Урока-премьеры по литературе Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка»




НазваниеУрока-премьеры по литературе Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка»
Дата03.02.2016
Размер17 Kb.
ТипУрок

Технологическая карта

открытого урока-премьеры

по литературе

Тема: «Сценическая интерпретация

поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка»

в школьном театре «ОКСЮМОРОН»:

Защита продукционного творческого проекта

(«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся как результат системы духовно-нравственного воспитания»)



«На свете все живое должно любить»

А.Н.Островский


Предмет: литература


Класс: 5 класс с углубленным изучением литературы


Программа:

1). Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы / Под ре.д. В.Г.Маранцмана. – М.., «Просвещение», 1992.;

2). Программа литературного образования. 5-9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., «Просвещение», 2007.


Тема по программе: А.Н.Островский. «Снегурочка»


Методический комментарий к изучению произведения:


Теория литературы: Понятие о драме. Выражение авторского отношения к героям и событиям в пьесе. Понятие об отзыве.


Основные направления изучения темы:


Личность и судьба драматурга.

Противопоставление света и тепла тьме и холоду как нравственно насыщенная символика сказки «Снегурочка».

Столкновение добра и зла, верности в любви и холодной жестокости, мудрости и легкомыслия в пьесе.

Близость фольклору и общечеловеческий характер произведения. Жизнь, чувства, труд древних славян, опоэтизированные А.Н.Островским.

Близость к природе, справедливость, искренность и цельность чувств как высшие нравственные ценности в пьесе.

Поэтическая красота русской природы и народных сказок в сознании драматурга. Островский в Щелыкове. Выяснение читательских впечатлений школьников о пьесе и размышления о том, почему при грустном финале сказка названа «весенней».

Развитие конфликта в пьесе. Спор Весны и Мороза в прологе о судьбе Снегурочки и царства берендеев. Противоборство «любви» и «сердечной остуды» в душе Снегурочки.

Сложность оценки драматургом каждого из начал (гибельность безграничной любви и холодная чистота одиночества). Привлекательность и странность людского мира для Снегурочки. Непохожесть Снегурочки на всех «баб и девок». Снегурочка в семье бобылей. Бобыль и Бобылиха. Снегурочка и Лель. Снегурочка и купава. Выбор Мизгиря.

Выразительное чтение диалогов и монологов героев. Мудрость царя берендеев: «На всеете все живое должно любить». «Беспечные берендеи» и высокие законы жизни, провозглашенные царем: правда, совесть, свобода чувства.

Выбор эпитетов для характеристики персонажей пьесы. Обряды (Масленица, свататанье) и их разыгрывание в классе. Раскрытие связи народных песен, включенных в пьесу.

Отношение А.Н.Островского к искусству («Без песен жизнь не в радость»). Всеобщая привязанность к Лелю. Прослушивание песен Леля, написанных Чайковским для первой постановки пьесы.

Диспут «Отчего погибли Снегурочка и Мизгирь и как Берендеево царство отнеслось к их гибели?» Сцена таяния Снегурочки в опере Римского-Корсакова в исполнении И.Масленниковой. Словесное рисование декораций к пьесе.


урока по теме: «А.Н.Островский. «Снегурочка»: 10-й урок


Дополнительное время, необходимое на внеклассную работу с учащимися по данному проекту: не менее 30 часов совместной внеурочной деятельности учителей и учащихся в творческих группах-экспедициях.


Цель урока:


публичное представление интеллектуальных и творческих способностей учащихся, раскрытых в ходе работы по созданию спектакля по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»; публичная оценка и признание достижений учащихся учителями, родителями и гостями представления


Задачи урока:


обучающие:


- формирование умений и навыков художественного чтения литературного текста и проникновения в его художественное пространство;

- формирование умений и навыков по созданию сценического образа литературного персонажа;

- формирование умений и навыков по созданию сценического пространства (декорации, реквизит, музыкальное сопровождение);


развивающие:

- формирование основных, понятийных, знаний о сценическом искусстве;

- формирование целостного представления о литературном персонаже как сценическом образе драматического произведения;

- формирование зрительского интереса к сценической интерпретации;


воспитательные:


- воспитание патриотических чувств, гордости за причастность к созиданию, сотворчеству с великим мастером искусства отечественного слова , а также чувства ответственности за порученное дело, за собственные знания и умения, от которых зависит успех общего дела; послушания, терпимого отношения и уважения друг к другу во время совместной творческой работы, соблюдения дисциплины


Функции учителя во время хода урока:

Организовать и настроить учащихся на публичное выступление (вся организационно-подготовительная работа с учащимися для зрителей, пришедших на спектакль остается «за кадром» и не освещается во время урока); занять почетное место в первом ряду зрительного зала и внимательно следить за ходом событий на сцене - играть роль почитателя юных талантов, - чтобы впоследствии оценить каждого по достоинству (спектакль рассчитан на малый зрительный зал – обычный учебный кабинет, оформленный, как театральный зрительный зал; сцена – подиум в классе; рекреация перед входом в «зал» - как театральное фойе, включая стенды-отчеты по экспедициям (см.ниже)

Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Т.И.Рындина


Творческие группы учителей и учащихся:


  1. историко-этнографическая (ответственные – Е.А.Зинченко, учитель технологии и руководитель кружка «История русского народного костюма»; Н.А.Тощевикова – учитель истории и руководитель факультатива «Культурологические основы православия Подмосковья»; Л.П.Шипук – учитель биологии и руководитель школьного НОУУ; Т.И.Рындина – учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 «А» класса: Е.А.Масякина – учитель математики, зам.директора по УВ; Кирпичева Татьяна, Латипова Светлана, Михайлова Яна, Иванова Надежда, Бабаян Нелли – учащиеся 5 «А» класса и бригадиры работы в группах):


задачи: изучение особенностей русского национального костюма – головного убора женщин, сарафана, рубахи, юбки, украшений, домашней утвари и детской рукодельной игрушки, жилища славян «доисторического времени» (по Островскому);


основные маршруты: ватутинские родники в окрестностях поселка; археологические раскопки около деревни Десна Ленинского района Московской области – «Холм вятичей», храм деревянного зодчества Покрова Божьей Матери на Десне, музей народного костюма при Культурном центре данного храма, Ново-Иерусалимский монастырь; Оружейная палата Московского Кремля, дом-музей В.Н.Васнецова и Музей русского быта - «Купеческое подворье в Москве»; школьная библиотека; Интернет;


продукт: доклады по истории костюма (головной убор, сарафан, рубаха и юбка); изготовление рукодельной куклы и одежды и украшений для нее в русской традиции; изготовление сценических костюмов, подготовка реквизита и декораций для спектакля по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»;




  1. фольклорно-этимологическая (ответственные: Т.И.Рындина – учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5»А» класса; Н.А.Тощевикова – учитель истории и руководитель факультатива «Культурологические основы православия Подмосковья»; С.В.Бабикова – учитель музыки и МХК; Е.А.Масякина – учитель математики, зам.директора по УВР):


задачи: изучение особенностей русского мифа, сказочного и песенного фольклора (запевки дружков и подружек невесты, плачи-причитания невесты, застольные свадебные песни), русских национальных обрядовых традиций – Масленицы, сватовства, выкупа невесты и свадьбы; историю происхождения и значения трудных слов в тексте пьесы А.Н.Островского – старославянизмов, архаизмов, историзмов, русских пословиц и поговорок, вошедших в драму; подбор музыкального сопровождения к спектаклю;


основные маршруты: храм Покрова Божьей матери на Десне – отчетный концерт этнографической экспедиции фольклорного ансамбля «Братчина» при Культурном центре храма, экскурсия и лекция в личном музее русского костюма матушки Ирины – «В гостях у матушки Ирины»; участие в Рождественском празднике Культурного центра для прихожан храма Покрова Божьей Матери на Десне; дом-музей В.Н.Васнецова, Оружейная палата Московского Кремля, музей русского быта «Купеческое подворье в Москве»; школьная библиотека; Интернет;


продукт: составление «Словаря трудных слов» по тексту пьесы А.Н.Островского «Снегурочка»; составление «Словаря русских пословиц и поговорок о русском быте»; составление литературоведческих таблиц «Сказочные мотивы в пьесе» и «Русские обряды в пьесе»; уточнить по словарю В.И.Даля значение слова «берендейка» и ответить на вопрос: «Согласны ли вы с мнением, что мир Берендеева царства – это «мир света, торжества добра, красоты, справедливости?»; уточнить по словарю В.И.Даля значение имени главного героя «Мизгирь» и ответить на вопрос: «Соответствует ли образ Мизгиря данному определению? (нужно обратиться к сказке «Мизгирь» из сборника народных сказок Афанасьева); постановка девичьего обрядового хоровода и подготовка реквизита и декораций к спектаклю по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»;


  1. театрально-искусствоведческая (ответственные: Т.И.Рындина – учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 «А» класса; Н.А.Тощевикова – учитель истории и руководитель факультатива «Культурологические основы православия Подмосковья»):


задачи: изучение истории и основных особенностей традиционного русского дворянского домашнего театра; изучение отличий Русского духовного театра «Глас» в Москве; изучение традиций народного театра и школьного театра;

отбор литературного текстового материала из пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» для инсценирования в виде мини-спектакля на уроке-премьере; подготовка реквизита и декораций; распределение ролей («кастинг») и организация репетиций; постановка спектакля;


основные маршруты: экскурсия по московской улице Малая Ордынка и православных храмов, расположенных на ней, посещение Дома-музея А.Н.Островского в Москве на улице Малая Ордынка; экскурсия-экспедиция в подмосковное родовое имение Пушкиных – село Захарово; посещение спектакля Русского православного театра в Москве (спектакль «У Бога всего много»);

посещение театра-студии «КотеЛ» Троицкого Городского Дома ученых, в котором выступает одна из учениц 5 «А» класса Кузнецова Анна (премьера спектакля «Волшебные мечты»); школьная библиотека; Интернет;


продукт: иллюстрации к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» и краткие комментарии к ним: «Почему именно нарисованные вами моменты требуют зрительного восприятия?» « мини-постановка спектакля по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» на уроке-премьере «Сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»: Защита продукционного творческого проекта»;


  1. рекламно-издательская: (ответственные: Т.И.Рындина – учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 «А» класса; Антоненков Денис, Олейник Павел, Мамедов Руслан – учащиеся 5 «А» класса):


задачи: создание рекламно-издательского мини-агенства для организации пиар-кампании в период подготовки спектакля школьного тетра «ОКСЮМОРОН» и в день премьеры спектакля по поэтической сказке А.Н.Островского «Снегурочка» (обеспечение фото- и киносъемки и обработка материалов с использованием средств ИКТ; написание текста для презентации проекта и создание компьютерной презентации; создание отчетных стендов по направлениям работы экспедиций; разработка оригинал-макетов программы премьерного спектакля, вкладыша с сопутствующей информацией об инсценировке и театре «ОКСЮМОРОН», входного билета, изготовление с помощью средств ИКТ и тиражирование их; создание афиши премьерного спектакля); изготовление видеоролика с записью всего урока-премьеры и соответствующая обработка материалов видеосъемки;


основные маршруты: участие во всех экскурсиях-экспедициях (см. выше по направлениям работы); школьная библиотека; Интернет; фотомагазин, рекламно-издательский центр п.Ватутинки (заказ и печать фотографий);


продукт: рекламные стенды-отчеты (фотоочерк) и компьютерный вариант отчета по системе духовно-нравственного воспитания учащихся 5 «А» класса в 2007-2008 учебном году как составная часть проекта по созданию спектакля в виде слайд-шоу – два блока – 1 и 2 полугодие) - по направлениям деятельности учащихся в ходе проекта; театральная афиша премьерного спектакля; программа спектакля и вкладыш; входной билет; видеоролик спектакля.


Актуальность использования средств ИКТ:

знакомство учащихся с разнообразием этого вида творчества (набор и печать текстового материала; создание мультимедийного слайд-фильма, создание презентации, создание видеофильма, использование информационных, аудио- и видеоресурсов сети Интернет.


Виды используемых на уроке средств ИКТ:

мультимедийный слайд-фильм, мультимедийный фильм (фрагмент мультфильма «Снегурочка»).

Необходимое аппаратное и программное обеспечение:

компьютерная установка в полном объеме, проектор, интерактивная доска (можно заменить экраном к проектору).

Образовательные ресурсы Интернет:

Российский образовательный портал


Необходимый литературный материал:

избранные фрагменты текста пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» (рабочий сценарий сценической интерпретации пьесы) находится у суфлера (ученик или учитель за кулисами)


Другие используемые материалы: музыкальные фрагменты из произведений П.И.Чайковского и Н.А.Кимского-Корсакова; народная девичья хороводная песня в исполнении учащихся 5 «А» класса; фрагмент мультфильма «Снегурочка».


Декорации, сценические костюмы и необходимый реквизит:

собираются и создаются совместно учащимися, учителями и родителями.


Организационная структура урока:


1 этап (15-20 мин до звонка на урок): встреча гостей перед зрительным залом, в фойе (раздаются программа и входные билеты на спектакль); гости знакомятся со стендами-отчетами (фотоочерки о ходе работы над спектаклем, включая отчеты по экспедициям), а также с афишей; гости проходят в зрительный зал и занимают свои места согласно билетам; в это время за кулисами – последние приготовления артистов к премьере; звучит звонок на урок-премьеру.


2 этап (3-4 мин.): ведущие – пять человек – торжественно открывают представление и презентуют творческий проект 5 «А» класса (текст презентации прилагается).


3 этап (4-5 мин.): презентация проекта в виде слайд-шоу (в сопровождении музыки П.И.Чайковского).


4 этап (25-30 мин.): сценическая интерпретация отдельных сцен поэтической сказки-пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» (видеоматериалы прилагаются).


5 этап (1,5 – 2 мин.) : завершающее слово артистов – одна из учащихся читает наизусть стихотворение Роберта Рождественского «Все начинается с любви».


6 этап (5-10 мин.): девушки в народных костюмах приглашаю гостей в импровизированный в фойе буфет, где можно полакомиться русскими блинами с медом и горячим чаем - в знак торжества Солнца, символа весны, жизни, любви.


7 этап (5-10 мин.): публичное поздравление артистов с премьерой (добрые благодарственные слова учителей, родителей и других гостей школьного театра «ОКСЮМОРОН»)


Домашнее задание: письменный отзыв об участии в проекте.


Общая продолжительность урока-премьеры – 45-60 мин.

Похожие:

Урока-премьеры по литературе Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка» iconТема: очерк жизни и творчества а. Н. Островского цели
Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути; рассказать об общественной деятельности...
Урока-премьеры по литературе Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка» iconКонспект интегрированного урока в рамках спецкурса «Интерпретация текста при помощи видеом» 11 класс
Тема урока: Пространство и время в рассказе В. П. Астафьева «Капля» (интерпретация текста при помощи видеом)
Урока-премьеры по литературе Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка» iconУроков-практикумов по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»
К. Д. Бальмонт. Слово о поэте. Тема сказки в стихотворениях Бальмонта («Золотая рыбка», «Фейные сказки»)
Урока-премьеры по литературе Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка» iconПлан-конспект урока «Не искушай меня любя!» Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Цель урока: раскрыть образ Катерины посредством противопоставления ее представителям «темного царства»
Урока-премьеры по литературе Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка» iconУрока по литературе Тема: «Хронотоп «сад»
«хронотоп», «художественное пространство» и выяснить их сюжетообразующую, смысловую роль в поэме «Мертвые души», на примере анализа...
Урока-премьеры по литературе Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка» iconКонспект урока по литературе в 5 классе (по учебнику В. Я. Коровиной)
Конспект урока по литературе в 5 классе (по учебнику В. Я. Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя русского языка и литературы...
Урока-премьеры по литературе Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка» iconКонспект урока по литературе в 7 классе тема: «Образ повествователя в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
А теперь поменяйтесь тестами с товарищем по парте и проверьте правильность ответов. За каждый правильный ответ-1 балл
Урока-премьеры по литературе Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка» iconФольклорные истоки «Сказки о Медведихе»
«тайну» ([8], с. 177). Некоторые авторы, анализируя сказки Пушкина, не пишут о ней вовсе ([7]) или намеренно исключают из рассмотрения...
Урока-премьеры по литературе Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка» iconПлан-конспект урока по обществознанию
Тема урока: Конфликты в обществе, место урока -урок №29, блок «Социальная сфера»
Урока-премьеры по литературе Тема: «Сценическая интерпретация поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка» iconУрока по литературе в 11 классе «Тема памяти народа в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»
А. Пластова, иллюстрации, видеофрагменты: гигантская плотина и затопление, листвень-царь-дерево, Дарья-мотив голосов, образец учительской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница