Литература 10 класс




Скачать 19,04 Kb.
НазваниеЛитература 10 класс
Дата03.02.2016
Размер19,04 Kb.
ТипЛитература





ОЛИМПИАДА ТГУ-2012


ЛИТЕРАТУРА


10 КЛАСС


I УРОВЕНЬ


Задание 1. Найдите соответствие: (всего 5 баллов)


1. Ямб а) трехсложная стопа с ударением на третьем слоге

2. Хорей б) трехсложная стопа с ударением на втором слоге

3. Дактиль в) трехсложная стопа с ударением на первом слоге

4. Амфибрахий г) двухсложная стопа с ударением на первом слоге

5. Анапест д) двухсложная стопа с ударением на втором слоге


Ответ. 1-д; 2-г; 3-в; 4-б; 5-а


Задание 2. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе XVIII-XIX веков принадлежат произведения русских писателей: (5 баллов)


  1. « Мцыри» М.Ю.Лермонтова

  2. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина

  3. «Горе от ума» А.С.Грибоедова

  4. «Разговор с Анакреоном» М.В.Ломоносова

  5. «Недоросль» Д.И.Фонвизина


Ответ. 1- романтизм; 2-сентиментализм; 3-критический реализм; 4-классицизм; 5- просветительский реализм


Задание 3. Определите стихотворный размер, укажите количество стоп: (5 баллов)


Угрюмый сторож муз, гонитель давний мой,

Сегодня рассуждать задумал я с тобой.

Не бойся: не хочу, прельщенный мыслью ложной

Цензуру поносить хулой неосторожной…

(А.С.Пушкин. Послание цензору)


Ответ. Шестистопный ямб


Задание 4. Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого-либо или какое-либо торжественное событие. (5 баллов)

Ответ. Ода


Задание 5. Какие из повестей принадлежат перу И.С.Тургенева? (5 баллов)



  1. Олеся.

  2. Первая любовь

  3. Ася

  4. Вешние воды

  5. Суламифь



Ответ. 2, 3, 4


II УРОВЕНЬ


Задание 1. Определите автора и название данного поэтического произведения:

(всего 10 баллов, по 2 балла за каждое подзадание)


  1. Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…


Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..


  1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…


  1. С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам.


  1. Волга! Волга!..Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля…


  1. Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом;

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем

И всем из твоего пера

Блаженство смертным проливаешь;

Подобно в карты не играешь,

Как я от утра до утра.


Ответ. 1. Ф.И.Тютчев. «Я встретил вас…».

2. А.С.Пушкин. Осень.

3. Ф.И.Тютчев. Весенняя гроза.

4. Н.А.Некрасов. Размышления у парадного подъезда.

5. Г.Р.Державин. Фелица.


Задание 2. Назовите автора и произведение, из которого взят фрагмент: (всего 10 баллов, по 2 балла за каждое подзадание)


  1. Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами, даже с ка­ким-то наслаждением. Впрочем, все эти вопросы были не новые, не внезапные, а старые, наболевшие, давнишние. Давно уже как они на­чали его терзать и истерзали ему сердце. Давным-давно как зароди­лась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в по­следнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения.




  1. Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных роди­телей в 1798 году в селе Горюхине. Покойный отец его, секунд-майор Петр Иванович Белкин, был женат на девице Пелагее Гавриловне из дому Трафилиных. Он был человек не богатый, но умеренный, и по части хозяй­ства весьма смышленый. Сын их получил первоначальное образование от деревенского дьячка. Сему-то почтенному мужу был он, кажется, обя­зан охотою к чтению и занятиям по части русской словесности.

  2. Алексей был, в самом деле, молодец. Право, было бы жаль, если бы его стройного стана никогда не стягивал военный мундир и если бы он, вместо того чтоб рисоваться на коне, провел свою молодость, согну­вшись над канцелярскими бумагами. Смотря, как он на охоте скакал все­гда первый, не разбирая дороги, соседи говорили согласно, что из него никогда не выйдет путного столоначальника. Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь.

  3. Действие происходит в настоящее время, в большом городе Бряхимове на Волге. Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной; направо от актеров вход в кофейную, налево — деревья; в глубине низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу, на большое про­странство: леса, села и проч.; на площадке столы и стулья: один стол на правой стороне, подле кофейной, другой — на левой.

  4. Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни гля­нут — всё нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет—помещик кричит: «Моя вода!», курица за околицу выбредет — помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух — все его ста­ло! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу:

Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться.


Ответ. 1. Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание.

2. А.С.Пушкин. Повести Белкина.

3. А.С.Пушкин. Барышня-крестьянка ( Повести Белкина).

4. А.Н.Островский. Бесприданница.

5. М.Е.Салтыков-Щедрин. Дикий помещик.


III УРОВЕНЬ


Задание 1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывках? Дайте определение тропа или фигуры: (всего 12 баллов)


1....Высылала в конвертах вагоны сухих цветов, и на один из Нико­лаевых дней рождения послала ему, отцепив от жакета, свое единствен­ное украшение: белого эмалевого голубка. (Т. Толстая. Соня)


  1. Насмешливый, тщедушный и неловкий,

Единственный на этот шар земной,

На Усачевке, возле остановки,

Вдруг Лермонтов возник передо мной…

(Б.Ш.Окуджава. Встреча)


  1. Я не приду к тебе…Не жди меня! Недаром,

Едва потухло зарево зари,

Всю ночь зурна звучит за Авлабаром

Всю ночь за банями поют сазандари.

(Я.П.Полонский. Не жди)


Ответ.

1. Гипербола-вид тропа, слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа.

2. Эпитет-художественное определение, ярко характеризующее предмет или явление с какой-либо стороны.

3. Анафора-повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.


Задание 2. Ответьте на вопросы: (всего 13 баллов)



  1. Какой чин имел Хлестаков? (2 балла)

  2. Почему Макар Девушкин стыдился курить? (2 балла)

  3. Какое важное наставление дал отец Павлуше Чичикову? (2 балла)

  4. С каким оружием сражался Мцыри против барса? (2 балла)

  5. Что было изображено на картине, висевшей в комнате Плюшкина? (3 балла)

  6. Сколько шагов составляло расстояние от дома Раскольникова до дома старухи-процентщицы? (2 балла)


Ответ.

1. Хлестаков имел чин коллежского регистратора.

2. Макар Девушкин стыдился курить, потому что «у других хлеба нет».

3. Отец дал Павлуше Чичикову наставление беречь и копить копейку.

4. Оружием Мцыри в схватке с барсом был сук.

5. Цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанья морда и утка головой вниз.

6. От дома Раскольникова до дома старухи было 730 шагов.


IV УРОВЕНЬ


Задание 1. Назовите все известные вам драматургические жанры, дайте их характеристику и приведите примеры художественных произведений на каждый жанр. (15 баллов)


Ответ.

Драматургические произведения отличаются от эпических и ли­рических следующими признаками:

• они предназначены для постановки на сцене;

• ограничены во времени (зритель не будет сидеть десять часов, актеры устанут), а вследствие этого ограничен и объем произ­ведений.

Основные жанры:

трагедия;

драма;

комедия.

Факторы, влияющие на разделение жанров:

пафос. Каждому жанру присущ свой вид пафоса: трагедии - траги­ческий, комедии — комический или сатирический, драме — драма­тический. Вид пафоса обусловливается конфликтом произведения;

конфликт — основополагающий фактор. В драме главное не объем, а природа конфликта. Конфликт бывает трагический (неразрешимые противоречия) и неострый (разрешимые про­тиворечия — бытовые, социальные, любовные);

проблематика — национально-историческая, нравоописатель­ная, романтическая.

Важна организация речи, хотя произведение может быть напи­сано как в стихах ("Горе от ума" Грибоедова), так и в прозе ("На дне" Горького).

В классическом драматическом произведении соблюдается так называемое триединство:

• времени;

• действия;

• места.

1. Один из основных жанров в драматургии — трагедия. Возникла в Древней Греции из обрядовых хоров.

В этом жанре сталкиваются полярные точки зрения. Отличает­ся неразрешимым конфликтом.

Обязательно должен присутствовать трагический конфликт: не­разрешимые противоречия между героями или героем и сло­жившимися обстоятельствами. Часто показываются душевные мучения героев, им приходится делать выбор (например: Шек­спир, "Гамлет": "Быть или не быть?"). Но любое решение не­верно, потому что конфликт изначально нельзя решить.

Трагический герой не может быть смешным, он должен изобра­жаться возвышенно, чтобы зритель мог сопереживать ему; должен быть достоин сожаления и сострадания, поэтому в центре трагедий обычно были мифологические персонажи или цари.

Многие исследователи называют целью трагедии катарсис-очищение (в данном случае зрителя) через страдание.

По жанровой проблематике трагические драматические произведения делятся:

а) на национально-исторические - посвященные социальным кон­фликтам в обществе (например: Эсхил, "Персы" - единствен­ная греческая трагедия, написанная на основе реальных фак­тов);

б) нравоописательные - рассматривают морально-этические про­блемы общества. Часто происходит столкновение старой и но­вой морали. Такая проблематика присуща трагедиям Эсхила и Софокла;

в) романтические - в основе обычно лежит любовный конфликт: есть два героя и есть непреодолимые обстоятельства, мешаю­щие им соединиться (Шекспир, "Ромео и Джульетта").

2. Драма - жанр, отличающийся широтой изображения.

Это новый синтетический жанр, в котором трагический кон­фликт совмещается с "низкими" персонажами.

До XVIII века драмы как жанра не существовало. Ее определе­ние появилось у Дидро и Лессинга. По их мнению, драма — это синтез трагедии и комедии, потому что в драме присутствует высокий, серьезный конфликт, но герои ее обыкновенные люди. Поэтому драму иногда называли "мещанской трагедией". Главное отличие от трагедии заключается в конфликте. В дра­ме показаны внутренние переживания героев, редко приводя­щие к смерти, но все равно очень глубокие. Драма относится сочувственно к своему герою (пример: драма Чехова "Вишневый сад" - конфликт возникает не из-за продажи имения, а на основе взаимоотношений его обитателей, их переживаний).

Внешние события — это лишь отражение внутренней борьбы героев.

По_жанровой проблематике драма может быть:

национально-исторической;

социально-бытовой;

романтической — разрушает три единства (места, времени, действия).

В настоящее время драма является ведущим жанром драматургии. Среди классиков можно назвать Ибсена, Шоу, Розова, Брехта, Леонова.

3. Комедия - это жанр, в основе которого лежит юмористический или сатирический пафос.

Появился в эпоху античности. Писался низким языком. Главное в комедии — действие, смешные положения персонажей. Конфликты комедий рождаются из противоречий изображаемых характеров, причем сами характеры в продолжение действия пьесы не меняются. Миру нелепых комических персонажей может противостоять положительный герой, но бывает и так, что все действующие лица отрицательны.

По жанровой проблематике комедия относится к нравоописательным произведениям.

Комедиям присущи гиперболы и гротеск, так как авторы стремятся наиболее ярко передать нелепость ситуаций (например, в « Ревизоре» Гоголя).

Часто комизм характеров сочетается еще с комизмом положений.

Используются приемы умолчания и узнавания. Важнейшее средство создания образов - это речь действующих лиц.

Комедия уходит корнями в синкретическое творчество Древней Греции. Известнейшим античным драматургом был Ари­стофан ("Лягушки", "Облака"), высмеивавший общественные пороки. В Риме его преемниками стали Плавт и Теренций, ко­торые обращали свое внимание на семейные отношения. Ко­медия считалась низким жанром, поэтому писали ее низким языком и не стеснялись в выборе сюжетов.


Задание 2. Монологи каких известных персонажей русской драматургии переплетены в этом тексте? Выделите фрагменты, принадлежащие каждому из них. (15 баллов)


Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет исти­ну. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное боль­шинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Жестокие нравы, сударь, в на­шем городе, жестокие!

Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужи­ками обращаются как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бед­ности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят толь­ко о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим. Укажите мне, где у нас ясли, о которых говорят так много и часто, где читальни? О них только в романах пишут, на деле же их нет совсем. Есть только грязь, пошлость, азиатчина... Я боюсь и не люблю очень серьез­ных физиономий, боюсь серьезных разговоров. Лучше помолчим!

Ответ.

Петя Трофимов (А. П.Чехов. Вишневый сад) — Кулигин (А. Н. Островский. Гроза).


Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что не­досягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет исти­ну. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное боль­шинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной ком­нате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. И, очевидно, все хорошие разго­воры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим. Укажи­те мне, где у нас ясли, о которых говорят так много и часто, где читаль­ни? О них только в романах пишут, на деле же их нет совсем. Есть только грязь, пошлость, азиатчина... Я боюсь и не люблю очень серьезных физиономий, боюсь серьезных разговоров. Лучше помолчим!

Похожие:

Литература 10 класс iconЛитература 5 класс «Литература 5 класс»
Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов
Литература 10 класс iconРабочая программа 5 класс Литература пояснительная записка
«Литература. 1-11 кл.»/ Под ред. Г. И. Беленького, Ю. И. Лысого, М: «Мнемозина», 2009 год; умк состоит прежде всего из учебника «Литература....
Литература 10 класс iconРабочая программа по литературе класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы
В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин «Литература. 6 класс», М., «Просвещение», 2011
Литература 10 класс iconРабочая программа по литературе (11 класс)
Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Сухих И. Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): Практикум: среднее (полное) общее образование....
Литература 10 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного общего образования
...
Литература 10 класс iconЛитература вя коровина вп журавлёв ви коровина «Литература. Учебник хрестоматия 5 класс. Ч. 1,2»

Литература 10 класс iconУмк по истории и обществознанию (Дополнительная литература) № класс предмет Доп литература 1 5кл история Г. И. Год
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца 16 века. 6 кл. Рабоч тетр. М. Просвещение,2009
Литература 10 класс iconКонкурс сочинений «Моя мамочка лучшая на свете!»
Заведеева Миши 2-а класс, Климашиной Любы 4-б класс, Ананьевой Ани 2-а класс, Машковой Насти 2-а класс и Емелиной Насти 2-а класс....
Литература 10 класс iconРабочая программа учебного курса «Литература» в 9 классе
Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...
Литература 10 класс iconРабочая программа По курсу: литература класс 5 9
Минобрнауки России от 7 июля 2005 г. №03-1263, Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница