«Основы логики»




Название«Основы логики»
Дата03.02.2016
Размер7,2 Kb.
ТипУрок

Третьякова Т.Б.


Тема урока: «Основы логики»


Цель урока:

Знакомство с основными понятиями логики.

Задачи урока:

а) Образовательные:

  • обеспечить в ходе урока усвоение и первичное закрепление новых понятий.

б) Развивающая:

  • формирование учебных навыков обобщения имеющейся информации;

  • развитие умений выделять главное в новом изучаемом материале.

в) Воспитательная:

  • формирование отношения сотрудничества при групповой работе;

  • аккуратность.

г) Здоровьесберегающая:

  • соблюдение санитарно – гигиенических требований к уроку информатики.


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Изучение нового материала (28 мин)

  3. Самостоятельное задание (5 мин)

  4. Итоги урока. Вопросы учеников (3 мин)

  5. Домашнее задание (2 мин)


Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

2. Изучение нового материала.

Логика – это очень древняя наука, которая развивалась в два этапа:

Ученый и философ Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) пытался найти ответ на вопрос «Как мы рассуждаем», изучал правила мышления. Аристотель впервые дал систематическое изложение логики, подверг анализу человеческое мышление, его формы – понятие, суждение, умозаключение. Так возникла формальная логика.

Появление математической, или символической, логики. Основы ее заложил немецкий ученый и философ Г.В. Лейбниц (1646-1716). Он сделал попытку построить первые логические исчисления, считал, что можно заменить простые рассуждения действиями со знаками, и привел соответствующие правила. Но он выдвинул только идею, а развил её окончательно англичанин Д. Буль (1815-1864). Буль считается основоположником математической логики как самостоятельной дисциплины. В его работах логика обрела свой алфавит, свою орфографию и грамматику.

Тема «Логика» содержит большое количество незнакомых терминов. Чтобы облегчить их усвоение, учитель демонстрирует презентацию. Основные понятия учащиеся должны записать в тетрадь в ходе объяснения материала во время показа учебной презентации.

Логика - это наука о формах и способах мышления. Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта. Например: компьютер, принтер, монитор.

Понятие имеет две стороны: содержание и объем.

Содержание понятия составляет совокупность существенных признаков объекта. Например, содержание понятия персональный компьютер - это универсальное электронное устройство для автоматической обработки информации, предназначенное для одного пользователя.

Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которую оно распространяется. Например: объем понятия персональный компьютер – совокупность существующих в мире персональных компьютеров.

Высказывание – это форма мышления, выраженная с помощью понятий, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах и отношениях между ними.

Высказывания могут быть ложными/истинными и простыми/составными.

Истинно суждение, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей.

Суждение ложно в том случае, когда связь понятий не соответствует реальной действительности.

Например:

  1. Истинное и простое высказывание: Буква “А” - гласная.

Высказывание называется простым, если никакая его часть сама не является высказыванием.

Высказывание, состоящее из простых высказываний, называется составным.

Вопросительные и восклицательные предложения не являются высказываниями, так как в них ни чего не утверждается и не отрицается.

Например:

  1. Нельзя касаться оголенных проводов!

  2. Когда закончится урок?

Высказывания могут выражаться с помощью математических, физических, химических и прочих знаков. Например: 1<10, H2O+SO2=H2SO4.

Умозаключение - это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений (посылок) может быть получено новое суждение (заключение).

Алгебра высказываний

Алгебра высказываний была разработана для того, чтобы можно было определять истинность или ложность составного высказывания, не вникая в их содержание.

Алгебра логики (алгебра высказываний) – раздел математической логики, изучающий строение (форму, структуру) сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических методов.

Под высказыванием (суждением) будем понимать повествовательное предложение, относительно которого можно сказать, истинно или ложно.

В алгебре высказываний простым высказываниям ставятся в соответствии логические переменные, обозначаемые прописными буквами латинского алфавита.

Например:

А=«Сейчас идёт урок информатики»

В=«Уже 9 часов вечера»

Высказывания, как говорилось уже ранее, могут быть истинными или ложными. Истинному высказыванию соответствует значение логической переменной 1, а ложному – значение 0 .

Например:

А=1
В=0

3. Самостоятельное задание.

Учащиеся выполняют самостоятельно задание (приложение 1).

После выполнения задания учащиеся проверяют правильность решения, обменявшись выполненными заданиями.

4. Итоги урока. Вопросы учеников.

5. Домашнее задание.


Приложение 1


Задание 1

Фамилия, Имя ______________________

Расставьте стрелки в соответствии с определениями


Форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение.




Логика

Форма мышления, фиксирующая существенные признаки объекта

Умозаключение

Наука о формах и способах мышления

Понятие

Высказывание, построенное на основании простых высказываний.

Ложь

Высказывание, не соответствующее действительности.

Составное



Похожие:

«Основы логики» iconПрограмма лекционного курса "Дискретная математика"
Понятие функции алгебры логики. Количество функций алгебры логики от n переменных. Элементарные функции алгебры логики
«Основы логики» iconПояснительная записка элективный курс «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access»
Элективный курс «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access»
«Основы логики» icon«Основы логики»
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе изучения темы
«Основы логики» iconЭлективный курс Алгебра логики (поурочные разработки) 10-11 классы Джордж Буль
Изучение раздела математической логики является определяющим на этапе внедрения информационных технологий в профильное обучение в...
«Основы логики» icon2. Основные этапы развития логики. Значение логики для юристов
Нелогические – слова, выражающие к-л мысль. Процесс выявления логической формы мысли заключается в отвлечении от смысла нелогических...
«Основы логики» iconЭлективный курс «Элементы теории множеств, логики, комбинаторики и теории вероятностей»
Поэтому знание основ теории множеств, логики и теории вероятностей даёт возможность учащимся определиться в профессиональной деятельности,...
«Основы логики» iconЛогикон Руководство по овладению принципами традиционной и символической логики
Ю. П. Попов. Логикон. Руководство по овладению принципами традиционной и символической логики: Практикум. Находка: филиал вгуэс,...
«Основы логики» iconПравительство российской федерации распоряжение
Основы религиозных культур и светской этики, включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской...
«Основы логики» iconРабочая программа учебной дисциплины элементы математической логики для специальности 230111 Компьютерные сети
Рабочая программа учебной дисциплины Элементы математической логики является частью основной профессиональной образовательной программы...
«Основы логики» iconТический поезд
Развивающая – расширить кругозор учащихся. Развитие логики мышления, смекалки, творчества
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница