Памятка по созданию методических материалов санкт-Петербург 2005




Скачать 20,85 Kb.
НазваниеПамятка по созданию методических материалов санкт-Петербург 2005
Дата03.02.2016
Размер20,85 Kb.
ТипПамятка


Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Невского района г. Санкт-Петербурга

«Левобережный»


ПАМЯТКА

ПО СОЗДАНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ


Санкт-Петербург


2005


Автор-составитель: Попова О.О.


Памятка по созданию методических материалов /под ред. С.М.Платоновой, С-Петербург, 2005 г.-12 с.


Редактор: Платонова С.М., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры философии образования ЛГУ им. А.С.Пушкина, научный консультант ДДТ «Левобережный».


Способом раскрытия тайны педагогического творчества, обмена накопленным опытом, приоткрытия завесы поиска педагога является создание и оформление методической продукции. Но часто создатель интересного занятия, технологии, программы относится к своему труду как к чему-то понятному, простому, и, представляя его, делает это мимоходом, поверхностно. Многие вещи, понятные автору, он считает понятными всем, хотя это далеко не так.

В предложенной Вам памятке обобщен опыт общения заведующего методическим кабинетом Дома детского творчества «Левобережный» с авторами методических разработок, когда приходилось просить педагогов раскрыть, зачем он делал то или иное, как пришел к идее, пояснить, о чем идет речь и т.д. Памятка составлена для того, чтобы сориентировать автора методической продукции в запросах тех людей, которые будут знакомиться с материалами.

Памятка предназначена: педагогическим сотрудникам учреждений дополнительного образования детей.

Четко сформулированные рекомендации по оформлению материалов, поступающих в методический кабинет учреждения дополнительного образования детей, помогут педагогическим работникам представить свой педагогический и методический опыт более доступно, целостно, системно.


СОДЕРЖАНИЕ


Методические материалы и их виды……………………………………4


Рекомендации по содержанию и целям

создания методических материалов……………………………………..7


Рекомендации по оформлению методических материалов:

образовательные программы………………………………….……7

сценарии массовых мероприятий…………………………………...7

методические разработки

и методические рекомендации…………………...……………….....8

конспекты учебных занятий………………………………………...9

творческие работы учащихся………………………………………9

фото и видео материалы……………………………………………9

  • курсовые работы слушателей

повышения квалификации…………………………………....………9

  • тексты выступлений на семинарах и конференциях,

педсоветах, методических объединениях…..…..…………………10

планы работы………………………………………....………….…10

публикации в СМИ и печатных изданиях………...………………..11

список литературы…….……......……………………………….11


Список литературы………………………………………...………….....12

Методические материалы и их виды


Методические материалы (методическая продукция) - одна из форм выражения результата методической деятельности, способ выражения и распространения методических знаний.

К методическим материалам относятся:


  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ


«Программа» (от греч. рrоgrатта) - объявление, распоряжение.

Программа - документ, представляющий содержательно-организационную модель деятельности, т.е. документ, определяющий цель, участников, содержание, результаты деятельности, а также порядок её реализации.

Образование - процесс овладения социально значимым опытом человечества, воплощенном в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.

Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ.

Дополнительная образовательная программа - это нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса, а именно его ценностно-целевое обоснование, содержание, организацию, порядок взаимодействия всех его участников и результативность.


  1. СЦЕНАРИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Сценарий - литературное произведение с подробным описанием действия, для организаторов является отправным документом.

Сценарий - это конспективная, подробная запись праздника, вечера, концерта, любого дела. Сценарий, как правило, снабжен методическими советами. Это дает возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторять ошибок.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГОВ


Методическая разработка - описание методов, способов, приемов педагогической деятельности. В разработке педагог отвечает на вопросы: как, каким образом я достигаю цели, получаю желаемые результаты своей деятельности?



  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Методические рекомендации - комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания, развития. Чаще всего основой для разработки методических рекомендаций является обобщенный опыт деятельности педагога.


5. КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Учебное занятие - промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.

Занятие - это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребенка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Конспект учебного занятия включает в себя описание процесса подготовки занятия, формулировку цели и задач занятия; используемые методы, приемы и средства обучения. В развернутом виде представлено содержание занятия, методы контроля и ожидаемые результаты.


6. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ


К творческим работам учащихся относятся сочинения, рефераты, технологическое описание изготовления изделия и другие виды результата творческой деятельности учащихся. Творческие работы могут быть самостоятельно представлены на выставках, олимпиадах, конкурсах, смотрах или являться приложениями к образовательным программам, описанию учебных занятий, методическим разработкам педагогов.


7. ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ


Фотографии и видеозаписи являются красочными иллюстрациями различных видов деятельности учащихся и педагогов. Правильно оформленный материал дает возможность не только сохранить для истории воспоминания о прошедших делах, но и является основой для анализа мероприятия, занятия и т.п.


8. КУРСОВЫЕ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


Работа является итоговой работой слушателя за курс обучения. В работе слушатель должен продемонстрировать теоретические и практические знания по проблематике курсов, предъявить умение изучать теоретические работы, систематизировать и структурировать полученный материал, обобщать и делать выводы.

9. ТЕКСТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРАХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ, ПЕДСОВЕТАХ, МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ


Выступления па семинарах, конференциях, педсоветах, методических объединениях являются одним из способов обобщения и распространения передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт - это высокое мастерство педагога, основанное на успешном применении установленных наукой принципов и методов, дающее высокий результат, соответствующий современным требованиям, а также способное в современных условиях удовлетворить актуальные потребности практики обучения и воспитания. Тексты выступлений дают возможность познакомиться с данным опытом большему числу педагогов.


10. ПЛАНЫ РАБОТЫ


План - это определенный порядок, последовательность в изложении чего-либо (научного или литературного произведения, статьи, речи), а также намеченная на определенный период работа с указанием её целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения, исполнителей или ответственных за выполнение.


11. ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ


Материалы (статьи, заметки и пр.), опубликованные в газетах, сборниках, книгах, авторами которых являются сотрудники УДОД.


12. МАТЕРИАЛЫ ГОРОДСКИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ


При проведении городских методических объединений педагогов на базе УДОД участники семинаров, как правило, получают план проведения семинара, визитную карточку, материалы из опыта работы принимающего учреждения. Данные материалы могут пополнить фонд методического кабинета и быть интересными для педагогов вашего учреждения.

Рекомендации по содержанию и целям

создания методических материалов


Приступая к работе над каким-либо из видов методических материалов, автору необходимо учитывать, что материалы должны:

  • не отставать от «горячих», острых проблем дня;

  • иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей;

  • раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действия педагога, коллектива;

  • опираться на анализ предшествующего опыта, осмысление состояния дел данного вопроса на современном этапе;

  • не становиться самоцелью, т.е. автору надо подумать о дальнейшей судьбе своих материалов, их жизненности и полезности;

  • содержать ссылки на авторов или печатные источники, идеи и материалы которых использованы в работе над методической продукцией.



Рекомендации по оформлению методических материалов


Рекомендации по оформлению образовательных программ.

  • титульный лист

  • пояснительная записка

  • учебно-тематический план

  • содержание изучаемого курса

  • методическое обеспечение программы

  • материально-техническое обеспечен не программы

  • список литературы

Более подробно требования к оформлению образовательных программ изложены в Письме Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16.


Рекомендации по оформлению сценариев массовых мероприятий:

  • титульный лист (название образовательного учреждения, форма и название мероприятия, адресность (возраст участников), Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год проведения);



Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Невского района Санкт-Петербурга

Дом детского творчества «Левобережный»


Сценарий праздника

«Дом собирает друзей»

для учащихся 2-5 классов


Автор: Кудрявцева Елена Алексеевна,

педагог-организатор


Санкт-Петербург

01.09.2004




  • пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, условия и особенности реализации, предварительные организационные мероприятия);

  • литературный сценарий (название, действующие лица, полный текст ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.; имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом);

  • методические советы по проведению;

  • используемый реквизит;

  • рекомендуемая и используемая автором литература и музыкальный материал;

  • приложения (дидактические материалы, вопросы и ответы викторин, схемы, таблицы и т.д.)


Рекомендации по оформлению методических разработок и методических рекомендаций:

  • титульный лист (название образовательного учреждения, название работы, Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год);

  • вступительная часть (адресность, актуальность, краткий анализ положения дел по данному вопросу)

  • основная часть (описание методов, способов, приемов деятельности, ведущих к достижению желаемого результата деятельности; предложения и указания, способствующие внедрению их в практику)

  • методические советы, примерные варианты реализации

  • список использованной литературы

Рекомендации по оформлению конспектов учебных занятий:

  • титульный лист (название образовательного учреждения, название образовательной программы, год обучения, тема занятия; Ф.И.О. педагога, должность, Ф.И.О. консультанта, должность; дата проведения)

  • тема, цель, задачи учебного занятия (образовательные, воспитательные, развивающие)

  • форма проведения занятия (интегрированное занятие, занятие-соревнование, занятие-игра, лекция, практическая или лабораторная работа, семинар, диспут, конференция, экскурсия, поход, творческое выступление и др.)

  • оборудование учебного занятия (средства обучения, наглядные пособия, технические средства обучения, специальное оборудование и др.)

  • структурное описание учебного занятия (организация начала занятия, проверка имеющихся знаний и умений учащихся, ознакомление с новыми знаниями и умениями, упражнения на освоение и закрепление полученных знаний, умений и навыков, подведение итогов занятия)

  • используемая автором литература


Рекомендации по оформлению творческих работ учащихся:

  • титульный лист (название образовательного учреждения, название работы, Ф.И. и возраст учащегося, Ф.И.О. педагога-консультанта, название коллектива, год)

  • сопроводительная пояснительная записка педагога (методиста, зав, отделом)

  • описание работы

  • используемая литература

  • приложения (фото, чертежи, рисунки, ноты и др.)


Рекомендации по оформлению фото и видео материалов:

  • на видеоматериалах указать: форму и название мероприятия, дату и место проведения, продолжительность записи

  • на фотоматериалах указать: форму и название мероприятия, дату и место проведения, Ф.И.О главных «героев» фотографии (если это возможно)


Рекомендации по оформлению курсовых работ слушателей повышения квалификации:

  • титульный лист: название образовательного учреждения, название курсов повышения квалификации, тема курсовой работы, Ф.И.О. автора полностью, должность, год написания

  • содержание работы (оформляется в соответствии с требованиями курсов), например:

- введение (анализ избранной темы, обоснование её актуальности)

- теоретическая часть (анализ источников по данной проблеме, современное состояние научного изучения проблемы, новые, требующие изучения, аспекты проблемы)

- основное содержание (авторские разработки, новая информация, позитивные и негативные результаты самостоятельной работы слушателя)

- заключение (выводы, оценка успеха и недостатков проделанной работы, рекомендации по внедрению тех или иных авторских разработок)

- библиография (перечень источников - печатных, архивных, рукописных, электронных и иных, которые упоминаются или цитируются в работе)

- приложения (статистические материалы, схемы, таблицы, графики, аудио- и видеоматериалы, материалы на компакт- дисках, дискетах)


Рекомендации по оформлению текстов выступлений на семинарах и конференциях, педсоветах, методических объединениях:

  • титульный лист: название образовательного учреждения, форма и название мероприятия, тема выступления, Ф.И.О. автора полностью, должность, дата выступления)

  • содержание выступления

  • используемая литература

Р
Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Невского района Санкт-Петербурга

«Дом детского творчества «Левобережный»


«Утверждаю» Принят педсоветом

директор ЛДТЮ: методического отд.

------------ 13 июня 2003г.

Быстрова В.Е. зав.метод. отделом:

15 июня 2003г. Кондратьева М.Б.


Перспективный план работы

методического отдела

на 2003-2004 учебный год
екомендации по оформлению планов работы:
титульный лист: название образовательного учреждения, кем и когда утвержден план, кем и когда принят план, название плана, на какой временной период составлен план



  • формы оформления плана могут быть различны, но должны включать следующие разделы: анализ деятельности отдела за предыдущий период, цели и задачи на планируемый период, содержание деятельности отдела по реализации задач, срок выполнения планируемой работы, Ф.И.О. исполнителей или ответственных за выполнение.


Рекомендации по оформлению публикаций в СМИ! и печатных изданиях:

  • указать название СМИ, № и дату выпуска, выделить название статьи и Ф.И.О. автора

  • при публикации материалов в сборниках, книгах и др. печатных изданиях указать: Ф.И.О. автора (или под чьей редакцией вышла книга), полное название печатного издания, город, издательство, год издания


Рекомендации по оформлению списка литературы.

Все источники литературы размещаются в алфавитном порядке. Описывая книгу, следует указать: фамилию автора, инициалы; полное название книги (без кавычек) с подзаголовками; город, где издана книга; издательство; год издания. При описании сборников указывают: полное название (без кавычек) с подзаголовками; под чьей редакцией вышел сборник (инициалы, фамилия), переводчик (если есть); город, где издан сборник; издательство; год издания.


1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. -352 с.

2. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 176 с.


Список литературы


1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.

2. Буланова Е.В. Поговорим о программах: взгляд методиста // Ярославль: «Внешкольник» - 2004. - №1 - с. 49-55

3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.

4. Добрецова Н.В., Инц И.Г. Учебно-методический комплекс - неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога (учебно-методическое пособие). - СПб, 2004. - 62 с.

5. Методическая деятельность, словарь-справочник / под ред. Е.В. Титовой. – Л.: 1991. - 45 с.

6. Методические рекомендации по оформлению сценария, ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», кабинет научно-методического сопровождения досуговых программ

7. Положение об аттестационной работе слушателя курсов повышения квалификации, ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

8. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 176 с.



Похожие:

Памятка по созданию методических материалов санкт-Петербург 2005 iconЛитература  „остров мертвых“ (Набоков и Вагинов) // В. В. Набоков: Pro et Contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова. Антология, Том Санкт-Петербург: Издательство Христианского гуманитарного института, 2001. С. 471-484
...
Памятка по созданию методических материалов санкт-Петербург 2005 iconХанс Йоас Креативность действия Санкт-Петербург алетейя 2005
Креативность действия / пер с нем. — Спб.: Алетейя, 2005. — 320 с. — (Серия «Левиафан: Государство. Общество. Личность»)
Памятка по созданию методических материалов санкт-Петербург 2005 iconНа примерах санкт-Петербург *бхв-петербург 2005 удк 681 06
Описание примеров сделано на основе реально работающей сети, что на 100% гарантирует их работо­способность при соблюдении описанных...
Памятка по созданию методических материалов санкт-Петербург 2005 iconСборник методических материалов
Сборник методических материалов по курсу «Теоретические основы квалификации преступлений». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006....
Памятка по созданию методических материалов санкт-Петербург 2005 iconПоложение о районном конкурсе методических и дидактических материалов для педагогов доу 2012-2013 учебный год
Смотр-конкурс методических и дидактических материалов к урокам организует мбоу допиД «Октябрьский имц»
Памятка по созданию методических материалов санкт-Петербург 2005 iconН. Н. Шляго Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Санкт Петербург, Санкт Петербург
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» – Санкт Петербург, Санкт Петербург
Памятка по созданию методических материалов санкт-Петербург 2005 iconПроблемы здоровья и экологии
В. В. Нечаев (Санкт-Петербург), Д. К. Новиков (Витебск), П. И. Огарков (Санкт-Петербург), Н. Такамура (Нагасаки), С. Сиригатти (Флоренция),...
Памятка по созданию методических материалов санкт-Петербург 2005 iconПроблемы здоровья и экологии
В. В. Нечаев (Санкт-Петербург), Д. К. Новиков (Витебск), П. И. Огарков (Санкт-Петербург), Н. Такамура (Нагасаки), С. Сиригатти (Флоренция),...
Памятка по созданию методических материалов санкт-Петербург 2005 iconР. М. Валеев, И. В. Кульганек Казань Санкт-Петербург Издательство «Таглимат» иэуп 2005-2006
Печатается по решению ученых советов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения ран, Института востоковедения Казанского...
Памятка по созданию методических материалов санкт-Петербург 2005 iconПроблемы здоровья и экологии problems of health and ecology
Сша), В. В. Нечаев (Санкт-Петербург), Д. К. Новиков (Витебск), П. И. Огарков (Санкт-Петербург), Н. Такамура (Нагасаки), С. Сиригатти...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница