Конспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков




Скачать 11,16 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков
Дата03.02.2016
Размер11,16 Kb.
ТипКонспект
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Шумихи Курганской области


Конспект урока литературы в 9 классе по теме:




Автор: Денисова Наталья

Михайловна, учитель русского

языка и литературы

высшей квалификационной категории,


2010 г


ППОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный урок является одним из системы уроков подготовки написания сочинения. Целью таких уроков является овладение практическим навыком свободного выражения своего отношения к прочитанному.

В основу таких уроков входит система развивающих упражнений, составляющих модели деятельности - обучающую технологию - новый подход в методике обучения литературе.

Моделируя речевые ситуации, упражнения типа «клише», «осколки», «выбор» вовлекают учащихся в диалог с текстом, развивают чувство слова и побуждают к созданию собственных высказываний разного уровня сложности. В процессе выполнения таких заданий ученик усваивает основные культурологические и литературоведческие понятия и процедуры, необходимые для анализа художественных произведений, постигает суть феномена «литературное творчество» и, самое главное, приходит к самосознанию и саморегуляции своей умственной работы. В результате происходит поэтапное овладение опытом языковой деятельности - от репродуктивной и сочинений по образцу до самостоятельной и творческой.

Каждое из предлагаемых упражнений урока направлено на развитие определенных умений:

  • четко формулировать гипотезу своей работы;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • делать логичные, обоснованные выводы;

  • придавать полемическую остроту своим высказываниям;

  • добиваться художественной выразительности: подбирать яркие, ёмкие
    слова для передачи своих чувств;

  • при затруднениях в ответах на вопросы и для самопроверки умение
    работать со словарями, энциклопедиями, справочниками, текстами
    произведений, учебниками.

Представленный урок можно провести в 10 классе при изучении творчества А.С. Пушкина по программе В.Я. Коровиной.


Цели урока:

  • совершенствовать навыки работы с лирическим произведением, основываясь на анализе его названия и композиционного строения;

  • развивать логическое и образное мышление, устную и письменную
    речь;

  • воспитывать нравственные качества характера, внимательность к
    значению слова в контексте произведений;

  • повторить основные литературоведческие понятия: идея,
    композиция, аллитерация.

Оборудование:

текст стихотворения А.С. Пушкина «Анчар», Энциклопедический словарь, задания для групп на карточках, доска с опорным материалом; выдержки из книги Д. Фрейзера «Фольклор в Ветхом Завете».

ХОД УРОКА

  1. Организация урока.

  2. Сообщение темы, целей и задач урока.
    Слово уч ителя


Сегодня на уроке мы будем анализировать идею и воплощение этой идеи автором в стихотворении через смысл названия и композиционное строение.

Также материал этого урока поможет вам написать сочинение по творчеству А.С. Пушкина по темам «Чувства добрые в лирике Пушкина», «Тема " маленького человека " в творчестве Пушкина».

III Проверка домашнего задания

(Подготовленное выразительное чтение стихотворения «Анчар» с анализом на основе лекции «Требования к прочтению лирического произведения»)

IV Анализ стихотворения
I) Словарная работа

1. - Прежде чем работать над содержанием и композицией

стихотворения, найдите в энциклопедическом словаре статью об анчаре.

(Анчар - род деревьев и кустарников семейства тутовых, 5-6 видов в тропиках Азии, Африки. Один из азиатских видов - упас-дерево, содержит ядовитый млечный сок, использовавшийся для отравления

стрел).


  1. Существует ли на самом деле дерево, которое описал в своем
    стихотворении А.С. Пушкин?

  2. Чем отличается анчар в пушкинском стихотворении от упас-дерева?

  3. Почему поэт счел нужным сделать примечание: анчар - древо яда?

  4. Прочитайте вслух первую строфу. Какой образ создают выделенные
    нами звуки? Как называется этот прием? С какой целью автор его
    использует в данном случае?

  5. Почему в стихотворении так часто повторяется слово яд?

2) Работа в творческих группах

(задание незнакомо учащимся)

1 группа. Раскрытие символистического образа анчара

Английский ученый Джеймс Фрейзер (Фрейзер, 1854-1941), изучавший историю религии и фольклор разных народов, в своей книге «Фольклор в Ветхом Завете» высказывает предположение, что в первоначальной версии о грехопадении Адама и Евы речь шла о деревьях - Древе Жизни и Древе Смерти и что человеку был представлен выбор: либо вкусить от одного и получить вечную жизнь, либо вкусить от другого и умереть. Бог, желая добра своему созданию, посоветовал человеку есть от Древа Жизни и не есть от Древа Смерти. Однако человек, соблазненный Змием, вкусил от пагубного древа и тем самым лишился бессмертия.

Задания

  1. Подумайте, какие общие мотивы связывают библейскую
    притчу о грехопадении Адама и Евы в стихотворении
    «Анчар»?

  2. Найдите в стихотворении слова и выражения, которые
    позволяют соотнести его с библейской притчей.

  3. Люди, сорвавшие с Древа Смерти плод, совершили поступок,
    имевший роковые последствия для всего человечества. Можно
    ли предположить, что событие, описанное в стихотворении
    Пушкина, тоже имело такие же фатальные последствия?

  4. Опираясь на словарную статью из энциклопедического
    словаря и библейскую притчу о грехопадении Адама и Евы,
    раскройте художественный смысл образа анчара, используя
    «осколки», опорные слова текста.

Упражнение «Осколки»:

( одно слово;

словосочетание или выражение называется

. В словаре . Но

Пушкин не случайно в сноске . ассоциации с

грехопадении Фрейзер . Это

предположение не лишено : стали смертны.

Смерть стихотворении Пушкина:

становится мертвой , даже дождь . И

дерево до размеров

божества.)

5. Расскажите о том, как построено стихотворение. Какие два плана в нем

можно выделить?

Как связаны судьбы природы и человека?С помощью каких приемов выражается эта связь?


Если сочтете нужным и уместным, можете привести цитату из стихотворения С.Есенина.

Подсказка

В библейской притче сказано, что Бог предоставил людям самим решать, с какого Древа рвать плоды. Имеет ли такую свободу выбора человек в «Анчаре»? Не здесь ли надо искать причины дисгармонии в жизни? Сравните у Есенина:

«Мы - гроздья; у Пушкина: «раб» и « владыка».

1. В основе многих поверий и обрядов лежит представление в тесной связи между человеком и деревом. Дерево соотносилось с человеком по внешним признакам

Продолжите ряд ( - рука; - _______.Здоровее могучее дерево воплощало счастливую жизнь.
И наоборот - .

  1. Как связана между собой судьба дерева и судьба человека в
    стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»?

  2. Найдите в стихотворении слова, показывающие смертоносность природных сил, которым Богом определено дарить……………… .


Почва………… ; зелень ветвей……………. ;……….. ядовит;

. Почему это произошло? Что такое «день гнева»? Что могло вызвать гнев природы?

4. Прочитайте четверостишье из стихотворения «Певчий зов»,
написанного русским поэтом 20 века Сергеем Есениным:
Все мы - гроздья винограда


Золотого лета,

До кончины всем нам хватит

И тепла, и света!

- Какая мысль звучит в этом стихотворении?

Какой художественный прием позволяет передать с особой

выразительностью мысль о нерасторжимом единстве всего живого?

(Набор - подсказка: аллегория, антитеза, синекдоха, метафора)


3 группа. Создание вступления к статье в форме словесной иллюстрации стихотворения


Задания:

  1. Опишите картину мертвой пустыни, возникающую в читательском
    воображении.

  2. Расскажите о том, что на первый взгляд стихотворение А.С. Пушкина

является полусказочной историей о……….. царе, который

отправил……….к…………… , чтобы потом……. .

(На работу в группах отводится 20 минут)

V ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- В качестве вывода напишите в тетрадях о том, какой роковой смысл

имеет для человека коллизия (ситуация), представленная в стихотворении

«Анчар».

(Подсказка.

Люди, однажды по своей воле съевшие плод с Древа Смерти ,навсегда лишились бессмертия. Как изменилась история человечества, когда один

человек (владыка) послал другого (раба) к анчару?

Обратите внимание на то, что в стихотворении не дается ни конкретных географических обозначений, ни конкретных исторических имен.)

(Время для работы 6-7минут)

VI ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

«Теперь у нас нет князей, стреляют давно уж не стрелами...» - о чем свидетельствует подобное высказывание? Потеряло ли для нас и нашего времени пушкинское стихотворение свою актуальность? Докажите устно



Литература

  1. Александров В.А.Знаю, понимаю, могу./ Пособие-тетрадь по литературному моделированию. Москва, Школа-Пресс, 1999.

  2. Алиева Л.Ю. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. 9 класс. Москва, Издат-Школа, 1998.

  3. Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. Москва. Просвещение, 1991.

  4. Делин Н.А. Изучение творчества А.С. Пушкина в 9 классе. Москва. Просвещение, 1998.

  5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности . Москва. Центр «Педагогический поиск», 2002.

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под редакцией Шведовой Н.Ю.. Москва. Русский язык, 1988.

  7. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва. Просвещение, 1991.

Похожие:

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков iconТехнологии нейро-лингвистического программирования на уроках литературы
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Курушина Маргарита Викторовна
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков iconПрограмма лагеря актива маоу сош №120
Ульянова Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей кв категории
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков iconИсследовательская работа литературоведческое исследование
Усманова Римма Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков iconМетодическая разработка по нрк учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
В связи с требованиями включения нрк в изучении отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях я предлагаю учителям русского...
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков iconТема урока: Виды тропов и стилистических фигур. Тип урока
...
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков iconКлассный час «Фольклор войны» для 5 класса
Автор Коробова Галина Михайловна учитель русского языка и литературы моу володарской сош
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков iconКонспект интегрированного урока
Авторы: учитель русского языка и литературы Левашова И. А. и учитель биологии Живчикова Н. А
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков iconЛитература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся»
Автор опыта: Старшова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Строитель...
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков iconКонспект урока литературы по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». «Человек и время в романе»
Попадюк Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, моу сош №2, г. Шарыпово, Красноярский край
Конспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков iconКонкурс творческих работ школьников
Научный трусова анжела Николаевна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории моу «сош №48 г. Борзи»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница