«Растения в жизни человека» Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой пояснительная записка




Скачать 19,82 Kb.
Название«Растения в жизни человека» Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой пояснительная записка
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер19,82 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Курежская основная общеобразовательная школа


ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

Для 7 класса

«Растения в жизни человека»


Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках реализации этнокультурного компонента, по биологии для 7 класса разработаны факультативные занятия «Растения в жизни человека» по следующим темам: «Многообразие растений», «Дикорастущие растения», «Пищевые растения», «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Масличные растения», «Декоративные растения», «Растения в легендах и мифах».

Изучение роли растений в жизни человека способствует обогащению, расширению знаний по биологии, формированию познавательного интереса, практических умений, ответственного отношения к природе.

Цель курса – расширение, структурирование и конкретизация знаний учащихся о роли растений в жизни человека.

Цели и задачи факультативных занятий «Растения в жизни человека» заключается в углублении имеющихся биологических знаний учащихся.

В результате освоения данного курса, происходит органическое проникновение учащихся в мир растений с помощью научной литературы. Это не только расширяет общий кругозор учащихся, но и способствует осознанию необходимости овладения новыми знаниями.

Курс «Растения в жизни человека» включает использование разнообразного демонстрационного материала.

Программа факультативных занятий, предполагает и самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой.

Программа факультативных занятий рассчитана на 17 ч для учащихся 7 классов основной школы.

Ожидаемые результаты

В результате посещения факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления:

  • О многообразии растений;

  • О появлении первых растений на Земле;

  • О дикорастущих растениях;

  • О пищевых растениях;

  • О лекарственных растениях;

  • О ядовитых растениях;

  • О масличных растениях;

  • О декоративных растениях;

  • О сорных растениях

Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:

  • Работать с дополнительной литературой;

  • Самостоятельно готовить доклады и сообщения;

  • Работать с определителем растений;

  • Изготавливать гербарий;

  • Подводить итоги и делать выводы;

  • Различать ядовитые растения от лекарственных;

  • Различать пищевые растения от сорных.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Многообразие растений.

Ботаника – наука о растениях. Как возникла наука о растениях? Как появились первые растения на Земле? Сколько живут растения? Хакасские сказки, загадки, стихи. Демонстрация: картинки, фотографии растений.


  1. Дикорастущие растения.

Однолетние и многолетние дикорастущие растения. Правило сбора растений для создания гербария. Правило заполнения этикеток для гербарных листов. Определение собранных растений. Подготовка гербария. Хакасские сказки, загадки. Демонстрация: гербарные экземпляры, плакаты.


  1. Пищевые растения.

Основные пищевые растения: пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис, просо. Многообразие сортов, особенности их выращивания, пищевая ценность злаков. Картофель в России. Виды растений, используемых в хакасской кухне. Демонстрация: таблицы с изображением растений, гербарные коллекции растений.


  1. Лекарственные растения.

В чем целебная сила растения? Лекарственные растения – источник здоровья. Что такое фитотерапия? История народной фитотерапии. Содержание различных химических соединений в растениях, их комплексное воздействие на организм. Правила сбора, хранения и использование лекарственных растений. Перец как лекарство. Лекарственное значение растений у хакасов. Демонстрация: фотографии, картинки лекарственных фотографий.


  1. Ядовитые растения.

Описание ядовитых растений и их воздействие на организм человека. Причины отравлений. Распознавание ядовитых растений по их изображениям. Начальные признаки отравлений, меры доврачебной помощи пострадавшему. Хакасские сказки, загадки, поговорки. Демонстрация: фотографии, плакаты, картинки ядовитых растений.


  1. Масличные растения.

Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения. История возделывания оливы. Оливковая ветвь. Арабская легенда об оливе. Подсолнечник. Другие масличные культуры: рапс, горчица, соя, кукуруза. Хакасские сказки, загадки. Демонстрация: фотографии, картинки растений.


  1. Декоративные растения.

Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. Как почитают цветы в разных странах. «Цветок городской бедноты». Хакасские сказки, загадки. Демонстрация: плакаты, картинки растений.


  1. Растения в легендах и мифах.

Фиалка – символ жизни и смерти. Гранат – символ власти и плодородия. Божественная гвоздика. Мак – слезы Венеры. Незабудка – цветок памяти. Хакасские сказки, загадки. Демонстрация: фотографий, картинок.


Учебно–тематический план


Темы курса

Форма проведения занятий

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1. Многообразие растений.

Обзорная лекция

2




2. Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария

Работа с определителем. Подготовка гербария

1

1

3. Пищевые растения

Праздник «Хлеб – всему голова»




2

4. Лекарственные растения

Чаепитие «У бабушки Травинки»




2

5. Ядовитые растения

«Круглый стол»

1

1

6. Масличные растения

Сообщения; фотографии растений




2

7. Декоративные растения

Лекция, лабораторная работа

1

1

8. Растения в легендах и мифах

Сообщения; гербарные экземпляры, картинки, фотографии




2



Литература


  1. Алтын хыс. Хакасские народные сказки (на русском и хакасском языках). – Абакан: Хак. Издат., 1992 – 80 с.

  2. Биология и анатомия. / Сост. А.А. Воротников. – Мн.: ТОО «Харвест», 1995. – 528 с.

  3. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан: - 1996

  4. Катанов Н. Ф. Толкование снов, благословения, загадки, пословицы, поговорки.- Абакан: издательский центр ХРИПК и ПРО « РОСА», 1997-56 с.

  5. Максимова Т.А. Растения в мифах и легендах античного мира. - Абакан: Хак. Издат., 2000 – 148 с.

  6. Манке Г.Г. Методика проведения факультативных занятий по биологии. – М.: Просвещение, 1997 – 275 с.

  7. Мифы и легенды хакасов. / Сост., пер. П. А. Троякова. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1995 - 184 с.

  8. Общие вопросы методики преподавания факультативных курсов по биологии в средней школе / Под. Ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Просвещение, 1975 – 126 с.

  9. Хакасская кухня. Обычаи и прием гостей. Фотоальбом. / Сост. Л.Е. Чугунекова – Красноярск: Поликор, 2005 – 104 с.

  10. Черепнин В.Л. Пищевые растения Сибири. – Новосибирск.: Наука, 1987 – 189 с.

  11. Фольклор Саянских тюрков XIX века. Из собрания Н.Ф. Катанова. В 2 тт. Т. 2. / Сост. А.В. Преловский. – М.: Новый ключ, 2003. – 624 с.

  12. Энциклопедия для детей: Т. 2. Биология. – М.: Аванта +, 1997. – 688 с.



Занятие № 1 Лекция.

Тема: Многообразие растений.

Цель: Познакомиться с особенностью растений.

Задачи: Расширить знания учащихся о многообразии растений. Разъяснить, что такое наука о растениях и как возникли первые растения.

Методы: рассказ, объяснение, беседа.

Оборудование: картинки, фотографии растений.

Что изучает ботаника?

Ботаника — это наука о растениях, их жизни, внеш­нем и внутреннем строении. Название этой науки про­исходит от греческого слова «ботанэ», которое в переводе обозначает «зелень», «трава», «растение». Ботаника изу­чает не только жизнедеятельность растений, но и места их распространения на Земле. Ботаника исследует связь растений друг с другом, а также с окружающими их природными условиями. Она изучает возможности ис­пользования растений.

Для чего изучают ботанику? Для того, чтобы познать законы жизни растений. Зная эти законы, человек суме­ет наиболее полно и выгодно использовать растения на благо себе.

Без знания ботаники невозможно изучить раститель­ный покров пастбищ и сенокосов, чтобы улучшить их и повысить продуктивность. Знание ботаники необходи­мо для охраны и правильного использования лесов.

Среда, в которой обитает весь растительный мир, называется ФИТОСФЕРА. Среда, в которой живут все люди, называется БИОСФЕРА. Ботаника изучает зако­номерности развития и охраны фитосферы и биосферы. В этом её главное предназначение.

Как возникла наука о растениях?

С глубокой древности человек собирал для употреб­ления в пищу, а затем и возделывал растения, одновре­менно познавая их полезные и вредные свойства. При раскопке свайных построек времени палеолита в Швей­царии археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха. Первыми людьми, которые серьёзно изучали свойства растений, стали древние целители и на­родные знахари. Им прежде всего нужно было знать, какие из растений содержат ядовитые вещества, а какие могут излечивать человека. Поэтому долгое время наука о растениях оставалась лишь частью медицины.

Тексты, в которых содержались сведения о пищевых и лекарственных растениях, найдены среди памятников письменности Древнего Египта и Ассирии. В конце 3-го тысячелетия до нашей эры в Древнем Китае была напи­сана легендарная книга о травах «Бэнь цао», которая и сегодня считается одним из лучших сочинений по прикладной ботанике.

Древнегреческий учёный Теофраст сделал первую в истории науки попытку классифицировать растения. Он разделил их на деревья, кустарники, полукустарни­ки, травы. За это Теофраст был назван потомками «от­цом ботаники».

В эпоху средневековья в Европе организуются пер­вые ботанические сады. Собираются первые гербарии, которые назывались тогда «сухие сады». Сочинения, в которых описывались разнообразные свойства расте­ний назывались «травниками». Со временем число таких «травников» непрерывно увеличивалось, так как возра­стало количество изучаемых растений.

В семнадцатом веке швейцарский ботаник Каспар Баугин ввел в обращение порядок, по которому каждое растение именовалось двумя словами. Первое слово обо­значает родовое название, второе — видовое. Этот поря­док существует в ботанике по сей день.

В восемнадцатом веке учёными было установлено, что каждое растение в соответствии с характерными для него признаками может быть помещено в какую-то определённую категорию. Так было положено начало системного исследования растительного мира.

В девятнадцатом веке эволюционная теория Чарльза Дарвина оказала огромное влияние на развитие науки о растениях. Ботаники установили, что, как и животные, все растения имели своих примитивных предков в глубо­кой древности. Широкое распространение получило изу­чение географии растений, их размещения на земном шаре. Учёные выяснили, что растительный мир той или иной части Земли зависит от климата и условий суще­ствования.

Русский учёный Николай Вавилов доказал, что все культурные растения имели свои первоначальные цент­ры происхождения, а затем уже распространялись по миру.

Развитие всех этих теорий привело к созданию новых разделов и направлений в ботанике. Но сегодня границы между отдельными ее отраслями всё больше стираются. Интересы учёных-ботаников расширяются. Им прихо­дится учитывать влияние окружающей среды на поле своей деятельности. Поэтому они проводят исследования в тесном контакте с учёными других отраслей этой нау­ки. В тех областях ботаники, где раньше ученые ограни­чивались наблюдением, сегодня гораздо чаше применя­ется эксперимент.

Как появились первые растения на Земле?

400 миллионов лет назад большую часть поверхности Земли занимали моря и океаны. Первые живые орга­низмы появились в воде. Они были похожи на микроско­пические комочки слизи. Через несколько миллионов лет у некоторых живых организмов появилась зелёная окра­ска. Они стали похожи на водоросли.

Климатические условия способствовали росту и ши­рокому расселению водорослей. Со временем изменялись поверхность земли и дно океанов. Поднимались новые материки, уходили под воду возникшие раньше. Земная кора колебалась. Это приводило к тому, что на месте морей возникала суша.

Отступая, морская вода задерживалась во впадинах. Впадины то пересыхали, то вновь заполнялись водой во время приливов. Водоросли, которые раньше обитали на дне морей, оказались на земной поверхности. Но так, как иссушение происходило медленно и постепенно, то они успели за это время приспособиться к обитанию в наземных условиях. Ведь этот процесс также занял миллионы лет.

Климат в это время установился на земном шаре влажный и тёплый. Он благоприятствовал переходу растений от водного образа жизни к существованию на суше. Эти условия жизни на суше вызвали усложнение строения растений. Строение древних водорослей изменилось. От них возникли первые земные растения.

ПСИЛОФИТЫ. Псилофиты напоминали небольшие травянистые растения, которые росли по берегам рек и озёр. Они имели стебель, который был покрыт ще­тинками. Подземная часть стебля напоминала корневи­ще. Но самого корня у псилофитов, как и у водорослей, не было.

От псилофитов произошли мхи и папоротники. А са­ми псилофиты позднее полностью вымерли. Произошло это 300 миллионов лет назад.

Влажный климат и обилие воды способствовали бы­строму размножению на Земле папоротникообразных растений — папоротников, хвощей, плаунов. Но в конце каменноугольного периода климат Земли начал повсеме­стно меняться, становиться суше и холоднее. Гигантские древовидные папоротники начали умирать. Погибшие растения постепенно сгнивали и превращались в камен­ный уголь. Этим углем позднее люди отапливали свои жилища.

При размножении у папоротников образовывались на листьях и лежали открыто семена. Отсюда позднее воз­никло научное название ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАС­ТЕНИЯ. От гигантских папоротников произошли совре­менные сосны, ели, пихты, которые считаются голосе­менными растениями.

С похолоданием климата древние папоротники окон­чательно вымерли. При прорастании в холодной почве их нежные ростки замерзали. На смену их пришли се­менные папоротники, которые считаются первыми голо­семенными растениями. Эти растения оказались более приспособленными к жизни в условиях сухого и про­хладного климата, который сменил влажный и тёплый каменноугольный период. Процесс размножения у них перестал зависеть от наличия воды во внешней среде.

130 миллионов лет назад на Земле появились травы и кустарники, у которых семена были хорошо защищены плодами. Поэтому их назвали ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. Вот уже 60 миллионов лет покрытосемен­ные растения господствуют на Земле.

Органы растений, которые сформировались в эти времена, существенно не изменились и по сегодняшний день.

Сколько живут растения?

Такие растения как дубы или эвкалипты живут свы­ше тысячи лет. А такие как яровая пшеница или рожь - меньше года.

Деревья безусловно живут дольше, чем кустарники и травянистые растения. Однако и среди кустарников встречаются долгожители. Например, черника и брусника живут до 25 лет.

Растения, которые живут много лет, называют МНО­ГОЛЕТНИМИ. К ним относят деревья и кустарники, многие дикорастущие и культурные травянистые рас­тения.

Есть растения, которые живут всего одно лето. На­пример, мокрица и левкои, редис и просо. Их называют ОДНОЛЕТНИМИ. Весной они появляются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и после этого отмирают.

Такие растения как свекла и редька, капуста и мор­ковь живут два года. Поэтому их называют ДВУЛЕТНИМИ. В первый год у них развиваются только корни, стебли и листья. На второй год они зацветают, дают плоды с семенами и к осени отмирают.

Среди деревьев и кустарников нет ни однолетних, ни двулетних. Они все многолетние. Отмирание травяни­стых растений после созревания семян чаще всего про­исходит осенью. Однако не у всех деревьев и кустарни­ков листья меняют осенью окраску, приобретая жёлтый оттенок. Сирень и ольха, например, сохраняют зеленые листья до самых заморозков.


загадки

  1. Зимой бедный, летом богатый (дерево).

  2. Имеет рост с дерево, а не виден ни луне, ни солнцу (сердцевина дерева).

  3. Русский мальчик сгребает снег (дерево, которое крошат к табаку, чтобы умерить его крепость).

  4. На степи стоит голый парень (дерево, с которого снята кора).

  5. Если окрою шкатулку, то весьма бело; если съем ее содержимое, то весьма сладко (орех, который расщелкивают).

  6. Царский сын надел на себе шубу с каймами (береза).

  7. Сын начальника надел на себя полосатую шубу (тополь).

  8. По галешнику побежал мой соловый конь (древесные листья, разносимые ветром).

  9. Царь ругается, а весь народ кланяется (качение деревьев во время дуновения ветра).

  10. Тело матери отвердело, отец богат бородою, а сын жиром (ореховая скорлупа, шишка, ядро).

  11. – Куда идете вы, широкие мои?

Когда возратитесь, широкие мои?

- Придем во здравии, высокая наша!

Будучи живыми, высокая наша! ( «широкие» - листья березы, падающие осенью; «высокая» - береза сама).


Занятие № 2 Лекция.

  1   2   3

Похожие:

«Растения в жизни человека» Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой пояснительная записка iconПояснительная записка Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных»
Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т. С. Сухова, В. И. Строганов Москва, изд центр «Вентана...
«Растения в жизни человека» Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой пояснительная записка iconПояснительная записка Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы под...
«Растения в жизни человека» Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой пояснительная записка iconРабочая программа «Дизайн и архитектура в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского( 1- 9 классы)
Данная рабочая программа «Дизайн и архитектура в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство...
«Растения в жизни человека» Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой пояснительная записка iconПояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной...
«Растения в жизни человека» Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой пояснительная записка iconПояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа умк «Планета знаний»
Министерством образования рф, программы Н. М. Сокольниковой. Программа составлена с учётом общих целей курса, определённых Государственным...
«Растения в жизни человека» Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения
«Растения в жизни человека» Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений Москва «Просвещение» 2008 г
«Растения в жизни человека» Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по математике по данной программе
«Растения в жизни человека» Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по математике
Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальных общеобразовательных школ для незрячих детей, рекомендована...
«Растения в жизни человека» Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница