Рабочая программа Пояснительная записка




Скачать 18,38 Kb.
НазваниеРабочая программа Пояснительная записка
страница1/8
Дата03.02.2016
Размер18,38 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Рабочая программа

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса « География России. Хозяйство и географические районы» для 9 « А» класса составлена на основе следующих документов:


  • Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Авторская программа для общеобразовательных школ: География России. Программы для общеобразовательных учреждений. 8-9 классов – А.И.Алексеев. - Дрофа, 2008 г.

  • Основной образовательной программы МОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов на 2011-2012 год.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

  • УМК

1. Учебник: Алексеев А. И. География России. « Хозяйство и географические районы» А. И. Алексеев. - М.: Дрофа,2007 .

2.Географический атлас. 9 кл. - М.: Дрофа, 2010.

3.Интернет – ресурсы.

4.Мультимедийные обучающие программы: География 9 класс. Хозяйство России.

5.Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии. Интерактивные географические карты.

Программа разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, с целью сохранения единого образовательного пространства России в условиях дифференциации школьного образования.

Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

Цели:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи

  • --целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;

  • -- представление о России как о совокупности разнообразных территорий и вместе с тем субъекте мирового географического пространства, месте и роли России в современном мире;

  • -- образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

  • -- продолжить формирование картографической грамотности уч-ся работой с разнообразными тематическими картами и картографическими изображениями;

  • -- умение школьников работать с разными источниками географической информации и понимать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Структура курса

В 9 классе изучается II часть курса «География России» — «Хозяйство и географические районы», которая состоит из «Введения» и трех разделов: «Хозяйство России», «Районы России», «География Ростовской области. Население и хозяйство». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Районы России»: районы рассматривается в совокупности, природные с экономическими, как ресурс для хозяйства, среда для жизнедеятельности населения, охрана окружающей природы.

Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

По курсу «География России» четко просматривается комплексный подход к изучению природы, населения и хозяйства. При изучении общей характеристики России рассматриваются взаимосвязанные между собой содержательные блоки «природа» - «население» - «хозяйство».

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. При изучении географических регионов рассматриваются как природные, так и социально-экономические особенности региона, прослеживаются взаимосвязи между природными условиями, ресурсами и направлениями хозяйственной деятельности населения. Благодаря этому высвобождается время для выполнения практических работ и изучения географии Ростовской области (отводится 9 часов).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Результаты обучения.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

  • выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности;

описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки;

объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;

прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.



Основные разделы курса.


№ раздела

№ темы

название

количество часов







Введение

1

1




Хозяйство России

17




1

Общая характеристика хозяйства. Районирование.

3




2

Главные отрасли и межотраслевые комплексы.

14

2




Районы России

45




3

Европейская часть России

30







Восточно-Европейская равнина

2







Центральная Россия

6







Северо-Западный район

4







Европейский Север

3







Поволжье

2







Северный Кавказ и Ростовская область

9







Урал

4




4

Азиатская часть России

15







Сибирь

4







Западная Сибирь

2







Восточная Сибирь

3







Дальний Восток

6







Россия в мире.

3



















Итого

68



Практических работ20, из них оценочных – 12.

Оценочные:

  1. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.

  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов.

  3. Составление характеристики металлургических баз по картам и статистическим материалам

  4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

  5. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России

  6. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

  7. Определение по картам географического положения Ростовской области.

  8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Ростовской области.

  9. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

  10. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

  11. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

  12. Составление характеристики Норильского промышленного узла.


Тренировочные:

1. Анализ карты: «Агроклиматические условия»

2. Характеристика одной из магистралей по типовому плану

3. Моделирование вариантов нового районирования.

4. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

5. Характеристика городов по картам атласа и дополнительным источникам.

6. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района.

7. Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку

8. Учебная дискуссия по теме: «Свободные экономические зоны дальнего Востока – проблемы и перспективы развития»


Содержание программы.


РАЗДЕЛ 1. Хозяйство России.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая программа Пояснительная записка iconРабочая программа по технологии 7 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе Технология. 5-7 классы (вариант для мальчиков)
Рабочая программа Пояснительная записка iconРабочая программа Пояснительная записка
...
Рабочая программа Пояснительная записка iconРабочая программа по технологии 5 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)»
Рабочая программа Пояснительная записка iconРабочая программа педагога
Пояснительная записка
Рабочая программа Пояснительная записка iconРабочая программа педагога
Пояснительная записка
Рабочая программа Пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) моу носковской основной общеобразовательной школы разработана коллективом педагогов начальной школы на основе ст.
Пояснительная записка стр. 3-10
Рабочая программа Пояснительная записка iconРабочая программа дисциплины «Стандартизация и сертификация» для специальности
Пояснительная записка
Рабочая программа Пояснительная записка iconРабочая программа для профессиональных образовательных учреждений пояснительная записка
Примерная рабочая программа по предмету «Материаловедение» разработана для учащихся учреждений системы начального профессионального...
Рабочая программа Пояснительная записка iconПояснительная записка Статус программы
Рабочая программа конкретизирует содержание модульных блоков образовательного стандарта
Рабочая программа Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая авторская образовательная, рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница