Урок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция). Знания




Скачать 10,26 Kb.
НазваниеУрок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция). Знания
Дата03.02.2016
Размер10,26 Kb.
ТипУрок



Экономическая и социальная география мира. 10 класс.


Урок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция).


Знания: НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально – экономической географии. Научно – техническая революция. Понятие о НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство и управление. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР.

Умения: - слушать и конспектировать лекцию


Ход урока:

1. Изучение новой темы.

I. Понятие о Н Т Р

Все развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Но на фоне этого прогресса бывают отдельные периоды быстрых и глубоких изменений производительных сил. Например, период промышленных переворотов в ряде стран в XVIII - XIX вв., который ознаменовал переход от ручного труда к крупному машинному производству, использование энергии пара. Начало XX в, промышленный переворот, связанный с использованием электроэнергии, появление новых отраслей хозяйства: машиностроения, самолетостроения, производство алюминия и др. Период современной НТР, начавшейся в середине XX в и связанный с возможностью использования атомной энергии, развитием электроники, космической техники.

Научно-техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах общества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.


II. Характерные черты и составные части НТР


Характерные черты НТР

Примеры

А) универсальность, Б) всеохватность

А) Преобразует все сферы и отрасли общества, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символом 1 НТР была паровая машина, для современной НТР, символами служат: компьютер, космический корабль, атомная электростанция, реактивный самолет, Интернет.

Б) затронула все страны мира, все географические оболочки Земли, космическое пространство.

Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.

Резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство, быстром моральном износе техники.

Повышение требований к уровню классификации трудовых ресурсов

Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.

Зародилась как Военно-техническая революция.

О начале 3 НТР возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 г. На протяжении "холодной войны" НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.



Современная НТР – это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом ч е т ы р е с о с т а в н ы е ч а с т и: Наука, Техника и технология, Производство, Управление.


III. Наука: рост наукоемкости

Наука в эпоху НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. В нее вовлечено по миру более 8 млн. человек, т.е. 9/10 всех научных работников, живших на Земле – наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится более наукоемким. Однако различия между экономически развитыми и развивающимися странами очень велики. Больше всего ученых в США, Японии, странах Западной Европы, Россия, где расходы на науку составляют 2-3 % ВВП. В развивающихся странах на науку затраты не превышают 0,5 %.


IV. Техника и технология: пути развития

Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии – повышение эффективности производства, производительности труда. Основные функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая (сталь из металлолома, бумага из макулатуры, вторичный алюминий), природоохранительная (производство и внедрение природоохранительной техники, и внедрение природоохранительной технологии) и информационная.

В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями.

Э в о л ю ц и о н н ы й п у т ь заключается в дальнейшем усовершенствовании уже существующей техники и технологии – в увеличении мощности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств.

Р е в о л ю ц и о н н ы й п у т ь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Особенно это касается электронной техники. В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим, в металлургии – применение прогрессивных способов получения чугуна, стали, проката. В сельском хозяйстве – бесплужное земледелие. В сфере коммуникаций – радиорелейная, стеклопроводная связь, телексы, телефаксы, электронная почта, пейджинговая и сотовая связь.


V.Главные пути развития производства


Направления развития

Примеры

Электронизация

Насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники

( промышленности, образования, здравоохранения, быта людей). По стоимости выпущенной продукции занимает 1 место в мире. Лидеры: США, Япония, ФРГ, НИС.

Комплексная автоматизация

Связана с появлением микро ЭВМ и микропроцессоров. Робототехника позволила создать гибкие производственные системы, заводы-автоматы. Общее число промышленных роботов достигло 800 тыс. Лидеры: Япония, США, ФРГ, Италия, Республика Корея.

Перестройка энергетического хозяйства

Основана на энергосбережении, совершенствовании структуры Топливно-энергетического баланса, более широком использовании новых источников энергии. Использование АЭС. Лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина.

Производство новых материалов

Более широкое использование новых материалов: композиционных, полупроводниковых, керамических, оптического волокна, металлов XX в. (бериллий, литий, титан) и др. Усиление требований к старым материалам – черным и цветным металлам, синтетическим полимерам.

Ускоренное развитие биотехнологии

Главные сферы применения биотехнологии: повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, расширение ассортимента продуктов питания, увеличение энергетических ресурсов, защита окружающей среды. Лидеры: США, Япония, ФРГ, Франция.

Космизация

Появление новой отрасли – аэрокосмической промышленности, с ней связано появление новых машин, приборов, сплавов, которые находят применение и в некосмических отраслях. Космические исследования Земли оказывают влияние на развитие фундаментальных наук.


VI. Управление.

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Мы живем в эпоху "информационного взрыва", когда объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Вот почему так важен начавшийся переход от обычной (бумажной) к машинной информации.

Выпуск различной информационной техники стад одной из новейших наукоемких отраслей производства, а ее обслуживание вызвало к жизни новые специальности – программистов, операторов и др. информатика позволяет осуществить системный поход, применять экономико-математическое моделирование.

Большое воздействие она оказывает и на размещение производства. Так, многие наукоемкие отрасли тяготеют в первую очередь к источникам хорошо организованной и разнообразной информации, как правило, находящимися в больших городах и городских агломерациях.

В наши дни уже существует глобальное информационное пространство. Большую роль в его создании играет Интернет. В США Интернетом пользуются уже 2/3 всех семей. По этому показателю они заметно превосходят Западную Европу и Японию. США также занимает первое место в мире по развитию сотовой телефонной связи.

Все большее место Интернет начинает применяться в общеобразовательных целях.

Всеобщая информатизация затронула и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика или геоинформатика. Во многих странах мира созданы мировые электронные атласы.


2. Закрепление материала.

1. Что такое НТР.

2. Назовите характерные черты и составные части НТР.

3. В чем заключается эволюционный и революционный путь развития техники и технологии?

4. Каковы главные пути развития производства?

5. Почему возросла роль управления в период НТР?


Домашнее задание: Тема 4 § 1. Блок добывания знаний и умений: задания 1

Сообщения: 1. Европейский союз (ЕС), дата образования, сколько стран входит, с какой целью образован, органы исполнительной власти, штаб-квартира.

2. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

3. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)

4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЕС)

5. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ).



МОУ «СОШ № 39» г. Рязань. Учитель географии Нехаева Е.А.

Похожие:

Урок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция). Знания iconУрок по теме «фотоэффект. Законы фотоэффекта»
Тип урока – урок изучения нового материала на основе выделения доминирующих элементов знания
Урок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция). Знания iconЛекция №8. Александр Блок
Октябрьская революция. Эту революцию лучше всех смог оценить Максимилиан Волошин именно потому, что он нашел в себе силы март и октябрь...
Урок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция). Знания icon«Плотность вещества»
Урок посвящен решению ситуационной задачи «Архимед царю помог, и тебе с того урок», в процессе решения которой учащиеся учатся применять...
Урок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция). Знания icon4. «Научно техническая и научно методическая конференция» кгта им. В. А. Дегтярева, 2003г. Тема: «Профильные классы базовая основа организации самостоятельной работы студентов»
Международных конференциях (в качестве подтверждения приложены ксерокопии тезисов, справки и программы конференций за последние три...
Урок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция). Знания iconПервая Российская революция 1905-1907 г г
Японией; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905 – 1907 гг стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности;...
Урок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция). Знания iconУрок лекция «Вирусы»
Задача: Рассмотреть особенности строения, жизнедеятельности вирусов и их значение в природе для человека
Урок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция). Знания iconЭлементы минимального содержания образования
Причины ускорения научно-технического развития. Революция в естествознании и создании ядерного оружия. Циклы социально-экономического...
Урок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция). Знания iconМатериалы строительные
...
Урок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция). Знания iconV международная научно-техническая конференция
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет мади (мгту)
Урок 17. Научно – техническая революция. ( Лекция). Знания iconДвенадцатая международная научно-техническая конференция Измерение, контроль, информатизация
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница