Состояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа




НазваниеСостояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа
Дата03.02.2016
Размер26,9 Kb.
ТипДокументы
Состояние и продуктивность учебно-
методической работы в 2011-2012 учебном году


Цель анализа: определить уровень и продуктивность учебно-методической работы, ее роль в процессе включения педагогического коллектива как в инновационный поиск, так и в режим функционирования.

Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного педагогического опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения функционирования образовательного процесса.

Учебно-методическая работа в 2011-2012 учебном году была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышение уровня профессионального саморазвития учителей, проектирование и реализацию авторской системы работы, выполнение инновационных проектов.

Средствами информационно-деятельностной парадигмы решены задачи, связанные:

– с дальнейшим формированием знаниевого фонда персонала, необходимого и достаточного для его включения в режим развития и осуществления инновационной деятельности с позиций компетентностного образования;

– развитием креативности педагогов, обеспечивающей выход в деятельностный режим;

– организацией предпрофильной и профильной подготовки, ориентированной на самоопределение учащихся в отношении профилирующего направления собственной деятельности;

– выстраиванием учителем индивидуальной методической системы на основе собственного опыта;

– проведением мониторинга результативности работы педагогов

- организацией рейтинговой оценки педагогической деятельности.

Целеполагание определило содержание и формы научно-методической работы, состояние и продуктивность которых будет рассмотрена через основные блоки деятельности:

– обучение и развитие кадров;

– выявление, изучение, обобщение и распространение ценного педагогического опыта;

– создание собственных учебно-методических разработок.

Таблица

Вид
деятель-
ности

Описание
деятельности

Оценка деятельности
с указанием факторов

Выявленная проблема

+



1

2

3

4

5

Обучение и развитие кадров

Самообразование.

Остается в современных условиях одним из основных способов повышения квалификации. Все педагоги школы в самоанализе своей деятельности в 2011-2012 учебном году указали темы самообразования, используемые средства и результат работы. Источниками самообразования являются методическая литература, учебные пособия, продукты информационных ресурсов. В ходе самообразования происходит реализация таких особенностей активной деятельности учителя, как:

а) самостоятельный поиск идей и знаний для решения своих профессиональных проблем;

б) приобретение новых знаний для решений личностно значимых задач в удобное для себя время;

в) естественное встраивание нового знания в индивидуальный стиль деятельности;

г) профессионально грамотно были представлены отчеты по самообразованию (Солодухина Л.П., Суслина А.Н., Прокопчук Т.Н., Бахтина О.В.)

Самообразование было направлено на дальнейшее формирование знаниевого фонда педагогических кадров. Выполнению задачи способствовали факторы:

а) планирование работы по организации самообразования на школьных мет. объединениях;

б) организация для учителей обзоров учебной и научно-методической литературы;

в) возможность работы с электронными ресурсами в сети Интернет;


Вместе с тем недостаточно широко использовался потенциал электронных ресурсов медиатеки
, сети Интернет в 2011-2012 учебном году в связи малым количеством проекторов и инертностью учителей.

Саморазвитие и самообразование персонала в современной информационно-деятельностной парадигме требует формирования ИКТ- компетентности педагогов, способных грамотно ориентироваться в информационном пространстве.в новом учебном году необходимо создавать условия для информационного сопровождения педагогов средствами электронных ресурсов и активизации использования ИКТ на уч. занятиях.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5




Работа с периодической печатью: школа предоставляет возможность учителям изучить материалы предметных приложений к газете “Первое сентября”, 50% педагогов зарегистрированы на сайте.

Учителя имеют возможность:

– познакомиться и изучить ценный опыт преподавания коллег;

– своевременно изучить нормативные документы Министерства образования РФ;

– апробировать идеи коллег в собственной деятельности

Причинами востребованности материалов являются: актуальность их содержания, возможность применения в собственном опыте, а также планомерная работа школьных мет. Объединений по изучению информационно-нормативных и методических материалов

Однако, анализ ситуации показал низкий уровень владения нормативными документами по аттестации и награждению пед. кадров у некоторых учителей.

На первых заседаниях ШМО провести мет. чтения по данным темам и организовать обсуждение данных материалов в ПсС.




Обучение вне рабочего места прошли 20 чел. Из них 9 чел на базе Шушенского ИМЦ, 11 чел. В г. Красноярске. Еще 11чел. Прошли курсовую переподготовку дистанционно ( кл. руководители)

Профессиональное обучение с целью повышения квалификации стало источником новых знаний и общения с коллегами. Оно позволило учителю раздвинуть локальные рамки своей работы и предъявить ее на более высоком
(за пределами школы) уровне

Повышение квалификации педагогов стабильно. Достижению задачи способствовали факторы:
– личная заинтересованность педагогов;

– мотивирован-ность на умение решать новые профессиональные задачи;

– возможность обучения через деятельность;

– информационно-методическая и дидактическая поддержка обучения (пакет учебных материалов);

– работа на результат – презентацию учебных проектов;

– работа в группах;

– наличие перспективного плана курсовой подготовки кадров;

– своевременное ознакомление кадров с планом курсовых мероприятий;

– востребованность получаемых знаний для выполнения

Сдерживающим фактором повышения квалификации вне рабочего места является материальный фактор: вычет дней курсовой подготовки из льготного стажа и уменьшение оплаты труда

Тем не менее обновление качества образования как ключевой позиции про-
граммы модернизации российского образования невозможно без развития профессионально-личностной компетентности педагогов, одним из средств которого является










профессиональных задач;

– проведение диагностики определения потребности персонала в повышении квалификации




обучение на профессиональной базе







Методические семинары в 2011- 2012 учебном году проводились по темам “Новое качество образования: теория и практика” и “Организация познавательной деятельности учащихся как педагогическое средство достижения новых образовательных результатов”, « Введение ФГОС». Семинары имели практико-ориентированный характер. Проводимые в активной форме, они нацеливали педагогов на использование как содержательной части, так и методов форм проведения в практической форме

На основе анализа ответов учителей сделан вывод о высокой эффективности методических семинаров, т. к. а) по содержанию они соответствовали актуальным вопросам организации учебно-воспитательного процесса; б) имели ярко выраженную практическую направленность, а значит, способствовали развитию профессиональной компетенции педагогов; в) проводились в технологии обучения в группе; г) работа на семинарах была ориентирована на разработку методического продукта по теме обсуждения




Обучение персонала в деятельности послужит гарантом обновления методической работы как необходимого условия достижения нового качества образовательной подготовки учащихся, в связи с чем необходимо продолжить практику проведения методических семинаров по программе “Новый педагогический профессионализм” в интерактивной форме




Семинар по теме 1 “Развитие критического мышления учащихся” был проведен в форме компьютерной презентации и получил высокую оценку педагогов школы.

Успешность проведения обеспечили:

– нестандартная форма;

– потенциал компьютерных технологий;

– качество содержания




Использование только традиционных технологий затрудняет процесс обновления качества образования, по-
этому следует шире










В новом учебном году планируются творческие группы в рамках инновационной деятельности: Проектное образование(Зыкова Н.В.) Организация уч. занятий на основе индивидуального уч. маршрута(Щербина О.А.)
, Организация ФГОС в нач. классах. Ин. Яз.(Шадрина И.А.)




применять эффективные технологии нового поколения, в число которых входит технология развития критического мышле-
ния учащихся

Освоение учителями школы ценного опыта, обобщение собственного опыта работы

Взаимопосещение уроков

а) по плану работы школьных методических объединений

б) проведение мастер-классов в рамках научно- практической конференции в) в рамках работы районных методических объединений


Одной из форм обогащения предметного собственного опыта работы является взаимопосещение уроков т. к а) это возможность глубокого предметного анализа урока, б) первая ступень апробации методического новшества, в) вариант практического выхода темы кафедры. В 2011-2012 учебном году проведены 5 таких уроков и мастер-классов учителями ( Зыкова Н.В., Прокопчук Т.Н., Евсеева Е.Ю., Суслина А.Н. Уроки и мастер-классы проведены на высоком содержательнометод. уровне, что соотв. представлениям педагогов о собственном положительном опыте и высокой квалиф.

Существенным недостатком в работе кафедр является невыполнение запланированных мероприятий, в частности, открытых уроков. Среди негативных причин выделим:

– формальный подход к планированию мероприятий на школьных мет. объединениях;

– уровень “ответственности” отдельных педагогов;

– слабый контроль руководителей ШМО за исполнением плана

Продуктивность работы ШМО зависит от качества контрольно-оценочной деятельности их руководителей.

В 2011-2012 учебном году следует усилить контроль по вопросу выполнения планов ШМО.

























Открытые уроки проводились. Успех уроков обеспечили следующие факторы:

– коммуникативно-ориентированный подход в обучении;

– высокий уровень профессиональной компетенции педагогов;

– использование инновационных приемов и техник




Развитие профессионально-лич-
ностной компетентности педагогов невозможно в ситуации “ло-
кальной закрытости”, следовательно,проведение семинаров на школьном и районном уровнях – необходимое условие становления профессионализма учителя, с одной стороны, а посещение таких уроков как фактор повышения квалификации, с другой







Создание Книги продуктивного опыта педагогов с

указанием темы опыта, перечнем представленных материалов и результативностью опыта

«Золотые россыпи школы», представление 3х статей( Шадрина И.А.,
Щербина О.А., Бахтина О.В.,) в краевой сборник по ИОСО к 15-летию комплекса.

Книга содержит описание опыта 8 педагогов высшей и первой квалификационных категорий. Опыт педагогов складывается благодаря участию их в инновационной деятельности, сложившейся системе выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта

Отдельные педагоги испытывают затруднения в формулировании темы опыта работы, т. к.
а) слабо владеют методологией определения системности опыта;
б) не имеют технологич. инструментов для изучения и обобщения индивидуальн. опыта

С целью снабжения инструментарием выявления, изучения и обобщения собственного опыта провести в новом учебном году семинар-практикум по теме ППО






Учителями было продемонстрировано умение обобщить свой собственный опыт, выявляя положит. и отриц. с последующей коррекцией. В процессе описания опыта работы происходило формирование и развитие умений целеполагания, отбора материала, аналитических умений. Успешности факта обобщения опыта работы способствовали:
– уровень умений педагогов;
– обучение на курсах ВГИПК и ПРО;
– специальные способности учителей с точки зрения новой парадигмы метод. Работы

-сотрудничество




Обобщение опыта работы в новом учебном году целесообразно проводить не только в традиционном варианте, но и с использованием новых форм и процедур
(в частности, привлекая потенциал новых информационных технологий)




Участие в профессиональных конкурсах.

Создание собственных методических разработок

В 2-11-2012 уч. году молодой специалист,
учитель математики Суслина А.Н. приняла участие в районном конкурсе «Учитель года».


В конкурсе ПНПО приняли участие 6 педагогов и получили хорошие рейтинговые баллы:

Солодухина Л.П.

Прокопчук Т.Н.

Евсеева Е.Ю.

Зыкова Н.В., Ермолаев А.М., Богуцкий А.Е.В Победителями краевого тура ПНПО 2011г.стали Зыкова Н.В., Богуцкий А.Е По итогам федерального конкурса 2011 и 2012гг два педагога являются дважды обладателями премии президента (100 и 200тыс)

Шадрина И.А. и Богуцкий А.Е.


Создание собственных методических разработок свидетельствует об уровне компетентности учителей, а представление работ на конкурс является показателем возможности учителя работать в режиме развития и получать (что мотивационно очень важно) моральное и материальное стимулирование

Интерес вызвал конкурс компьютерных презентаций, направленный на дальнейшее профессиональное развитие педагогов и осмысление ими своей деятельности средствами информационных технологий




Учитывая положительный опыт участия учителей в конкурсах, следует продолжать работу по их вовлечению в творческую деятельность с целью наработок собственных методических продуктов.

В 2012-2013 уч. году с целью популяризации информационных технологий провести во второй раз конкурс презентаций учителей в номинациях согласно положению о школьной научно-практической конференции.


Как вариант презентации собственного опыта предоставить учителям возможность публикации своих материалов на официальном сайте школы
, создание личных вебстраниц.

Окончание табл.


Особое место в целеосуществлении проекта деятельности учебно-методической работы принадлежала методическому совету и школьным методобъединениям и творческим группам. В течение 2011-2012учебного года на заседаниях ШМО рассматривались вопросы учебной, методической и инновационной работы, обсуждалась деятельность ШМО, утверждались рабочие программы, проведение научно-практической конференции, организация исследовательской работы учащихся, параметры и критерии рейтинговой оценки пед. деятельности. Решением методического совета были утверждены структура портфолио, программа учебно- методической работы, рейтинг педагогов.

Деятельность ШМО строилась в строгом соответствии с планом МС, отражая в своем содержании работу по реализации задач на 2011-2012учебный год.

Проверка планов работы ШМО показала, что руководители ШМО затруднены в выполнении проблемно-ориентированного анализа работы, в связи с чем был проведен методический практикум по теме “Методология проблемного анализа деятельности”.

Важным направлением совместной работы учебно-методического совета и ШМО стала в 2011-2012учебном году деятельность по введению ФГОС в начальном звене согласно плану-программе методического сопровождения введения ФГОС 2010-2013гг.Результаты диагностики готовности учителей начальных классов к введению ФГОС выявили:

  • средний уровень когнитивной готовности педагогов по причине их поверхностного знакомства с новыми нормативными доку­ментами;

  • средний уровень мотивации педагогов к введению ФГОС по причине предпочтения стереотипных стратегий деятельности;

  • неадекватную самооценку педагогов по причине недостаточного уровня развития у них рефлексивных навыков.

В рамках реализации этапа планирования работы прошло заседание научно-методического совета, целью которого было составление перечня изменений в образовательной системе школы, необходимых для успешного введения федеральных государственных образовательных стандартов в начальном звене. Перечень изменений стал причиной корректировки программы научно-методического сопровождения образовательного процесса, создания плана работы кафедры начальных классов на период введения ФГОС (приложение 4), а также планов саморазвития учителей, которые они составляли на основе примерного плана разработки программы саморазвития педагога (приложение 5). В приложении 6 представлен примерный план саморазвития педагога.

Основной этап проекта включал в себя реализацию планов работы ШМО начальных классов и планов саморазвития педагогов. При составлении планов саморазвития обязательным мероприятием было проектирование рабочих программ учебных предметов (курсов) в соответствии с ФГОС. Учи­телям было предложено воспользоваться планом разработки рабочей программы учебного предмета (курса) (приложение 7).

Итоговый этап работы был посвящен повторной диагностике готовности педагогов начального звена к введению и реализации ФГОС, анализу итогов реализации ФГОС в 1-х классах. Анализ первого года введения ФГОС в начальном звене представлен в приложении 8.

Разработка позиций рейтинга педагогов на основе результативности педагогической работы стала еще одним важным моментом в деятельности методсовета. Рейтинг оказал позитивное влияние на самосознание и мотивацию учителей, т. к. позволил объективно оценить вклад каждого учителя в развитие образовательной среды школы.По итогам учебного года каждый член ШМО выполнил самоанализ своей деятельности за 2011-2012 учебный год.

В блоке “Повышение квалификации” (“знаю”) все учителя указали тему курсовой подготовки или тему самообразования. Среди профессиональной литературы, оказавшейся полезной в профессиональном плане, указывались приложения к газете “Первое сентября”, материалы по подготовке учащихся к ЕГЭ, ГИА, методическая литература. Учителя также имели возможность получения информации через Интернет.

В блоке “Участие в системе МР (“учусь”) среди событий, сыгравших значительную роль в повышении качества работы, были указаны:

– аттестация – 20 % учителей;

– мероприятия районного и городского уровня – 20 %;

– курсы “Интернет-технологии” – 6 %;

– семинары – 32 %;

– уроки и мероприятия – 10 %.

Самым востребованным из методических семинаров в лицее оказался семинар и на его основе проведенный педагогический совет “Новое качество образования: запросы, состояние, перспективы” – 45 %. Семинар-резюме “Технология развития критического мышления учащихся” с использованием компьютерных технологий отметили 51 % учителей. Семинар по теме “Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке как условие качества усвоения учебного материала” признан методически полезным 68 % учителей. Самыми удачными уроками и мероприятиями в 2011-2012учебном году, по мнению учителей, оказались мастер-классы: Прокопчук Т.Н., Зыкова Н.В., Евсеева Е.Ю.

В блоке “Обобщение собственного опыта деятельности” (“умею”) среди методических методов (приемов, техник, форм), освоенных в учебном году учителем были указаны:

• проект как форма деятельности – 30 % учителей;

• приемы технологии критического мышления – 38 %;

• создание проблемной ситуации;

  • ИОП ученика

  • Организация ИОУЗ

Выводы:

В течение 2011-2012 учебного года проходило дальнейшее формирование знаниевого фонда персонала, развития профессиональных коипетентностей необходимых для его включения в режим развития средствами:

а) информационного сопровождения педагогических работников;

б) сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы;

в) использования потенциала интерактивной деятельности;

г) освоения учителями наиболее ценного опыта своих коллег;

д) курсовой подготовки и самообразования по индивидуальным темам;

• проводилась работа по созданию информационно-креативной среды, дающей возможность каждому учителю реализовать свой творческий потенциал в учебной и внеклассной деятельности.

Осуществлялся мониторинг результативности работы педагогов. По итогам года.

В следующем учебном году следует:

1. Продолжить работу по основным направлениям МР (организационному, технологическому, информационному и контрольно-оценочному).

2. Развивать механизм включения педагогов в деятельностную парадигму.

3. Совершенствовать организацию ИОУЗ на основе индивидуальных маршрутов учащихся и использованию ресурсов Интернет;

4. Совершенствовать мет. сопровождение ФГОС в нач классах на основе плана-программы мет. сопровождения введения ФГОС до 20 13 года.

5.Обеспечить готовность педагогов среднего звена к введению ФГОС.

6. Совершенствовать мониторинг результативности работы педагогических работников в форме рейтинга.

Похожие:

Состояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа iconАнализ методической работы моу «Дашковская сош» в 2011/12 учебном год
Работа педагогического коллектива над единой методической темой и инновациями в 2011/2012 учебном году
Состояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа iconАнализ методической работы моу рсош №38 за 2011-2012 учебный год
В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив работал над методической темой «Совершенствование педагогического мастерства через...
Состояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа iconАнализ воспитательной работы в 2011-2012 учебном год
В 2011 – 2012 учебном году определена цель и задачи воспитательной работы; пути реализации этих задач, основные направления воспитательной...
Состояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа iconАнализ работы методической службы мбоу сош №92 городского округа город Воронеж за 2011 2012 учебный год
Педагогический коллектив школы в 2011-12 учебном году работал над методической темой: «Личностно-ориентированный подход – путь к...
Состояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа iconПлан методической работы по введению фгос в моу «Глубоковская средняя общеобразовательная школа» в 2011-2012 учебном году
Цель: обеспечение научно-методических условий для качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта...
Состояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа iconАнализ методической работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска средней общеобразовательной школы №23 за 2011-2012 учебный год
Выявление степени реализации поставленных перед педагогическим коллективом целей совершенствования образовательной и воспитательной...
Состояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа iconАнализ учебно воспитательной работы гбоу сош №5 им. А. Кунанбаева за 2011 2012 У. Г. Байконур, 2012 г. В 2011 2012 учебном год
В 2011 2012 учебном году в гбоу сош №5 им. А. Кунанбаева обучалось всего 1035 учеников, из них 374 учащиеся начальных классов (14...
Состояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа iconАнализ методической работы Стрелецко Высельского филиала моу «Михайловская средняя общеобразовательная школа №2» за 2011 2012 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной...
Состояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа iconАнализ методической работы Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» города Краснокаменска за 2010-2011 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности работы методической службы в школе и ее роли в условиях модернизации образования
Состояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа iconТемы, рассматриваемые на курсах и семинарах в випкро темы, предлагаемые для рассмотрения
Организации методической работы с учителями начальных классов в 2011-2012 учебном году
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница