Программа элективного курса «Решение текстовых задач по алгебре от простых до самых сложных»




Скачать 14,11 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Решение текстовых задач по алгебре от простых до самых сложных»
Дата03.02.2016
Размер14,11 Kb.
ТипПрограмма

Рассмотрен на

экспертном совете

протокол от

«____»______2009 г. №___


УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО в действие приказом начальника Управления образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района, председателем экспертного совета

от «____»_______2009 г. №______

_____________________Е.А. Зиятдинова




Программа элективного курса

«Решение текстовых задач по алгебре

от простых до самых сложных»


Программа составлена учителем математики первой квалификационной категории МОУ «Основная общеобразовательная школа №6» Чистопольского муниципального района РТ Мухаметзяновой Гальнисы Салиховны


г.Чистополь, 2009 г.

Пояснительная записка.

Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации. Данное умение интегрирует в себе разнообразные специальные умения, адекватные отдельным элементам математических знаний, их системам, а также различные мыслительные приёмы, характеризующие культуру мышления; выделять главное, обобщать, сравнивать, анализировать.

Применение на практике различных задач на составление уравнений позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия (алгоритм) в решении реальной проблемы. Таким образом, развитие мышления, формирование предметных компетенций, систематизация знаний происходит уже на уровнях межтемного и межпредметного обобщения. Кроме того, практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач на составление уравнений различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ГИА.

Однако, анализ образовательной практики по данному направлению говорит о том, что значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении задач на составление уравнений. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне. Задачи же на концентрацию практически не рассматриваются в школьном курсе математики, хотя включены в содержание ГИА.


Цели:

1. Расширение и углубление знаний о способах решения задач на составление уравнений и средствах моделирования явлений и процессов.

2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции.

 Содержание предлагаемой программы направлено на решение следующих задач:

1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач.

2. Формирование умения моделировать реальные ситуации.

3. Формирование креативных умений при решении задач на составление уравнений различных типов посредством метода моделирования.

4. Развитие коммуникативных умений.

Программа элективного курса «Решение текстовых задач по алгебре от простых до самых сложных» адресована учащимся 9-х классов. Кроме того, она может быть использована при обобщении и систематизации знаний при обучении в 10-11 классах и подготовке к ЕГЭ.

 Программа рассчитана на 18 часов, включает теоретический материал и контрольные занятия.
Содержание включает четыре основных темы

  • Задачи на движение.

  • Задачи на проценты.

  • Задачи на работу.

  • Задачи на концентрацию.

    Таким образом, содержание курса охватывает все основные типы задач на составление уравнений. Кроме того, содержание программы предполагает возможность работы со школьниками с разными учебными возможностями за счёт подбора разноуровневых задач.



Содержательная часть программы.

Задачи на составление уравнений (1 час)

Типы задач. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования задач. Составления плана решения задач.
Задачи на движение (4 часа)

Равномерное движение. Одновременные события. Практические занятия с разноуровневыми заданиями.
Задачи на проценты (4 часа).

Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины. Практические занятия с разноуровневыми заданиями.
Задачи на работу (4 часа).

Работа. Производительность. Практические занятия с разноуровневыми заданиями.
Задачи на концентрацию (4 часа).

Концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Количество вещества.
Практические занятия с разноуровневыми заданиями.
Итоговое занятие (1 час)

Зачет. Решение задач.


Для успешного усвоения содержания элективного курса необходимо опираться на знания учащихся по изученному ранее материалу:
Математика. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Проценты.
Физика. Равномерное движение. Работа.
Химия. Концентрация вещества. Количество вещества.
Экономика. Цена. Стоимость.

 Методические рекомендации по реализации программы.


Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ГИА или составлены самим учителем.


Начинать обучение следует с простых задач, условия которых полностью соответствуют названиям основных типов, и сводящихся к решению рациональных уравнений. Затем можно приступать к решению более сложных задач, сводящихся к системам двух и более уравнений.


На более высоком уровне целесообразно предложить учащимся комбинированные задачи, условия которых предполагает различные типы задач, их комбинацию. В результате можно предложить учащимся составить самостоятельно задачу, включающую в себя все четыре типа задач.


Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать плакаты с опорными конспектами в виде примерной модели по каждому из четырёх типов задач.


Замечания по методике решения задач.


В полученной (при решении задач на составление уравнений) системе уравнений количество неизвестных может оказаться больше, чем количество уравнений. В этом случае нужно обратить внимание на вопрос задачи. Если искомая величина уже обозначена и присутствует в системе, то можно сразу начинать решение системы, последовательно исключая неизвестные (кроме искомой). На заключительном этапе лишние неизвестные исчезнут (сократятся или уничтожатся). Если искомой величины в системе нет, то её нужно обозначить и добавить к системе выражение этой величины через ранее введённые величины, а затем решить полученную систему уравнений.

Основными формулами при решении задач на проценты для составления уравнений являются формулы простых и сложных процентов. При необходимости для составления уравнений вводится параметр, если первоначальное значение изменяемой величины не задано.

При решении задач на работу нередко в условии задачи говорится о выполнении некоторого задания без указания конкретных единиц, в которых измеряется работа. В этом случае обычно принимают всю работу за единицу: А=1. Как правило, для составления уравнения или системы уравнений, буквами обозначаются в первую очередь производительности участников работы, а остальные величины вводятся по мере необходимости.

Вещество и примесь в смеси (при решения задачи на концентрацию) - понятия условные, поэтому в качестве вещества можно выбрать любой компонент смеси.

Значимой для формирования и развития умения решать задачи на составление уравнений является деятельность учащихся по самостоятельному выявлению видов задач каждого типа, составлению математической модели, плана решения. В этом случае наиболее эффективной технологией, используемой для решения задач курса, представляется групповой метод. Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека, в зависимости от наполняемости группы в целом. После двухчасовой теоретической части каждая группа работает с одним из четырёх типов задач под руководством учителя. Для каждой группы разрабатываются методические инструкции и информационные листы. В течение работы учитель осуществляет разноуровневый контроль усвоения материала в рамках каждого типа задач. При этом, поскольку усвоение материала в разных группах не зависит от другого типа задач, учащиеся абсолютно безболезненно могут переходить от одного типа к другому в течение всего курса.


Эффективность реализации программы легко определяется на выходе после прохождения всего цикла на разных уровнях, по отдельным типам задач и в целом по курсу. По итогам курса учащиеся должны получить отметку «зачтено».


Важно правильно организовать работу учащихся с текстом задачи при проведении анализа условия. Для этого каждый учащийся должен быть обеспечен текстом. В этом плане наиболее удобными являются готовые сборники задач.


Безусловно, огромна роль учителя в правильной организации работы группы и самостоятельной познавательной деятельности школьников, поскольку доля самостоятельной работы учащихся составляет 85% всего учебного времени данного курса.

 
При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:


1.Основные способы решения задач на составление уравнений.
2.Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.

При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:

1.Работать с текстами задачи, определять её тип.
2.Составлять план решения задачи.
3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
5.Работать в группе.

Учебно-тематический план



п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практикум

1

Типы задач. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования задач. Составления плана решения задач.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум.

Краткая запись условия задачи, составление уравнения.

2

Задачи на движение. Равномерное движение. Одновременные события.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

Мини-лекция

групповая работа

Овладение умениями решать задачи на движение, различными способами.

3

Задачи на проценты.

Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

Мини-лекция, урок-практикум, работа в парах.

 Овладение способами решения разноуровневых задач на проценты.

4

Задачи на работу.

Работа. Производительность

4 ч.

1 ч.

3 ч.

Мини-лекция, урок-практикум

 Овладение умениями решать разноуровневые задачи на работу.

5

Задачи на концентрацию.

Концентрация вещества. Процентное содержание вещества.

Количество вещества.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

Мини-лекция, лабораторная работа

 Овладение способами решения разноуровневых задач на концентрацию.

6

Итоговое занятие.

Зачет. Решение задач.



1

0

1

Урок-практикум

Обобщение знаний.




Список  литературы:

  1. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания  9 класс. М.: «Экзамен», 2007.

  2. Кочагин В.В., Кочагина М.Н. Алгебра. Государственная итоговая аттестация по новой форме. 9 класс . М.: «Эксмо», 2007.

  3. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2007.

  4. Крайнева Л.Б. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Алгебра- 9. М.: «Интеллект-Центр», 2007.

Похожие:

Программа элективного курса «Решение текстовых задач по алгебре от простых до самых сложных» iconПрограмма элективного курса на тему «Решение текстовых задач. Задачи с параметрами и модулями»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Пижмаринская средняя общеобразовательная школа»
Программа элективного курса «Решение текстовых задач по алгебре от простых до самых сложных» iconПрограмма элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов «Подготовка к егэ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии»
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по...
Программа элективного курса «Решение текстовых задач по алгебре от простых до самых сложных» iconМуниципальное образовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа Программа элективного курса по алгебре и началам анализа
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Программа элективного курса «Решение текстовых задач по алгебре от простых до самых сложных» iconРешение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала
Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач
Программа элективного курса «Решение текстовых задач по алгебре от простых до самых сложных» iconРабочая программа элективного курса «Решение задач с модулем и параметрами»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, рассчитан на 17 часов
Программа элективного курса «Решение текстовых задач по алгебре от простых до самых сложных» iconЛюбимый город и математические задачи”
Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Эти проблемы можно решать в процессе...
Программа элективного курса «Решение текстовых задач по алгебре от простых до самых сложных» iconРабочая программа элективного курса по математике
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности,...
Программа элективного курса «Решение текстовых задач по алгебре от простых до самых сложных» iconПрограмма элективного курса "Решение типовых задач по информатике основной школы"
Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление,...
Программа элективного курса «Решение текстовых задач по алгебре от простых до самых сложных» iconПрограмма элективного курса ««Решение занимательных задач по информатике»
Икт, причем не только ее технологический аспект, связанный с овладением практическими умениями и навыками работы со средствами икт,...
Программа элективного курса «Решение текстовых задач по алгебре от простых до самых сложных» iconДетские книги: жанр, который пользуется успехом
Благодаря современной педагогике и новаторскому оформлению, этот сектор издательского дела является в настоящее время одним из самых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница