного уровня культуры может сыграть и культурология. Она изучает сущность и структуру культуры, законы её возникновения, развития и функционирования. Овладение культурологией существенно для достижения духовной зрелости личности, атмосферы глубокого уважения как к памятникам своей культуры, так и к куль­турам других народов, для воспитания каждым человеком чувства ответственности за судьбу непреходящих культурных ценностей.

1.2 Место дисциплины в система гуманитарного знания

Культурное пространство обладает множеством измерений. Разнохарактерные типы творчества и духовной жизни, предме­ты, образы, идеи и живые личности вступают друг с другом в сложные и непредвиденные отношения. Как ориентироваться в огромном море взаимосвязей? В этом помогает пришедшая сравнительно недавно в российские вузы новая дисциплина - культурология, одна из ведущих дисциплин социогуманитарного цикла. Проблемы, которые изучаются в рамках культуро­логии, возможно, и обсуждались ранее другими науками, но не ставились в центр исследования. Что же это за проблемы? Среди важнейших можно выде­лить следующие. Процесс перехода человечества от «докультурного» состояния к культурному. Значение культуры для че­ловека: является ли она средством адаптации, формой само­развития или тяжелым бременем, ради которого надо жертво­вать жизнью и здоровьем? Какова система культуры, как свя­заны в ней разнопорядковые явления, например, язык и поли­тика, искусство и наука, религия и наука? Как объяснить ста­бильность и изменчивость культуры? Чем обусловлено отличие культур друг от друга? Как нам всем, представителям раз­личных культур, уживаться в мировом сообществе? Почему одни культуры растут, развиваются, усиливаются, а другие слабеют и угасают? К тому же мы замечаем, что экономически и политически сильные культуры далеко не всегда наиболее богаты и здоровы в духовном отношении. Ответить на все эти и подобные вопросы и призвана культурология - «место встречи» представителей разных наук. Она облегчает взаимо­понимание и служит утверждению в обществе идеалов добра, красоты, гармонии, гуманизма, поиску новых отвечающих духу времени подходов в изучении общественных процессов. Изучение культурологии как теории и истории культуры является фундаментом всего гуманитарного образования Гуманитаризация трактуется сейчас весьма расплывчато, иногда просто как дополнение существующих знаний сведениями из этики, эстетики, искусствоведения, психологии, этнографии и других наук о человеке и обществе. Между тем истинная цель гуманитаризации - в ограничении технократизма и сциентиз­ма, ориентация на развитие человека как самозначащую цен­ность, на формирование нового типа культуры. Опыт показывает, что объединяющее начало мировой куль­туры надо искать в богатых традициях гуманизма. Дух гума­нитарного единства человечества, скорее всего раскрывается именно через историю культуры. Это обстоятельство еще раз подчеркивает единство процессов культурологической подго­товки и гуманитаризации образования. Гу­манистическое знание есть культивирование человека. Пожа­луй, ни одна другая отрасль современной науки не охватывает столь широкое разнообразие человеческих проявлений. Культу­рологию интересуют все многообразные проявления культуры: в религиозном, экономическом, художественно-эстетическом, научном, этическом, техническом, политическом и других ас­пектах. Поэтому именно культурология является основой современного гуманитарного знания, особенно необходимого для современного образования.

В результате изучения дисциплины «Культурология» студенты должны обрести следующие навыки: - свободно ориентироваться в понятиях культурологии, быть в курсе как традиционных, так и постоянно появляющихся проблем и подходах к их решению;

- представлять современную систему культуры, отдельные её элементы и многосложные связи;

- овладеть необходимым и достаточным категориальном аппаратом в сфере культурологии, уметь применять его в иных гуманитарных дисциплинах;

- уметь использовать многоразличные подходы, выработанные в других учебных дисциплинах и применять их в анализе явлений культуры;

- научиться быть восприимчивым к новым понятиям, постоянно появляющимся в культурологии;

- относиться к современной культуре, как к динамичной, постоянно развивающейся системе, не упуская из внимания каждодневные факты и события, вырабатывать стойкий интерес к новостям в сфере культуры,

- легко ориентироваться в научных достижениях, изучать монографии, статьи, данные средств массовой информации, сопоставляя новые явления с теми интерпретациями, которые имелись раньше.

В процессе изучения дисциплины используются такие формы занятий, как лекции, семинарские занятия. На лекциях излагаются сложные теоретические проблемы, раскрываются закономерности, принципы, научные термины.

Семинарские занятия позволят студентам расширить и упрочить знания предмета; научиться дискутировать, анализировать теоретические исследования, формулировать выводы, отстаивать и аргументировать свою позицию, убеждать оппонента и т.д.

При изучении учебной дисциплины «Культурология» важное внимание уделяется:

- методическим рекомендациям преподавателя студентам по ведению конспектов, работе с источниками, эффективному изучению рекомендованной основной и дополнительной литературы, выполнению индивидуальных заданий к семинарским занятиям;

- самостоятельной работе под контролем преподавателя;

- методическим рекомендациям студентам при подготовке рефератов, докладов, сообщений.

Важнейшей формой контроля, за освоением материала дисциплины студентами являются выступления с докладами и сообщениями на семинарских занятиях, написание рефератов. Итоговой формой контроля является зачёт.


2 Методические указания к изучению дисциплины

2.1.1 Структура и состав современного культурологического знания

Столь сложный характер объекта и предмета культуроло­гии определяет и сложную структуру самого культурологичес­кого знания. По специфическим целям исследования, предмет­ным областям и уровням познания и обобщения выделяются определенные элементы культурологии как системы знаний. 2.1.2 Место культурологии в системе научных дисциплин

2.1.2.1 Культурология и философия культуры

Культурология, выделяясь из философии и опираясь на достижения конкретных наук, сохраняла потребность в обоснова­нии собственного предмета познания, что и брала на себя филосо­фия культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия (сциентистски или мировоззренчески), философия культуры являет­ся основой культурологии как относительно самостоятельной на­учной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ори­ентиров, дает возможность различной трактовки природы куль­туры. Философия культуры (культурофилософия) выступает как общая теория культуры, исследующая культуру через ее наиболее существенные и общие черты. Она вычленяет сущность культу­ры, ее отличия от природы, изучает структуру, функции, роли культуры, ее ведущие тенденции. Философия культуры занята поиском смыслов, определяющих характер бытия человека. Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенно), с опорой на определенный материал. Таким образом, в культурологии как научной дис­циплине по сравнению с философией культуры акценты сме­щены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого «среднего уровня», основанных на антрополо­гической фактологии, а философия выполняет теоретическую функцию, определяет общие познавательные ориентации куль­турологических исследований.

2.1.2.2 Культурология и история культуры

Этот подход характерен для истории культуры. Ее фак­ты и ценности дают материал для описания и объяснения кон­кретных исторических особенностей развития культуры, при­чем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление ар­хетипов современной культуры и понимание ее как итога исто­рического развития. Культурология изучает историческое поле фактов культу­ры, включая и прошлое, и настоящее. Поэтому вторым эле­ментом фундаментальной культурологии является историчес­кая культурология, изучающая конкретные исторические типы культур, их события и достижения, макродинамику порожде­ния и функционирования «социальных конвенций» коллектив-

ной жизнедеятельности людей, а также культурно-историчес­кую типологию сообществ.

2.1.2.3 Культурная антропология

Важнейшим элементом культурологии как системы зна­ний является культура и антропология, изучающая конкретные ценности, традиции, формы связи, опредмеченные результа­ты культурной деятельности в их-динамике, механизмы транс­ляции культурных навыков от человека к человеку. Для куль­туролога принципиально важно понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные истори­ческие, социальные и личностные формы. Историческое раз­витие представлений о культуре само по себе не «подводит» к культурологии, это делает культурантропология на основе срав­нительного исследования культур и сообщств, возникновения специфически человеческой жизни, становления норм, запре­тов и табу, процессов инкультурации, становления мироощу­щения и мировоззрения человека и т.д. Иногда выделяют и социальную антропологию, которая исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, способствующие про­цессу социализации человека.

2.1.2.4 Социология культуры характеризует общественные за­кономерности развития культуры, формы их проявления в со­циуме на основе эмпирического исследования культуры - социальных групп как ее носителей.

2.1.2.5 Психология культуры, является самостоятельным элементом культурологии, изучающая индивидуальные особенности отноше­ния личности к культуре, своеобразие духовного поведения че­ловека, культурно-исторические типы личности.

2.1.2.6 Филологическая культурология изучает национальные культуры через особенности языка культуры. Широкое распространение получило структурно-семи­отическое направление в культурологии, основой которого яв­ляются методы лингвистического анализа.

2.1.3 Теоретическая и прикладная культурология

Кроме теоретической, выделяют и так называемую прикладную культурологию, ориентированную на исполь­зование фундаментальных знаний о культуре в целях про­гнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных техноло­гий трансляции культурного опыта и механизмов достиже­ния соответствующего культурным нормам уровня развития форм социальной практики.

2.1.4 Методы культурологических исследований

Понятие «метод» означает способ, путь, подход исследова­ния, выступающие как совокупность приемов, операций, про­цедур познавательной деятельности, обеспечивающих ее соот­ветствие природе изучаемого объекта и как следствие - истин­ность познания. В нашем случае речь идет о том, как надо изу­чать культуру, чтобы она открывала свои тайны. Это зависит от следующих факторов. Во-первых, от ответа на вопрос, что есть культурология, ибо культуру, как отмеча­лось выше, изучают многие науки. Во-вторых, исключительно важно определиться с объектом культурологических исследо­ваний (из общей теории познания следует, что методы позна­ния в решающей мере зависят от природы изучаемого объек­та). В-третьих, если таким объектом является культура, то под каким углом зрения она изучается, что конкретно ищет в ней культуролог. Наконец, все это определяется осмыслением, трак­товкой самого понятия «культура». Рассмотрим эти факторы подробнее. Мы исходим из пред­ставлений о культурологии как самостоятельной научной дисцип­лины, вышедшей из лона философии, точнее, философии куль­туры. Под влиянием эмпирического материала она и задает ко­ординаты, ориентиры культурологического познания, выполня­ет по отношению к культурологии методологическую функцию. В культурологии как научной дисциплине акценты (по срав­нению с философией культуры) смещены с понимания культу­ры «в целом» или «в общем» на изучение ее в определенных пространственно-временных границах, на описание и объясне­ние ее конкретных форм с опорой на определенный материал, что предполагает использование и особенных, а не только все­общих (философских) методов. Культурология использует все методы социогуманитарного познания, прежде всего философские. Их конкретный вы­бор определяется, во-первых, целями исследования, во-вторых, трактовкой понятия «культура», его содержанием. В частности, прежде всего используется:

2.1.4.1 диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развива­ющегося, внутренне противоречивого, многостороннего явле­ния, требующего конкретного изучения;

2.1.4.2 системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой име­ет смысл каждый элемент;

2.1.4.3 структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функци­онировании;

2.1.4.4 аналитический ме­тод
  1   2   3   4

Похожие:

Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет iconМетодические указания по дисциплине «Отечественная история»
Филиал фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде
Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет iconПрограмма: 22 октября (понедельник) 2012 г
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный...
Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочного отделения
Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде
Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет iconТеория и методология управления запасами в цепях поставок
Работа выполнена на кафедре логистики и организации перевозок гоу впо «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический...
Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет iconМетодология формирования и развития финансовой инфраструктуры корпоративных объединений
Диссертация выполнена на кафедре финансового и банковского дела в гоу впо «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический...
Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет iconФормирование стратегии социально-экономического развития региона
Работа выполнена на кафедре экономики и менеджмента в городском хозяйстве гоу впо «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический...
Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет iconТеория и методология управления логистическими системами в условиях неопределенности
Работа выполнена на кафедре логистики и организации перевозок гоу впо «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический...
Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет iconМетодические указания по изучению дисциплины для заочного обучения дисциплины
Филиал фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде
Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет iconМетодические указания по изучению дисциплины для заочного обучения дисциплины
Филиал фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде
Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для студентов II курса заочной формы обучения)
«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в городе Твери
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница