Стратегия формирования сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе




НазваниеСтратегия формирования сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер17,8 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


Дмитриченко Ольга Павловна


СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ


Специальность 08.00.05. – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Санкт-Петербург - 2010


Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики


Научный руководитель -

доктор экономических наук, доцент Крамарев Алексей Николаевич


Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Малинин Александр Маркович


доктор экономических наук, профессор Василёнок Виктор Леонидович


Ведущая организация - ВПО ГОУ «Санкт-Петербургский торгово-экономический институт»


Защита состоится «____» _____________2010г в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.225.01 Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики» по адресу: 191015, Санкт-Петербург, ул.Кавалергардская д.7, ауд. 304


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета


Автореферат разослан «_____» ______________2010 года


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук,

профессор Шарафанова Е.Е.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ


Актуальность исследования.


Сфера гостиничных услуг является в настоящее время одной из наиболее динамично развивающейся отрасли экономики, формирующей значительную часть доходов регионов и отдельных государств, выступающей своеобразным «локомотивом» в развитии сферы услуг и других видов деятельности.

В последние годы, в связи с повышением уровня жизни населения, развитием деловой активности, внутреннего и въездного туризма, спрос на гостиничные услуги в России постоянно повышается и, сейчас, существенно превышает предложение по количественным и качественным показателям.

Гостиничный бизнес, при условии его сбалансированного развития, относительно существующего и формирующего спроса на рынке гостиничных услуг, несёт в себе огромный потенциал развития для российской экономик в целом и, в частности, для отдельных регионов Российской Федерации, связанных с обслуживанием большого туристского потока. Такие регионы как Москва, Санкт-Петербург, Сочи (Краснодарский край), Калининград и другие на основе эффективного развития гостиничного хозяйства способны существенно пополнить местные бюджеты, сформировать значительный объем новых рабочих мест, дать импульс развитию смежных отраслей (туризм, сфера питания и бытовых услуг, транспорт и т.п.).

Для предприятий, работающих в сфере гостеприимства, характерна высокая степень конкуренции, зависимость от сезонности, природных, общеполитических и прочих внешних факторов. Вместе с тем, предприятия, работающих в сфере гостиничных услуг, имеют, как показывают исследования, значительные резервы для повышения эффективности хозяйственной деятельности, оптимизации издержек, повышению рентабельности инвестиционных проектов в данной области деятельности.

В связи с этим очевидна актуальность научных исследований, теоретических и методологических разработок, направленных на активизацию сбалансированного развития предложения мест размещения, удовлетворяющих количественно и качественно существующему на рынке спросу

Построение сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе означает стабильность, высокую эффективность деятельности каждого субъекта рынка. Невозможно говорить о системном развитии рынка в условиях, когда его участники перманентно оказываются на уровне банкротства и закрытия, манипулируют юридическими и налоговыми аспектами ведения бизнеса, не отвечают в долгосрочной перспективе за результаты своей деятельности ни перед клиентами, ни перед обществом. Стабилизация и планомерного развития всех участников рынка, укрепление хозяйственных связей и социальной ответственности бизнеса – важнейшее условие развитие гостиничных услуг в регионе. В этой связи на первый план выходит координационная роль органов местной власти в вопросах развития рынка гостиничных услуг, наличие единой комплексной программы развития на уровне региона, текущая роль по формированию благоприятной бизнес среды на данном рынке.

Построение сбалансированной системы гостиничных услуг не возможно и без изменения на уровне каждого предприятия отношения к функции маркетинга, увеличения финансовых и организационных затрат на анализ рынка, внедрению элементов стратегического планирования и управления.

Теоретические и методологические основы исследования проблем формирования сбалансированной системы гостиничных услуг заложены в трудах фундаментального и прикладного характера по экономике, управлению и маркетинговым исследованиям. В диссертационном исследовании использовались труды учёных Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического института, а также монографии отечественных и зарубежных учёных – И.Ансоффа, И.А.Бланка, О.С.Виханского, М.Портера, Ф.Котлера, Р.Дафта, Д.Аакера, Г.Л.Багиева, И.Н.Гаврильчака, Е.Е.Шарафановой, А.Н.Крамарева, В.С.Боголюбова, А.А.Курочкиной, В.А.Бабурина и др.

В диссертационном исследовании также широко используются результаты маркетинговых исследований, анализ деятельности отдельных предприятий, предоставляющих гостиничные услуги, материалы органов координации рынка по таким регионам, как Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Калининград.

Все это подтверждает актуальность темы исследования.

Таким образом, актуальность темы исследования вытекает из необходимости создания методологических и методических основ организации полноценной сбалансированной структуры предприятий гостеприимства и разработки механизмов координации его структур на основе современных подходов к развитию гостиничных услуг в региональных структурах.

Цель диссертационного исследования – заключается в разработке теоретических и методологических основ реализации эффективных стратегий сбалансированного развития предприятий гостиничного бизнеса и развития рынка гостиничных услуг в целом на уровне отдельного региона на основе развития новых форм гостиничных услуг.

В соответствии с этой целью в диссертационной работе определён круг научных и научно-практических задач:

- провести анализ гостиничного бизнеса и сферы гостиничных услуг;

- проанализировать и рассмотреть стратегии развития предприятий гостеприимства, проверенные практикой работы гостиничных комплексов;

- выявить специфику организации и развития гостиничного бизнеса;

- разработать алгоритм основных этапов деятельности предприятий, работающих на рынке услуг гостеприимства;

- разработать методику эффективного развития деятельности предприятий, функционирующих в системе предоставления гостиничных услуг;

- дать научно-практические рекомендации по развитию наиболее конкурентоспособных видов мини-отелей, расположенных в крупном городе.

Предметом исследования явились процессы и процедуры управления региональной системой оказания гостиничных услуг.

Объектом диссертационного исследования являются гостиничные предприятия и организации, оказывающие услуги гостеприимства.

Теоретическую и методологическую основы исследования составляют основные положения и результаты исследований в области гостиничных услуг, теории конкуренции и стратегического управления, экономики, организации и управления деятельностью предприятий гостеприимства в сфере гостиничных услуг. При работе над диссертацией использовались Законы Российской Федерации, данные социально-экономического развития России, материалы статистических сборников Росстата и результаты проведенных маркетинговых исследований. При разработке подходов к развитию услуг гостеприимства в гостиницах использовались общенаучные методы исследования: анализ и синтез, методы логического моделирования, методы статической обработки информации, контент-анализ Интернет-ресурсов, методы SWOT-анализа и прогнозирования.

Научная новизна результатов исследования, полученных автором, выражается в следующем:

1. Произведена сегментация потребительского спроса в целевых регионах (Санкт-Петербург и Сочи), основанная на авторской методике количественного и качественного анализа конъюнктуры рынка гостиничных услуг.

2. Предложен способ и рассчитана оценка состояния рынка гостиничных услуг, с учетом его сбалансированности относительно существующего и формирующегося спроса, выявлены факторы влияющие на формирование сбалансированной структуры предложения на рынке гостиничных услуг на уровне региона.

3. Выявлены и определены наиболее перспективные направления развития предложения на рынке гостиничных услуг в целевых регионах (Санкт-Петербург и Сочи), определяемые высоким уровнем концентрации гостиничного бизнеса в крупном городе, наличием устойчивого спроса на услуги гостеприимства, предоставление разнообразных гостиничных услуг мини-отелями и повышением конкурентоспособности предприятий услуг гостеприимства.

4. Разработана технология выбора стратегических направлений развития для предприятий гостеприимства, основными элементами которой являются стратегической план деятельности предприятий гостиничного бизнеса, миссия предприятия гостиничного бизнеса и формирование ее целей в зависимости от изменений внешней среды, и наличие государственной поддержки развития предприятий гостиничного бизнеса на региональном уровне.

5. Предложена методика оценки долгосрочной конкурентоспособности предприятий гостиничных услуг с учетом изменения факторов внешней среды на региональном рынке на основе диверсификации хозяйственной деятельности и выводом на рынок нового предложения гостиничной услуги (на примере мини-отелей).

6. Разработаны методические основы оптимизации структуры предложения на рынке гостиничных услуг на уровне региона за счет государственной поддержки новых видов, организации гостиничного хозяйства, включая развития сетевых гостиничных предприятий при реализации проектов развития сектора мини-отелей на целевых региональных рынках гостиничных услуг.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемые в нем решения методологических задач, выводы и рекомендации позволяют сформулировать рекомендации по развитию сферы гостиничных услуг на уровне региона, а также совершенствовать процессы стратегического планирования деятельности отдельных предприятий услуг гостеприимства.

Выполненная на конкретных материалах, диссертационная работа имеет практическое значение, что подтверждается использованием результатов исследования деятельности предприятий гостиничного бизнеса администрацией Санкт-Петербурга и г. Сочи.

Основные научные положения, выносимые на защиту:

1. Стремительные изменения в социально-экономической сфере в последнее десятилетие, изменение уровня доходов, структуры потребления товаров и услуг, изменения в стиле жизни, психологических потребностях россиян заставляют предприятия всех сфер хозяйственной деятельности все шире внедрять в системы внутрифирменного управления элементы маркетинга, анализа внешней и внутренней среды, стратегического планирования. Вместе с тем, предприятие гостиничных услуг является элементом социально-экономической системы более высокого порядка. Выступая на рынке, предприятие услуг гостеприимства, как его элемент, также находится в постоянном контакте, взаимодействии с другими элементами. Основная задача системы управления предприятием – достижение баланса между внутренними элементами, формирующими внутреннюю систему предприятия, и тенденциями в развитии и взаимодействии внешних элементов (внешняя система). Только сбалансированное развитие элементов внешней и внутренней среды может обеспечить долгосрочное эффективное хозяйствование.

2. С учетом анализа рынка гостиничных услуг в ряде регионов, а также прогноза перспектив его развития очевиден дисбаланс между спросом и предложением на рынке.

Значительные количественные и качественные изменения спроса на гостиничные услуг требуют реализации новых подходов к формированию предложения. В частности, требуют пересмотра и обновления классификации гостиничных услуг, пересмотра критериев и механизмов оценки качества гостиничных услуг, основ сертификации в области гостиничного хозяйства.

В ближайшие годы акцент в развитии сферы гостиничных услуг должен быть перенесен на качественно новые, максимально мобильные с позиции изменяющихся индивидуальных потребностей клиентов услуги.

Одним из основных форм организации гостиничного обслуживания на рынке должны стать мини-отели, позволяющие максимально полно совместить интересы потребителей на индивидуальность и высокое качество гостиничных услуг с интересами предприятий (повышение эффективности хозяйственной деятельности).

Бурное развитие рынка мини-отелей, прогнозируемое на ближайшие годы в наиболее активных туристских регионах, требует создания соответствующей теоретической и методологической базы.

3. На рынке гостиничных услуг в региональном разрезе сложился также дисбаланс между задачами по координации развития рынка и применяемыми на практике методами. Рынок гостиничных услуг, гостиничное хозяйство становится сложной, высокоорганизованной сферой бизнеса, требующей, с учетом развития рынка, значительных долгосрочных вложений, а значит и определенного уровня стабильности. Особенно это относится к регионам, в которых за последние годы резко возрос туристский поток (например, Москва, Санкт-Петербург, Сочи). Вместе с тем, в данных регионах до сих пор нет четких программ по поддержке и координации развития гостиничной сфере, не используются механизмы стратегического планирования.

Важным решением в этом направлении, по мнению автора, является разработка модели координации рынка гостиничных услуг через разработку и реализацию долгосрочных и стратегических программ развития.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования прошли апробацию в виде докладов на Международном форуме «Туризм и гостиничный бизнес», посвященному развитию гостиничного бизнеса в России, всероссийских и региональных научно-практических конференциях и семинарах Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического института, проходивших в 2009 году в Санкт-Петербурге. Используются в методическом обеспечении образовательных программ в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики в процессе подготовки студентов и аспирантов.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 научных статей (2 статьи опубликованы в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на десять параграфов, заключения, библиографического списка литературы из 104 источников, 5 приложений, 18 рисунков, графиков, схем и 9 таблиц. Основная часть работы изложена на 147 страницах машинописного текста.

Содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, обозначаются его цели и основные направления, определяется предмет и объект исследования, теоретическая и практическая значимость научных результатов.

В первой главе «Тенденции и основные направления долгосрочного развития предприятия гостиничной индустрии» дана характеристика и особенности формирования и развития сферы гостиничных услуг, классификация гостиниц и других предприятий сферы гостеприимства, представлены особенности долгосрочного сбалансированного развития гостиничного бизнеса, факторы его определяющие. На основе анализа рынка выделяются наиболее перспективные направления развития рынка гостиничных услуг на региональном уровне (Санкт-Петербург, Сочи), в частности, сектора мини-отелей. Изучаются особенности механизмов развития сектора мини-отелей на уровне региона.

Во второй главе «Методологические основы построения системы стратегического управления предприятий, специализирующиеся на предоставлении гостиничных услуг», раскрыты основные принципы стратегического планирования предприятий индустрии гостиничного бизнеса, рассмотрены основные виды стратегий хозяйственного развития, проанализированы перспективы долгосрочного развития рынка гостиничных услуг г.Сочи, с учетом этого, определены основные направления государственной поддержки и координации развития сферы гостиничных услуг в регионе, описана модель государственной координации.

В третьей главе «Оптимизация методов эффективного развития деятельности предприятий, функционирующих на рынке гостиничных услуг», проанализирована хозяйственная деятельность гостиничного предприятия за счет реализации нового направления организации гостиничных услуг (сеть мини-отелей), разработана методика построения системы эффективного управления деятельности комплекса мини-отелей, разработан проект по созданию комплекса мини-отелей, как элементы диверсификации деятельности предприятия.

В заключении обобщены основные результаты исследования, раскрыты элементы научной новизны и содержатся выводы и предложения. Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили фундаментальные и прикладные исследования в области услуг гостеприимства, экономики, управления и маркетинга, а также изменения на рынке гостиничных услуг в России.

  1   2   3   4

Похожие:

Стратегия формирования сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе iconУправление развитием гостиничного комплекса на основе сбалансированной системы показателей эффективности
Управление развитием гостиничного комплекса на основе сбалансированной системы показателей
Стратегия формирования сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе iconФормирование стратегии развития рынка риэлтерских услуг в регионе (на материалах ростовской области)
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...
Стратегия формирования сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе iconУправление социально-экономическим развитием муниципальных образований на основе сбалансированной системы показателей

Стратегия формирования сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 100201. 65 Туризм профиль «Технологии и организация гостиничных услуг»
Кронштадтский б-р, д. 43А, Москва, Россия, 125499, тел.: (495) 454-92-92, 454-74-58; факс: (495)454-31-66
Стратегия формирования сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе iconПрограмма развития «Школа формирования и развития ключевых компетентностей»
Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством рф, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных...
Стратегия формирования сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе iconРазработка сбалансированной системы показателей
Приложение Д. Пример отчета «Значения показателей, контролируемых должностным лицом, за период» 52
Стратегия формирования сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе iconСравнительная оценка моделей сбалансированной системы показателей лесного комплекса региона
Шабалина Марина Вячеславовна – аспирант гоу впо «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск)
Стратегия формирования сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе icon«подводные камни» применения сбалансированной системы показателей ветлужских Е. Н. —
Ветлужских Е. Н. —консультант, бизнес-тренер ряда ведущих российских компаний, сертифицированный коуч (г. Москва)
Стратегия формирования сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе iconСбалансированной системы показателей
Идею использовать сбалансированную систему показателей как инструмент управления эффективностью развития компании предложили Роберт...
Стратегия формирования сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе iconИван Владимирович современные тенденции формирования рынка жилищно-коммунальных услуг муниципальных образований городских округов
Специальность 08. 00. 05. – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница