«Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» кафедра дошкольной педагогики




Скачать 29,53 Kb.
Название«Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» кафедра дошкольной педагогики
Дата03.02.2016
Размер29,53 Kb.
ТипДокументы
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г.Короленко»


КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ


УТВЕРЖДАЮ: ПРИНЯТО

Первый проректор на заседании кафедры

_______________М.А.Бабушкин Протокол № 3 от 17.10.2012


СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета _____________Л. В. Корнейчук

Зав. кафедрой ________________Н.В.Кущ


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРАКТИКУМ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ»


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 050100 Педагогическое образование


ПРОФИЛЬ: Дошкольное образование

Дополнительное образование


г.Глазов 2012

Опись содержания учебно – методического комплекса дисциплины

«ПРАКТИКУМ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(уровень подготовки – бакалавриат)

Автор – разработчик УМК: Е.В.Новикова, доцент кафедры дошкольной педагогики






Состав УМК



Формат и место нахождения контента


печатный



электронный

Диск с

электронным

вариантом

Адрес документа

на сайте института

1.

Учебная программа

Кафедра дошкольной педагогики каб. 212,

3 корпус ГГПИ

Кафедра дошкольной педагогики каб. 212,

3 корпус ГГПИ




2.

Рабочая программа

Кафедра дошкольной педагогики каб. 212,

3 корпус ГГПИ

Кафедра дошкольной педагогики каб. 212,

3 корпус ГГПИ




Учебно - методические материалы

3.1.

Планы семинарских занятий




Каб. 211, 3 корпус

ГГПИ

Каб. 211, 3 корпус ГГПИ




3.2.

Методические рекомендации по выполнению заданий к семинарам




Каб. 211, 3 корпус ГГПИ







3.3.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы




Каб. 211, 3 корпус ГГПИ







3.4

Дополнительные материалы папки с портфолио, презентации, альбомы, репродукции картин и.др.




Каб. 103 и 105, 3 корпус ГГПИ









МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г.Короленко»


Педагогического и художественного образования

(факультет)

Утверждена

на заседании Совета факультета ПиХО

«28»ноября 2012 г. протокол № 3


Декан факультета _______________ / Л.В.Корнейчук


Рассмотрена

на заседании кафедры дошкольной педагогики

«17» октября 2012 г., протокол № 3


Заведующий кафедрой_____________ / Н.В.Кущ


Учебная программа дисциплины

Практикум по изобразительной деятельности

(название дисциплины



Уровень основной образовательной программы

бакалавриат

Учебный план по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование*

Профиль……………………………………………..

Дошкольное образование

Дополнительное образование

Форма обучения …………………………………….

очная

Кафедра… ……………………………………………

Дошкольной педагогики

Семестр…………………………………………..

2















Автор – разработчик программы: / Е.В.Новикова


Рецензент:: / Т.Б.Хорошева, кпн, доцент

Глазов 2012


1. Пояснительная записка


1.1. Цель и задачи изучения дисциплины - развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

  • обеспечить подготовку будущей профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования;

  • сформировать у студентов представления о видах и жанрах изобразительного искусства, его особенностях, функциях, средствах выразительности.

  • выработать навыки анализа произведений разных видов и жанров.

  • выявить общее и особенное в разных видах изобразительного искусства

1.2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина относится к профессиональному циклу его вариативной части, профиль 2 «Дополнительное образование», включает 3 зачетные единицы, 108 часа, дисциплина изучается во 2 семестре. Изучаемая дисциплина находится в логической и содержательно-методической связи с такими дисциплинами раздела вариативной части профессионального цикла, как Теория и технология изобразительного творчества детей, Теоретические основы творческой деятельности детей, Народные художественные промыслы и декоративно- прикладное искусство в практике дополнительного образования

1.2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Дисциплина «Практикум по изобразительной деятельности» входит вариативную часть профессионального цикла дисциплин (Б3); индекс по учебному плану П 2. 3.4.4

Объем дисциплины 3 зачетных единиц, 108 часов, из которых 54 часов аудиторной нагрузки, 54 часов – самостоятельной работы студентов.


Таблица: Структура, объем и виды учебной работы по дисциплине

Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы⃰

Часы

Общая трудоемкость

3

108

Семестр 2

Трудоемкость







Аудиторные занятия (всего)

1,5

54

В том числе:

Лекции







Лабораторные работы




Практические занятия / Семинары




44

КСР




10

Другие виды аудиторной работы

-




Самостоятельная работа (всего)

1,5

54

В том числе:

Подготовка реферативных сообщений, рецензий, аннотаций статей о видах, жанрах, выразительных средствах изобразительного искусства

1

36

Составление искусствоведческих рассказов о творчестве художников- иллюстраторах детских книг

0,5

18

Анализ картин разных жанров

1

36

Подготовка презентаций

0,5

18

Ведение информационного блокнота







Вид промежуточной аттестации - зачет









1.2.2. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП

Наименование обеспечиваемых дисциплин

Индекс по учебному плану

Семестр

Раздел дисциплины (модуль/раздел/тема тематического плана)




1

2

3

4

5







Теория и технология развития детской изобразительной деятельности

Б3.3.4.6.

3,4

М 1

Т.2

М 2, т. 1

М.2,т 1, т.2

М3.т1.

М.3, т 1.







Детская литература

Б3. 3.3.2.

1,2













М3, т 1,2







Теория и технологии развития речи детей

Б3.2.3.1.

3,4




М.2, т.1,2







М3 т.1,2







Дошкольная педагогика

Б3.221

3,4







М2,т.1,2















1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции выпускника в дисциплине, требования к уровню их освоения.

Индекс

компетенции

по ФГОС

Содержание компетенции

Требования к уровням освоения

Знает

(З-1, З-2, З-3)

Умеет

( У-1, У-2, У-3)

Владеет

В-1, В-2, В-3)

ОК 1

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Цель и задачи курса, основные понятия (З-1)

Основные категории искусствоведческого языка (З-2)

Ценностные основы ознакомления детей с изобразительным искусством (З-3)

Оперировать основными понятиями курса (У-1)

Анализировать информацию искусствоведческого характера (У-2)

Применять искусствоведческие знания при анализе художественных произведений (У-3)

Навыками составления искусствоведческого рассказа (В-1)

Технологиями выполнения практических заданий (В-2)

Способами анализа произведений различных видов и жанров изобразительного искусства (В-№)


ОК 3

Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

Значение ознакомления детей дошкольного возраста с произведения ми произведений декоративно – прикладного искусства удмуртов (З-1)

Основные общечеловеческие ценности, заложенные в замыслах художественных произведений разных эпох и народов (З-2) Теоретические основы видов и жанров изобразительного искусства (З-3)


Уметь использовать полученные теоретические знания при анализе произведений русских и зарубежных авторов (У-1)

Определять взаимосвязи общечеловеческих ценностей культуры и содержания произведений предназначенных для детского восприятия (У-2)

Определять признаки профессионального искусства при отборе художественных произведений для ознакомления детей дошкольного возраста (У-3)

Способами применения искусствоведческих категорий (В-1)

Навыками анализа произведений разных жанров(В-2)

Навыками рефлексии и самоконтроля при соотнесении своей личностной культуры и окружающими (В-3)

ОК 9

Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

Способы хранения, переработки информации об изобразительном искусстве (З-1)

Современные информационные технологии, используемые в образовании (З-2)

Способы профессионального самопознания и саморазвития (З-3)

Использовать при подготовке к практическим занятиям современные образовательные ресурсы (У-1)

Учитывать в педагогическом процессе современные способы поиска информации (У-2)

Использовать современные информационно – коммуникационные технологии в процессе образовательной деятельности (У-3)

Навыками самостоятельного поиска и обработки информации (В-1)

Способами ориентации в профессиональных источниках информации (В-2)

Способами совершенствования профессиональных знаний и умений (В-3)

ОК 14

Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к культурному наследию

Ценностные основы образования и профессиональной деятельности (З-1)

Тенденции развития мирового изобразительного искусства (З-2)

Особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества (З-3)

Выбирать произведения для анализа, учитывая культурные и национальные особенности авторов (У-1)

Уважительно относиться к художественным традициям народов Удмуртии (У-2)

Планировать работу с детьми при ознакомлении с изобразительным искусством, учитывая их индивидуальные особенности (У-3)

Способами совершенствования профессиональных компетенций (В-1)

Навыками восприятия культурного наследия (В-2)

Навыками анализа мировоззренческих проблем (В-3)



1-уровень освоения (репродуктивный) – «удовлетворительно»;

2-й уровень (продуктивный) – «хорошо»;

3-й уровень (творческий) – «отлично».

2. Содержание дисциплины по разделам (модулям)


Модуль 1. Виды и жанры изобразительного искусства

Раздел 1. Виды изобразительного искусства..

Содержание раздела: Цель и задачи курса, основные понятия. Значение ознакомления детей с изобразительным искусством. Характеристика видов искусства: архитектуры, скульптуры живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, дизайна, как разновидности художественного конструирования..

Раздел 2. Жанры изобразительного искусства

Содержание раздела: Основные характеристики жанров, доступных для восприятия детей дошкольного возраста: портрет, пейзаж, натюрморт анималистический ,бытовой.

Модуль 2 Основные выразительно- изобразительные средства разных видов изобразительного искусства

Раздел 3. Живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство

Содержание раздела: Понятие термина «выразительное» средство,» изобразительное» средство. Характеристика средств выразительности в разных видах и жанрах изобразительного искусства.

Раздел 4. Анализ произведений живописи разных жанров .

Содержание раздела: Особенности и последовательность анализа портретной, пейзажной живописи, жанровой картины, натюрморта.

Модуль 3. Художники- иллюстраторы детских книг

Раздел 5. Детская книжная иллюстрация, как разновидность графического искусства.

Содержание раздела: Значение книжной иллюстрации в развитии детей дошкольного возраста. История детской книжной иллюстрации, и ее характерные особенности Иллюстрация, как разновидность изобразительного искусства

Раздел 6. Особенности творчества художников-иллюстраторов детских книг

Содержание раздела: Особенности творческой манеры художников иллюстраторов Ю.А. Васнецова, В.В.Лебедева, А.Ф.Пахомова, В.М.Конашевича, Е.И.Чарушина, Е.М.Рачева, Ю.Д.Коровина. В.А.Сутеева. и др. Анализ иллюстраций современных художников-иллюстраторов детской литературы.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Методические рекомендации для преподавателя

Для эффективного усвоения дисциплины мы рекомендуем: 1. Распределить ее содержание в определенной последовательности. На наш взгляд, целесообразно начать изучение дисциплины с модуля «Виды и жанры изобразительного искусства», что позволит студентам понять цели и задачи курса, изучить основы изобразительного искусства, так как в этом модуле рассматриваются основные характеристики видов искусств таких как: архитектура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, дизайн, как разновидность художественного конструирования. Знания основ изобразительного искусства позволяет формировать у будущих педагогов определенный уровень художественного восприятия, необходимый каждому, работающему с детьми..

2 Изучение Модуля 2 – «Основные выразительно-изобразительные средства разных видов изобразительного искусства» даст возможность понять основные элементы искусствоведческого языка, научиться понимать замысел художника. Овладев необходимыми элементами искусствоведческого языка, студенты смогут анализировать картины разных жанров, готовить презентации о творчестве художников, скульпторов, архитекторов, художников-графиков. .

3. Модуль - «Художники-иллюстраторы детских книг» позволяет студентам более подробно изучить графическое искусство, познакомиться с особенностями творческой манеры известных детских художников-графиков советского периода и современности. В дальнейшем, при изучении дисциплины «Теория и технология развития детской изобразительной деятельности» и «Теоретические основы творческой деятельности детей» студенты смогут применить свои знания по основам изобразительного искусства при ознакомлении с изобразительным искусством детей дошкольного возраста, формируя у детей эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Методические рекомендации:

1. Несмотря на то, что по учебному плану в практикуме не предусмотрен лекционный материал, тем не менее студенты готовят на занятия теоретический материал в виде рефератов. Сообщений о виде или жанре искусства, иллюстрируя свое выступление видео и фотоматериалами, цветными репродукциями.

2. Темы теоретические и практические должны иметь тематическое совпадение. Например, сообщение о виде искусства — архитектуре, иллюстрируется видео презентацией о ее разновидностях: жилищной, общественно-гражданской, промышленной, мемориальной, декоративной и т.д.

3.На практических занятиях студенты смотрят видеоматериалы из серии «Третьяковская галерея», а затем самостоятельно анализируют картины разных жанров по предложенной схеме. Просмотр видео о Русском музее, Эрмитаже позволяет систематизировать знания студентов о музеях мира, о разновидностях мировой художественной культуры..

4. Самостоятельная работа связана не только с подготовкой сообщений и презентаций, но и с посещением выставочных залов музеев, художественного салона, мастер- классов.

5. По итогам практикума, студенты должны уметь анализировать картины разных жанров, скульптуру малых форм, книжные иллюстрации, понимать средства выразительности разных видов изобразительного искусства.


  1. Общие методические рекомендации для студентов

1. Посещать лекционный курс; активно включаться в дискуссии, обсуждая проблемные вопросы.

2. Использовать предложенную литературу и рекомендации преподавателей для подготовки к практическим занятиям.

3. Выполнять задания по самостоятельной работе, пользуясь методическими рекомендациями (рекомендации прилагаются), консультироваться у преподавателя.

Виды самостоятельной работы:


Подготовка реферативных сообщений о видах, жанрах, выразительных средствах изобразительного искусства

Составление искусствоведческих рассказов о творчестве художников - иллюстраторах детских книг

Анализ картин разных жанров

Написание рецензий

Ведение информационного блокнота



5. Лабораторные работы не предусмотрены учебным планом


6. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  • Оборудованные учебные аудитории

  • Видеоматериалы из серии "Третьяковская галерея", "Музеи мира", "Эрмитаж", "Русский музей", "Оружейная палата".

  • Репродукции картин разных жанров.

  • Сказки с иллюстрациями известных художников-графиков.


7. Рекомендуемая основная литература


1. Верделли, А.Я. Искусство рисунка / А.Я. Веделли.- М.: Эксмо, 2011.

2. Виппер, Б.П. Статьи об искусстве / Б.П. Виппер.- М.: Изобразительное искусство, 2003.

3. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств / П.П. Гнедич.- М.: Изобразительное искусство, 2008.

4.Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств.. Вып.3. Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века / Н.А. Дмитриева.- М.: 1992 .

5. Искусство. Современная иллюстративная энциклопедия. Под ред. Горкина А.П.-М.: Росмэн, 2007.

6.Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика. Дошкольного образования / Т.Г.Казакова.- М.:2008.

6. Пантелеева, Л.В. Музей и дети / Л.В. Пантелеева.- М.: Карапуз, 2006.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Беда, А.М Средства выразительности в живописном искусстве / А.М. Беда.- М.: Искусство, 1989.

2. Глоцер, В. Художники детской книги о себе и своем искусстве / В.Глоцер.- М.: 1989.

3. Доронова, Т.Н.Дошкольникам о художниках детской книги (из опыта работы) / Т.Н.Доронова.- М.: Просвещение, 1991.

4. Куренкова, Р.А. Эстетика: Учеб. для студентов вузов / Р.А. Куренкова.- М.: Владос, 2006.

5. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский.-М.: Просвещение,1987.

6. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд / Ю.А. Полуянов.- М.: Вита – пресс, 2003.

Похожие:

«Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» кафедра дошкольной педагогики iconФгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»

«Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» кафедра дошкольной педагогики iconРабочая программа дисциплины Детская литература
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
«Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» кафедра дошкольной педагогики iconРабочая программа дисциплины История русской литературы XI xvi вв
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
«Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» кафедра дошкольной педагогики iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» историко-лингвистический факультет
Целью курса является формирование представлений об основных тенденциях, закономерностях и специфике развития первобытного, древневосточного...
«Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» кафедра дошкольной педагогики iconФизико-математический факультет кафедра информатики и вычислительной техники Методические материалы по информатике Конспект
Фгбоу впо «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
«Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» кафедра дошкольной педагогики iconГоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева» Факультет психологии и дефектологии
Гоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева»
«Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» кафедра дошкольной педагогики iconГоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева» Факультет психологии и дефектологии
Гоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева»
«Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» кафедра дошкольной педагогики icon«Восточно Сибирская государственная академия образования» Педагогический институт Кафедра педагогики
Теоретические основы формирования ответственного отношения младших школьников к природе
«Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» кафедра дошкольной педагогики iconСамарский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «московский городской педагогический университет» Психолого-педагогический факультет
Сборник учебных программ дисциплин отделения дошкольной педагогики. Федеральный компонент. Часть I. – Самара: Изд-во сф мгпу, 2007....
«Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» кафедра дошкольной педагогики iconФедеральное агентство по образованию Департамент образования и науки Кемеровской области гоу впо институт имени Н. М. Голянской>> Кафедра педагогики и психологии
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница