Рабочая программа по дисциплине «Литература»




Скачать 34,27 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Литература»
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер34,27 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ФИЛИАЛ ГОУ ВПО СТАВРОПОЛЬСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА в

г. БУДЕННОВСКЕ


Гуманитарно-технический факультет


«Утверждено»

Зам.директора по учебной и научной работе

__________________________ Е.А. Бабенко

«____»_________________________20____ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Литература»

для специальности - 050704.52 Дошкольное образование



«Разработано»

_______________ Ю.В. Краснощекова

ассистент кафедры обществоведения и филологии

«Утверждено»

на заседании кафедры обществоведения и филологии

Протокол № ____от «____» ___________20____ г.

Зав. кафедрой_______________И.Н.Кардаильская



«Согласовано»

_____________ Б.А.Черкесов

декан гуманитарно-технического факультета


Буденновск, 2010 г.

1. Цели и задачи дисциплины

Программа предусматривает разнообразные виды ученической деятельности: читательскую, литературно-критическую, творческую. Курс условно делится на 2 содержательных блока. Первый ( раздел I – III) носит теоретический характер. Вторая часть курса (раздел IV) подразумевает работу непосредственно с текстами произведений, литературоведческими и критическими статьями.

Данный курс призван решить следующие задачи:

- интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в школе;

- систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста;

- обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания;

- сформировать навык самостоятельного постижения глубинного смысла произведения с опорой на выявление закономерностей художественной формы;

- сформировать представление о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в литературе;

- совершенствовать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и оформления полученных результатов;

- повысить общую культуру студента-читателя.

В рамках данного учебного курса студентам предлагается «пересмотреть» прочитанные в прошлом произведения под новым углом зрения, на основе обобщенных знаний по теории литературы, а также научиться самостоятельно находить глубинный уровень содержания произведения и соотносить его с литературным процессом. В целом задачу курса можно определить как подготовку квалифицированного читателя, умеющего работать с художественным текстом, вести филологический поиск.

Данный курс выстраивается как межпредметный, так как в нем находят отражение такие дисциплины, как «История русской литературы», «Основы теории литературы», «Филологический анализ текста».

В программе нашел отражение деятельностный, личностно-ориентированный подход, который , прежде всего, проявляется в установке на формирование у студентов потребности и способности личностно-значимого, творческого чтения как эстетической деятельности. Освоение конкретного литературного материала предусматривает личностную трактовку студентами художественного произведения, т.е. собственную интерпретацию текста при учете существующих точек зрения на конкретное произведение.

Программа предусматривает различные формы организации деятельности студентов. В первую очередь – это современные активизирующие формы и методы обучения – проектная, исследовательская деятельность, проведение конференций, экскурсий (заочных), семинаров, практикумов. Приоритет отдается самостоятельной работе студентов, в том числе с текстами художественной, мемуарной, литературоведческой, критической, справочной литературы.

Основные формы организации учебных занятий – семинары и практические занятия. В лекционной форме (с элементами беседы) проводятся только уроки по обзорной теме, охватывающей большой спектр различных литературных явлений, - «Основные этапы истории развития литературы (русской и зарубежной)», «пристальное чтение» конкретного литературного текста, эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы.

Формы итогового занятия многообразны: ученические конференции с обобщающими докладами; индивидуальные письменные рефераты; индивидуальные зачеты.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Литература» слушатель должен знать и уметь:

Требования к знаниям:

- понятие о литературе как виде искусства; знание функций литературы;

- понятие о фольклоре, его жанрах;

- знание родов, жанров литературы, их основных особенностей;

- понятие сюжета, фабулы, композиции, их составляющих;

- знание тропов, синтаксических фигур;

- знание основ стихотворной поэтики (размер, рифма, стопа);

- понятие художественной системы, творческого метода, авторского стиля, литературного направления;

- знание основных особенностей периодов развития русской и зарубежной литературы;

- знание основных направлений русской и зарубежной литературы, представителей;

- знание основных особенностей периодов литературного развития;

- основные направления литературы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм, постреализм, постмодернизм);

- знание о жизни и творчестве писателей (темы, мотивы, образы);

- знание о литературном произведении как художественном единстве (сюжет, композиция, жанровые и стилевые особенности);

- понимание общечеловеческого и конкретно-исторического значения художественных произведений.


Требования к умениям:

- умение выявлять преломление функций литературы в конкретном художественном произведении;

- умение определять основные особенности пословиц, загадок, сказок, былин;

- умение выделять сюжетные линии и композиционные особенности произведения;

- умение выявлять художественный метод, индивидуальный стиль писателя, авторскую позицию;

- умение анализировать лирическое произведение – тропы, рифма, синтаксическая и ритмическая организация текста.

- умение соотносить творчество писателя и литературное направление;

- умение выявлять основные черты периода, направления, течения в произведениях;

- основные особенности трех выделяемых периодов литературного развития;

- определять идейно-тематические особенности художественного произведения;

- определять родовую, жанровую специфику художественного произведения в связи с художественной стратегией автора;

- самостоятельно определять стратегию изучения произведения в зависимости от художественного метода, индивидуального стиля художника слова;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами в практической деятельности.


  1. Объём дисциплины и виды учебной работы

Специальность: 050709.52

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость

48

3,4

Аудиторные занятия

38

3,4

Лекции

28

3,4

Практические занятия

10

3,4

Самостоятельная работа

10

3,4

Вид итогового контроля

Дифференцированный

зачёт

4


Специальность: 050711.52

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость

51

3,4

Аудиторные занятия

39

3,4

Лекции

34

3,4

Практические занятия

5

3,4

Самостоятельная работа

12

3,4

Вид итогового контроля

Дифференцированный

зачёт

4


Специальность: 050704.52

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость

47

7,8

Аудиторные занятия

36

7,8

Лекции

25

7,8

Практические занятия

11

7,8

Самостоятельная работа

11

7,8

Вид итогового контроля

Дифференцированный

зачёт

8




  1. Содержание дисциплины

4.1 Выписка из ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Литература:

литература как вид искусства; литература и фольклор; основы теории литературы: роды и жанры художественной литературы, единство формы и содержания художественного произведения; понятие творческого метода; основные закономерности литературного процесса; основные этапы истории развития литературы (русской и зарубежной); литературные направления; творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений.

    1. Темы дисциплины и виды занятий


Специальность: 050709.52

Общее количество часов – 38




Темы дисциплины

Макс.

учебная

нагрузка

студента,

час

Количество аудиторных часов

Самост.

работа


Всего

Лекции

Практ.

заня-тия

1

2

3

4

5

6

Введение. Литература как вид искусства

1

1

1







Раздел I. Литература и фольклор

2

2

1

1




Раздел II. Основы теории литературы

Тема 2.1. Роды и жанры художественной литературы


2


2



1


1




Тема 2.2. Единство формы и содержания художественного произведения

3

3

2

1




Тема 2.3.Основные закономерности литературного процесса. Понятие творческого метода.

1

1

1







Раздел III. Основные этапы истории развития литературы (русской и зарубежной. Литературные направления

Тема 3.1. Русская литература



1



1



1







Тема 3.2. Зарубежная литература

2

1

-

1

1

Раздел IV. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений

Тема 4.1. Классицизм

Ж.Б.Мольер

Г.Р.Державин



3

3



2

2



2

1



1



1

1

Тема 4.2. Сентиментализм.

Н.М.Карамзин


3


3


2


1




Тема 4.3. Романтизм

Д.Г.Байрон

М.Ю.Лермонтов


3

3


2

3


2

2



1



1

Тема 4.4. Реализм

Ги де Мопассан

А.С.Пушкин


2

2


1

2


1

1



1


1

Тема 4.5. Критический реализм.

Н.С.Лесков

М.Зощенко

В.М.Шукшин


2

3

2


1

3

2


1

2

2



1


1

Тема 4.6. Постмодернизм

Л.Петрушевская

С.Довлатов


4

2


2

2


1

2


1



2

Тема 4.7. Постмодернизм

Б.Акунин


4


2



2





2

ВСЕГО:

48

38

28

10

10


Специальность: 050711.52

Общее количество часов – 39




Наименование разделов и тем

Макс.

учебная

нагрузка

студента,

час

Количество аудиторных часов

Самост.

работа


Всего

Лекции

Практ.

заня-тия

1

2

3

4

5

6

Введение. Литература как вид искусства

1

1

1







Раздел I. Литература и фольклор

2

1

1




1

Раздел II. Основы теории литературы

Тема 2.1. Роды и жанры художественной литературы


2


2



2







Тема 2.2. Единство формы и содержания художественного произведения

3

3

2

1




Тема 2.3.Основные закономерности литературного процесса. Понятие творческого метода.

1

1

1







Раздел III. Основные этапы истории развития литературы (русской и зарубежной). Литературные направления

Тема 3.1. Русская литература



1



1



1







Тема 3.2. Зарубежная литература

2

1

1




1

Раздел IV. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений

Тема 4.1. Классицизм

Ж.Б.Мольер

Г.Р.Державин



3

3



2

2



2

2






1

1

Тема 4.2. Сентиментализм.

Н.М.Карамзин


3


3


2


1




Тема 4.3. Романтизм

Д.Г.Байрон

М.Ю.Лермонтов


2

4


2

3


2

2



1



1

Тема 4.4. Реализм

Ги де Мопассан

А.С.Пушкин


3

2


2

2


2

2





1

Тема 4.5. Критический реализм.

Н.С.Лесков

М.Зощенко

В.М.Шукшин


3

4

2


2

3

2


2

2

2



1


1

1

Тема 4.6. Постмодернизм

Л.Петрушевская

С.Довлатов


4

2


2

2


1

2


1



2

Тема 4.7. Постмодернизм

Б.Акунин


4


2



2





2

ВСЕГО:

51

39

34

5

12



Специальность: 050704.52

Общее количество часов – 36




Наименование разделов и тем

Макс.

учебная

нагрузка

студента,

час

Количество аудиторных часов

Самост.

работа


Всего

Лекции

Практ.

заня-тия

1

2

3

4

5

6

Введение. Литература как вид искусства

1

1

1







Раздел I. Литература и фольклор

2

2

1

1




Раздел II. Основы теории литературы

Тема 2.1. Роды и жанры художественной литературы


2


2



1


1




Тема 2.2. Единство формы и содержания художественного произведения

3

3

2

1




Тема 2.3.Основные закономерности литературного процесса. Понятие творческого метода.

1

1

1







Раздел III. Основные этапы истории развития литературы (русской и зарубежной). Литературные направления


Тема 3.1. Русская литература



1



1



1







Тема 3.2. Зарубежная литература

2

1

-

1

1

Раздел IV. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений

Тема 4.1. Классицизм

Ж.Б.Мольер

Г.Р.Державин



3

3



2

2



2

1



1



1

1

Тема 4.2. Сентиментализм.

Н.М.Карамзин


3


3


2


1




Тема 4.3. Романтизм

Д.Г.Байрон

М.Ю.Лермонтов


2

4


1

3


1

2



1


1

1

Тема 4.4. Реализм

Ги де Мопассан

А.С.Пушкин


2

2


1

2


1

1



1


1

Тема 4.5. Критический реализм.

Н.С.Лесков

М.Зощенко

В.М.Шукшин


2

2

2


1

2

2


1

1

1



1

1


1



Тема 4.6. Постмодернизм

Л.Петрушевская

С.Довлатов


4

2


2

2


1

2


1



2

Тема 4.7. Постмодернизм

Б.Акунин


4


2



2





2

ВСЕГО:

47

36

25

11

11




    1. Содержание тем дисциплины


Введение. Литература как вид искусства.


Художественная литература – искусство слова. Функции литературы: познавательная, воспитательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, творческая, эстетическая, идеологическая, прогностическая, гедонистическая.

Литература как временное искусство, воспроизводящее является жизни в развитии. Изобразительно-экспрессивные и познавательные возможности речи. Воссоздание действительности, «художественной реальности» речевой деятельности, «внутреннего мира» (чувства, раздумья, переживания) людей. Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения.

Гуманизм и народность русской литературы.


Раздел I.Литература и фольклор.

Понятие фольклора. Жанры (пословица, поговорка, загадка, сказка, былина, миф, легенда).

Взаимовлияние фольклора и литературы. Мотивы фольклора в литературе: литературная сказка, святочный рассказ, сюжеты fantasy, поэзия.

Понятие архетипа. Преемственность поколений, связь времен, память о прошлом в художественном произведении. Архетипические мотивы в литературе (бог и дьявол, мотив стихии, дома, карнавал, поединок отец – сын, двойник, космос и хаос, герой и антигерой, добро и зло в произведениях А.С.Пушкина, Гоголя Н.В., Ф.М.Достоевского, В.Распутина и др.) Близость басни к устному народному творчеству.


Основные понятия: литература, функции литературы; фольклор, пословица, поговорка, загадка, сказка, былина, миф, легенда; архетип.


Требования к знаниям:

- понятие о литературе как виде искусства;

- знание функций литературы;

- понятие о фольклоре, его жанрах;

- знание основных архетипических мотивов в литературе.


Требования к умениям:

- умение выявлять преломление функций литературы в конкретном художественном произведении;

- умение определять основные особенности пословиц, загадок, сказок, былин;

- умение выявлять архетипичные мотивы в произведениях русской литературы.


Практические занятия:

1.Анализ литературных сказок на предмет фольклорных мотивов – сюжет, герои, язык, устойчивые формулы, зачин, концовка и т.д. (А.С.Пушкин, П.П.Ершов, П.Бажов, В.А.Жуковский и др. – по выбору).


Раздел II. Основы теории литературы

Тема 2.1. Роды и жанры художественной литературы.


Роды литературы. Происхождение литературных родов. Свойства родов: способы пространственно-временной организации произведения, формы присутствия автора, характер обращенности текста к чтению.

Эпос как изобразительный вид словесного искусства, воспроизводящий внешнюю и внутреннюю жизнь людей посредством повествования о событиях.

Лирика как экспрессивно-изобразительный вид искусства воспроизведения процессов внутреннего мира людей.

Драма как изобразительный вид искусства, предназначенный для театра.

Межродовые и внеродовые формы.

Жанровая классификация литературы. Принципы деления литературы на жанры: фольклорные и литературные, прозаические и стихотворные; большие, средние и малые жанры (малые: эссе, афоризм, фрагмент); документальные (мемуары, дневники, заметки).

Основные жанры эпоса: сказка, эпическая песня, былина, очерк, рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея)

Лиро-эпические жанры: поэма, басня, баллада.

Жанры лирики: ода, элегия, послание, эпиграмма, песня.

Жанры драмы: трагедия, комедия, драма, мелодрама, фарс, водевиль.

Роман. Жанровая сущность. Жанровые структуры и каноны. Роман авантюрный, исторический, психологический, криминальный, костюмно-исторический, разовый.


  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Литература» iconРабочая программа промежуточной аттестации по дисциплине пм 02, мдк 02. 01. ч. 4
Рабочая программа ориентированна на реализацию требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки студента...
Рабочая программа по дисциплине «Литература» iconРабочая программа учебной дисциплины литература 2012 г рабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Фгу «Федеральный институт развития образования» 10. 04. 2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно...
Рабочая программа по дисциплине «Литература» iconРабочая программа учебной дисциплины литература 2012 г рабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Фгу «Федеральный институт развития образования» 10. 04. 2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно...
Рабочая программа по дисциплине «Литература» iconРабочая программа 5 класс Литература пояснительная записка
«Литература. 1-11 кл.»/ Под ред. Г. И. Беленького, Ю. И. Лысого, М: «Мнемозина», 2009 год; умк состоит прежде всего из учебника «Литература....
Рабочая программа по дисциплине «Литература» iconРабочая программа утверждена на заседании
По специальности: 021702 – Филология. Языки и литература народов России. (Якутский язык и литература)
Рабочая программа по дисциплине «Литература» iconРабочая программа по дисциплине "Машины для содержания аэродромов"
Рабочая программа и вопросы, касающиеся ее изменения и дополнения, рассматриваются ежегодно на кафедре. Рабочая программа подлежит...
Рабочая программа по дисциплине «Литература» iconРабочая программа по дисциплине «Физическая и коллоидная химия»
Рабочая программа по дисциплине «Физическая и коллоидная химия» рассмотрена и утверждена на методической комиссии факультета защиты...
Рабочая программа по дисциплине «Литература» iconРабочая учебная программа по дисциплине Программа обучения по дисциплине (Syllabus) для студен­та

Рабочая программа по дисциплине «Литература» iconРабочая программа По предмету «Литература»
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Рабочая программа по дисциплине «Литература» iconРабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания
Рабочая программа по дисциплине “Концепции современного естествознания” составлена в соответствии с “Государственным образовательным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница