Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь»




Скачать 18,36 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер18,36 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4
Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»


Юридический факультет


ПОДГОТОВКА

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-24 01 02 «ПРАВОВЕДЕНИЕ»


Методические рекомендации для студентов

дневной и заочной форм обучения юридического факультета


Брест 2009


УДК 340.1+347.1+343(073)

ББК 67.0+67.404+67.408


Авторы-составители:

Кандидат юридических наук

В.В. Лосев

Кандидат юридических наук, доцент

О.А. Чичурина

Кандидат философских наук, доцент

Г.И. Займист

Старший преподаватель кафедры теории и истории

государства и права

С.А. Цюга


Рецензент

Кандидат юридических наук

Д.С. Береговцова


Печатается по решению редакционно-издательского совета БрГУ им. А.С. Пушкина


Подготовка к государственному экзамену по специальности 1-24 01 02 «Правоведение»: Метод. рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения юрид. фак. / Сост. В.В. Лосев, О.А. Чичурина, Г.И. Займист, С.А. Цюга. – Брест : Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2009. –– 40 с.


Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь», утверждённого приказом Министра образования Республики Беларусь от 27 июня 1997 г. № 356. В основу программы положены типовые, базовые и рабочие программы учебных дисциплин «Общая теория права», «Гражданское право. Часть 1» и «Уголовное право. Общая часть» для высших учебных заведений по специальности 1-24 01 02 «Правоведение», а также базовая учебная программа государственного экзамена по специальности Е1-240102 «Правоведение» (Рег. № ТД-1066/баз. от 31.01.2007). Методические рекомендации предназначены для студентов-выпускников дневной и заочной форм обучения.


© Издательство БрГУ

им. А.С. Пушкина, 2009


СОДЕРЖАНИЕ


1 Методические рекомендации……………………………………………4


2 Критерии оценки знаний и компетенций студентов

на государственном экзамене по 10-бальной шкале……………………..6


3 Пояснительная записка к программе государственного

экзамена по специальности «Правоведение» для студентов

дневной и заочной форм обучения юридического факультета

БрГУ им. А.С. Пушкина…………………………….................................13


4 Программа государственного экзамена по специальности

«Правоведение» для студентов дневной и заочной форм

обучения юридического факультета БрГУ им. А.С. Пушкина………..16


1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


В ходе подготовки к государственному экзамену по специальности и при ответе на экзамене необходимо придерживаться плана изложения существа вопроса, имеющегося в программе по каждой дисциплине, вынесенной на государственный экзамен (См. раздел IV Программа государственного экзамена по специальности «Правоведение» для студентов дневной и заочной форм обучения юридического факультета БрГУ им. А.С. Пушкина).

В программе приведены нормативные правовые акты и теоретические источники, которые следует использовать при подготовке к государственному экзамену. Студентам рекомендуется использовать, прежде всего, учебники белорусских авторов, а так же специальную научную литературу по соответствующим правовым вопросам как белорусских, так и российских авторов. Не рекомендуется использовать те учебники, которые изданы до принятия или внесения изменений в изучаемые законодательные акты, поскольку старые учебники комментируют ранее действовавшее законодательство.

Особое внимание студентам необходимо обратить на изучение нормативных правовых актов, при этом важно учитывать внесенные в последние годы изменения в законодательстве. Рекомендуется следующий порядок изучения такого рода вопросов, вынесенных на экзамен:

  1. полностью прочитать текст главы нормативного правого акта, в которой содержится рассматриваемая норма;

  2. вникнуть в содержание конкретной статьи, изучив, при необходимости, связанные с ней иные нормативные правовые акты;

  3. обратиться к соответствующим разъяснениям по применению данной нормы;

  4. изучить комментарии к ней, соответствующий раздел учебника, конспект лекции, при необходимости обратиться к дополнительным теоретическим источникам.

Сдача государственного экзамена по специальности проводится на открытом заседании ГЭК по билетам, составленным в соответствии с программой государственного экзамена.

Студентам рекомендуется ознакомиться с критериями оценки знаний и компетенций на государственном экзамене (См. раздел II Критерии оценки знаний и компетенций студентов на государственном экзамене по 10-бальной шкале), поскольку они отражают уровень требований, предъявляемых к будущим юристам при их государственной аттестации.

Оценки 4,5,6,7,8,9,10 отражают знания и компетенции выпускников соответствующие образовательному стандарту по специальности «Правоведение», оценки 1, 2,3 – как несоответствующие ему.

Результаты экзамена оцениваются коллегиально на закрытом заседании государственной экзаменационной комиссии, объявление студентам результатов экзамена по специальности проводится на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии после ответа всех студентов.

Результатом успешной сдачи государственных экзаменов по специальности и специализации и защиты дипломной работы является присвоение выпускнику профессиональной квалификации специалиста с высшим образованием в области правоведения – юрист. Подтвержденные государственной экзаменационной комиссией знания, умения и навыки, позволят будущим юристам успешно решать профессиональные и социальные задачи, соответствующие потребностям общества и государства.

При получении студентом оценок 1,2,3 на государственном экзамене он не лишается права сдавать остальные государственные экзамены, но к защите дипломной работы не допускается как получивший «неудовлетворительную» оценку. Повторная сдача государственного экзамена разрешается в течение последующих трёх лет. Перечень дисциплин, выносимых на государственные экзамены для лиц, которые их не сдали с первой попытки, определяется учебным планом, действующим в год окончания студентом теоретического курса обучения в университете. Студенты, не сдавшие хотя бы один государственный экзамен или не защитившие дипломную работу, отчисляются из вуза, им выдается академическая справка установленного образца.


2 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ

СТУДЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ

ПО 10-БАЛЬНОЙ ШКАЛЕ


При оценке знаний и компетенций выпускника необходимо исходить из следующих основных терминов:

- Системные знания – это знания, структурирующиеся в сознании выпускника по схеме: основные научные понятия – основные положения – следствия – приложения;

- Полнота знаний определяется количеством всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренных программой. Полнота допускает изолированность знаний друг от друга;

- Глубина знаний характеризует число осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися. Глубина знаний предполагает осознание существенных связей.


Баллы

Критерии оценки

Количество ошибок*: погрешности / несуществен-ные ошибки / существенные ошибки

10

(превосходно)

- Полные, глубокие, осознанные, системные, систематизированные и обобщённые знания программы государственного экзамена, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы, самостоятельно углубленные на основе расширенной информации из дополнительных источников.

- Точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы билета.

- Безупречное владение инструментарием учебных дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач.

- Выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации.

- Полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена.

- Умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по дисциплинам государственного экзамена и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин.

- Умение анализировать, обобщать излагаемую информацию, высказывать сравнительные и оценочные суждения, осуществлять творческую деятельность.

1 / 0 / 0

9

(отлично)

- Полные, глубокие, осознанные, системные, систематизированные и обобщённые знания программы государственного экзамена, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы, оперативно пополняемые из дополнительных источников.

- Точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы билета.

- Владение инструментарием учебных дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач.

- Способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в рамках программы в нестандартной ситуации.

- Полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена.

- Умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по дисциплинам государственного экзамена, сравнивать и сопоставлять различные взгляды и точки зрения на теорию и практику и давать им критическую оценку.

2 / 1 / 0

8

(почти

отлично)

- Полные, глубокие, системные и систематизированные знания программы государственного экзамена, а также по отдельным вопросам, выходящим за ее пределы.

- Использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы билета.

- Умение делать обоснованные выводы, владение инструментарием учебных дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, использовать его в постановке и решении научных и профессиональных задач.

- Способность самостоятельно решать в рамках программы сложные проблемы в стандартной ситуации.

- Достаточный уровень усвоения основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена.

- Умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по дисциплинам государственного экзамена и давать им критическую оценку.

- Умение сравнивать и сопоставлять различные взгляды и точки зрения на теорию и практику по вопросам программы.

- Проявление способности к творческому применению знаний.

3 / 1 / 1

7

(очень

хорошо)

- Полные, глубокие, системные и систематизированные знания программы государственного экзамена.

- Умение отвечать логично, последовательно, делать обоснованные выводы с использованием научной терминологии.

- Достаточно полные ответы с пояснениями, умение отвечать на дополнительные вопросы.

- Владение инструментарием учебных дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, умение его использовать в стандартной ситуации.

- Достаточный уровень усвоения основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена.

- Знание базовых теориий, концепций и направлений по дисциплинам государственного экзамена и умение проводить их сравнительный анализ.

4 / 2 / 1

6

(хорошо)

- Достаточно полные и систематизированные знания в объеме программы государственного экзамена.

- Умение отвечать с определённой степенью логичности и последовательности, с использованием научной терминологии, делать обоснованные выводы, давать пояснения и отвечать на дополнительные вопросы.

- Владение инструментарием учебных дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, умение его применять в стандартной ситуации.

- Усвоение основной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена.

- Знание базовых теориий, концепций и направлений по дисциплинам государственного экзамена и умение проводить их сравнительный анализ.

5 / 2 / 2

5

(почти хорошо)

- Знания программы государственного экзамена недостаточно полные, прочные, осознанные и носят конкретный характер.

- Недостаточно полные ответы на основные и дополнительные вопросы.

- Умение придерживаться в ответе логики и последовательности с использованием научной терминологии, делать выводы, но недостаточные умения давать дополнительные пояснения.

- Владение инструментарием учебных дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, умение его использовать в стандартной ситуации.

- Усвоение части основной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена.

- Знание базовых теориий, концепций и направлений по дисциплинам государственного экзамена, но допущение несущественных ошибок при их анализе.

6 / 3 / 2

4

(Удовлетво-рительно)

- Достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта.

- Знания несистемные, конкретные, неглубокие и неполные.

- Краткое и бессистемное изложение материала, фрагментарное использование научной терминологии, умение делать выводы с допущением несущественных ошибок.

- Усвоение части основной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена.

- Владение инструментарием учебных дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, но допущение ошибок при его использовании в решении стандартных (типовых) задач.

- Знание базовых теорий, концепций и направлений по дисциплинам государственного экзамена, но недостаточное умение их критического анализа.

7 / 4 / 3

3

(Неудовлетво-рительно)

- Недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта.

- Знания недостаточные, бессистемные, неглубокие и непрочные.

- Недостаточное знание значительной части основной литературы, рекомендованной программой государственного экзамена.

- Использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы билета с существенными лингвистическими и логическими ошибками, ответ на уровне отдельных фрагментарных знаний.

- Слабое владение инструментарием учебных дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач.

- Неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по дисциплинам государственного экзамена.

8 / 5 / 4

2


- Фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта.

- Обнаружение пробелов в знаниях по значительной части программы государственного экзамена.

- Знание отдельных литературных источников, рекомендованных программой государственного экзамена недостаточны.

- Неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок.

- Ответ на уровне отдельных бессистемных предложений.

9 / 6 / 5

1


Отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта, ответа нет, отказ от ответа, ответ не по существу вопросов билета.

10 / 10 / 10

* Ошибки принято делить на погрешности, несущественные и существенные ошибки. Погрешностями при оценке знаний и компетенций выпускников считаются неточные выражения; несущественные ошибки определяются неполнотой ответа – неточности определения понятий (неполный охват основных признаков определяемого предмета или замена одного или нескольких из основных признаков второстепенными), неточности формулировок законов, правил, принципов и основных теорий, нестаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена основных вопросов второстепенными); существенными (грубыми) ошибками считаются – подмена понятий в определениях основных понятий, формулировках законов, правил, положений теории, непонимание сущности явлений, используемых понятий, законов, теорий и области их применения, незнание фундаментальных понятий и категорий, неумение выделять главное в ответе, делать выводы и обобщения, неумение применять теоретические знания для объяснения явлений и решения практических задач.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь» iconПрограмма по дисциплине «Уголовное право. Общая часть» составлена в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь» (утв приказом Министра образования Республики Беларусь от 27 июня 1997 г.
Методические рекомендации предназначены студентам-выпускникам дневной и заочной форм обучения юридического факультета Брестского...
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь» iconГидрология типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь» iconИстория литературы русского зарубежья Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь» iconИстория русской литературы (XIX век) Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь» iconУчебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Председатель Учебно-методичес-кого объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь» iconИ продовольствия республики беларусь
Базовая программа для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 1-25. 01. 10 Коммерческая
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь» iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь» iconПеречень высших учебных заведений Республики Беларусь
Оао сбербанк «Беларусбанк» филиал №126, код 252 унп 200050321 окпо 02148014
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь» iconОбразования Республики Беларусь
...
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь» iconТеория колебаний типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-31 04 02 Радиофизика
Председатель Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница