Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни




Скачать 32,09 Kb.
НазваниеМіністерство освіти І науки, молоді та спорту україни
Дата03.02.2016
Размер32,09 Kb.
ТипДокументы
ЗАТВЕРДЖЕНО

Наказ Міністерства освіти і науки,

молоді та спорту України № 384

29 березня 2012 року

Форма № Н-3.03

Міністерство освіти і науки, МОЛОДІ ТА СПОРТУ України


БЕРДЯНСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ ПЕДАГОГІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ІНСТИТУТ ФІЛОЛОГІЇ ТА СОЦІАЛЬНИХ КОМУНІКАЦІЙ


Історія російської літератури ХХ століття

(60 – 90 роки)


Програма


навчальної дисципліни

підготовки бакалавра

напряму 6.020303 «Філологія»

спеціальності « Мова та література (російська)»

(Шифр за ОПП________)


Бердянськ

2012 рік

РОЗРОБЛЕНО ТА ВНЕСЕНО: Бердянський державний педагогічний університет


РОЗРОБНИКИ ПРОГРАМИ: кандидат філологічних наук, доцент кафедри зарубіжної літератури та теорії літератури Співак Ірина Едуардівна


Обговорено та рекомендовано до видання вченою радою Бердянського державного педагогічного університету

“30” серпня 2012 року, протокол №2

Вступ

Програма вивчення нормативної навчальної дисципліни «Історія російської літератури ХХ століття (60 - 90 роки)» складена відповідно до освітньо-професійної програми підготовки освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр» напряму 6.020303 «Філологія» спеціальності « Мова та література (російська)»

Предмет вивчення навчальної дисципліни – произведения русской литературы от «оттепельной» поэзии и прозы до постмодернизма 1980-х – 1990-х годов и эстетических поисков начала XXI века; особенности взаимодействия литературы внутри страны и литературы третьей волны эмиграции, особая роль неофициальной литературы и Самиздата

Міждисциплінарні зв’язки: Введение в литературоведение (художественный образ как содержательная форма литературы и искусства; литературное произведение как целостное единство; язык художественного произведения; литературные роды и жанры; понятие о литературном процессе); история русской литературы (древнерусская литература; литература XVIII и XIX века ); история зарубежной литературы (литературные направления, течения, их взаимосвязь и особенности развития; современный русский литературный язык (лексикология, фразеология, синтаксис); культура речи (нормы русского литературного языка, основные стили, понятие о риторике); теория и практика выразительного чтения (исполнительский анализ, его этапы, партитура текста, жанровая специфика исполняемых произведений); методика преподавания литературы (русской, украинской, зарубежной); педагогика (проблемное обучение, приемы активизации познавательной деятельности студентов на лекциях и практических занятиях); история (общественно-политическая и социальная ситуация в России второй половины 20 в.); искусствоведение (направления и течения в изобразительном искусстве); философия (философские учения, теории, школы рубежа веков) ; основы научных исследований (оформление библиографии, методика работы с первоисточниками, составление конспектов, написание рефератов)

Програма навчальної дисципліни складається з таких змістових модулів:

  1. Змістовий модуль 1. Общественно-политическая и социокультурная ситуация 60-х годов

  2. Змістовий модуль 2. Место и значение лирики А.Ахматовой и Б. Пастернака в контексте русской поэзии ХХ века.

  3. Змістовий модуль 3.. Феномен «лагерной прозы»

  4. Змістовий модуль 4.. Основные направления прозы 60-х – 70-х годов (деревенская и военная проза).

  5. Змістовий модуль 5.. Военная проза 1960–1980-х годов (В. Быков, Ю.Бондарев, К. Воробьев, В. Астафьев

  6. Змістовий модуль 6.. Экзистенциальные проблемы в русской литературе 70-х – 80-х годов (проза, поэзия, драма).

  7. Змістовий модуль 7. Литература третьей волны эмиграции

  8. Змістовий модуль 8. Литературный процесс 1985-начала 90--х годов



1. Мета та завдання навчальної дисципліни


1.1. Мета курсу: выделить основные историко–литературные, теоретические проблемы курса и особенности творческих судеб писателей, определивших специфику развития литературы 60- 90 –х годов, определить принципы периодизации литературного процесса данного периода, дать общие рекомендации по использованию исследовательской литературы по курсу.

1.2. Основнимі завдання вивчення дисципліни “«Історія російської літератури ХХ століття (60 - 90 роки)» :

  • раскрыть особенности литературы данного периода, её место в русской мировой литературе и культуре ХХ века;

  • определить, какие традиции русской классики наследует и развивает в новых исторических условиях русская литература второй половині ХХ века;

  • охарактеризовать основные этапы, тенденции и художественные открытия литературы 60-х –90х годов, ее сложный и противоречивый характер;

  • раскрыть своеобразие литературы постсоветской литературы литературы постмодернизма и неореализма данного периода;

  • раскрыть особенности творчества и трагический характер писателей – наиболее ярких представителей данного периода;

  • рассматривать каждое художественное произведение в историко-литературном контексте как русской, так и мировой литературы, в типологических связях и эстетическом своеобразии;

  • в анализе и оценке, как общих тенденций литературного развития, так и отдельных произведений, принимать за основу критерии, предусматривающие единство формы и содержания.

1.3. Згідно з вимогами освітньо-професійної програми студенти повинні:

знати :

  • основные этапы становления и развития литературы данного периода;

  • тексты обязательных для чтения художественных произведений и факты творческой биографии их авторов;

  • состояние науки о творчестве того или иного писателя, умение оценивать наиболее проблематичные аспекты его эстетики и истории русской литературы ХХ века в целом;

  • основные понятия курса;

вміти:

  • свободно ориентироваться в историко-литературном процессе ХХ века и отдельных его этапах, во всем контексте литературного развития предшествующих эпох;

  • оценивать и сопоставлять разные историко-литературные концепции;

  • владеть профессиональным литературоведческим анализом, который включает историко-литературный, структурно-поэтический, текстологический, типологический, системно-целостный, сравнительный подходы;

  • комментировать и анализировать творчество наиболее значимых авторов литературы данного периода;

  • определить современное значение произведения и его эстетическую ценность;

  • находить связи конкретного литературного произведения с произведениями русской литературы 19 века и зарубежной, с устным народным творчеством, мифологией;

  • демонстрировать на практике владение ключевыми понятиями курса;

  • демонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотацией, рецензией, обзором литературного издания.

На вивчення навчальної дисципліни відводиться 140 години / 4 кредит ECTS.


2. Інформаційний обсяг навчальної дисципліни


Змістовий модуль 1. Общественно-политическая и социокультурная ситуация 60-х годов

Тема 1. Особенности литературного процесса 1960-х годов.

ХХ съезд партии и его влияние на общественную и культурную жизнь 1960-х годов. Смягчение цензуры, частичная ликвидация «белых пятен» в советской истории и литературе, атмосфера дискуссий и полемики, возникновение новых изданий.

Феномен шестидесятых. «Оттепель», споры о её временных границах. Расшатывание соцреалистического канона. Характер историко-литературной ситуации: разрушение мифа о Сталине, переоценка жизненных ценностей, изменение нравственного климата. Идейно-эстетическая полемика 60-х гг. между журналами «Новый мир» и «Октябрь». Активизация литературной жизни в стране и ограниченность свободы. Травля Б. Пастернака, арест романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба», судебные процессы Ю. Даниэля и А. Синявского, И. Бродского.

Понятие «шестидесятник». «Шестидесятничество» как социокультурный феномен и полемика о нем в современной критической мысли.

Деятельность А. Твардовского на посту главного редактора журнала «Новый мир». Место и роль «Нового мира» в общественно-литературной жизни тех лет. Своеобразие «новомировской» эстетики.

Попытка преодоления А.Т. Твардовским творческого кризиса в поэме «За далью – даль». Изменения в концепции поэмы под воздействием смерти Сталина и начавшегося процесса реабилитации.. История работы над «сталинской главой». Стремление к внутреннему освобождению и его реализация в поэме «По праву памяти». Образы отца и «отца народов», их концептуальная значимость.

Тема 2. Эстетика и поэтика прозы и поэзии 60-х.

Обращение к жанрово-стилевому опыту 20-х годов. «Молодёжная» проза: проблема отцов и детей как социальная, эстетическая, стилевая проблема. Проблема «стилистических разногласий» в спорах 60-х годов. Смеховая культура. Эзопов язык. Самиздат и пути развития неофициальной культуры.

Выдвижение в литературе 1960-х годов на первый план проблемы гуманизма. «Судьба человека» – главная тема литературы этого десятилетия. Поиск «формулы гуманизма» в поэзии и прозе тех лет. Влияние гуманистического поиска на решение проблемы героя и на характер конфликта в произведениях разной тематической направленности (историко-революционная, военная, лирическая, городская, деревенская проза). Связь жанрово-стилевых решений с проблемой гуманизма.

Тема 3 . «Поэтический бум» 60-х годов .

Расцвет лирической поэзии, обусловленный событиями середины 1950-х годов. Карта поэзии тех лет и место на ней «шестидесятников» (Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского). Утопичность «шестидесятнического» миропонимания. Поиск нового («идеального») содержания отношений между «я» и «мы». Критицизм по отношению к недавнему прошлому, романтизация революции и гражданской войны, социальность и исповедальность, интимность и публицистичность. «Эстрадность» поэзии 1960-х годов. Полемика «шестидесятников» с представителями «тихой лирики».

Поэзия Е. Евтушенко. Отражение в ней противоречий становящейся личности. Ситуация нравственного самоопределения (Е. Сидоров) как ключевая в лирике поэта. Публицистическое и исповедальное начала в его творчестве. Роль сюжетных элементов.


Змістовий модуль 2. Место и значение лирики А.Ахматовой и Б. Пастернака в контексте русской поэзии ХХ века.

Тема 4. Творчество А.Ахматовой (1950-1960 годы)

Темы и мотивы поэзии А. Ахматовой 1950-1960-х годов. Тема любви и особенности ее интерпретации в этот период («Шиповник цветет»). Сюжетообразующая роль мотива невстречи. Образ лирической героини. Функции культурно-мифологических ассоциаций и реминисценций.

Циклы «Тайны ремесла», «Черепки»: ведущие мотивы и особенности поэтики. «Северные элегии» как квинтэссенция творческой манеры поздней А. Ахматовой. Попытка осмыслить собственную судьбу в контексте общеисторических эпохальных сдвигов. Мотив памяти и его структурообразующая роль.

История создания «Поэмы без героя». А. Ахматова о поэме. Особенности сюжетно-композиционного строения. Решение темы «Поэт и Эпоха». Принцип зеркальности. Жанровое своеобразие поэмы (драматические и трагедийные элементы). Поэтика.

Тема 5. Творчество Б.Л. Пастернака (1946-1960 годы)

Провозглашение нового этико-эстетического идеала («неслыханной простоты») и попытка его обретения в лирике конца 1940-1950-х годов («На ранних поездах») и в романе «Доктор Живаго».

Роман «Доктор Живаго». Творческая история: замысел, воплощение. Полемика вокруг романа. Жанровое своеобразие произведения. Религиозно-философское и социально-историческое содержание. Комплекс ведущих мотивов (мотивы дома и бездомья, творчества, избранничества, смерти и бессмертия и др.). Образ главного героя. Роль цикла «Стихи Юрия Андреевича Живаго» в раскрытии художественного замысла произведения: структура цикла, мотивы призвания и жертвы; характер трактовки евангельских мотивов; роль пейзажа.

Цикл «Когда разгуляется». Смысл заглавия. Обращение к «поэзии жизненной прозы» (А. Синявский), к быту. Мотив благодарения в цикле. Освобождение от усложненной метафоричности, конкретность образного рисунка.


Змістовий модуль 3.. Феномен «лагерной прозы»

Тема 7.Творчество А. Солженицына

Первые попытки осмысления тоталитаризма в литературе конца 1950-1960-х годов. Документальность и исповедальность лагерной прозы. «Палач и жертва» как ее сквозная проблема. Значимость в ней «сюжета прозрения».

Начало «лагерной прозы» – «Один день Ивана Денисовича»А.И. Солженицына. История написания и публикации. «Лагерь глазами мужика». Образ главного героя, тенденция к поэтизации «мужества непротивления» (Д.С. Лихачев). Поэтика повести.

Творчество А.И. Солженицына. Основные вехи жизненного и творческого пути писателя. Роль А.И.Солженицына в процессе демифологизации советской истории. «Опыт художественного исследования» истоков сталинизма в «Архипелаге ГУЛАГ». Специфика сюжетно-композиционной структуры. Образ автора-повествователя. Жанровая природа произведения. Поэтика.

Философия истории и взгляд на русскую революцию в эпопее «Красное колесо». Синтез реалистической и модернистской традиции. Своеобразие символики. Круг основных проблем в публицистике А.И. Солженицына.

Тема 8. «Новая проза». В. Шаламова. Воплощение принципов «новой прозы» в «Колымских рассказах». Лагерь как антимир. Сюжеты. Герои. Повествование в «Колымских рассказах» о «мучениках, не бывших, не умевших и не ставших героями». Роль иронии и парадокса. Полемика В. Шаламова и А. Солженицына о роли лагерного опыта в жизни личности и общества.


Змістовий модуль 4.. Основные направления прозы 60-х – 70-х годов (деревенская и военная проза).

Тема 9 . «Деревенская проза»: истоки, поэтика, философия, стиль (60-е – середина 80-х годов).

Очерки конца 50-х годов (Е. Дороша, В. Овечкина, Г. Троепольского, В. Тендрякова) как один из истоков «деревенской прозы». Влияние «Матрёнина двора» А.И. Солженицына. Открытие пространства народной жизни и богатства языка. Герои, нравственно-философские проблемы. Онтологическая проза.

Тема 10. Этапы развития, углубление историзма, жанры прозы о Великой Отечественной войне.

Дискуссии в критике. Документальная проза (А. Адамович, Д. Гранин, С. Алексиевич, А. Крон, Н. Толстой). Человек на войне (произведения В. Астафьева, Ю. Бондарева, К. Симонова, К. Воробьёва, В. Кондратьева). Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Новая концепция войны в прозе 1990-х годов (В. Астафьев, Г. Владимов, Л. Бородин).

Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». История написания и публикации романа «Жизнь и судьба». Символика заглавия, структурообразующая роль образов–понятий «жизнь» и «судьба» в художественном мире романа. Следование толстовской эпической традиции в изображении «войны» и «мира». Новизна предложенной писателем концепции войны. Своеобразие гроссмановской философии истории, основанной на категориях «свобода» и «личность».

Динамика оценки В. Гроссманом Сталинградской битвы от романа «За правое дело» к роману «Жизнь и судьба». Художественные открытия писателя – типы «героев времени» (Греков, Гетманов, Штрум). Еврейская тема. Мотив семьи в романе. Специфика психологизма в прозе В. Гроссмана.


Змістовий модуль 5.. Военная проза 1960–1980-х годов (В. Быков, Ю.Бондарев, К. Воробьев, В. Астафьев)

Тема 11. Писатели-фронтовики как литературное поколение. Новое в осмыслении ими войны: значимость произведений К. Симонова и В. Некрасова для преодоления идеологических и риторических моделей советской культуры, обращение «лейтенантской прозы» к «белым пятнам» военной истории, протест против пропагандистских стереотипов и внимание к «неканоническому подвигу», экзистенциальный аспект ситуации «человек на войне», усложнение образа врага («Горячий снег» и «Берег» Ю. Бондарева, «Убиты под Москвой» К. Воробьева). Трансформация конфликта: от противостояния «свой – чужой» к постижению внутренней нравственно-психологической конфликтности. Поэтика «военной прозы»: специфика хронотопа, роль деталей, лирических отступлений, вводных эпизодов и подтекста.

Тема 12. Жанр военной повести в прозе В. Быкова.

Проблема выбора в произведениях В. Быкова: особенности ее постановки и решения. Жанр военной повести в прозе писателя: характер конфликта, роль категорий «судьба» и «случай». Типология героев в повестях Быкова (идеалисты и прагматики), роль «микросюжетов», раскрывающих авторский замысел, притчеобразное начало.

Тема 13. Военная тема в прозе В. Астафьева.

Специфика изображения войны в повести «Звездопад». Война как апокалипсис в «Пастухе и пастушке». Особенности сюжетно-композиционной структуры произведения. Многозначность заглавия и жанрового подзаголовка («современная пастораль»). Поэтика повести.

Новое в трактовке военной темы в прозе 1990-х гг. (В. Кондратьев, В. Астафьев, Г. Владимов, А. Солженицын). Военная проза В. Астафьева (роман «Прокляты и убиты», повести), полярность ее оценок в критике.


Змістовий модуль 6.. Экзистенциальные проблемы в русской литературе 70-х – 80-х годов (проза, поэзия, драма).

Тема 14. Социально-культурный контекст периода 70-80-х годов

Застой – доминанта политической и идеологической жизни страны. Исчерпанность «шестидесятничества», скепсис. Резкая поляризация официальной культуры и андеграунда. Эстетическое противостояние режиму. Особое место филологической науки. Феномен тартуско-московской школы. Экзистенциальные проблемы в прозе, в поэзии и жанрово-стилевые искания. Исторический роман и его разновидности (Д. Балашов, Ю. Трифонов, В. Шукшин, Б. Окуджава). Мифологическая проза (Ч. Айтматов, А. Ким, Ф. Искандер). Роман Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Вампиловская и поствампиловская драма.

Тема 15. «Городская проза» Ю. Трифонова

Проза Ю. Трифонова в контексте отечественной литературы 1960-1980-х годов. Критика писателем основных «шестидесятнических» догматов (революционного сознания, «нетерпимости» как основы насильственного улучшения общества).

Творческая эволюция писателя: от «Студентов» к «Дому на набережной». «Городские повести»: «быт» и «бытие», внутренние и внешние конфликты; позиция автора и его героев; особенности сюжетно-композиционной структуры повестей («жизнь сознания») и их языка (роль и специфика несобственно-прямой речи).

Роман с историей» в прозе Ю. Трифонова. Взгляд на человека как на «многожильную нить, протянувшуюся сквозь время». Человек и история в повести «Дом на набережной». Глебов и «глебовщина». Место и роль мотива памяти в повести. Особенности субъектной организации повествования. Поэтика.

Тема 16. Традиционалистская проза (Ф. Абрамов, В. Шукшин, В. Белов, В. Астафьев, В. Распутин)

Хронологические границы явления; его литературоведческие дефиниции («деревенская проза», «экологическая проза», «традиционалистская проза», «почвенническая проза»).

Становление традиционалистской прозы, ее место в литературном процессе 1960-1980-х годов. Идеологические контексты прозы писателей-традиционалистов. Обретение утраченной идентичности – национальной, культурной – как философско-духовная доминанта традиционалистской прозы, деконструкция «советской» утопии, создание утопии патриархальной и ее последующая трактовка (апокалиптические мотивы в зрелом творчестве В. Астафьева и В. Распутина). Динамика критических оценок традиционалистской прозы (от 1960-х к 1990-м годам).

Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» как квинтэссенция традиционалистской прозы. Образ главной героини. Мотив дома в рассказе, его символический потенциал.

Тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры» как «деревенский эпос». Эволюция в осмыслении писателем взаимоотношений индивида и деревенского «мира». Семантика и функции мотива дома в тетралогии.

Проза В.Г. Распутина. Своеобразие творческой индивидуальности писателя. Жанровая палитра его прозы. Коллизия предательства как центральная в повестях писателя. Двуплановость художественного мира распутинской прозы, ее мифопоэтика. Сплав символического, притчевого, публицистического начал. Образы стариков и детей.

Творчество В.П. Астафьева. Своеобразие астафьевского автобиографизма. Проблема творческого метода В. Астафьева: взаимодействие элементов натурализма и сентиментализма. Становление творческой индивидуальности В. Астафьева в рассказах и повестях 1950-1960-х годов. Творческая история и жанр «Последнего поклона». Символика заглавия. Изменение концепции книги от 1-й к 3-й редакции. Специфика субъектной организации повествования. Образ народа. Своеобразие хронотопа в «Последнем поклоне» и «Оде русскому огороду». «Повествование в рассказах» «Царь-рыба». Особенности структуры, наличие «повествовательных скреп» (мотивы реки и тайги, авторское сознание). Темы браконьерства и экологии. Главы «Уха на Боганиде» и «Сон о белых горах», их место в сюжетно-композиционной структуре произведения. Сатира и дидактика в «Царь-рыбе».

В. Шукшин и его место в литературном процессе 1960-1970 годов. Типология героев, специфика женских образов. Жанр рассказа в творчестве Шукшина.


Змістовий модуль 7. Литература третьей волны эмиграции

Тема 17. Особенности третьей волны эмиграции

Причины, хронология, география и состав третьей волны эмиграции:. Общественно-культурная жизнь эмиграции, своеобразие литературного процесса. Столкновение разных политических и эстетических платформ.

Центры русской диаспоры. Основные издания («Континент», «Синтаксис», «Грани», «Новый журнал», «Время и мы», «Эхо», «Третья волна», «Вече»). Неоднозначность отношений с эмигрантами первой и второй волн. Политические и религиозные споры. Столкновение различных эстетических систем (реализм, модернизм, постмодернизм). Творческие судьбы поэтов и прозаиков третьей волны эмиграции.Основные идейно-эстетические направления в литературе третьей волны эмиграции (фантасты и юмористы; эстеты; моралисты; реалисты – по определению Дж. Глэда).

Тема 18. Творчество С.Довлатова в эмиграции.

Проза С. Довлатова. Ситуации, герои, конфликты. Синтез русской и американской повествовательных традиций. «Театрализованный реализм» С. Довлатова (А. Арьев).

Тема 19. Поэзия И. Бродского. Ее философская основа; формирование комплекса основных ситуаций и мотивов под воздействием экзистенциалистских идей. Творческий контакт с русской, западноевропейской и американской поэтическими школами. Обоснование И. Бродским своего эстетического кредо в Нобелевской лекции. Поэтика И. Бродского: доминирование эпически-отстраненного взгляда на мир; слабость собственно лирической стихии; преобладание визуальных образов; роль и функции иронии; лексическая эклектика (смешение архаизмов и жаргонизмов); особенности интонации, метрики, ритмики. Влияние И. Бродского на отечественную поэзию 1980-1990-х годов.


Змістовий модуль 8. Литературный процесс 1985-начала 90--х годов

Тема 20. Процессы развития отечественной культуры и литературы в посттоталитарный период.

Изменение положения литературы, отмена цензуры. «Возвращённая» литература, публицистическая и гипернатуралистическая проза и драматургия, столкновение субкультур. Эстетические споры им смена художественных парадигм в искусстве. Религиозные искания.

Процессы развития отечественной культуры и литературы в посттоталитарный период. Оживление литературной жизни после 1985 года под воздействием идей «перестройки» и «гласности». Поляризация идеологических и эстетических позиций в литературной жизни. Переоценка исторического прошлого, критический анализ современного духовного и социального состояния общества в публицистике В. Распутина, В. Астафьева, С. Залыгина, Е. Евтушенко и др. «Просветительская» функция антисталинской литературы (А. Рыбаков, А. Бек, В. Гроссман, В. Дудинцев и др.). Воздействие на современную культурную ситуацию «возвращенной литературы». Терминологическая «пестрота» в определении новых явлений в литературной жизни («новая волна», ироническая проза, андеграунд и т.п.). Споры о литературе «новой волны» и «сценарии» будущего литературного развития в критике (С. Чупринин, Д. Урнов, В. Ерофеев, М. Липовецкий).

Тема 21. Постмодернизм в русской литературе

Многозначность термина «постмодернизм». Споры об истоках и времени возникновения постмодернизма. Культурное состояние эпохи постмодерна: менталитет постиндустриального общества, крушение «метаповествований» (Лиотар), эпистемологическое сомнение, фрагментарность сознания, влияние масс-медиа. Постмодернизм как теоретическая рефлексия в гуманитарных науках. Постструктурализм и деконструктивизм (работы Р. Барта, Ж. Деррида, М. Фуко).

Генезис постмодернизма в отечественной литературе второй половины ХХ в. Особенности русского постмодернизма. Время возникновения и социальные причины. Эстетические споры. Особенности поэтики: нелинейность сюжета, парадоксы времени, саморефлексия и комментарий, интертекстуальность, пастиш, раздробленность сознания героя, герой как пучок культурных ассоциаций, «смерть автора» (на материале произведений Д. Галковского, В. Пелевина, А. Синявского, Саши Соколова, В. Сидура, Т. Толстой, М. Харитонова, М. Шишкина и др.).

«Латентный постмодернизм» в произведениях А. Битова («Пушкинский дом»), В. Ерофеева («Москва – Петушки»), С. Соколова («Школа для дураков»). Специфика отечественного постмодернизма (высокая степень политизации, игра с кодами русской классической литературы и социалистического реализма).

Художественная идеология соц-арта/концептуализма в отечественной литературе 1970-1980-х годов. Особенности формирования (влияние живописи), перформативность, роль авторской маски, рефлексия невозможности личностного высказывания (Д.А. Пригов, Т. Кибиров).

Эстетика необарокко, типологические характеристики явления (проза Т. Толстой).

Дискуссии о постмодернизме в современной критике и литературоведении (1990-2000-е гг.), полярность оценок этого явления. Постпостмодернизм и пост-соц в прозе 2000-х гг.

Тема 22. Постреализм в отечественной литературе

«Инволюция» постмодернизма и развитие новых творческих стратегий в литературе конца 1990-2000-х гг. «Гипотеза о постреализме» (М. Липовецкий). Типологические характеристики постреализма.

Творчество В. Маканина: от социологического к экзистенциальному, от «критического» реализма к игре концептами, притчеобразности и условности. «Барак» как образ мира. Внимание Маканина к «срединному человеку» и взаимоотношениям индивида и «роя». Попытка осмысления «перестроечного» и «постпрестроечного» периодов в метафорике повести «Лаз» и романе «Андеграунд, или Герой нашего времени».

Проза Л. Петрушевской. Жанр рассказа в творчестве писательницы. Особенности художественной манеры: соединение бытописательства и метафизичности, типического и архетипического. «Магнитофонный реализм» Л. Петрушевской. Проблематика и поэтика повестей «Свой круг» и «Время – ночь».

Тема 23. Литература рубежа ХХ – XXI вв.

Проблема перераспределения культурных полей в 1990-2000-е гг. «Постсоветское» и выход за его пределы в литературе данного периода. Кризис литературоцентризма и его последствия (перестройка системы «автор» - «читатель» - «критик», изменение культурного статуса чтения и способов продвижения книги на рынок, роль PR-стратегий, литературные премии и их функции в современных условиях). Развитие массовой литературы в 1990-2000-е гг.

Тенденции, определяющие современное состояние литературы. Массово-развлекательная модель культуры на телевидении, журнальная политика, пространство масс-медиа. Изменение роли литературы. Реалистическое постижение истории и современности (произведения А. Солженицына, Г. Владимова, В. Быкова, Б. Екимова, О. Ермакова и др.). Новый опыт – новые авторы – новые художественные формы (произведения А. Бабченко, Д. Гуцко, С. Шаргунова, И. Мамаевой и др.). Манифесты «нового реализма» и поиски реальности. Проблема сохранения личности в борьбе с силами зла (произведения А. Варламова, О. Николаевой, М. Вишневецкой, Рубена Давида Гонсалеса Гальего и др.). Массовая литература (социологический, историко-литературный, эстетический аспекты). Сетевая литература. Классика и современная литература.

3. Рекомендована література

Базова


  1. Богданова О. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годов XX века). – СПб., 2001.

  2. Гордович К.Д. Современная русская литература: курс лекций; материалы для самостоятельной работы студентов. – СПб., 2007.

  3. Громова М.И Русская драматургия конца XX – начала XXI века. – М., 2006.

  4. История русской литературы ХХ века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 4 кн. / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М., 2005.

  5. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн.: Учебное пособие. – М., 2001.

  6. Минералов Ю.И. История русской литературы. 90-е годы XX века. – М., 2004.

  7. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века. – М., 2005.

  8. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие для студентов-филологов – . М., 2007.

  9. Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.): Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / С.И. Тимина, В.Е. Васильев, О.Ю. Воронина и др.– СПб.-М., 2005.

  10. Чупринин С. Русская литература сегодня: Большой путеводитель. – М., 2007.

Допоміжна

  1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996).– М., 1998

  2. Звягина М.Ю. Авторские жанровые формы в русской прозе конца XX века. – Астрахань, 2001.

  3. Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. – М., 2000.

  4. История русской литературы ХХ века (20 – 90-е годы). Основные имена: Учебное пособие для филологич. факульт. университетов / Отв. ред. С.И. Кормилов. – М., 1998;

  5. Липовецкий М. Паралогии. Трансформации (пост)модернистского дискурса в культуре 1920-2000-х годов. М., 2008.

  6. Русская литература ХХ – XXI веков: проблемы теории и методологии изучения / Ред.-сост. С.И. Кормилов. – М., 2004.

  7. Русская литература ХХ века : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений : в 2 т. / под. ред. Л. П. Кременцова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – Т.2. – 464 с.

  8. Русская литература ХХ века в зеркале критики: хрестоматия для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Н. Н. Кякшто . – М.: «Академия», 2003. – 656 с.

  9. Русская литература ХХ века: итоги и перспективы / Ред.-сост. С.И. Кормилов. – М., 2000;

  10. Эпштейн М. Постмодернизм в России / М. Эпштейн. – М., 2000.



4. Форма підсумкового контролю успішності навчання: ПМК

5.Засоби діагностики успішності навчання: тестирование, устный и письменный опрос, собеседование, выполнение практических заданий, написание контрольной работы.


Похожие:

Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни iconМіністерство освіти І науки україни, молоді та спорту україни
Київ, проспект Перемоги, 10, тел. (044) 486-24-42, факс (044) 236-10-49
Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни iconМіністерство освіти І науки, молоді та спорту україни
Обговорено та рекомендовано до видання вченою радою Бердянського державного педагогічного університету 30 серпня 2012 року, протокол...
Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни iconМіністерство освіти І науки, молоді та спорту україни
Розробники програми: канд філол н., доцент кафедри зарубіжної літератури та теорії літератури Коркішко В. О
Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни iconМіністерство освіти І науки, молоді та спорту україни
Розробники програми: канд філол н., доцент кафедри зарубіжної літератури та теорії літератури Коркішко В. О
Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни iconМіністерство освіти І науки, молоді та спорту україни
Розробники програми: канд філол н., доцент кафедри зарубіжної літератури та теорії літератури Коркішко В. О
Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни iconМіністерство освіти І науки, молоді та спорту україни наказ
України, затвердженого Указом Президента України від 08 квітня 2011 року №410, та пункту 14 Порядку присудження наукових ступенів...
Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни iconМіністерство освіти І науки, молоді та спорту україни
...
Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни iconМіністерство освіти І науки, молоді та спорту україни
Дипломне проектування ставить за мету систематизацію, закріплення І розширення теоретичних знань І навичок студента при виконанні...
Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни iconЛитература как учебный предмет в общеобразовательной школе
Наказ Міністерства освіти І науки, молоді та спорту України 29 березня 2012 року №384
Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни iconМіністерство освіти І науки, молоді та спорту України Бердянський державний педагогічний університет Інститут філології та соціальних комунікацій Кафедра зарубіжної літератури та теорії літератури Програма іспиту з дисципліни
Навчальна програма обговорена та затверджена на засіданні кафедри зарубіжної літератури та теорії літератури протокол №1 від 29 серпня...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница