Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе,




Скачать 54,88 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе,
Дата03.02.2016
Размер54,88 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программы основного общего образования по литературе, а также программы курса литературы для учащихся 6 классов (авторы: В.Я. Коровина В.П. Журавлев).

МОУ «СОШ №18 с УИОП» работает по федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ, реализующему программы общего образования, утвержденному приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года (№1312), который предусматривает изучение литературы в объеме 68 часа, т.е.2 часа в неделю.

В программе заложены возможности формирования у учащихся учебных умений и навыков, способов деятельности и ключевых компетенций.

Основная цель учебного предмета – воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления, приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Задачи: - учащиеся должны сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

- сформировать способности видеть отличие  одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной  манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений;

- воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- совершенствовать устную и письменную речь


Спланированы разные формы ученического участия в познавательном процессе, большое внимание уделяется формам и методам самостоятельной и творческой работе учащихся.

Формы занятий: в практике обучения литературе в 6 классе используется общедидактическая модель урока: объяснительно-иллюстративная, поисковая, частично-поисковая, репродуктивная, уроки для самостоятельного изучения материала несложных тем. Мультимедийные презентации.

Методы и приемы: беседа-размышление, работа с книгой, демонстрация, опорные записи, привлечение знаний по истории, рассказ учителя, чтение, беседа по прочитанному, комментарий учителя, проблемные задания различного уровня сложности, работа с репродукциями, сообщения учащихся, слайд-материалы; портреты, выставка книг, комментированное чтение, чтение по ролям, дискуссия на тему, анализ эпизодов, устное словесное рисование, аудиозаписи, просмотр видеоматериалов, задания дифференцированного типа. Предусматривается участие школьников в олимпиадах различного уровня.

Формы контроля: промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, анализ поэтического текста, творческие работы; итоговый (за полугодие, год): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

При составлении рабочей программы учитывалась связь с другими предметами: русским языком, МХК, изобразительным искусством, историей, музыкой.


Программа предусматривает проведение 7 сочинений (классные и домашние); тесты, помогающие выявить теоретические знания учащихся по предмету; лектуры, выявляющие знание содержания художественных произведений. Форма итоговой аттестации – итоговый тест.


Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

3

Из древнерусской литературы.

1

Из русской литературы 18 века

1

Из русской литературы XIX века.

30

Из русской литературы XX века.

18

Из литературы народов России

1

Зарубежная литература.

10

Итоги года

3

Всего часов

68



Содержание тем учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.


Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.


Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.


Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).


Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.


Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).


Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).


Произведения для заучивания наизусть


А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.


Произведения для самостоятельного чтения


Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Мор­ская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сено­кос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен­ник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».


Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся

        В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия;


уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе


№ урока

№ урока по теме

Содержание учебного материала

Измерения

Примерные сроки проведения

Примечания

План

Факт



Введение (1)

1

1

Художественное произведение и автор

Развернутый ответ на вопрос

3.09









Устное народное творчество (3)

2

1

Вн/чт

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Выразительное чтение

Фонохрестоматия

7.09







3

2

«Что за роскошь, что за смысл…Что за золото!» (А.С.Пушкин). Пословицы и поговорки. Загадки

Мини-сочинение

10.09







4

3 Р/р

Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

Исполнение обрядовых песен

Защита иллюстраций

Конкурс устных рассказов

Сочинение

Презентация

14.09









Из древнерусской литературы (1)

5

1

Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе»

Развернутый ответ на вопрос

Выразительное чтение фрагмента

17.09







Из русской литературы XVIII века (1)


6

1

И.И.Дмитриев. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне.

Устное сообщение. Выразительное чтение

21.09









Из русской литературы XIX века (29)

7

1

Р/р

И.А.Крылов. Рассказ о писателе-баснописце. «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей» Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

Устное сообщение

Выразительное чтение

Сочинение


24.09







8

2

А.С.Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Устное сообщение

Выразительное чтение

Презентация

Фонохрестоматия

28.09







9

3

Дружба в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «И.И.Пущину»

Выразительное чтение

1.10







10

4

Р/р

«Зимнее утро». «Зимняя дорога». Стихотворная речь. Обучение анализу стихотворения

Сочинение – анализ стихотворения

5.10







11

5

Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова

Комментированное чтение

8.10







12

6

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотии

Пересказ эпизода

12.10







13

7

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям

Выборочный пересказ

15.10







14

8

Развитие понятия о композиции художественного произведения. Эпитет, метафора и их роль в композиции произведения.

Анализ языка художественного произведения

19.10







15

9

Р/р

Подготовка к домашнему сочинению «Дубровский» «Защита человеческой личнос-ти в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Анализ эпизода.

Характеристика героя

Сочинение

22.10







16

10

К/р

Проверка читательских умений

Выразительное чтение (техника чтения)

26.10







17

11

А.С.Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». «Выстрел»

Характеристика героя. Пересказ эпизода

29.10







18

12

К/р

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

Тест

2.11







19

13

М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения.

Выразительное чтение

12.11







20

14

Антитеза как основной приём в стихотворениях Лермонтова «На севере диком…», «Утес», «Листок»


Выразительное чтение (наизусть)

Анализ стихотворений

16.11







21

15

М.Ю.Лермонтов. «Три паль-мы». Разрушение красотsb гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха.


Выразительное чтение

Сочинение – анализ стихотворения

19.11







22

16 Р/р

Классное сочинение «Моё любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова


Сочинение

23.11







23

17

И.С.Тургенев. Рассказ о писателе.Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

Устное сообщение

Развернутый ответ на вопрос

26.11







24

18

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения характеров. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа

Выразительное чтение

Сравнительный анализ

30.11







25

19

Ф.И.Тютчев «Листья», «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся

Выразительное чтение

Анализ поэтического текста










26

20

А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.Тютчева и А.Фета

Выразительное чтение

Устное сообщение.

Анализ поэтического текста

Сочинение










27

21


Диагностическая работа. Проверка читательских умений

Тест










28

22

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя

Выразительное чтение

Анализ языка художественного произведения










29

23

Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». Роль пейзажа


Выразительное чтение

Анализ языка художественного произведения










30

24

Вн/чт

Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова

Выразительное чтение

Презентация










31

25

Н.С.Лесков. Рассказ о писателе. Сказ «Левша» Особенности сказа. Изобра-жение русского характера

Выборочный пересказ. Характеристика героя










32

26

Р/р

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению

Анализ языка художественного произведения










33

27

Р/р

К/р

Классное сочинение «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша»

Сочинение










34

28

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия». «Толстый и тонкий» Речь героев как источник юмора. Роль художественной детали

Устное сообщение.

Анализ языка художественного произведения










35

29

Р/р

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…!», «Чудный град…»; А Толстой «Где гнутся над омутом лозы…»

Выразительное чтение. Анализ стихотворения










36

30

К/р

Административная контрольная работа

Тест













Из русской литературы XX века (21)

37

1

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.Платонова

Устное сообщение

Составление таблицы

Анализ текста










38

2


А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса»Победа романтической мечты над реальностью жизни

Тезисный план статьи

Характеристика героя

Презентация










39

3

М.М.Пришвин. Рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Особенности жанра. Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти

Устное сообщение

Определение жанрового своеобразия

Характеристика образов










40

4


М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Образ природы в сказке-были.

Выборочный пересказ

Анализ эпизода










41

5

Р/р

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению

Работа со словом

Составление плана сочинения










42

6

Р/р

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»

Сочинение










43

7

Р/р

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. К.М.Симонов»Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д.С. Самойлов «Сороковые»

Выразительное чтение (наизусть)

Фонохрестоматия











44

8

Вн/чт

А.А. Лиханов «Последние холода». Дети и война

Пересказ эпизодов

Презентация










45

9


В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой» Картины жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Нрав-ственные проблемы рассказа.

Аналитическое чтение

Выборочный пересказ










46

10

Р/р

Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев. Особен-ности использования народной речи в художественном произведении

Сочинение («Речевая характеристика при создании образа»)










47

11


В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

Устное сообщение

Развернутый ответ на вопрос












48

12


Нравственные проблемы рассказа. В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

Выборочный пересказ

Развернутый ответ

Составление плана сочинения










49

13

Р/р К/р

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина»


Сочинение










50

14

Н.М.Рубцов. Рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова


Устное сообщение

Выразительное чтение










51

15

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

Пересказ статьи

Сопоставительный анализ

Характеристика героя










52

16

Родная природа в русской поэзии XX века. А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». С.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»

Выразительное чтение

Анализ поэтического текста










53

17

А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики

Выразительное чтение

Анализ поэтического текста

Сочинение










54

18

Писатели улыбаются. Рассказы В.М.Шукшин. «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, правдоискателей. Образ «странного» героя в литературе.

Развернутый ответ на вопрос

Определение особенностей стиля писателя











Из литературы народов России (Обзор) (1)

55

1

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. «Родная деревня», «Книга». Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»


Выразительное чтение

Развернутый ответ на вопрос

Фонохрестоматия












Из зарубежной литературы (10)

56

1


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе

Сообщения учащихся

Иллюстрации











57

2


Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арио-не». Отличие мифа от сказки

Сообщения учащихся

Пересказ










58

3

К/р

Проверка читательских умений

Выразительное чтение (техника чтения)










59

4

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические поэмы. Хитро-умный Одиссей: характер и поступки.

Сообщения учащихся

Выборочный пересказ

Анализ эпизодов










60

5

Вн/чт

Мигель Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Народное понимание жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы

Устное сообщение

Сравнительная характеристика героев











61

6

Фридрих Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

Устное сообщение

Сравнительный анализ переводов

Определение жанра










62

7

Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении

Устное сообщение

Развернутый ответ на вопрос










63

64

8-

9

Вн/чт

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении

Устное сообщение

Характеристика героя

Сравнительная характеристика

Пересказ










65

10

Вн/чт

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча

Устное сообщение

Развернутый ответ на вопрос










Итоги года (3)

66



1

К/р



Выявление уровня литератур-ного развития учащихся Контрольная работа: пись-менный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»

Письменный ответ на вопрос










67


2

Литературная викторина

Вопросы и задания литературной викторины










68

3

Подведение итогов года. Задание на лето















Методическое обеспечение программы


Рабочая программа ориентирована на использование УМК, который предусматривает использование учебника:

Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч./ Авт.-сост. В.П. Полухина. – М.: Просвещение, 2005;

а также методических пособий для учителя:

- Полухина В.П. Литература: 6 кл.: Метод.советы. – М., 2003;

- Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: М., Просвещение, 2002;

дополнительной литературы для учащихся:

- Древнерусская литература: Хрестоматия для 5 – 9 кл./Сост. О.В.Творогов. – М.: Просвещение, 2002;

- Российская школьная хрестоматия: 5 – 9 кл./ Сост. В.И.Коровин, В.Я.Коровина. – М.: Интербук, 1995 – 1996;

- Мифы народов мира/ Сост. В.ЯКоровина, В.И.Коровин. – М., 1996;

- Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2002.


СОГЛАСОВАНО

протокол заседания кафедры

филологии

от 29.08.2012. №1

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

/Судакова Е.Г./

30.08.2012

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, iconПояснительная записка для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, iconПояснительная записка для 6 класса
Рабочая программа 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, iconПояснительная записка рабочая программа по технологии в 8 классе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, iconПримерные программы Основное общее образование примерная программа основного общего образования по математике пояснительная записка статус документа
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р.
Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов
Сударственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05. 03. 2004 n 1089 (ред от...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, iconПояснительная записка для 7 класса
Рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, iconРабочая программа для основного общего образования
Обж составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница