Урока по теме «Квадратичная функция»




НазваниеУрока по теме «Квадратичная функция»
Дата03.02.2016
Размер7,12 Kb.
ТипУрок

«Квадратичная функция» с помощью ИКТ в 8 классе



Н.Н. Чулкова

ГОУ СОШ № 515 г. Москвы


Ключевые слова: математика, квадратичная функция, компьютер

Аннотация:

В работе представлен опыт организации и проведения урока по теме «Квадратичная функция» для 8-х классов средней школы. Урок проводится с использованием презентации вида ответ-вопрос и интерактивной части в виде электронной таблицы Excel для наглядного представления графиков при вводе учениками различных коэффициентов.


Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в школе являются прямым следствием развития аналогичных процессов в обществе [3, 4]. Внедрение ИКТ в преподавание школьных дисциплин, не связанных с изучением информатики, требуют от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа своей педагогической деятельности.

Проблемами внедрения ИКТ являются:

  • создание сценария урока с учетом органического использования ИКТ;

  • управление учебным процессом;

  • педагогическое общение на уроке;

  • обратная связь с учащимися;

  • приемы включения учеников в непосредственное проведение урока.

Наиболее благоприятные темы для использования ИКТ [5]:

  • построение графиков функций;

  • геометрические построения;

  • стереометрические чертежи;

Это способствует интеллектуальному развитию пространственного воображения, что, в свою очередь, повышает интерес к предмету. Немаловажным фактором является почти поголовное использование учащимися компьютера (основного инструмента ИКТ) для общения в интернете и игр. Применение ИКТ на уроках математики способствует процессу развития учащихся почти в игровом режиме. Наиболее важным является наглядность и мгновенность реакции информационно-коммуникативного устройства (компьютера) на изменения различных характеристик функций, что приводит к некоторой игровой заинтересованности.

Тема «Функция = k(x + L)2  + M и её график» – урок в 8-м классе

Цель урока: Обобщить преобразования графика квадратичной функции и обеспечить наглядное представление влияния параметров функции на вид графика.

Задачи:

  • повторить материал и определить понятия;

  • закрепить основные преобразования графиков в зависимости от коэффициента;

  • расширить представления о смещении параболы на координатной плоскости.

Урок состоит из серии контрольных вопросов, оформленных в виде «интерактивной» презентации. Для повторения материала была сделана серия слайдов с постепенно открывающимися окнами.

Повторение основных понятий было выполнено в виде таблицы (рис. 1). Первоначально возникало название темы и первый вопрос, и после правильного ответа он фиксировался возникновением определения. Например: вопрос – парабола, ответ – график функции y = kx2, k  0, и т.д.

Влияние коэффициента k на направление ветвей и ширину параболы (рис. 2). Вопрос – область определения коэффициента k. Ответ – график.

Следующие две проблемы касались сдвигов графика функции вдоль оcей координат 0y (рис. 3) и 0x (рис. 4). Презентация работала также в режиме задания вопроса и включения ответа после опроса учеников.

Последним являлся слайд построения функции при любых значениях трех ее параметров (рис. 5).

Последним штрихом урока являлось предложение нарисовать картинку с использованием известных функций. Для примера была показана более сложная двухмерная функция (рис. 6). После чего ученикам было дано творческое домашнее задание на эту тему.

Для лучшего усвоения и наглядности материала, приведенного на слайдах (рис. 2-5), параллельно проводилась демонстрация поведения функций с использованием электронной таблицы MS Excel [1, 2]. Таблица включала поля фиксированных значений аргументов и вычисляемых значений функции. Ввод в выделенные ячейки задания параметров k, L, M выполнялся самими учениками, что существенно оживило урок. В то же время повысилась степень интерактивности. Вариант таблицы показан на рис. 7. Поля значений функции располагались ниже демонстрируемой области таблицы.

Итогом урока стало проведение самостоятельной работы контролирующего характера. Все учащиеся успешно справились с ней. Работа состояла из 2-х вариантов по пять вопросов в каждом.

  1. Найдите значение коэффициента k для заданной функции = kx2?
    а) = 7x2; б) y = –0,2x2; в) y = –x2/9.

  2. Как расположены в одной системе координат по отношению друг к другу графики функций: y = 64x2 и y = -64x2?

  3. График какой функции получится, если параболу y = 4x2 перенести на 2 единицы вправо вдоль оси 0x?

  4. График какой функции получится, если параболу y = 7x2 перенести на 3 единицы вниз, вдоль оси 0y?

  5. График какой функции получится, если параболу y = 5x2 перенести на 4 единицы влево и на две единицы вверх?

В результате применения ИКТ у учащихся повышается интерес к предмету за счет наглядности и легкости построения графиков; углубляются знания за счет множественного механического воспроизведения графиков; вырабатываются навыки к самообразованию, чему способствует мгновенное получение решения при перемене параметров функций.



Рис. 7. Вид таблицы с графиком (тонкая линия – базисная функция при k = 1, L = 0, M = 0)

Литература

  1. Егорова И.А., Подшивалина Л.А., Тихонова Л.В. Преобразование графиков функций на компьютере. // Математика в школе, 2001, № 8, с. 31-32

  2. Николь Н., Ральф А. Электронные таблицы Excel. – М.: ЭКОМ, 2003. 427 с.

  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ИЦ Академия, 2003, 273 с.

  4. Сайков Б.П. Информационная среда школы. // Информатика, 2007, № 20, с. 14-37

  5. Чулкова Н.Н. Использование информационно-коммунимкативных технологий на уроках математики. – Мат. 6-й гор. конф. Образовательные технологии XXI века. ОТ’06, М.: 2006, c. 201-203


Наталья Николаевна Чулкова, ГОУ средняя общеобразовательная школа № 515 ЮАО г. Москвы, учитель математики, Заслуженный учитель РФ, тел. 8-499-610-05-98, e-mail: sch515@sinergi.ru





Похожие:

Урока по теме «Квадратичная функция» iconКонспект урока по теме «Функция у= k /х и её график»
Познакомить учащихся с новой функцией, её графиком; научить строить графики функций, заданных этой формулой
Урока по теме «Квадратичная функция» iconТесты по теме «Оказание первой медицинской помощи»
Главная функция проверки это контролирующая функция, заключающаяся в контроле знаний и умений учащихся, определение достижения учащимися...
Урока по теме «Квадратичная функция» iconЗадачи урока: Обучающие : закрепить на практике знания, умения и навыки обучающихся по данной теме. Развивающие
Цель урока: повторение, обобщение, закрепление и корректировка знаний, полученных по теме «Законы Ньютона»
Урока по теме «Квадратичная функция» iconТема. Линейная функция Цели урока
Итак, намечено ряд проблем, которые нужно решить, формулируются ребятами цели урока, которые заключаются в следующем
Урока по теме «Квадратичная функция» icon"Методика преподавания урока по теме "
Методика преподавания урока по теме "Обработка шкур, волоса, щетины, пера и пуха"
Урока по теме «Квадратичная функция» iconРеферат Происхождение и функция фразеореплик
В лингвистическом плане фольклор изучается в теме "Фразеологизмы" и, к сожалению, очень кратко
Урока по теме «Квадратичная функция» iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических...
Урока по теме «Квадратичная функция» iconТема: «Обучение теме «Функция» учащихся 7 класса
Руководитель курса доктор педагогических наук, профессор кафедры математических дисциплин
Урока по теме «Квадратичная функция» iconКонспект урока по теме «…простое величие простых людей…»
План – конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» (Н. В. Гоголь). (Становление личности Петра Гринева под влиянием...
Урока по теме «Квадратичная функция» iconМетодическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Строение и функции эукариотической клетки»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница