Яковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: рио уиф кгту, 2006




Скачать 23,71 Kb.
НазваниеЯковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: рио уиф кгту, 2006
страница1/15
Дата03.02.2016
Размер23,71 Kb.
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Яковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: РИО УИФ КГТУ, 2006.

ISBN


Изложены социально-философские варианты формирования и развития ценностных ориентиров российского высшего образования. Проанализированы наиболее значимые социально-философские проблемы высшего образования в контексте современной социокультурной ситуации, раскрыты основные методологические подходы к анализу процесса гуманизации и гуманитаризации технических вузов.

Предназначена для специалистов в системе образования, аспирантов и преподавателей высших технических учебных заведений. Может быть использована в качестве дополнительной литературы по философии, культурологии и инженерной деятельности.


Содержание



Введение …………………………………………………………………...….

Глава 1. Факторы социокультурной среды, способствующие

трансформации ценностных ориентаций в систему образования


Глава 2. Базовые доминанты современной философии образования ….…

Глава 3. Гуманизация и гуманитаризация естественно-научного

и инженерного высшего образования …………………………….


Глава 4. Изменение ценностных ориентиров как основа модернизации

содержания, форм и методов образования ……………………….


Глава 5. Роль высших школ в становлении образовательного общества

Заключение …………………………………………………………………...

Список литературы …………………………………………………………..

3


11


29


53


85


113

138

142



Введение


Обращение к исследованию ценностных ориентиров высшего образования в России обусловлено необходимостью совершенствования высшего образования, чтобы привести его в меру своего времени, то есть чтобы образование отвечало современным запросам общества и личности и соответствовало актуальным ценностным ориентациям мирового сообщества.

Современная образовательная деятельность осуществляется в контексте реалий рубежа веков – состояния экономики, политики, экологической обстановки, национальных и международных отношений, глобализации культуры, дегуманизации общества, кризиса классической системы образования и т. д. Анализ современной социокультурной ситуации свидетельствует, что необходима модернизация форм и методов образовательной деятельности и выработка новых ценностных ориентиров образования. Развитие образования в этом контексте мыслится как процесс, направленный на становление культуро-, социо- и личностно-ориентированного образования, обеспечивающего формирование личности, способной и готовой к ответственному жизнетворчеству в сложном изменяющемся мире. В связи с этим исключительно важным является вопрос о механизме, который обеспечит переход от социально-философских оснований развития современного образования к сис-темным концепциям и практике модернизации образовательных систем, отвечающих потребностям развития личности и общества.

Современная социокультурная ситуация связана с усилением информационных, социальных и интеллектуальных технологий, с разрушением традиционных экономических и социальных институтов. Остро осознается наличие конфликтующих между собой ценностей, связанных, с одной стороны, с расширением культурных контактов и коммуникации, а с другой стороны, с теми противоречиями, которые возникают в процессе планирования социального и национального развития. Эти реалии активизировали работу многих национальных и международных организаций, деятельность которых ориентирована на укрепление мира, взаимопомощь, гармонизацию человеческих отношений, реализацию различных социальных, культурных и образовательных программ, сутью которых является формирование поликультурности, диалогового общения, диалоговых способов мышления. Такие условия человеческого бытия (в целом резкое ускорение перемен и, как следствие, неопределенность будущего) требуют от современного образования обращения к гуманистической и гуманитарной традициям, к мировоззренческим основаниям личности, ценностям духовного мира, что обусловлено рождением нового социального и личностного опыта в свете расширения таких образовательных функций как социализация и самоактуализация.


3

Понимание важности выработки новых ценностных ориентиров образования в России связано с надеждами на выход из кризиса культуры, порожденного фундаментальными переменами как в России, так и в мире в целом. В настоящее время, когда в основе культуры лежит признание нового способа бытия человека в мире, образовательная практика переосмысливается. Образовательные системы во всем мире находятся в состоянии перемен, перемены спонтанно и целенаправленно происходят и в российском образовании. Например, в последнее десятилетие серьезное внимание уделялось гуманизации и гуманитаризации образования, которые в числе прочих задач предусматривали формирование собственной активности личности обучаемого, включенного в образовательный процесс в качестве его не только объекта, но и субъекта.

Главная идея – создать модель образования, основанную на новых взглядах на мир, на новых ценностных ориентирах: ответственности за общезначимые ценности, свободном ценностном самоопределении, толерантности, компетентности, образованности, профессионализме, ориентации на регулируемое мировое развитие, умении анализировать социокультурную ситуацию, формировании нового типа рациональности, ознакомлении в процессе образования с новой картиной мира и введении в образовательный процесс принципа ценностной ориентации.

Несмотря на то, что в последние десятилетия гуманизации и гуманитаризации образования уделялось много внимания, – их задачи не исчерпаны. Реалии социокультурной ситуации свидетельствуют, что современные специалисты недостаточно подготовлены к решению встающих перед обществом и личностью проблем, что современное образование не удовлетворяет потребностям развития общества и индивида. Современные реалии требуют такой перестройки образования, которое бы вооружило специалистов знаниями и навыками социальной рефлексии, способности к проектированию, прогнозированию и будущетворению. Это проявляется в системе требований к уровню профессионализма, общей культуры, менталитета членов общества, получающих высшее техническое образование, которое должно не только ориентировать студентов на подготовку к работе в условиях современных технологий, но и способствовать их выходу на новый уровень культуры, соответствующий этим технологиям. Инженер должен осознать социальный эффект от применения созданных им технических объектов. Основные профессиональные нравственные ценности современного специалиста: ориентация на нетрадиционные решения; готовность к преодолению трудностей; осознание личной ответственности за положение дел; профессиональное достоинство; реальная оценка своей квалификации; осознание потребности в непрерывном повышении своей компетентности; готовность принимать рациональные решения в ответственных ситуациях; гуманистическое осмысление технических проблем.


4

В настоящее время встает вопрос о вхождении России в европейское образовательное пространство, что выражается в сближении российской и ев-ропейской систем высшего образования, о чем свидетельствует Болонское соглашение 2003 года, результаты которого у части отечественных философов, культурологов и специалистов по организации образования вызывают аргументированные возражения. Поскольку именно гуманитарные науки, как неустанно подчеркивают философы, культурологи, психологи и общественные деятели, играют определяющее значение в развитии личности и ее креативных способностей. Это особо подчеркивалось в дискуссиях по поводу включения России в Болонский образовательный процесс. Категорически высказались за сохранение гуманитарного блока в высшей школе Ю. Н. Афа-насьев, Л. Гребнев, С. Смирнов, В. Садовничий. Однако при всей значимости организационной стороны Болонского процесса прежде всего необходимо постижение его внутреннего содержания, осознания смысла тех социокультурных целей образования, которые определили необходимость объеди-нения европейского образовательного пространства.

Значительный интерес для нашей страны представляет международное академическое сотрудничество с вузами Западной Европы на основе двусторонних отношений по науке и культуре и вхождение в программы ЭРАЗМУС, КОМЕТТ и др. Россия уже имеет опыт международных академических связей, и нынешняя ситуация для расширения и углубления таких контактов является весьма благоприятной.

Россия принимает активное участие в утвержденном ЮНЕСКО в 1989 го-ду Плане действий по усилению межвузовского сотрудничества и академической мобильности. В рамках Плана осуществляется весь комплекс мероприятий, интересующий вузы (обмен информацией, профессорско-препода-вательским составом и студентами). В России созданы девять международных кафедр ЮНЕСКО, осуществляется проект дистанционного образования, в котором Россия – пионер связи с Международным институтом планирования образования.

Конвенция «Формирование будущего», принятая в Саламанке (2001), содержит разделы «Организация диверсификации» и «Формирование доверия», где подчеркивается, что в Европе обеспечение качества не может основываться на единственном воззрении по использованию общего набора стандартов. Университеты должны иметь право формировать свою стратегию, выбирать свои приоритеты в обучении и проведении научных исследовании, профилировать свои программы.

Наконец, имеется возможность решить проблему с помощью Организации Объединенных Наций так же, как это может быть сделано путем создания новых глобальных институтов. Стремление к демократизации правления миром, к выполнению обязательств глобальной справедливости с необходи-


5

мостью требуют глобальных институтов, которые в принципе включают или представляют каждого человека в мире. Сегодня Организация Объединенных наций, и в частности Генеральная Ассамблея ООН, является единственным институтом, который достаточно близок к тому, чтобы действовать от имени народов мира, хотя в недостаточной и весьма несовершенной форме. Существующая Организация Объединенных Наций, конечно, должна быть преобразована или реформирована, чтобы осуществить любую цель (или цен-ностную ориентацию), способствующую демократии и справедливости.

Задача Российской высшей школы заключается в формировании адекватной интересам российского общества системы базисных ценностей у студентов. С одной стороны, она должна быть универсальной, с другой, – необходимо учитывать, что каждая личность отличается своей системой ценностей в зависимости от способностей, индивидуальных особенностей, профессиональной ориентированности и т. д. Несогласованность, разнонаправленность систем ценностных ориентиров в пространстве высшей школы отражается на эффективности учебно-воспитательного процесса, а, главное, само образование имеет смысл и значение только тогда, когда оно осуществляется в интересах человека. Чтобы преодолеть сложившуюся проблему, необходимо пересмотреть вузовские программы в направлении их ценностно-ориентационной деятельности. А это значит, что необходимы исследования о воздействии на ход истории, развития общества и образования ценностей и ценностных ориентиров.

Возникновение понятия ценности в конце ХVIII века было связано с пе-ресмотром традиционного обоснования этики, характерного для античности и средних веков и предполагавшего тождество бытия и блага. Сегодня ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться, – они составляют основу нравственных принципов, а также указывают на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму, коллективному или индивидуальному). Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.

К образовательным ценностям, прежде всего, относятся знания, умения, навыки, образованность, профессионализм. Требования, предъявляемые к си-стеме образования личностью, связаны с общечеловеческими ценностями, такими как справедливость, человеческое достоинство, независимость, свобода, творчество, общение. Общество в качестве ценностей выдвигает трудо-любие, честность, общую культуру, ответственность, чувство долга, терпимость и уважение к другому человеку. Классическими гуманистическими ценностями являются свобода, творчество, самосознание, самоопределение


6

и самореализация личности. К познавательным ценностям относятся рефлексивность, диалектичность, творческий характер мышления.

Исследования Т. В. Наумовой [35] позволяют констатировать наличие некоторых особенностей ценностного сознания современных молодых россиян. Молодые люди на первое место в шкале ценностей все чаще выносят ценности частной жизни, материальное благополучие, свободу выбора, личную автономию, предприимчивость. Можно сделать вывод, что основная направленность современного человека – это стремление к счастью, понимаемому В. М. Розиным как «осознанное удовлетворение от благой жизни» [52]. В месте с тем, следует отметить, что в пространстве духовной культуры российского общества, в ценностной системе россиян сегодня происходят сложные противоречивые процессы и даже некоторые положительные явления сопровождаются неблагоприятным социальным фоном и процессами. Низкий уровень жизни основной массы населения, недоступность многих благ культуры, обусловленное этим обеднение и рекриационность свободного времени и досуга, усреднение и массовизация высшего образования и ку-льтурных процессов сталкиваются с нереализованными ожиданиями и потребностями населения более высокого порядка.

Социальная реальность и ее теоретическая рефлексия требуют от высшего образования признать, что знакомство с ценностями облегчает для человека поиск смысла жизни. Раскрывая сущность ценностей и ценностных ориентиров, интеллигентный человек приходит к выводу, что смысл жизни следует искать при помощи совести. Живая, ясная и точная совесть – единственное, что дает человеку возможность сопротивляться эффектам экзистенционального вакуума – конформизму и тоталитаризму. Стало быть, в ча-стном интересе, самореализации, любви к себе, способности к самооценке, обретении смысла жизни и совести как одних из главных общечеловеческих ценностей и заключен тот жизненный идеал, который «выстраивает» иерархию ценностей. Вот почему в целях совершенствования современного образования надо ставить вопрос об «общечеловеческих ценностях» [66], предпо-лагающих сохранение возможностей полноценного существования каждой отдельной человеческой личности. Это, в свою очередь, предполагает ответ-ственность современного образования за сохранение общезначимых ценностей.

Мыслится, что приоритеты развития образования на базе общезначимых ценностных ориентиров должны еще пройти жестокую интерпретацию и преодолеть противостояние ценностям как западного, так и восточного соз-нания. Сегодня российская ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная и образование как ценность личностная.


7

Недостаточно, как показывает опыт прошлого, лишь констатировать аксиоматически самоочевидную государственную ценность образования. Решить глобальные проблемы перехода от одной социальной системы к другой в одночасье, «кавалерийским наскоком» невозможно – сказывается естест-венное ментальное сопротивление социума, привыкшего жить в условиях совершенно иных ценностей и приоритетов.

К сожалению, Указ № 1 Президента России о приоритетном развитии образования, принятый еще в 1991 году (как и большинство последующих государственных решений), фактически остается невыполненным. Декларативными и неконструктивными остаются законодательные и нормативно-правовые акты о развитии образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Необходим механизм реализации не вызывающего сомнения постулата о государственной ценности образования. Необходимо обоснование работоспособных технологий теоретических и практических действий, направленных на обеспечение престижа образования в обществе, осознание его государственной значимости, подкрепленной не только лозунгами и обещаниями, но и соответствующими материальными инвестициями и, что не менее важно, моральными обязательствами со стороны государства, пред-полагающими их неукоснительное выполнение.

Крайне важно (и это задача, несомненно, ученых) содержательно раскрыть и детализировать ценностные приоритеты образования для государства, доказать эти приоритеты, убедить высших руководителей государства в жизненной важности образовательной сферы для прогрессивного развития страны, общества, его граждан. Так как государство и общество – понятия отнюдь не идентичные, а взаимоотношения между ними являются весьма сложными, поэтому далеко не всегда устремления государства и общества в развитии образования совпадают. Сплошь и рядом государство лишь провозглашает образовательные приоритеты, в то время как общество, кровно заинтересованное в прогрессивном развитии образования, вынуждено то и дело подталкивать государство к выполнению собственных обещаний, «расщепляя» эти глобальные, а потому абстрактные и трудно проверяемые обещания на ряд вполне конкретных акций по их реализации.

Коллективистская сущность как государственной, так и общественной ценности образования просматривается достаточно четко и, вполне естественно, все аспекты этой сложной и многомерной аксиологической проблематики и тем более высшие приоритеты и цели образовательной деятельности требуют должного философско-методологического осмысления и обоснования. При всей важности коллективистских начал, предопределяющих государственно-общественную значимость образования, они не отражают главного – личностной ценности образования, индивидуально мотивированного и стимулированного отношения человека к собственному образованию, его уровню и качеству.


8

Приходится признать, что именно личностно-ориентированные ценности образования, которым столь большое внимание уделялось в религиозных, философских и собственно педагогических работах ученых и мыслителей дореволюционной России, в дальнейшем были во многом утрачены, подчинены коллективистским концепциям педагогической деятельности.

В этой связи следует отметить, что общая культура современной личности, а точнее, ее духовная культура, синтезирует в себе еще и такую ценность, как гуманный образ жизни, требующий от личности определенных поступков. Именно на эту ценность опирается, а, подчас, и эксплуатирует государство и общество. И здесь следует отметить, что в традиционной парадигме образования важнейшей характеристикой гуманизма служит понимание его как отрефлексированного антропоцентризма, предметом изучения которого является ценность человека, утверждаемая как первичная, высшая по сравнению с другими ценностями в обществе. Суть гуманизма как характеристики бытия (практического гуманизма) состоит в обеспечении реальных, достойных человека материальных, технических, экономических, политических и культурных условий его жизнедеятельности, а также соответствующих общественных отношений. Такие установки требуют от современной личности деятельности определенной направленности, или ориентации, что требует постоянной рефлексии.

Понятие «ориентация» содержит, во-первых, указание на «умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность о чем-либо», и, во-вто-рых, это «направленность деятельности, определяемая интересами кого-ли-бо» [56]. Очевидно, что ориентация – весьма сложный вид деятельности, на-чиная с уровня биологического приспособления к внешним условиям и кончая социальной ориентацией.

Ценностные ориентации – как научная категория – получили признание в значительной степени благодаря усилиям таких наук, как психология и социальная психология, хотя в философии это понятие имело особое развитие. «На общефилософском уровне, – по мнению Р. П. Шульги, – ценностные ориентации стали рассматриваться как вид ценностных отношений» [69]. Их специфика усматривалась в том, что они образовывали механизм связи практического и познавательного взаимодействия субъекта и объекта. Поначалу, говоря о ценностных ориентациях в контексте ценностных отношений, исследователи подразумевали предпочтение каких-либо ценностей, то есть ориентацию на ценности. Однако последующие исследования углубили и расширили содержание этого понятия. Так было выявлено, что при деятельностном подходе к субъект-объектным отношениям обе субстанции играют одинаково значимую роль, при аксиологическом подходе к рассматриваемым отношениям более значимой предстает роль субъекта.

В наши дни проблема значения образования в формировании и разви-тии ценностных ориентаций личности стала особенно актуальной. В условиях


9

реформирования особую остроту приобретает проблема сложного взаимодействия между образованием, с одной стороны, и процессом формирования и развития ценностных ориентаций личности, – с другой. Например, Б. С. Гер-шунский предлагает культивировать в образовательном пространстве такие ценностные ориентиры, как первичность отношения человека к жизни, приоритет его личной заинтересованности в обустройстве своего бытия, отношение к труду, трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственность, результативность [13].

Несмотря на тревожное отношение старшего поколения к переменам в со-знании молодежи, исследования А. А. Козлова, О. М. Панфилова, Р. П. Шу-льги, Г. М. Андреевой, И. Н. Языковой и других показывают, что российская молодежь довольно успешно адаптируется к новым условиям, выбирает варианты поведения, соответствующие ценностям новых экономических отношений. Это, прежде всего, компоненты осознанной картины будущего, подводящие индивида к ответу на основные вопросы жизни: В каких сферах деятельности следует проявлять активность, сконцентрировать свои усилия для достижения успеха? Что именно и в какой период должно быть достигнуто в первую очередь и что несколько позже? Какими средствами, и в какие конкретные сроки могут быть осуществлены имеющиеся цели?

Используя культурологический подход при анализе понятий «ценнос-ти» и «ценностные ориентации», можно сделать вывод, что главными в иерархии ценностей современной молодежи можно считать частный интерес, самореализацию, любовь к себе, а наиболее востребованными ценностными ориентирами – результаты своей практической (внешней) активности. В связи с этим, перед высшим образованием встает большая задача – помогая самой природе человеческой личности через саморазвитие встретиться с самим собой, со своими собственными потенциями, с тем, чтобы помочь молодому человеку выработать правила оптимального отношения к самому себе, к своей индивидуальности.

Исследования современной социокультурной ситуации показывают, что общество преимущественно критически относится к ситуации в духовной культуре, образованию, к культурной политике. Не устраняется и, возможно, даже углубляется взаимное отчуждение народа, интеллигенции, власти. Высок процент мечтающих о возможности покинуть страну в поисках лучшей жизни. Социологи и культурологи предсказывают неизбежность появления новой контркультуры и ее носителя – контрэлиты, что может воспрепятствовать принятию комплекса эффективных мер по развитию отечественной духовной культуры, которые включали бы использование всех возможностей системы воспитания, образования, просвещения, науки и СМИ.


10

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Яковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: рио уиф кгту, 2006 iconВ сборнике собраны материалы, отражающие степень заинтересованности студентов по самым актуальным проблемам современности. Авторы, принявшие участие в
Интеллектуальный ресурс – 2009 : сборник докладов 4-й межвузовской студенческой научно-практической конференции. – В 2-х ч. Ч. –...
Яковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: рио уиф кгту, 2006 iconДипломная работа слушателя дополнительной профессиональной образовательной программы «Коррекционная педагогика и специальная психология (образование лиц с нарушением интеллекта)»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный...
Яковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: рио уиф кгту, 2006 iconСборник задач по общему курсу физики. С-23 в 5 кн. /под ред. И. А. Яковлева

Яковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: рио уиф кгту, 2006 icon«Женщины России в войнах XIX века»
Гоу впо «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Яковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: рио уиф кгту, 2006 iconМетодика преподавания музыки
Печатается по решению ученого совета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева
Яковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: рио уиф кгту, 2006 iconЭффективная координация работы педагогического персонала
Заместитель заведующей по воспитательной работе мбдоу «црр д/с№18 «Дюймовочка», г. Усть-Илимск
Яковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: рио уиф кгту, 2006 iconЛингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности Коллективная монография
Лингвокультурные типажи: признаки, характеристики, ценности: коллективная монография / под ред. О. А. Дмитриевой. Волгоград: Парадигма,...
Яковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: рио уиф кгту, 2006 iconРасписание экзаменов
Организаторы: Мальцева Т. С., Клещевникова А. Н, Якимов П. А., Кислицына Л. В., Артёмова Л. В, Гуминюк Е. И., Дрокина Н. С., Яковлева...
Яковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: рио уиф кгту, 2006 iconПрограмма Съезда
Председатель Комитета по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Т. В. Яковлева
Яковлева, И. В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография / И. В. Яковлева. Усть-Илимск: рио уиф кгту, 2006 iconФормирование ключевых компетентностей у учащихся в процессе изучения физики
Ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница