«Основы логики»




Скачать 12,71 Kb.
Название«Основы логики»
Дата03.02.2016
Размер12,71 Kb.
ТипУрок
Тема урока: «Основы логики»

Шабалдина Наталья Владимировна,
учитель информатики и ИКТ
МОУ «Лицей № 36»
Ленинского района г. Саратова

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе изучения темы:

  • при решении логических задач,

  • при построении логических схем,

  • при преобразовании логических выражений

Задачи урока:

    1. Образовательные:

      1. Обобщить полученные знания по теме: «Основы логики»;

      2. Обобщить знания и умения по решению логических задач, построению логических схем, преобразованию логических выражений.

    2. Развивающие:

      1. Закрепить наработанные навыки преобразования логических выражений, построения логических схем

      2. Научиться оптимизировать свою работу при преобразовании логических выражений, используя законы логики

      3. Развивать мыслительную деятельность: умения анализировать, обобщать, классифицировать

    3. Воспитательные:

      1. Формирование мировоззрения: показать, что

        • источник возникновения логики – реальный мир,

        • практические потребности людей предопределили развитие логики как науки

      2. Формирование общеучебных навыков:

        • Внимания, аккуратности при преобразовании логических выражений и построении логических схем

        • Эстетических навыков при оформлении записей, построении таблиц истинности

Тип урока: Повторительно-обобщающий

Формы организации работы на уроке:

  • Беседа

  • Практическая работа

Учащиеся должны знать основные понятия:

  • Определение науки логики, форм мышления, логической переменной, логической функции

  • Названия и приоритет логических операций

  • Логические законы

  • Названия и обозначения вентилей

  • Правила построения логических схем, таблиц истинности

Учащиеся должны уметь:

  • Записывать высказывания в виде логического выражения

  • Преобразовывать логические выражения

  • Решать логические задачи

  • Строить таблицы истинности

  • Строить логические схемы по логическому выражению и наоборот

Для проведения урока потребуются:

  1. Компьютерный класс (11 ПК)

  2. Мультимедийный проектор

  3. Доска

  4. Программное обеспечение:

    • Операционная система Windows’XP

    • Табличный процессор MS Excel

      1. Раздаточный материал по числу учащихся:

        • Конспект на выполнение практического задания

          1. Электронные документы:

            • Презентация учителя «Основы логики»

План урока:

  1. Организационный момент и постановка цели урока

  2. Повторение - обобщение и проверка знаний учащихся в ходе беседы

  3. Решение задачи

  4. Рекомендации по выполнению практического задания

  5. Выполнение практического задания

  6. Анализ и рефлексия

  7. Подведение итогов урока

Ход урока

  1. Организационный момент и постановка цели урока

Здравствуйте ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, сегодня мы с вами подводим итог изучения большого раздела в курсе информатики и ИКТ «Основы логики».

На этом уроке, мы вспомним, что изучали на предыдущих занятиях, и, используя свой опыт и навыки по построению и преобразованию логических выражений, решим логическую задачу, результат которой проверим путем построения таблицы истинности.

  1. Повторение – обобщение и проверка знаний учащихся в ходе беседы (Презентация)

    • Читается эпиграф, подчеркивающий важнейшую роль логики в жизни людей.

    • Повторение основных понятий науки логики:

    • Повторение названий логических операций и выяснение значения соответствующего выражения при всевозможных значениях переменных.(Таблицы истинности для всех логических операций).

    • определение истинности и построение составных высказываний

    • Доказательство законов логики

    • Построение логической схемы по логическому выражению и наоборот логического выражения по логической схеме

  2. Решение задачи

Решим текстовую задачу:

Три подразделения А, В, С торговой фирмы стремились получить по итогам года максимальную прибыль. Экономисты высказали следующие предположения:

  1. А получит максимальную прибыль только тогда, когда получат максимальную прибыль В и С;

  2. Либо А и С получат максимальную прибыль одновременно, либо одновременно не получат;

  3. Для того, чтобы подразделение С получило максимальную прибыль, необходимо, чтобы и В получило максимальную прибыль.

По завершению года оказалось, что одно из трех предположений ложно, а остальные истинны. Какие из названных подразделений получили максимальную прибыль?

Решение:

Рассмотрим простые высказывания:

А={А получит максимальную прибыль}

В={В получит максимальную прибыль}

С={С получит максимальную прибыль}

Запишем на языке алгебры логики прогнозы, высказанные экономистами:







Так как по завершению года, оказалось, что одно из трех ложно, а остальные истинны, имеем:









Преобразуем по отдельности каждое высказывание:








Ответ: Прибыль получат подразделения В и С


  1. Рекомендации по выполнению практического задания


А теперь мы подошли к практической части нашего урока.

Вы должны проверить данную текстовую задачу, построив совместную таблицу истинности для условий задачи и проанализировать ее.

А

В

С

F1

F2

F3


















































































































































Для тех, кто выполнит это задание, может выполнять задание под номером 2.

2. Тождественно истинными (тавтологиями) являются логические формулы:











  1. Выполнение практического задания


Ребята, при решение сложных заданий по логике, необходимо знать несколько способов их решения, для того, чтобы убедиться в правильности ответа. Но если кто-то умеет безошибочно производить преобразования логических выражений, а кто-то строить таблицы истинности, то можно решать задачу одним приемлемым ему способом.


  1. Анализ и рефлексия


Ребята, подумайте и скажите:

  • Все ли Вам удалось сделать на уроке?

  • С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?




  1. Подведение итогов урока.




  • В устных ответах можно отметить работу следующих учеников (перечень)

  • Оценки за работу у доски: (перечень)

  • Оценку за решение задачи:

  • Результаты практической работы на компьютере: (перечень)

Итак, ребята мы подошли к заключительному этапу нашего урока. В курсе изучения основы логики вы научились:

    • Записывать высказывания на языке алгебры логики;

    • Преобразовывать логические выражения, используя законы алгебры логики;

    • Решать логические задачи, путем построения таблиц истинности, преобразования логических выражений, при помощи таблиц, логических рассуждений;

    • Строить логические схемы;

    • Записывать логическое выражение по логической схеме;

Мне приятно, что на этом уроке вы показали высокий уровень знаний по такой обширной теме в курсе информатики и ИКТ, как «Основы логики». На предыдущих уроках, при изучении данной темы, мы решали большое количество заданий из различных источников, основным из которых являлось «Пособие для поступающих в Саратовский государственный университет». Я желаю вам успехов в обучении, чтобы вы также уверенно шагали по просторам науки. Вы доказали, что вы соответствуете выбранному профилю.

Похожие:

«Основы логики» icon«Основы логики»
Ученый и философ Аристотель (384-322 г г до н э.) пытался найти ответ на вопрос «Как мы рассуждаем», изучал правила мышления. Аристотель...
«Основы логики» iconПрограмма лекционного курса "Дискретная математика"
Понятие функции алгебры логики. Количество функций алгебры логики от n переменных. Элементарные функции алгебры логики
«Основы логики» iconПояснительная записка элективный курс «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access»
Элективный курс «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access»
«Основы логики» iconЭлективный курс Алгебра логики (поурочные разработки) 10-11 классы Джордж Буль
Изучение раздела математической логики является определяющим на этапе внедрения информационных технологий в профильное обучение в...
«Основы логики» icon2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов
Нелогические – слова, выражающие к-л мысль. Процесс выявления логической формы мысли заключается в отвлечении от смысла нелогических...
«Основы логики» iconЭлективный курс «Элементы теории множеств, логики, комбинаторики и теории вероятностей»
Поэтому знание основ теории множеств, логики и теории вероятностей даёт возможность учащимся определиться в профессиональной деятельности,...
«Основы логики» iconЛогикон Руководство по овладению принципами традиционной и символической логики
Ю. П. Попов. Логикон. Руководство по овладению принципами традиционной и символической логики: Практикум. Находка: филиал вгуэс,...
«Основы логики» iconПравительство российской федерации распоряжение
Основы религиозных культур и светской этики, включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской...
«Основы логики» iconРабочая программа учебной дисциплины элементы математической логики для специальности 230111 Компьютерные сети
Рабочая программа учебной дисциплины Элементы математической логики является частью основной профессиональной образовательной программы...
«Основы логики» iconТический поезд
Развивающая – расширить кругозор учащихся. Развитие логики мышления, смекалки, творчества
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница