Рабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив




Скачать 19,61 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив
Дата03.02.2016
Размер19,61 Kb.
ТипРабочая программа
муниципальное образование


______________________________________________________________________________________________________

наименование образовательного учреждения


Обсуждено Согласовано Утверждено

на заседании МО заместитель решением педсовета

протокол № __ от______ директора протокол №___ то _______

руководитель МО __________ 2011 председатель педсовета

_______ ___________ _______ _________ __ _________ _____________

подпись Ф.И.О. подпись Ф.И.О. подпись Ф.И.О


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету (курсу и т.д.) Факультатив «Основы компьютерной грамотности»

класс 5-10 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

количество часов 34 (1 ч. в неделю)

уровень обучения: второй год обучения

учитель Ильясова Татьяна Геннадьевна


Программа разработана на основе программы «Программа по информатике и ИКТ для V-VII классов средней общеобразовательной школы» Л. Л. Босов. - М., БИНОМ Лаборатория знаний 2007 г.


Эксперты:


_______________________________________ ____________ ________________

место работы эксперта подпись ф.и.о.


_______________________________________ ____________ ________________

место работы эксперта подпись ф.и.о.


_______________________________________ ____________ ________________

место работы эксперта подпись ф.и.о.


ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Основы компьютерной грамотности»

второй год обучения


Составитель: Ильясова Т. Г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Основы компьютерной грамотности» является факультативным курсом, введённым в учебный план специальной коррекционной школы VIII вида, 5-10 класс, 1 час в неделю.

Цель: формирование начального навыка работы на компьютере с текстом и графикой.

Задачи:

  1. Знакомство с возможностями компьютера.

  2. Воспитание познавательной активности, уверенности в своих возможностях, расширение представлений об окружающем мире.

  3. Коррекция познавательных процессов, тонкой моторики, ориентировки в пространстве, понимания связной речи.

Курс ориентирован на учебный план, объемом 34 учебных часа. Данный учебный курс рассчитан на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих начальные навыки обращения с компьютером (посещавших факультативные занятия первый год обучения), в дальнейшем планируется углубление знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Рабочая программа факультатива «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 6 класс Л. Л. Босовой.


№ п/п


разделы



Количество часов

Авторская (примерная программа)

Рабочая программа

1

Компьютер и информация

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные.. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения инфомации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1.

Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word.

Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.

Практическая работа №4. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Маркированные списки.

11 ч.

16 ч.





Человек и информация

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия.. Отношение между понятиями (тождество, перекрещиание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6.

Создаем таблицы.

Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице.

Практическая работа №8. Строим диаграммы.

Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint.

Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.

Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word.

13 ч.

16 ч.





Элементы алгоритмизации.

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования. Исполнитель Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.

Практическая работа №13. Power point. «Часы»

Практическая работа №14. Power point. «Времена года».

Практическая работа №15. Power point. «Скакалочка»

Практическая работа №16 Работаем с файлами и папками. Часть 2.

Практическая работа №17. Создаем слайд-шоу.

Практическая работа №18. Знакомимся со средой программирования Qbasic.

Практическая работа №19. Исполнитель DRAW.

Практическая работа №20. . Исполнитель LINE.

Практическая работа №21. Г Исполнитель CIRCLE.

9 ч.

2 ч.






Итого:

33 (+2) час.

34 час.

Изменения в программе Л.Л.Босовой связаны с особенностью контингента (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) и с организацией занятий (факультатив проводится 1 раз в неделю, после уроков). Все изменения направлены на приобретение и автоматизацию практических навыков.


Компьютер и информация

Время изучения темы продлено с 11 до 16 часов, т.к. на усвоение новых знаний, умений и навыков учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида требуется более длительное время. Темы для дополнительного изучения не изучаются.

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки. (8 ч.)

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Тексты в памяти компьютера. (6 ч.)

Единицы измерения инфомации. (2 ч.)

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер. (4 ч.)

Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1. (2 ч.)

Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word. (2 ч.)

Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи. (4 ч.)

Практическая работа №4. Нумерованные списки. (2 ч.)

Практическая работа №5. Маркированные списки. (2 ч.)

Начиная со 2 занятия, на каждом проводится практическая работа на клавиатурном тренажёре (индивидуальные задания).


Человек и информация. Часы, отведённые на изучение блока, увеличены с 13 до 16 часов, для максимально возможного усвоения практических навыков работы с текстовым процессором и графическим редактором.

Информация и знания. (4 ч.)

Чувственное познание окружающего мира. (4 ч.)

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношение между понятиями (тождество, перекрещиание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. (8 ч.)

Компьютерный практикум

Практическая работа №6. Создаем таблицы. (3 ч.)

Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице. (3 ч.)

Практическая работа №8. Строим диаграммы. (3 ч.)

Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint. (2 ч.)

Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе. (1 ч.)

Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word. (4 ч.)


Элементы алгоритмизации. Блок сокращен с 9 до 2 часов. Изменения вызваны обилием сложного теоретического материала.

Что такое алгоритм. (1 ч.)

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. (1 ч.)

Компьютерный практикум

Практическая работа №12. Power point. «Времена года».

Практическая работа №13. Создаем слайд-шоу.


На каждом занятии проводится практическая работа по набору и форматированию текста, созданию графических фрагментов.


Содержание программы инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения. В практической деятельности обращается внимание учащихся, знакомых с операционной системой Windows на сходство и различие с системой Mac OS X.

Необходимость введения данного курса в программу обучения обусловлена всеобщей компьютеризацией, интеграционными процессами между гуманитарной и научно-технической сферами, тенденциями инклюзивного образования. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. Прогнозируется использование компьютерных технологий в малоквалифицированных сферах деятельности, в быту.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ



Компьютер и информация

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки. (8 ч.)

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Тексты в памяти компьютера. (6 ч.)

Единицы измерения инфомации. (2 ч.)

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер. (4 ч.)

Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1. (2 ч.)

Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word. (2 ч.)

Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи. (4 ч.)

Практическая работа №4. Нумерованные списки. (2 ч.)

Практическая работа №5. Маркированные списки. (2 ч.)

16 ч.



Человек и информация.

Информация и знания. (4 ч.)

Чувственное познание окружающего мира. (4 ч.)

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношение между понятиями (тождество, перекрещиание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие.) Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. (8 ч.)

Компьютерный практикум

Практическая работа №6. Создаем таблицы. (3 ч.)

Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице. (3 ч.)

Практическая работа №8. Строим диаграммы. (3 ч.)

Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint. (2 ч.)

Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе. (1 ч.)

Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word. (4 ч.)

16 ч.



Элементы алгоритмизации.

Что такое алгоритм. (1 ч.)

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. (1 ч.)

Компьютерный практикум

Практическая работа №12. Power point. «Времена года».

Практическая работа №13. Создаем слайд-шоу.

2 ч.




Итого

34 ч.


Учащиеся должны знать:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;

  • определять информационную ценность сообщения;

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • узнавать термин «двоичная система счисления»;

  • иметь представление об алгоритмах;

  • иметь представления об этических нормахр аботы с информационными объектами.

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению (иконке);

  • выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейшего графического редактора для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений.



Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида имеют ряд особенностей, учтенных составителем программы, учителем-дефектологом:

Особенности контингента

Способы преодоления

Интеллектуальная недостаточность, недоразвитие познавательных процессов

Неоднократное повторение, закрепление в различных видах деятельности. Применение специальных методик коррекционной педагогики

Слабое восприятие теоретической базы

Опора на практические задания

Практическая деятельность должна приводить к заметным результатам

Оценка и самооценка результатов деятельности на каждом занятии

Ограниченные представления окружающем мире

Формирование представлений, расширение кругозора

Низкая культура поведения

Индивидуальная работа, повышение культуры

Отсутствие чувства самосохранения

Особое внимание к вопросам техники безопасности

Малообеспеченные семьи, не имеющие компьютера

Предоставление возможности обучения в условиях школы

Слабо развитая мелкая моторика

Использование клавиатурных тренажеров

Сложная структура дефекта (нарушения интеллекта, сопровождающиеся нарушениями в системе анализаторов, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сфере)

Использование специальных возмжностей компьютера.

Индивидуальный подход к учащимся.



УМК

  1. Босова Л. «Информатика». Учебник для 5 класса. М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008 г.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.

  5. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 159 с.

  6. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.

  7. Паутова А. Информатика. Часть 1. Рабочая тетрадь 2 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1997г.

  8. Валединский В. Информатика. Разберёмся с компьютером. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.

  9. Камбурова Л. Информатика. Часть 2. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.

  10. Валединский В. Информатика. Основные понятия. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.

  11. Валединский В. Информатика. Алгоритмы. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.

Похожие:

Рабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив iconРабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив
Программа разработана на основе программы «Программа по информатике и икт для V-VII классов средней общеобразовательной школы» Л....
Рабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив iconРабочая программа по предмету (курсу и т д.) История
Программа разработана на основе программы Примерной программы основного общего образования по истории
Рабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса моу лицей №5 разработана на основе авторской программы Федотовой О. Н.,...
Рабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив iconРабочая программа начального общего образования по предмету «Музыка»
Рабочая программа по музыке разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив iconРабочая учебная программа по математике 6 класс
Рабочая программа по предмету «Математика» в 5 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив iconРабочая программа По предмету «Литература»
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Рабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив iconРабочая программа по предмету изобразительное искусство 5-7 класс ( Программа Б. М. Неменского)
Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа составлена с учетом...
Рабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив iconРабочая программа дисциплины основы философии
Программа составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Основы философии» ( факультатив) для средних школ
Рабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив iconРабочая программа повышения квалификации по курсу
Рабочая программа разработана и обсуждена на заседании кафедры теории и методологии образования
Рабочая программа по предмету (курсу и т д.) Факультатив iconРабочая программа по учебному предмету «Технология» для 5-7 класса
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5-7 классы», составленной на основании закона...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница