Формирование и развитие икт-компетентности педагога в условиях введения и реализации фгос




Скачать 18,77 Kb.
НазваниеФормирование и развитие икт-компетентности педагога в условиях введения и реализации фгос
Дата03.02.2016
Размер18,77 Kb.
ТипДокументы
МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

КАМЗЕЕВА Е.Е., заместитель директора по ИТ ГБОУ МЦ ЮОУО Департамента образования города Москвы

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет реализовать необходимую модернизацию образования в соответствии с потребностями современного общества. Поддержка педагога в области ИКТ является важнейшей составляющей работы методической службы.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность педагога, дистанционное обучение.

В течение последней четверти века в большин­стве основных стратегических документов по раз­витию образования непременно упоминается о важности информатизации школы и применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Одним из важнейших факторов, определяющих саму возможность разви­тия и распространения новых информационных тех­нологий, является достижение определенного уров­ня ИКТ-компетентности педагогами современной школы.

Информационная и коммуникационная компетен­тность входят в число основных составляющих ком­петентности педагогического работника, прописан­ных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служа­щих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [1].

Требования к уровню ИКТ-компетентности педа­гогов прямо или косвенно проходят через различные разделы ФГОС НОО и ФГОС ООО. К метапредметным результатам освоения основной образо­вательной программы относится формирование и развитие у школьников компетентности в области использования ИКТ. Содержательный раздел основ­ной образовательной программы (ООП) образова­тельного учреждения включает программу развития универсальных учебных умений, в том числе описа­ние содержания, видов и форм организации учеб­ной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетентности, планируемые результаты формирования и развития компетентности обучаю­щихся в области использования информационно-коммуникационных технологий. Согласно ФГОС ин­формационно-методические условия реализации ООП общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, эффективное использование которой пред­полагает компетентность сотрудников образователь­ного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ.

Таким образом, профессиональный рост учите­ля предполагает сегодня не только развитие его ком­петентности в предметной области, но и в области использования ИКТ.

Что должен знать педагог в области ИКТ?

Согласно разработанной под руководством ведущей российской организации в области инфор­мационных технологий ФГУ ГНИЙ ИТТ «Информика» «Отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся, преподавателей, руководителей образо­вательных учреждений (всех уровней) в системе непрерывного образования» [3] был предложен двухуровневый кодификатор требований к ИКТ-компетентности педагога [2].

I. Требования к уровню компьютерной грамотности, предполагающие диагностику обучен-ности по следующим темам.

1. Основы информатики:

  1. информация и информационные процессы;

  2. информационные модели и системы.

2. Вычислительная техника:

  1. компьютер как средство обработки инфор­мации;

  2. основные устройства ЭВМ;

  3. операционные системы;

  4. сервисные программы.

3. Технология обработки информации:

a) создание и обработка текстовой информации;

  1. создание и обработка графической инфор­мации;

  1. создание и обработка числовых таблиц;

  2. создание и обработка баз данных;

i) создание презентаций, технологии мульти­медиа;

f) защита информации;

д) автоматизированные информационные системы.

4. Компьютерные сети и телекоммуникации:

  1. локальные и глобальные компьютерные сети;

  2. сетевые технологии обработки информации.

5. Алгоритмизация и программирование:

  1. алгоритмы;

  2. языки программирования высокого уровня.

6. Социальная информатика:

a) информационные процессы в обществе;

b) правовое регулирование информационной
деятельности.


МЕТОДИСТ №4 2012

35


МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

II. Составляющие ИКТ-компетентности в про­фессиональной деятельности учителя (препо­давателя) - инвариантная часть.

1. ИКТ и новые модели обучения:

  1. информационные технологии обучения;

  2. применение ИКТ во внеучебной работе.

2. Применение ИКТ в учебном процессе:

  1. использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в образовательной деятельности;

  2. использование сетевых технологий в образо­вательной деятельности;

  3. использование ИКТ для оценки знаний уча­щихся;

  1. использование средств ТСО;

i) использование ИКТ для тематического плани­рования;

f) использование ИКТ для профессиональной деятельности классного руководителя;

д) использование элементов дистанционного обучения.

Требования к уровню компьютерной грамот­ности пересекаются с примерными программами изучения дисциплин в сфере информационных технологий, элементами содержания образования по информатике в учебниках и учебных пособиях, утвержденных федеральными органами управления образованием. И было бы логично обучить педаго­гов компьютерной грамотности, и только затем перейти на второй уровень - формирование и раз­витие профессиональной ИКТ-компетентности. Это последовательный и правильный путь. Но на прак­тике этот путь едва ли осуществим для большин­ства учителей-предметников, средний возраст ко­торых уж точно за 40-45 лет и которые вынуждены осваивать ИКТ, в первую очередь, исходя из потреб­ности применения новых технологий в профес­сиональной деятельности (схема 1).

Схема 1 Возможные последовательности формирования ИКТ-компетентности разными возрастными категориями

Для обучения педагогов информационным тех­нологиям мы широко используем городские курсы повышения квалификации (МИОО, ЦИТУО и др.). Однако их явно недостаточно. И поэтому на окруж­ном уровне мы решили также поддержать педаго­гических работников в их желании освоить ИКТ. Была

продумана циклическая система обучения учителя (схема 2), включающая

  1. окружной мониторинг ИКТ-грамотности педа­гога;

  2. модульные курсы повышения квалификации по различным направлениям применения ИКТ;

  3. окружной дистанционный конкурс «Современ­ный урок (учебный модуль, внеурочное мероприя­тие) с поддержкой ИКТ» как форма повышения ква­лификации и обмена опытом.

Схема 2 Циклическая система повышения квалификации в области ИКТ



Использование дистанционных образовательных технологий для обеспечения постоянно действую­щей системы ПК - одно из стратегических направ­лений работы информационного ресурсного цент­ра округа. В связи с этим дистанционные формы обучения и общения были выбраны как для прове­дения окружного мониторинга, так и для организа­ции системы модульных курсов в области ИКТ. Инструментально мы использовали программу Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) [4]. Эта среда, изна­чально ориентированная на организацию взаимо­действия между преподавателем и его учениками в процессе дистанционного обучения, легко адап­тируется для организации дистанционных курсов по­вышения квалификации и методической поддержки учебного процесса. Так появился окружной сетевой ресурс Виртуальная школа МЦ (http://www.omc-class.ru).

Содержание окружного мониторинга, безуслов­но, опирается на кодификатор требований отрас­левой системы мониторинга. Однако формат про­ведения мониторинга выстроен под учителя, который осваивает ИКТ в направлении от второго этапа к первому, т.е. формирует общую ИКТ-компетентность, исходя из своих насущных профессиональ­ных потребностей: составить поурочное планирова-


36

Научно-методический журнал


МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ние, представить и проанализировать результаты выполнения школьниками диагностической работы, подготовить презентацию к уроку или выступлению на педсовете, поучаствовать в работе образователь­ного форума и т.д.

По отдельным темам (например, «Архитектура компьютера», «Операционная система Windows и файловая структура», «Навыки работы в сети Интер­нет» и др.) были созданы блоки тестовых заданий с выбором ответа базового уровня сложности. Для диагностики же сформированности большинства практических умений работать в программах Microsoft Office или с ресурсами сети Интернет пред­лагаются компетентностные задания: например, с помощью редактора Word составить план-конспект урока по своему предмету, включив в документ ри­сунок, таблицу, маркированный или нумерованный список и т.д.; или, например, используя ресурсы сети Интернет, создать аннотированный с гиперс­сылками список ресурсов по определенной темати­ке и др. (см. http://www.omc-class.ru/course/ view.php?id=98).

Используя результаты мониторинга, педагог со­вместно со специалистами ресурсного центра мо­жет разработать свой индивидуальный образова­тельный маршрут в рамках окружной дистанционной системы поддержки в области ИКТ. Содержание учебных модулей, входящих в окружную систему, полностью отражает требования к уровню ИКТ-ком-петентности, заложенные в мониторинг. Более того, развитие окружной курсовой системы напрямую определяется социальным заказом от образователь­ных учреждений округа.

На сегодняшний день в Виртуальной школе ок­ружного методического центра работают следую­щие модульные курсы:

  • основы информационно-коммуникационных тех­нологий и их использование в учебном процессе;

  • практический курс MS Excel;

  • создание презентаций с помощью программы MS PowerPoint;

  • учимся создавать уроки с использованием ин­терактивной доски Smart Board;

  • работа с изображениями;




  • учимся создавать задания в программе Hot Potatoes;

  • учимся работать в программе Windows Movie Maker;

  • основы работы в среде WIKI;

  • создание документов Google и технологии их использования в образовании;

  • социальные сервисы Google и технологии их использования в образовании.

Обучение в Виртуальной школе проходит с ок­тября по июнь. Дистанционное обучение дает ряд преимуществ и для учителя, и для обучающегося. Для учителя это возможность построения индиви­дуальной траектории обучения, использование

современных способов коммуникации с обучаемы­ми, автоматическое ведение статистики и отчетов об успеваемости. Для обучаемого - это, соответ­ственно, приобретение навыков работы с новыми технологиями, нацеленность обучения на личност­ные запросы, возможность включиться в работу в удобное время. Количество учителей, проходящих обучение через Виртуальную школу, непрерывно растет, что отражает тот факт, что современный учи­тель связывает свой профессиональный рост не только с расширением компетентности в своей пред­метной области, но и с ростом общепедагогических знаний, включая педагогические аспекты использо­вания ИКТ.

С 2008 года мы проводим окружной дистанци­онный конкурс «Современный урок (учебный модуль, внеурочное мероприятие) с поддержкой ИКТ». Ежегодно в конкурсе участвует 200-250 учителей из 50-60 школ округа (практически представлена каждая третья школа). Материалы, заявленные на конкурс, размещаются на страницах сетевого образовательного журнала (http://www.journal. edusite.ru) и открыты для обсуждения в течение года. И Виртуальная школа, и сетевой журнал являются приложениями к официальному сайту методического центра http://www.omc-sinergi.ru, и выйти на них можно с главной страницы сайта.

Согласно опросу конкурсантов 2012 года, пре­обладающее большинство из них (почти 85%) ис­пользовали ресурсы Виртуальной школы МЦ в сво­ей работе. Таким образом, анализируя материалы конкурса, мы можем оценить эффективность окруж­ного дистанционного обучения и запланировать но­вые курсы, семинары, мастер-классы. Для учителей участие в конкурсе - это, прежде всего, возмож­ность представить свой опыт и познакомиться с ин­тересными разработками коллег.

Результаты опроса конкурсантов

Почему стоит принимать участие в конкурсе «Современный урок с поддержкой ИКТ»?

Попробовать свои силы - сравнить свой уровень с другими педагогами - 62,2%

Чтобы повысить (подтвердить) свой профессио­нальный уровень - 56,8%

Поделиться с коллегами накопленным опытом -51,4%

Получить наградной документ для портфолио -24,3%

Требование администрации для накопления бал­лов, в связи с новой оплатой труда - 21,6%

Люблю участвовать в конкурсах - 20,3%

Анализ результатов конкурса в динамике за пос­ледние 5 лет позволяет сделать главный вывод: в работе учителей округа, активно использующих ИКТ, наблюдаются качественные изменения.


МЕТОДИСТ №4 2012 37


МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


Повысился уровень компьютерной грамотности и профессиональной ИКТ-компетентности педаго­гов. Учителя на порядок грамотнее представляют свои цифровые ресурсы. А ведь начинали мы с обу­чения элементарным навыкам работы с графи­ческой информацией. А сегодня все больше работ; заявленных на конкурс, представлены на авторских сайтах и web-страницах, созданных с помощью раз­личных программирующих сред. Учителя успешно используют как собственные разработки к уроку, так и цифровые образовательные ресурсы, разме­щенные на федеральных порталах (ФЦИОР, Единая коллекция, банк открытых заданий ФИПИ и др.).

Традиционное классно-урочное обучение сопро­вождается дистанционной поддержкой учебного процесса: размещение в сети интернет-уроков, дистанционных элективных курсов, тренажеров он­лайн и т.д. И хотя большинство конкурсных работ -это по-прежнему уроки-презентации (уроки, по­строенные для класса, оснащенного компьютером и мультимедийным проектором), тем не менее достаточно хорошо последние 2 года представлена номинация «Дистанционные курсы», «Уроки для ком­пьютерного класса» (диаграмма).

Диаграмма

Распределение конкурсных работ по номинациям



В этом году появилась новая номинация - «Учеб­но-методические пособия». Все большее количество разработок создаются группами учителей-едино­мышленников, что отражает запросы Новой школы:

сотрудничество учителей, создание профессиональ­ных сообществ и ассоциаций. Так, группой учите­лей физики округа были созданы дистанционные курсы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. Учителями О.А. Кулясовой (ГБОУ ЦО №1428) и М.Л. Ершовой (ГБОУ гимназия №1207) был создан сетевой ресурс, представляющий собой тематическое планирование курса основной школы по физике, основанное на использовании в урочной и проектной деятельнос­ти ресурсов сети Интернет (http://planirovanie7-9.narod2.ru/index.htm).

Появились проекты с использованием техноло­гий Web 2.0, которые позволяют выстроить работу учителя таким образом, чтобы доминировала само­стоятельная работа учащихся, их самоорганизация и самоконтроль. В качестве примера можно приве­сти межпредметный проект «Русское чудо - озеро Байкал» ГБОУ гимназии 1636 «Ника», организован­ный учителем информатики В.В.Савенковой (http:// chudobaikal.blogspot.com).

В заключение хочу отметить, что мы не имеем основания говорить сегодня, что применение и раз­витие компьютерных технологий приводит к повы­шению образовательных результатов школьников, но большинство учителей, широко использующих ИКТ в педагогической практике, уверенно отмеча­ют, что новые современные технологии способст­вуют росту культуры педагогического труда.

Литература

  1. Единый квалификационный справочник должно­стей руководителей, специалистов и служащих. При­ложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 593 от 14 августа 2009 г.

  2. Кодификатор требований к необходимому уров­ню информационной компетентности педагогических работников [Электронный ресурс]. URL: http:// gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/213676/642057/ 718590/738216.

  3. Система сертификации компьютерной грамот­ности и ИКТ-компетентности в сфере образования. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http:// icttest.edu.ru.

  4. Российская ассоциация пользователей Moodle [Электронный ресурс]. URL: http://www.infoco.ru.








Похожие:

Формирование и развитие икт-компетентности педагога в условиях введения и реализации фгос iconРеализация требований фгос ООО при обучении учащихся 8 класса теме: «Квадратные уравнения»
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации фгос)»
Формирование и развитие икт-компетентности педагога в условиях введения и реализации фгос iconЕ. В. Губанова Внутришкольный контроль введения фгос ноо
Работа по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (фгос ноо) требует дополнить перечень...
Формирование и развитие икт-компетентности педагога в условиях введения и реализации фгос icon«Современные подходы к преподаванию родных языков в условиях введения фгос нового поколения»
Подготовка учителей и преподавателей родных языков в области формирования у них универсальных учебных действий в изучении теоретических...
Формирование и развитие икт-компетентности педагога в условиях введения и реализации фгос iconУроках математики в условиях введения фгост
Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях введения фгост
Формирование и развитие икт-компетентности педагога в условиях введения и реализации фгос iconМетодические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо
Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального...
Формирование и развитие икт-компетентности педагога в условиях введения и реализации фгос iconПриказ №9 от 12 января 2011 года «О создании и полномочиях Совета по введению фгос нового поколения». В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения
Поручить Совету по введению новых фгос общего образования осуществление информационного, консалтингового и научно-методического сопровождения...
Формирование и развитие икт-компетентности педагога в условиях введения и реализации фгос iconПрограмма «психолого-педагогическое сопровождение введения фгос ноо второго поколения 2011-2015 г г.»
Психолого-педагогического сопровождения (коррекционной работы) в рамках введения фгос
Формирование и развитие икт-компетентности педагога в условиях введения и реализации фгос iconПояснительная записка > Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы > 2 Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) > 2 Чтение.
Формирование икт-компетентности обучающихся (метапредметные результаты) 2 Русский язык
Формирование и развитие икт-компетентности педагога в условиях введения и реализации фгос iconТеоретическое обоснование икт технологии представляю педагогический опыт по теме: Формирование профессиональных компетенций обучающихся на
Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках теоретического обучения профессионального цикла на основе реализации...
Формирование и развитие икт-компетентности педагога в условиях введения и реализации фгос iconСетевое взаимодействие участников образовательного процесса как форма реализации профессиональных задач
Организационно-методической особенностью в условиях современного сетевого взаимодействия является реализация модульных образовательных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница