2. Русская Церковь при преемниках св митрополита Ионы




Скачать 29,44 Kb.
Название2. Русская Церковь при преемниках св митрополита Ионы
Дата03.02.2016
Размер29,44 Kb.
ТипДокументы


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

2 КУРС

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В течение первого полугодия учащиеся знакомятся с историей Русской Православной Церкви XV - XVI столетий. Помимо обычного для курса церковной истории круга вопросов (состояние иерархии, ду­ховного просвещения; деятельность монастырей, церковное искусст­во, богослужение, взаимоотношения с государством, подвижники благочестия и т.д,) в процессе обучения предусматривается разбор историософской концепции "Москва - Третий Рим".

Вторая часть курса Истории Русской Церкви посвящена истории Юго-Западной митрополии в XV-XVII вв.

Особенно подробного разбора требует изучение некоторых церковно-исторических процессов и событий, имевших продолжение в дальнейшем и представляющихся актуальными до настоящего времени. К этому кругу вопросов могут быть отнесены, прежде всего: разбор решений Стоглавого Собора и вопрос о его каноническом достоинстве (в связи с историей старообрядческого раскола) и история введения унии в Юго-Западной митрополии (особенно важна фактическая сторо­на вопроса в связи с возрождением униатства).

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


ПЕРИОД I.

МОСКОВСКО - КИЕВСКИЙ - ПЕРИОД РАЗДЕЛЕНИЙ МИТРОПОЛИИ (1489 - 1589 гг.)

 

Тема 1. Разделение Церкви на две митрополии


Предпосылки к разделению Русской митрополии. Исторические прецеденты, Св. Андрей Боголюбский и еп. Суздальский Феодор. Перемещение общецерковного центра на северо-восток в ХIII веке. Сопер­ничество между Русью и Литвой. Церковная уния 1439 года.

Борьба св. Ионы и других русских иерархов против Григория Болгарина.

Различие в положении Православной Церкви на Руси и в Литве. Общая характеристика Псковской митрополии. Епархии. Монас­тыри. Приходская жизнь. Состояние духовного просвещения. Литур­гическая жизнь.

 

Тема 2. Русская Церковь при преемниках св. митрополита Ионы


Митрополит Феодосий (1461-1464). Начало фактической автокефалии. Деятельность митрополита Феодосия по укреплению русской Церкви. Отношения с Новгородом. Духовный облик митрополита.

Митрополит Филипп I (1464-1473). Нестроения в Новгороде и Пскове. Сторонники сепаратизма в церковной среде. Битва на Шелони (1471). Поражение новгородцев. Увеличение зависимости Нов­города от Москвы в делах церковных. Конфликт с Константинополем, вызванный попытками греков уничтожить автокефалию Русской Церкви.

Брак великого князя Иоанна III с Софьей Палеолог. Политические последствия этого брачного союза. Папский легат кардинал Антоний в Москве. Реакция митрополита. Начало строительства нового Успен­ского собора (1472).

Митрополит Геронтий (1473-1489). Столкновения с великим князем (из-за Кирилло-Белозерского монастыря и хождения "посолонь"). Покаяние Иоанна III.

"Стояние на Угре" (1480). Роль иерархии в свержении монголь­ского ига (м. Геронтий, арх. Вассиан (Рыло).

Покорение Новгорода (1478). Поставление московского кандидата на Новгородскую кафедру (архиеп. Сергий). Появление ереси жидовствующих.

 

Тема 3. Ересь жидовствующих


Схария. Появление ереси в Новгороде. Генезис ереси. Основные положения лжеучения. Источники. Новообращенные.

Распространение ереси в Москве. Тайный характер ереси, Открытие тайного движения. Первое осуждение жидовствующих (1488).

Митрополит Зосима (1490-1494) - приверженец жидовствующих. Использование еретиками эсхатологических настроений. Удаление Зосимы с кафедры.

Высокопоставленные покровители еретиков. Дьяк Федор Курицын. Ересь в доме великого князя.

Борьба свят. Геннадия Новгородского и преп. Иосифа Волоцкого с еретиками. Геннадиевская Библия. "Просветитель". Причины распространения воззрений жидовствующих в русском обществе.

 

Тема 4. Теория "Москва - третий Рим"


Идея всемирного христианского центра в Византии и на Балканах. Падение Константинополя (1453). Эсхатологические настроения. Изначальный эсхатологический характер теории. Формула старца Филофея. Его послания к великому князю и Мисюрю Мунехину. Влияние апокрифов на возникновение новой историософской концепции. Идея преемственности власти московских государей от Византийских им­ператоров. Значение брака Иоанна III с племянницей последнего ви­зантийского императора. "Приданое" Софьи Палеолог. Венчание Димитрия на царство (1498).

 

Тема 5. Церковное искусство ХV - начала ХVI века


Отражение идеи "Москва - Третий Рим" в архитектуре. Ансамбль Московского Кремля. Успенский, Архангельский, Благовещенский собо­ры, церковь Ризоположения на митрополичьем дворе, храм-колокольня преп. Иоанна Лествичника. Работа итальянских архитекторов в Москве. Строительство соборных и приходских храмов.

Работы Дионисия в Московском Кремле, фрески Ферапонтова монастыря. "Иконописец Третьего Рима".

Памятники церковного зодчества середины XVI столетия. Храм Вознесения Господня в селе Коломенском, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково, Храм Василия Блаженного (Собор Покрова на Рву).

Певческая культура. Федор Крестьянин.

 


Тема 6. Русская Церковь в первой половине ХVI столетия


Митрополит Симон (1495 - 1511). Собор 1503 года. Дисциплинар­ные вопросы. Спор о монастырских имениях. Две точки зрения. Заволж­ские старцы (преп. Нил Сорский и Паисий Ярославов) и преп. Иосиф Волоцкий. Спор "иосифлян" и "нестяжателей". Традиционная точка зрения. Мнения современных светских исследователей. Поддержка "нестяжателей" великим князем.

Изменение в отношениях между Церковью и государством. Увели­чение зависимости митрополита от великого князя. Тенденция к вмешательству государства в церковную жизнь.

Духовный облик митрополита Варлаама. Его позиция в споре "иосифлян" и "нестяжателей".

Собор 1504 года. Осуждение жидовствующих. Предание их светской власти. Позиция "заволжских старцев". Возвращение Смоленска (1514).

Связи с православным Востоком. Прибытие с Афона преп. Максима Грека и его спутников (1518).

Собор 1520 года. Отголоски ереси жидовствующих. Дело Исаака Собаки. Позиция преп. Максима Грека.

Удаление митрополита Варлаама в связи с делом Василия Шемячича.

Митрополит Даниил (1522-1539). Игуменство в Иосифо-Волоколамском монастыре. Поставление на кафедру. Отношения с великим князем. Митрополит и Василий Шемячич. Развод Василия III с Соломонией Сабуровой. Позиция митрополита Даниила. Дальнейшая судьба Соломонии. Брак великого князя с Еленой Глинской.

Тенденция к подчинению церковных интересов государственным. Борьба митрополита против преп. Максима Грека. Соборы 1525 и 1531 гг. Подати с духовенства (первый прецедент в истории).

Соперничество Шуйских и Бельских. Удаление митрополита Даниила.

 

Тема 7. Подвижничество


Преп. Нил Сорский (1433-1508). Постриг в Кирилло-Белозерским монастыре. Странствия по Востоку. Жизнь на Афоне. Основание Сорской пустыни. Устройство обители. Творения преп. Нила ("Устав", "Предание ученикам о жительстве скитском"). Аскетические воззрения и церков­но-общественная позиция преп. Нила Сорского.

Преп. Иосиф Волоцкий (1439-1515). Происхождение. Постриг в Пафнутьевско-Боровском монастыре. Игуменство. Уход в Кирилло-Белозерский монастырь. Основание обители в Волоколамских пределах (1479). Устройство монастыря.

Борьба преп. Иосифа с жидовствующими. Сочинения его. Воззре­ния преп. Иосифа Волоцкого на государственную власть.

Другие подвижники: преп. Антоний Сийский, преп. Арсений Комельский, преп. Александр Свирский.

Преп. Максим Грек. Жизнь до приезда на Русь. Переводческие труды. Творения преп. Максима. Судьба его в России.

 

Тема 8. Русская Церковь в середине ХVI века


Митрополит Иоасаф (1539-1542). Положение дел в государстве и обществе. Борьба боярских партий. Духовный облик митрополита Иоасафа.

Эпоха святителя Макария (1542-1563). Постриг. Жизнь в Пафнутьево-Боровском и Лужецком монастырях. Церковно-общественная ориентация. Поставление на Новгородскую кафедру (1542). Деятель­ность в Новгороде. Отношения с духовенством и паствой. Храмоздательство. Литературные труды.

Поставление на кафедру. Отношения с Иоанном IV. Венчание на царство Иоанна IV (1547).

Соборы по канонизации святых 1547 и 1549 г.г.

Стоглавый Собор (1551). Роль св. Макария в подготовке и проведении Собора. Постановления Собора. Оценка Собора историками.

Собор на еретиков 1553-1554. Дело Матвея Башкина. Феодосий Косой. Основные положения лжеучения. Дело игумена Артемия.

Дело дьяка И.М. Висковатого.

 

Тема 9. Учреждение Казанской архиепископии


Казанский поход. Покорение Казани (1552). Характер похода. Собор 1555 года. Представительство на Соборе. Святитель Гурий. Миссионерский характер новоучрежденной кафедры. Святые Герман и Варсонофий.

 

Тема 10. Духовная литература.

Церковные писатели. Церковное пение


Священник Ермолай-Еразм. Книга "О Троице" и другие произве­дения. Инок Зиновий Отенский "Истины показание", "Послание многословное". Полемика с еретиками. "Домострой" протопопа Сильвестра. Новые жития, составленные в связи с канонизациями на Соборах 1547 и 1549 гг.

Начало книгопечатания. Диакон Иоанн Федоров. Петр Мстиславич. Печатный Апостол 1564 г. Андроник Невежа.

Церковное пение. Развитие древнерусской певческой традиции. Решения Стоглавого Собора относительно богослужебного пения.

 

Тема 11. Положение Церкви

во второй половине царствования Иоанна Грозного


Личность Иоанна IV. Религиозность Грозного. Оценка личности царя современниками и историками. Грозный и Курбский. Воззрение Иоанна IV на природу государственной власти.

Митрополит Афанасий (1564-1566). Опричнина. Уход митрополита Афанасия на покой.

Святитель Филипп (1566-1568). Жизнь в миру. Соловки. Возве­дение на кафедру. Обличения беззаконий Грозного. Суд. Клевета на святителя. Удаление с кафедры. Ссылка в Отрочь монастырь (1568). Мученическая кончина (1569).

Преп. Корнилий Печерский. Блаж. Никола Салос.

Митрополит Кирилл (1568-1572). Поход Грозного на Новгород. Насилия над духовенством. Набег Девлет-Гирея на Москву (1571). Митрополит Антоний (1572-1581). Ограничение церковного землевладения на Соборах 1573 и 1580 г.г.

Митрополит Дионисий (1581-1586). Кончина Иоанна IV. Собор 1584 г.

Проповедь христианства на Севере. Трифон Печенгский.

 


ИСТОРИЯ ЗАПАДНО-РУССКОЙ МИТРОПОЛИИ


Введение


Периодизация истории юго-западной митрополии. История Православия в Литве. Положение Православной Церкви в польско-ли­товском государстве. Сравнительный анализ положения Православия и католичества в Литве.

Тема 1. Начало разделения.

Борьба с латинством и попытки введения унии в 1468-1503 гг.

Обзор иерархии


Митрополит Григорий Болгарин (1458-1473). Поставление в Риме. Признание православным епископатом Литвы. Неприятие унии аристократией, народом и духовенством. Внешний характер унии. Возвра­щение м. Григория в Православие (1470). Признание его Константинополем. Протесты Москвы.

Митрополит Мисаил (1474-1480) (нареченный). Давление сторон­ников унии на Мисаила. Поставление в Константинополе Спиридона - Саввы (1480). Арест его в Литве. Бегство в Москву. Судьба митро­полита в Московском государстве. Творения м. Спиридона - Саввы.

Митрополит Симеон (1481-1488). Избрание его литовскими епископами. Утверждение Константинополем.

Королевский указ о запрещении строительства новых православ­ных храмов и ремонта старых.

Митрополит Иона I Глезна (1492-1494). Усиление давления на Православную Церковь.

Митрополит св. Макарий I (1495-1497). Брак великого князя Литовского Александра с дочерью Иоанна III Еленой. Мученическая кончина св. Макария.

Митрополит Иосиф I Болгаринович (1498-1501). Действия его в пользу унии. Притеснения княгини Елены и ее приближенных. Война Иоанна III с Литвой. Победа Москвы. Ее значение для прекращения предпринимавшихся в Литве попыток насильственного введения унии. Склонность высшей иерархии к унии. Причины этой пагубной тенденции. Причины упадка иерархии. "Право подавания".

 

Тема 2. Положение Православной Церкви в Литве в I половине XVI в.


Изменение отношения великого князя Александра к Православной Церкви. Отход его от фанатичной католической партии. Поставление митрополита Ионы II (1503-1507). Строительство Супрасльского монастыря. Восстановление некоторых храмов.

Митрополит Иосиф II Солтан (1509-1521). Собор 1509. Состав Собора и его решения, направленные на защиту Церкви от произвола светских властей. Грамота короля Сигизмунда, подтверждающая древ­ние права Православной Церкви в Литве. Собор 1514 года. Канониза­ция преп. Елисея Лавришевского.

Положение Православной Церкви в Галиции, принадлежавшей Польше. Наместники Киевского митрополита в Галиции. Политика полонизации. Притеснение православных.

Митрополит Иосиф III (1523-1534). Подтверждение Городельского закона (1413) на Виленском сейме (1529). Положение в Галиции. Исаакий Гдашицкий. Кончина кн. К.И. Острожского (1530).

Митрополит Макарий II (1534-1556). Право подавания и его последствия для духовного-нравственного состояния иерархии. Галиция Макарий Тучапский. Поставление Тучапского на православную Львовскую кафедру (1540).

Восстановление Львовской кафедры. Арсений Балабан.

Оживление монашеской жизни. Строительство новых монастырей. Основание Жировицкого монастыря. Окончание периода относительного спокойного положения Юго-Западной митрополии.

Злоупотребления "правом подавания". Появление Протестантизма. Феодосий Косой. Социны.

 


Тема 3. Начало упадка  Юго-Западной митрополии


Митрополит Сильвестр Белькевич (1556-1557). Личность митрополита. Обстоятельства его поставления на кафедру. Конфликт с Киево-Печерской Лаврой.

Борьба между искателями "хлебов духовных". Конфликт между епископом Феодосием Лозовским и И. Борзобогатым-Красненским за Владимиро-Волынскую кафедру. Получение "духовных хлебов" по наследству.

Изменение в положении православных. Отмена Городельского закона в 1563 году. Разрешение возобновлять и строить храмы. Расширение протестантской пропаганды. Пассивность митрополита в проти­водействии новым лжеучениям.

Митрополит Иона III Протасевич (1568-1577). Борьба митрополита против злоупотреблений "правом подавания”. Люблинская уния (1569). Образование Речи Посполитой. Последствия этого события для право­славных. Появление иезуитов в Польше (1564) и Литве (1569). Исто­рия ордена. Иезуиты в России (краткий исторический обзор). Методы иезуитов. Пропаганда католичества в Литве.

Митрополит Илия Куча (1577-1579). Управление митрополией совместно с митрополитом Ионой. Кончина м. Ионы (1577).

Митрополит Онисифор Девочка (1563-1589) - нареченный с 1579 года. Обстоятельства его поставления. Каноническая оценка. Неспособность к управлению. Календарный вопрос. Гонения на православных.

 

Тема 4. Православные братства


Происхождение братств в юго-западной Руси. Братства, как цеховые объединения. Магдебургское право.

Деятельность братств, направленная на защиту православной веры. Ведущая роль братств в борьбе за Православие. Взаимоотношения с иерархией. Исключительные права, данные братством вос­точными патриархами.

Крупнейший братства: Виленское (1664) и Львовское (1565). Уставы. Внутреннее устройство.

Католические братства, созданные в противовес православным. Судьба православных братств после Брестской унии (обзор).

 

Тема 5. Образование и просвещение в Юго-Западной митрополии


Роль выходцев из Московской Руси в деле развития просвещения в Литве. Князь Андрей Курбский. Переводы святоотеческих творений. Игумен Артемий. Книгопечатание. Диакон Иоанн Федоров и Петр Мстиславец. "Евангелие Учительное" (1569), "Псалтирь" и "Часослов" (1570), "Апостол" (1574). Работа над "Острожской Библией" (1581). Белорусский первопечатник Григорий (Франциск) Скорина.

Деятельность кн. К.К. Острожского на ниве духовного просвеще­ния. Острожское училище. Кирилл Лукарис. Школы князей Курбского и Луцкого. Братская школа во Львове. Устройство "греко-славянских" школ.

 


Тема 6. Подготовка к заключению унии


Посещение Константинопольским патриархом Иеремией II Юго-Западной митрополии (1588, 1589). Смещение митрополита Онисифора. Поставление Михаила Рогозы (1589-1596). Назначение Кирилла Гердецкого экзархом. Последствия визита. Недовольство иерархии.

Роль иезуитов в подготовке унии. Книга Петра Скарги "О един­стве Церкви Божией". Настроения православного епископата. Причины расположенности иерархии к унии.

Грамота Брестского собора (1591). Проект унии К.К. Острожского. Кирилл Герлецкий и Ипатий Поцей - главные деятели унии. Гедеон Балабан. "Артикулы" 1595 года. Движение против унии, возглавленное кн. Острожским. Усилия короля Сигизмунда III, воспитанника иезуитов, и королевского правительства, направленные к заключении унии.

Заключение унии. Герлецкий и Поцей в Риме. Принятие ими ус­ловий католической стороны.

Прибытие экзархов восточных патриархов. Архидиакон Никифор. Кирилл Лукарис. Архимандрит Никифор Тур.

Открытие Брестского Собора 6 октября 1596 года. Православный и униатский Соборы. Позиция митрополита Михаила Рогозы. Твердость князя К.К. Острожского. Результаты Собора. Иерархи, оставшиеся вер­ными Православию. Последствия заключения унии для православных.

 

Тема 7. После Бреста


Полемика, вызванная решениями Бресткого Собора. Положение Православной Церкви после Бреста. Сопротивление унии. Союз с протестантами.

Первые униатские митрополиты: Михаил Рогоза (1596-1599), Ипатий Поцей (1599-1613) и Иосиф Рутский (1613-1637). Орден базилиан (1617). Преследования православных. Патриаршие экзархи: епи­скоп Гедеон, Кирилл Лукарис и князь К.К. Острожский.

Личность Иосифа Рутского. Латинизация унии.

 

Тема 8. Восстановление высшей иерархии в Западно-Русской Церкви


Посещение Литвы патриархом Иерусалимским Феофаном (1620). Тайное поставление митрополита Иова Борецкого и других иерархов. Поддержка казачества. Гетман Сагайдачный. Сношения западно-рус­ского епископата с Москвой.

Иосафат Кунцевич. преследование православных в Белоруссии. Убийство Кунцевича (1623). Репрессии в Белоруссии. Переход в унию арх. Мелетия Смотрицкого. Смерть Сигизмунда III (1631). Изме­нения в положении православных. Соглашение 1632 года.

Непризнание правительством "феофановской иерархии. Поста­новление нового митрополита Петра Могилы (1632-1647). Личность нового митрополита. Сейм 1635 года.

Заботы митрополита Петра о духовном просвещении и образовании. Киево-Могилянская коллегия (1632). Труды митрополита Петра Могилы. "Православное исповедание веры", "Требник", "Известие учительное" и др. Западное влияние.

 

Тема 9. Сближение с Москвой


Митрополит Сильвестр Коcсов (1648-1657). Борьба казачества против унии. Выступления Павлюка (1637) и Остряницы (1638).

Восстание 1648 года. Богдан Хмельницкий. Зборовский мир 1649 года. Уступки православным, сделанные на сейме 1650 года.

Продолжение борьбы. Белоцерковский договор (1651). Слобод­ская Украина. Переяславская рада (1654). Воссоединение Малорос­сии с Россией.

 

Тема 10. Смуты в управлении митрополией


Митрополит Дионисий Балабан (1658-1663). Польская партия среди малороссийского духовенства. Измена Юрия Хмельницкого (1660). Епископ Лазарь Баранович - местоблюститель. Назначение местолюстителем еп.Мефодия Филимонова. Реакция митрополита Дионисия. Протесты Константинопольского патриархата. Кончина м. Дионисия (1660). Гетман Брюховецкий и гетман Тетеря. Иосиф Тухальский. Попытки добиться признания Москвы. Переход еп. Мефодия на сторону "кольской партии”. Андрусовский мир (1667). Недовольство малорос­сов действиями Москвы. "Турецкая партия". Гетман Дорошенко. Еп. Мефодий и гетман Брюховецкий. Бегство Мефодия в Москву. Заточение в монастырь.

Патриарх Иоаким (1674). Завершение подчинения Юго-3ападной митрополии Москве. Поставление митрополита Гедеона Четвертинского (1686). "Вечный мир” с Польшей. Его последствия для положения Православной Церкви в польско-литовском государстве.

 

ПАТРИАРШИЙ ПЕРИОД

 

Тема  1. Учреждение патриаршества


Исторические, государственные и идеологические предпо­сылки к учреждению патриаршества на Руси. Посольство на Русь патриарха АнтиохийскогоИоакима. Посольство на Русь патриарха Константинопольского Иеремии. Роль светской власти (царь Феодор Иоаннович, Б.Ф. Годунов, московская дипломатия). Акт поставления патриарха. Константинопольский собор 1590 г. Кон­стантинопольский собор 1593 г. Иерархический строй Русской Церкви, положение и права русского патриарха, церковное уп­равление.

 

Тема 2. Русская Церковь в Смутное время


Общая характеристика Смутного времени. Деятельность пат­риарха Иова. Церковно-политические планы Рима относительно Ру­си, самозванец Лжедимитрий I и "патриарх" Игнатий. Роль рус­ского боярства и священноначалия в решении вопроса о царской власти, государства и Церкви в период самозванства. Патриарх Ермоген, его жизнь и государственно-церковное служение. Междупатриаршество. Польско-шведская интервенция и государствен­ная роль Русской Церкви. Заслуги русских монастырей в период Смуты.

 

Тема 3. Государство и Церковь

после утверждения новой царской династии Романовых


Патриарх Филофей и его значение. Роль патриархов Иоасафа I и Иосифа во внутренней жизни. Уложение царя Алексея 1649 г. Патриарх Никон: личность, жизнь и деятельность. Собор 1667 г. об отношении Церкви и государства. Правление патри­архов Иоасафа II, Питирима, Иоакима и Адриана. Расширение пре­делов Русской Церкви: присоединение Малороссии и распростра­нение христианства в Сибири, Прикавказье, Казанской и Рязан­ской землях.

 

Тема 4. Внутренняя жизнь Церкви


Состояние церковного народа: нравственность, благочес­тие, пороки. Состояние богослужения: литургическая практика и сознание, традиция и религиозная обрядовость. Состояние бо­гослужебных книг, и книгопечатание. История книжных исправле­ний до патриарха Никона, при нем и после него. Метод и приемы возникновения старообрядческого раскола в Церкви: роль Ивана Неронова, Аввакума и др. Соборные деяния 1654, 1655-1656, 1666-1667 гг. Соловецкий и Стрелецкий бунты. Указ 1685 г.

 

Тема 5. Духовное просвещение


Состояние просвещения в Москве до середины ХVII в. На­чало школьного образования. Ртищевское братство. Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий. Инок Евфимий и Сильвестр Мед­ведев. Традиционализм и грекофильство, новаторство и латинофильство. Хлебопоклонническая ересь, полемика и собор 1690 г. Начало Московской академии. Братья Лихуды. Расцвет и упадок первой Академии. Покровитель образования митрополит Новгород­ский Иов.

 

  1. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ




  1. Разделение Русской Церкви на две митрополии. Положение православных в Литве.

  2. Св. Андрей Боголюбский.

  3. Митрополит Феодосий.

  4. Митрополит Филипп I.

  5. Брак Василия Ш с Софьей Палеолог.

  6. Митрополит Геронтий.

  7. Ересь жидовствующих. Появление ереси в Новгороде. Причины появления ереси. Распространение ереси в Москве. Поставление митрополита Зосимы. Удаление Зосимы с кафедры. Борьба с ересью.

  8. Борьба с ересью епископа Новгородского Геннадия. Геннадиевская Библия. Осуждение ереси жидовствующих.

  9. Теория «Москва – третий Рим».

  10. Спор о монастырских имениях. Заволжские старцы и преп. Иосиф Волоцкий.

  11. Митрополит Даниил. Отношения с великим князем Василием Ш.

  12. Развод Василия Ш с Соломонией Сабуровой и брак с Еленой Глинской.

  13. Преп. Максим Грек.

  14. Преп. Нил Сорский.

  15. Преп. Иосиф Волоцкий.

  16. Митрополит Иоасаф.

  17. Святитель Макарий. Поставление на кафедру. Отношения с Иоанном IV. Венчание Иоанна IV на царство.

  18. Ересь Башкина и Косого.

  19. Учреждение Казанской епископии.

  20. Литература XVI в. Общая характеристика.

  21. Жития митрополита Макария.

  22. Правление Иоанна Грозного. Оценка личности царя современниками и историками. Грозный и Курбский. Воззрение Иоанна IV на природу государственной власти.

  23. Опричнина. Поход Иоанна Грозного на Новгород. Конец правления Иоанна Грозного.

  24. Святитель Филипп. Деяния и мученическая кончина.

  25. История Православия в Литве. Положение Православной Церкви в польско-ли­товском государстве.

  26. Состояние православия в Юго-Западной митрополии при Александре и Сигизмунде I.

  27. Начало упадка Юго-Западной митрополии.

  28. Виленский собор 1509 г.

  29. Состояние Церкви при Сигизмунде Августе.

  30. Деятельность ордена иезуитов в Литве.

  31. Православные братства.

  32. Образование и просвещение в Юго-Западной митрополии. Деятельность князя К.К. Острожского.

  33. Подготовка к заключению унии.

  34. Противодействие унии со стороны православных и меры в защиту православия.

  35. Митрополит Петр Могила.

  36. Сближение с Москвой.

  37. Смуты в управлении митрополией.

  38. История учреждения патриаршества в Москве. Права и управление патриарха.

  39. Патриарх Иов.

  40. Патриарх Гермоген.

  41. Патриарх Филарет Никитич.

  42. Отношение государства к Церкви при патриархах Иоасафе I и Иосифе.

  43. Уложение царя Алексея Михайловича и монастырский приказ.

  44. Патриарх Никон.

  45. Причины и последствия старообрядческого раскола в Церкви. Личность протопопа Аввакума и Ивана Неронова.

  46. Духовное просвещение в XVII в.




  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:


  1. Знаменский П.В. История Русской Церкви. – М., 2000.

  2. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. – М., 2000.

  3. Петрушко В.И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. – М., 2005.

  4. Тальберг Н. История Русской Церкви, ч .1-2. - М., 1994.


Общие работы:


  1. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. В 9 кн. Кн.1-3. – М., 1994-1996.

  2. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. T.I, ч.1-2; Т.2, ч.1-2. - М.,1880-1917.

  3. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1-2. – М., 2000.

  4. Костомаров Н.Н. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей.

  5. Толстой М.В. История Русской Церкви ("Рассказы из истории Русской Церкви") М., 1991.

  6. Федотов Г.П. Святые Древней Руси - М., 1990.


Источники:


  1. Жития святых Святителя Дмитрия Ростовского. Январь-декабрь. Репринт. изд. – Козельск, 1996.

  2. Жития русских святых. Т. 1-2. – М., 2003.



4.ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Житие и труды святого преподобного Максима Грека.

  2. Борьба с еретиками на Руси (ересь жидовствующих, ересь Башкина и Косого).

  3. Достоинства и недостатки правления Иоанна IV.

  4. Деяния и мученическая кончина святителя Филиппа.

  5. Труды князей К.К. Острожского и А. Курбского в защиту Православия.

  6. Русская Церковь в Смутное время.

  7. Причины и последствия старообрядческого раскола в Церкви.


Похожие:

2. Русская Церковь при преемниках св митрополита Ионы iconЛитература (Общие работы): Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000
Федоров В. А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период 1700-1917. М., 2003
2. Русская Церковь при преемниках св митрополита Ионы iconЖития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского
Память преподобного отца нашего Георгия Исповедника, митрополита Митиленского, 63
2. Русская Церковь при преемниках св митрополита Ионы iconНеспешные прогулки по Киеву
Киев входил в состав России, а Мотовиловка располагалась за селом Мытница, где проходила граница Польши. Так как строил Клим на территории...
2. Русская Церковь при преемниках св митрополита Ионы iconПо берегам онежского озера
Марциальные воды (16-17). История Кондопоги (17-18). Успенская церковь в д. Кондопоге (18-27). Петропавловская церковь в Лычном Острове...
2. Русская Церковь при преемниках св митрополита Ионы iconПравославный голос Кубани. №2. 2004
Восьмого февраля Русская Православная Церковь чтит память новомучеников и исповедников Российских всех тех, кто погиб в годы большевистского...
2. Русская Церковь при преемниках св митрополита Ионы iconРусская Православная Церковь сразу после смерти Сталина: 1953 – 1958 годы
Лицо и личность Никиты Сергеевича Хрущева: анализ и социально политическая ситуация в стране в период 1953 – 1958 годов
2. Русская Церковь при преемниках св митрополита Ионы iconКурс лекций по истории Русской Церкви Лекция 1
Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-Х в. Cлавяно-варяжские набеги на Византию. "Фотиево крещение" Руси. Образование епархии...
2. Русская Церковь при преемниках св митрополита Ионы iconРусская Православная Церковь предлагает привлекать священников к работе в органах опеки
Участие представителей духовенства в работе органов опеки могло бы сделать их деятельность более прозрачной и подконтрольной обществу...
2. Русская Церковь при преемниках св митрополита Ионы iconСоглашение о социальном партнерстве между Республикой Саха (Якутия) и Русской Православной Церковью
Республика Саха (Якутия) в лице Президента Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича Борисова и Русская Православная Церковь в...
2. Русская Церковь при преемниках св митрополита Ионы iconАрхитектурный ансамбль в Кижах
Вершиной русского деревянного зодчества является летняя церковь Преоброжения Господня. Церковь венчают 22 главки. Они отделаны лемехом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница