Рабочая программа Биология 10 класс




Скачать 35,65 Kb.
НазваниеРабочая программа Биология 10 класс
Дата03.02.2016
Размер35,65 Kb.
ТипРабочая программа
Рабочая программа

Биология 10 класс


Учитель Н. В. Волкова


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компанента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и авторской программы В.В. Пасечника. Данная программа является логическим продолжением программы по биологии основной (5-9 классы) школы, разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках — уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросооб разный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей сре­де, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи — отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компе­тенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования, на базовом уровне яв­ляются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии:

• освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание: убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, своему здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретённых знаний, умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей, собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний правил поведения в природе.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. В связи с большим объёмом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и оцениваются по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе: в 10 классе - 35 часов, в 11 классе - 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану Рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени — 5 часов


Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

•основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

•строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

•сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособ­ленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

•вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

•биологическую терминологию и символику;

Уметь:

•объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

•решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

•описывать особей видов по морфологическому критерию;

•выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в эко­системах своей местности;

•сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

•анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

•изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

•находить информацию о биологических объектах в различных источниках

(учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компью­терных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

•оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

•оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

35 часов (1 час резервное время )

РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)

Тема 1.1.

Краткая история развития биологии.

Методы исследования в биологии (2 часа)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 1.2.

Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой материи (2 часа)

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические систе­мы1. Методы познания живой природы.

■ Демонстрация

Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических на­ук», «Биологичсскиесистемы». «Уровниорганизации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».

РАЗДЕЛ 2 Клетка (10 часов)

Тема 2.1.

Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)

Развитие знаний о клетке (Р. Тук, Р. Вирхов, К Бэр, М. Шлейден и Т. Шести). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2.

Химический состав клетки (4 часа)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Тема 2.3. Строение клетки (3 часа)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокари-отические клетки. Строение и функции хромосом.

Тема 2.4.

Реализация наследственной информации

в клетке (1 час)

ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Тема 2.5. Вирусы (1 час)

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

■ Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».

■ Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под

микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

РАЗДЕЛ 3

Организм (19 часов)

Тема 3.1.

Организм — единое целое.

Многообразие живых организмов (1 час)

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и коло­ниальные организмы.

Тема 3.2.

Обмен веществ и превращения энергии

свойство живых организмов (2 часа)

Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Особенности обмена ве­ществ у растений, животных, бактерий.

Тема 3.3. Размножение (4 часа)

Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у живот­ных.

Тема 3.4.

Индивидуальное развитие организма

(онтогенез) (2 часа)

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, ни­котина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Тема 3.5.

Наследственность и изменчивость (7часов)

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях

наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая

терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Тема 3. б.

Генетика — теоретическая основа селекции.

Селекция. Биотехнология (3 часа)

Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

• Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигиб-ридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполноедоминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «На­следственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследствен­ность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор». «Гибридизация», «Исследования в области биотех­нологии ».

■ Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказатель­ство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных послед­ствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.


Календарно-тематическое планирование к разделу «Общая биология. 10 класс»



Сроки проведения по неделям

Разделы и темы уроков

Основные формы

проведения

Форма контроля




Раздел 1. Биолгия как наука. Методы научного познания. 4 часа.







1 неделя сентября

1. Краткая история развития биологии.

Лекция




2 неделя сентября

2. Методы исследования в биологии.

Самостоятельная

работа

Тестовая

работа

3 неделя сентября

3. Сущность жизни и свойства живого.

Лекция




4 неделя сентября

4. Уровни организации живой материи.

Лекция







Раздел 2. Клетка. 10 часов.










Методы цитологии. Клеточная теория. 1 чае.







1 неделя октября

1. Методы цитологии. Клеточная теория.

Лекция




2 неделя октября

Химический состав клетки. 4 часа, 1. Особенности химического состава клеток. Вода. Её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества. Их роль в клетке.

Лекция

Самостоятельная

работа

Выборочная

проверка

плана лекции,

Тестовая

работа

3 неделя октября

2.Углеводы, липиды. Их роль в жизнедеятельности клетки.

Лекция




4 неделя октября

3. Строение и функции белков.

Лекция




5 неделя октября

4. Нуклеиновые кислоты. Их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и

другие органические вещества клетки.

Лекция







Строение клетки, 3 часа.

Лекция




2 неделя ноября

1. Клеточная мембрана. Ядро. Строение и функции хромосом.










3 неделя ноября

2. Цитоплазма и её органоиды.

Лекция Самостоятельная

работа

Выборочная

проверка сам.

работы.

4 неделя ноября

3. Сходство и различие в строении прокариотических иэукариотических клеток. Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов. Лаб. раб № 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах о их описание». Лаб. раб. № 2 «Сравнение строения клеток растений и животных». Лаб. раб. № 3 « Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Лабораторная работа

Лабораторная работа




Реализация наследственной информации в клетке. 1 час.







1 неделя декабря

1. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков клетки. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Лекция

Выборочная

проверка плана лекции




Вирусы. 1 час.







2 неделя декабря

1. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Семинар







Раздел 3. Организм. 19 часов.










Организм - единое целое, Многообразие живых организмов. 1 час.







3 неделя декабря

1. Организм - единое целое. Одноклеточные, многоклеточные, колониальные организмы.

Лекция

Выборочная

проверка плана лекции




Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. 2 часа.







4 неделя декабря

1. Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке.

Лекция




5 неделя декабря

2. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез.

Лекция







Размножение. 4 часа.







3 неделя января

1. Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

Лекция




4 неделя января

2. Мейоз.

Лекция



















1

5 неделя января

3. Формы размножения организмов: половое и бесполое.

Самостоятельная работа

Выборочная проверка

1 неделя февраля

4. Развитие половых клеток. Оплодотворение.

Лекция







Индивидуальное развитие организма (онтогенез). 2 часа.







2 неделя февраля

1. Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Лаб. раб. №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Лабораторная работа

Лекция

Лабораторная работа

3 неделя февраля

2. Репродуктивное здоровье человека.

Семинар







Наследственность и изменчивость. 7 часов. + 1 час (резерв).







4 неделя февраля

1. История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Пр. раб.№ 1 «Составление простейших схем скрещивания».

Лекция Презентация

Практическая работа

Практическая работа

1 неделя марта

2. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Презентация Лекция




2 неделя марта

3. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов.

Лекция




3 неделя марта

4. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

Лекция




4 неделя марта

5. Пр. раб. № 2 «Решение задач на моногибридное, дигибридное, анализирующее скрещивание, сцепленное с полом наследование».

Практическая работа.

Практическая работа

2 неделя апреля

6. Изменчивость.







3 неделя апреля

7. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Лаб. раб № 5 « Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Лекция

Лабораторная работа (Д/3)

Отчёт о

лабораторной

работе.




4 неделя апреля

8. Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

Семинар







Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология. 3 часа.







5 неделя апреля

1. Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений.

Лекция




2 неделя мая

2. Методы селекции животных. Селекция микроорганизмов.

Самостоятельная работа

Выборочная

проверка сам.

работы.

3 неделя мая

3. Современное состояние и перспективы биотехнологии. Пр. раб. № 3 « Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

Практическая

работа (Ц/3)

Конференция

Отчёт о

практической

работе

4 неделя мая

Обобщение курса биологии 10 класса. 1 час (резерв).

Тестовая работа

Тестовая работа




Всего часов: 35

Всего лабораторных

работ:5 Практических

работ:3

Всего

проверочных

тестовых

работ:3



Список литературы для ученика

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10— 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.2009

  2. О.В.Гончаров. Задачи по генетике. - Саратов: Лицей. 2005.

  3. Н.А.Шишкинская. Словарь биологических терминов и понятий. -Саратов: Лицей. 2005.

  4. А. С. Батуев. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 2004.

  5. Н.А.Бельская, Л.Ю.Гамбург. А.Н.Мальцева. Тесты по биологии для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: Московский лицей.2000.

  6. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2008.

  7. А.В. Онищенко. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Издание 2-е. - Санкт-петербург.: Виктория плюс.2005.

  8. А.А.Каменский. ЕГЭ 2004. Биология. Типовые тестовые задания: учебно-практическое пособие. -М.: Экзамен. 2004.

Источники получения информации к подготовке к ЕГЭ

  1. Сайт Федерального центра тестирования (ФЦТ) - www.rustest.ru:

  2. Инструктивные материалы, правила заполнения бланков, процедура и правила проведения экзамена.

  3. Официальный сайт информационной поддержки ЕГЭ - www.ege.edu.ru:

  4. Инструктивные материалы, правила заполнения бланков, процедура и правила проведения экзамена.

  5. Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИЛИ) -www.fipi.ru:

  6. Демоверсии контрольно-измерительных материалов.

  7. Кодификаторы и спецификации по предметам.

  8. Примеры критериев оценок на задания с развернутым ответом.

  9. Учебные материалы для подготовки учащихся.

Похожие:

Рабочая программа Биология 10 класс iconРабочая программа по биологии 11 класс
Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006г.( Авторы: И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов)
Рабочая программа Биология 10 класс iconТематическое планирование на 2011 2012 учебный год предмет биология, обж. 8 Класс
Программа: Государственная программа для общеобразовательных учреждений «Биология. Человек и его здоровье. 8 класс», соответствует...
Рабочая программа Биология 10 класс iconРабочая программа Предмет: Биология
Рабочая программа составлена в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:...
Рабочая программа Биология 10 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны
Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...
Рабочая программа Биология 10 класс iconРабочая программа по биологии (8 класс) составлена на основе Программы основного общего образования по биологии и программы В. В.
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой «Биология 6-9 класс». Количество часов в неделю – 2 часа (всего 68 часов за год)....
Рабочая программа Биология 10 класс iconДрагомилов А. Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. Изд. 3-е, перераб
Программа: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы. – М.: Вентана – Граф, 2010
Рабочая программа Биология 10 класс iconМультимедийное учебное пособие нового образца (Просвещение) Биология
Биология. 6-9 класс. – Гу рц эмто «Кирилл и Мефодий», 2003г. (библиотека электронных наглядных пособий)
Рабочая программа Биология 10 класс iconРабочая программа курса биологии для обучающихся 9 классов 2011-2012
Программы общеобразовательных учреждений Биология. Общие закономерности. 9 класс. Под редакцией Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т....
Рабочая программа Биология 10 класс iconТематическое и поурочное планирование «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс»
Планирование составлено на основе программы курс «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс», авторы Л. Н. Сухорукова, В....
Рабочая программа Биология 10 класс iconРабочая программа по биологии 8 класс
«Человек» автора Сонина Н. И., (Программы для общеобразовательных учреждений Биология 5-11 классы, М., Дрофа 2009г. 254 (2)с.), полностью...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница