Муниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23» Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся




Скачать 14,29 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23» Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер14,29 Kb.
ТипУрок
  1   2   3
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТРОИЦКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 23»


Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.


(Из опыта работы)


Водина Светлана Степановна

Учитель биологии, МОУ «Гимназия № 23»

Г. Троицк, Челябинской области.


Троицк, 2009


Содержание:

  1. Введение 3




  1. Актуальность использования ИКТ в образовании 4




  1. Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии. 8
  2. Общие принципы организации обучения с применением ПК 9




  1. Использование мультимедийных презентаций на уроках биологии 10





  1. Заключение 12




  1. Список использованной литературы 17


Приложение № 1

Информация о CD по биологии 18


Приложение № 2

Планы уроков. 23


Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся


  1. Введение

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.

Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

На выбор этой темы повлияло то, что в настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование

Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий, в том числе мультимедийных пособий.

По яркому замечанию А.В. Осина "... появление ИКТ должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов обучения к интерактивным. Компьютерные мультимедийные пособия, в том числе по биологии, обеспечивают в той или иной мере наглядность, интерактивность и другие качества, отличающие их о учебников на бумажных носителях


  1. Актуальность использования ИКТ в образовании


Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред – принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе


Информатизация включает в себя:

  • компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

  • интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию информации;

  • медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации

В последнее время специалисты по-новому определяют место информационных технологий и предмета информатики в образовательных учреждениях. Информатика рассматривается не как изолированная дисциплина, а в тесном переплетении с информационной учебной деятельностью во всех предметах. Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательных и дидактических компонентов. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

На уроках по биологии и во внеурочное время можно использовать

  • Открытая биология. (библиотека ГИМЦ)

  • 1С: Репетитор. Биология.

  • Репетитор по биологии (подготовка к ЕГЭ)

  • Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники

  • Биология, 7 кл. Животные

  • Биология, 8 кл. Человек

  • Основы общей биологии, 9 кл

  • Биология. Анатомия и физиология человека. (библиотека ГИМЦ)

  • Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. (библиотека ГИМЦ)

  • Лабораторный практикум Биология 6 – 11 класс (библиотека ГИМЦ)

  • Биология Интерактивные творческие задания 7 – 9 класс (библиотека ГИМЦ)

  • Экология 10 - 11 классы

и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие

дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,

  • систематизировать усвоенные знания,

  • психологически настроить на атмосферу экзамена,

  • натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,

  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,

  • сформировать навыки самоконтроля,

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

  • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.



  1. Методические приемы использования мультимедиа на

уроках биологии.


Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.


Можно использовать следующие методические приемы:


1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальней шее протекание процесса, попросить объяснить процесс.

2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.


Этапы информатизации преподавания предмета:

1.Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.

2.Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.

3.Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.

4.Применение учебных проектов, руководство исследовательской деятельностью учащихся.

  1. Общие принципы организации обучения с применением ПК.



Эффективное обучение с применением компьютерной техники базируется на следующих общих принципах и выводах по ним:


Общие принципы

Выводы

Активное участие обучающегося в учебном процессе

Максимально содействовать активизации обучающегося

Постоянное проведение личного анализа ситуации обучающимися в процессе обучения

Избегать использования стандартных схем анализа, менять задачи и ситуации на различных стадиях обучения

Наличие сигналов обратной связи в учебном процессе

Сообщать обучающемуся о результатах его действий в каждой конкретной ситуации

Наличие быстрой обратной связи в учебном процессе

Обеспечивать по возможности мгновенную обратную связь

Отказ от поведения, не дающего положительного результата

Подавлять нежелательные варианты действия, не подтверждая их.

Постоянное повторение пройденного материала.

Практиковать и подтверждать способы действий, даже если они уже были продемонстрированы однажды.

Индивидуализация количества и последовательности подтверждений действий в процессе обучения.

Подбирать способы подтверждения индивидуально.

Учет индивидуальных особенностей обучающегося к восприятию внешних условий в зависимости от его состояний и настроения.

Применять приведенные выше принципы не жестко и однозначно, а гибко.
  1   2   3

Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23» Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся iconПрименение икт в преподавании физики
ОУ: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Журавлихинская средняя общеобразовательная школа» Использование икт на...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23» Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся iconИспользование икт на уроках при изучении регионального компонента
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 (моу сош №36)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23» Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся iconИспользование икт на уроках английского языка в средней школе как фактор повышения качества знания учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23» Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся iconСовременные педагогические технологии как ресурс повышения качества знаний на уроках химии и биологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23» Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся iconУрок биологии по теме
Использование электронной доски позволяет ускорить процесс обучения, повысить качество знаний, облегчает проведение практических...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23» Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся iconУроках математики, как фактор повышения качества знаний
«Технология позиционного обучения на уроках математики, как фактор повышения качества знаний»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23» Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся iconВоспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях
Белинская Алла Владимировна работает учителем биологии в моу сош №68 с 1994 года. Учащиеся с интересом изучают предмет на её уроках....
Муниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23» Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся iconПрограмма образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Внеурочная деятельность с использованием икт»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31 г. Калининграда
Муниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23» Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся iconРабочая программа по биологии для 9 класса составлена учителем биологии и химии Качалиным В. А
Муниципальное общеобразовательное учреждение Багаевская средняя общеобразовательная школа №2
Муниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23» Использование икт на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся iconУроках математики как средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета
Опыт формировался и апробировался на базе мбоу «Гимназия №5» (г. Белгород, ул. Победы, 40-а)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница