Тезисы доклада Начало формы




Скачать 12,83 Kb.
НазваниеТезисы доклада Начало формы
Дата03.02.2016
Размер12,83 Kb.
ТипТезисы



Тезисы доклада

Начало формы


  1. НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА:

Ресурсы и технологии информационно-образовательной среды современного вуза

Resources and technologies of the information and educational environment of modern higher education institution


  1. АВТОРЫ:

Д. И. Бойков

D. I. Boikov



  1. ОРГАНИЗАЦИЯ (полное наименование, без аббревиатур):

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Herzen State Pedagogical University of Russia


  1. ГОРОД:

Санкт-Петербург

St.-Petersburg


  1. ТЕЛЕФОН: 8 (812) 570 03 88




  1. ФАКС: 8 (812) 570 03 88




  1. E-mail: boikov@herzen.spb.ru




  1. ТЕКСТ ТЕЗИСОВ ДОКЛАДА:

Внесение изменений в Закон РФ "Об образовании" 29 февраля 2012 года в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" сняло препятствия для применения дистанционных образовательных технологий в университетах. Основные дополнения внесены в статью 15 Федерального закона, которая содержит определение понятий "электронное обучение" и "дистанционные образовательные технологии". Однако с проблемами внедрения электронного обучения сталкивается практически любой вуз во всем мире. Как морально подготовить профессорско-преподавательский состав к внедрению новых технологий? как убедить преподавателей и профессоров в преимуществах электронного обучения и преподавания? как стимулировать обучение работе с компьтером и новым информационным технологиям (хотя бы работе с текстовым редактором Word, средством подготовки презентаций PowerPoint, табличным процессором Excel, браузерами типа Internet Explorer) тех из них, кто не владеет компьютерной грамотностью?

Многие вузы стремятся создать электронную информационно-образовательную среду для он-лайн обучения. На их сайтах появился веб-доступ к системам поддержки дистанционного образования. Пока трудно оценить реальные масштабы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в российских университетах. В зарубежных вузах этот процесс, начавшийся раньше, тем не менее, далек от завершения и продолжает оставаться предметом дискуссий. Так, по данным консорциума Sloan, в осеннем семестре 2011-2012 учебного года свыше 6,1 млн. студентов в университетах США изучали по меньшей мере один учебный курс в режиме он-лайн, что составило примерно 31% от всего контингента. Любопытно, что по результатам опроса университетских администраторов в течение 8 лет, с 2003 по 2011 г., вывод о преимуществах и более высокой эффективности электронного обучения по сравнению с традиционным пока не стал общепризнанным (Going the Distance: Online Education in the United States, 2011).

При относительно меньших масштабах внедрения, вероятно, оценки результативности он-лайн обучения в российских вузах принципиально не отличаются от американских. Между тем исследование уровня внедрения АСУ в 673 российских государственных и муниципальных вузах, проведенное на основе данных из открытых источников в сети Интернет в 2009 г. в ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», выявило, что о наличии информационных систем поддержки дистанционного образования (далее – СДО) заявляют 320 вузов из 673 вузов (48%). При этом веб-доступ к СДО обнаружен на сайтах только 196 вузов – это 61% от числа вузов с заявленным наличием СДО и 29% от общего числа вузов, которые представлены в обзоре по результатам исследования. (Столяров Д.Ю., 2009: 34).

Есть основания предполагать, что реальная ситуация в государственных вузах сложнее, если не сказать хуже. Подавляющее большинство вузов находятся в самом начале пути по построению электронной информационно-образовательной среды. Даже там, где внедрены, например, системы LMS, число он-лайн курсов измеряется 20-30 дисциплинами из нескольких сотен и даже тысяч, преподаваемых и изучаемых в типовом университете. Минимизация расходов на внедрение систем с открытым исходным кодом на деле оборачивается высокой стоимостью построения системы дистанционного обучения, особенно, на начальном этапе создания системы, весьма высокой трудоемкостью разработки электронных курсов. Попытки российских вузов реализовать собственными силами и за счет собственных средств современные решения в виде систем дистанционного образования на основе цифровых технологий, образовательных порталов, а также электронных учебников и учебно-методических пособий приводят в масштабах страны к дублированию и распылению финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Между тем, изучая опыт ряда преподавателей, использующих для организации обучения внешние интернет ресурсы: почтовый ящик бесплатных электронных почтовых серверов; сервисы google – группы и сайты, коллективное редактирование; тестовые и опросные интернет-сайты; сайты курсов, созданные с помощью бесплатных движков и хостинга; сообщества на сайтах социальных сетей, вики-сайты, можно отметить, что интерес и спрос на единую систему, позволяющую единообразно предоставлять материалы учебных курсов, организовывать общение студентов, их коллективную деятельность, предъявлять результаты оценивания, равно как и готовность к использованию такой системы существует.

При этом ценность использования именно единой университетской системы существует не только для работников администрации, которые стремятся к единообразию и возможности контроля за действиями студентов и преподавателей, сколько для студентов, которые в настоящее время учатся в условиях необходимости использовать разнообразные средства (сайты), которые им предлагают для обучения преподаватели, а значит должны регистрироваться на дополнительных ресурсах и посещать разные сайты при обучении у разных преподавателей.

Активность студентов и преподавателей вузов на сайтах социальных сетей свидетельствует о том, что использование инструментария, который дает современный интернет, является привычным для многочисленной категории студентов и ряда преподавателей и при построении информационной среды поддержки образовательного процесса необходимо учитывать этот факт. Актуальность развития системы информационной поддержки основного образовательного процесса в российских университетах и о достаточном уровне готовности основных субъектов образования к использованию новой среды является очевидной.

Электронное обучение реализуется через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением LMS, среди которых можно различать как коммерческие, так и свободно распространяемые. На мировом рынке коммерческих LMS выделяется Blackboard. Так, например, в Школе информационных наук Сиракьюзского университета (США) используется Blackboard. Все магистерские программы, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Школе могут быть освоены традиционным образом, или в формате электронного обучения, а также комбинированной форме. Причем нет никаких различий между формами обучения с точки зрения учебного плана, состава преподавателей, академического статуса, получаемой выпускниками квалификации. Единственное отличие заключается в способе доставки образовательного контента. Еще одной характеристикой LMS Blackboard в Школе является возможность доступа к он-лайн курсам через мобильные устройства: iPad, iPhone и iPod Touch, смартфоны BlackBerry, Palm webOS и электронные гаджеты, работающие под управлением мобильной платформы Android.

На российском рынке, по оценкам экспертов, лидирующие позиции занимает система дистанционного обучения «Прометей», которая используется различными вузами не только в России, но в странах СНГ. Чуть меньшее количество вузов является заказчиками решений на базе программных продуктов eLearning 3000 компании ГиперМетод, которая с 2008 года входит в группу IBS и работает под брендом ГиперМетод IBS. И все же для сколь-нибудь массового распространения в российских вузах подобные коммерческие системы LMS оказываются дорогостоящими продуктами. Сюда нужно добавить достаточно жесткие требования к аппаратному обеспечению, а также ограниченное количество лицензий.

Одним из способов снижения затрат на внедрение LMS является использование систем с открытым исходным кодом, позволяющих решать те же задачи, что и коммерческие системы, но при этом у пользователей есть возможность доработки и адаптации конкретной системы к своим потребностям и специфике образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Выбор свободно распространяемых систем LMS с открытым кодом (open source) оказывается широким. Формально самым распространенным open source LMS в России является Moodle, свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. По информации на сайте moodle.org в России зарегистрирован 1181 сайт. Популярным решение Moodle является и для вузов, в том числе таких крупных, как СПбГУЭФ, РГПУ им. А.И. Герцена.

Основными игроками на рынке электронного обучения по программам высшего профессионального образования являются университеты, а также производители, поставщики и интеграторы систем LMS. К ним, видимо, стоит отнести книжные издательства. Так, крупнейшие зарубежные издательства, специализирующиеся на издании учебников и учебных пособий, в настоящее время активно используют современные технологии. Традиционно выход в свет учебника сопровождался комплектом учебных материалов в помощь преподавателю и студенту. Так, например, выход из печати учебника сопровождался изданием различных методических пособий: «Руководство для преподавателя», в котором приводятся ответы на все вопросы из разделов «Вопросы для повторения» и «Упражнения», имеющиеся в конце каждой главы, а также краткое изложение основных идей каждой главы и ряд педагогических советов; «Сборник тестов», предназначенный также для преподавателей; «Руководство к изучению», содержащее широкий набор обзорного материала и упражнений для студентов, и т.п. В 1980-1990 гг. наряду с традиционным комплектом (учебник + методические материалы), издаваемым типографским способом в печатной версии, стали предлагаться учебники и учебно-методические пособия в электронной форме на различных носителях (флоппи- и CD диски).

Дальнейшим шагом в стратегии крупнейших издательств стало создание сайтов по сопровождению учебников и учебных пособий, причем не только по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, но и естественнонаучным и техническим. Так, на сервере издательской группы Pearson был создан Companion Website для обучения с использованием ресурсов Интернет с огромным количеством упражнений, заданий и ресурсов, связанных с конкретным учебником. Все ресурсы Интернет регулярно обновляются, позволяя тем самым как преподавателям, так и студентам пользоваться наиболее современными сетевыми источниками информации.

Web-сайт обеспечивает интерактивную обучающую среду для студентов и предоставляет вспомогательные ресурсы для преподавателей. В студенческой версии сайта студент может просматривать рекомендованные преподавателем последние статьи, опубликованные в различных изданиях и непосредственно связанные с той или иной главой данной книги. Во всех этих статьях студент встретит терминологию соответствующих глав учебника, а преподаватель может предлагать для обсуждения проблемы, поднимаемые в этих материалах. Кроме того, на сайте студент может выполнять различные упражнения для самопроверки и высказать свое мнение по тому или иному вопросу.

Преподаватели имеют возможность поэтапно создавать и пересматривать учебные планы и конспекты, имея при этом прямую связь с Web-сайтом и другими электронными ресурсами. Companion Website позволяет конкретному преподавателю управлять он-лайновыми ресурсами путем кастомизации в соответствии с его потребностями.

Рынок систем дистанционного обучения, LMS претерпевает очень быстрые изменения: появляются новые организации, предлагаются новые решения. Многие вузы планируют пересмотреть свое отношение как к самой идее электронного обучения, так и выбору платформы для построения электронной информационно-образовательной среды.


Литература:

Столяров Д.Ю. Использование автоматизированных систем управления в деятельности учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации (аналитический обзор) / Под ред. Тихонова А.Н. – М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2009.

Going the Distance: Online Education in the United States, 2011

http://sloanconsortium.org/publications/survey/going_distance_2011.

Похожие:

Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада Начало формы
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада Начало формы
...
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы краткие формулировки основных положений содержания книги, статьи, доклада, или исследовательской работы. Тезисы это чёткое и лаконичное изложение главных идей исследовательской работы.
Начальным этапом любой исследовательской работы является составление плана работы, представление которого осуществляется в тезисном...
Тезисы доклада Начало формы iconСписок опубликованных и приравненных к ним научных и учебно-методических работ
Совершенствование распределения рабочей силы в регионе (тезисы доклада конференции)
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы Полная версия
Цель доклада анализ возможностей Интернет-технологий второй волны в области образования, презентация технологической образовательной...
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада «Симпозиум по ядерной химии высоких энергий»
В. И. Гольданский, А. В. Иванова, Е. П. Прокопьев. Об аннигиляции позитронов в гидридах щелочных металлов. Журнал экспериментальной...
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада председателя профкома (цехкома) из истории профсоюза металлургов и горняков Украины на собрании с единой повесткой дня «20 лет пмгу»
Решающим событием в судьбе нашего профсоюза, которому исполняется 20 лет, стал I съезд профсоюза рабочих металлургической промышленности...
Тезисы доклада Начало формы iconЗадача публичного доклада
Цель публичного доклада становление общественного диалога и развитие участия родителей и общественности в управлении образовательным...
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы к аналитической справке
Таким образом, возникла необходимость определить некоторые примерные требования к такому жанру, как тезисы аналитического отчета...
Тезисы доклада Начало формы iconI. Начало
Возможно, рисунки в пещерах Франции и Испании (давности порядка 15 тысяч лет) имели ритуальное значение, но несомненно в них обнаруживается...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница