Автоматика. Энергетика




Скачать 15,96 Kb.
НазваниеАвтоматика. Энергетика
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер15,96 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5






Раздел 5



Автоматика. Энергетика





УДК 65.018




В.Ф. ШВОЕВ
Г.С. ЖЕТЕСОВА

Методы постоянного улучшения системы менеджмента качества





Статистика показывает, что большинство предприятий, сертифицировавших системы качества, — это малые предприятия, а также предприятия и организации так называемой «непроизводственной» сферы, банки, сферы образования и обслуживания.

Как известно, основное назначение системы качества заключается в следующем:

1) Совершенствование системы управления и деятельности всего предприятия. Система качества является эффективным инструментом упорядочивания, внутренней структурированности деятельности компании. За счет документированности, контроля, анализа и периодического пересмотра ключевых производственных и управленческих процессов в соответствии с требованиями международного стандарта обеспечиваются прозрачность, лучшая управляемость, непрерывное совершенствование и конкурентоспособность организации.

При внедрении системы менеджмента качества (СМК) повышается прозрачность предприятия в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством, определяются или уточняются и организационная структура (как-то: обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой предприятие выполняет свои функции), и бизнес-процессы, и функции. Необходимо отметить, что это не относится к финансовой прозрачности, так как СМК не затрагивает финансовую деятельность предприятия.

Управляемость предприятия улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей (отчетов) о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания СМК пересматриваются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции. Это также повышает управляемость предприятия.

Развитие предприятия обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенном, а также улучшение отношений с потребителями и поставщиками.

Наиболее явно сертификация и эффективное функционирование СМК влияют на конкурентоспособность предприятия. Наличие сертификата значительно поднимает авторитет предприятия, его торговой марки. Это позволяет изменить ценовую политику предприятия (заведомо качественная продукция должна стоить дороже). Наличие сертификата увеличивает вероятность успеха при участии в конкурсах и тендерах. В некоторых случаях оно даже является обязательным условием конкурса или тендера.

2) Обеспечение уверенности потребителей в качестве продукции и услуг. Стандарты качества предназначены в первую очередь для защиты каждого индивидуального потребителя, которому безразлична точка зрения поставщика на концепции TQM, но он хочет иметь максимальную гарантию того, что поставляемый ему продукт качественный, т.е. соответствует тому, что обещает поставщик. Такую гарантию и обеспечивают международные стандарты серии МС ИСО 9000.

Сертификация организации на соответствие международным стандартам серии МС ИСО 9000 создает доверие потребителя к процессу производства и сервиса, а также уверенность в том, что он получит продукт того качества, которое ему обещали. Помимо этого работа производителя в соответствии с этими стандартами способствует снижению его затрат, улучшению качества и сокращению сроков поставки продукта потребителю. Конечно же, сам по себе стандарт не создает всего этого чуда, но является фундаментом для успешного решения возникающих проблем.

3) Выстраивание системы качества позволяет снизить затраты на управление. Документированность ключевых процессов деятельности компании обеспечивает их лучшую управляемость; контроль, анализ и пересмотр процессов обеспечивает их непрерывное совершенствование; распределение полномочий и ответственности персонала дает механизмы контроля исполнения обязанностей и меры предупреждения отрицательных результатов. Как результат — компания становится более прозрачной для руководства, повышается точность, качество и оперативность принятия управленческих решений. Действующая система качества позволяет сократить издержки на обнаружение и исправление дефектов, а также внешние и внутренние потери, вызванные дефектами и несоответствиями.

4) Уменьшение рисков связано с разработкой процедур, предотвращающих возможное возникновение ситуаций, влияющих на качество процессов.

5) Рост объема продаж обеспечивается уже на следующей после процессного управления фазе развития бизнеса процессы, организованные по принципу контроля заданного качества результатов. Поэтому дальнейшее улучшение показателей деятельности компании становится возможным не за счет снижения цены, а за счет увеличения качества продукции и услуг. Здесь также возможно применение аутсорсинга, но уже с иными целями — для максимизации качества продукции при заданном уровне расходов. Качество в определении международного стандарта — это способность продукции удовлетворить установленные или предполагаемые потребности клиентов. Улучшение качества означает, что продукция производится в большем соответствии с требованиями потребителей, что ведет к росту их удовлетворенности качеством продукции, и, как следствие, к росту лояльности клиентов и увеличению объемов продаж.

6) Обоснованная рыночная стоимость компании складывается из стоимости предприятия как системы элементов (активов) плюс системный эффект (goodwill). Гудвилл, «доброе имя», — это неосязаемые активы компании, включающие ее имидж, деловую репутацию, взаимоотношения с клиентурой, торговые марки, местонахождение, номенклатуру производимой продукции и др. Эти факторы отдельно не выделяются и не оцениваются в отчетности предприятия, но создают реальные экономические выгоды.

7) Построение системы качества позволяет в значительной степени улучшить такие составляющие гудвилла, как имидж и репутацию компании. В то же время сама сертифицированная система качества компании является одной из составляющих гудвилла, соответственно, получение сертификата напрямую влияет на повышение рыночной стоимости компании. По сведениям международного регистратора «Det Norske Veritas», сертификация системы качества повышает рыночную стоимость компании в среднем на 10 %.

Разработка и внедрение системы качества принесли значительную пользу предприятиям. Что же дает система качества, отчего затраты на ее разработку значительно окупаются? Перед организациями неизбежно возникает вопрос, что необходимо делать дальше? Одни организации на протяжении действия сертификата предпринимают действия по улучшению системы менеджмента качества, другие занимаются поддержанием системы в рабочем состоянии, а третьи пускают систему на «самотек», наблюдая, что получится. Как правило, организации, которые занимают вторую и третью позиции, через определенный промежуток времени оказываются в роли аутсайдеров и не в состоянии догнать своих конкурентов или вынуждены прибегать к большим затратам, чтобы их догнать.

Для избежания такой ситуации организациям необходимо предпринимать своевременные меры по определению путей постоянного улучшения и применять методы, направленные на достижение такого состояния системы. Путей и моделей постоянного совершенствования системы разработано достаточно много, но в любом случае они включают ряд необходимых этапов. В основе каждого из них лежит цикл «Деминга-Шухарта», то есть «планирование качества, выполнение (управление) качества, измерение (обеспечение) качества и улучшение качества».

На этапе планирования в первую очередь необходимо установить требования рынка (требования потребителей) и их оценку выпускаемой в данный период времени продукции. Для определения потребностей и ожиданий потребителей применяются активные и пассивные методы. Активные методы включают: опрос (интервьюривание), анкетирование, наблюдение, изучение рынка по числу продаж. Пассивные методы включают сбор отзывов и рекламаций на продукцию. После сбора необходимой информации производится ее регистрация и анализ. Как правило, потребности и ожидания потребителей (ИСО 9004:2000) включают: соответствие требованиям, надежность, наличие на рынке товара, своевременную поставку товара, что предпринимается после завершения жизненного цикла продукции, какова цена выпущенной продукции, какова безопасность продукции, как разделяется ответственность за качество продукции, как она воздействует на окружающую среду. На основе анализа, с учетом выпускаемой продукции и применяемых процессов производства конкурентами и предполагаемых их действий, на предприятии разрабатываются требования к продукции и процессам, которые должны включать: установленные ранее требования; требования законодательных и правовых норм; предполагаемые изменения, подразумеваемые потребителем. Разработав требования к продукции и к процессам, предприятие осуществляет планирование своей деятельности, учитывая виды потенциальных несоответствий, возможность их обнаружения и действия по их устранению. Планирование должно включать действия по проектированию новой продукции и изменения в области технологии (при необходимости).

После осуществления планирования предприятие внедряет разработанные мероприятия в производство, используя метод 5S, который включает следующие действия: сортировку, упрощение, регулярную уборку, стандартизацию, поддержание (улучшение) порядка. Сортировка предполагает определение необходимых предметов (сырья, деталей, оборудования, инструментов, продукции, брака, отходов, документации) на рабочем месте. Упрощение позволяет определить местоположение каждого предмета для работающего с помощью разделения предметов по зонам и нанесения их идентификации и маркировки. Уборка включает действия по определению объектов уборки, установить ее периодичность, соблюдать санитарно-гигиени­ческие нормы, распределить ответственность по ней. Стандартизация включает действия, позволяющие определить каждый рабочий шаг, а также действия и методы выполнения работ с помощью инструкций, разработанных технологий и стандартов организации, с учетом непредвиденных ситуаций. Поддержание (улучшение) после определения ответственности исполнителей; разработки системы проверок с учетом сбора предложений по дальнейшему улучшению и внедрению элементов системы 5S, позволяет проводить улучшение системы менеджмента качества в целом.

Кроме вышеописанных действий, возможно улучшение системы путем исключения действий, которые могут привести к ошибкам, для чего применяется метод POKA-YOKE (защита от ошибок). Этот метод основан на восьми принципах: возможность встраивания качества в производственный процесс; устранение всех ошибок и дефектов, возникающих из-за небрежности; прекращение неправильного выполнения работы и начало ее правильного выполнения; не придумывать оправдания, а думать о том, как работу сделать правильно; внедрение вашей идеи; совместная работа по устранению ошибок и дефектов; «одна голова хорошо, а десять лучше»; отыскание истинной причины с использованием подхода «5W+1H» (5 «почему» +1 «как»).

При улучшении системы менеджмента качества руководству организации необходимо исходить из возможностей предприятия, получаемых результатов от внедренных мероприятий, а, следовательно, на каждом этапе производить самооценку исходя из того, насколько это результативно и эффективно для предприятия. Самооценка является инструментом, используемым для получения общего представления об уровне показателей организации. Что дает организации самооценка? Она дает возможность:

- обнаружить причины слабостей и пробелов в организации деятельности;

- определить приоритеты развития и планировать улучшения;

- сопоставить свой уровень в баллах с уровнем лучших отечественных и зарубежных предприятий (бенчмаркинг);

- получить объективную оценку состояния дел со стороны квалифицированных экспертов в случае их привлечения.

Самооценка позволяет привлечь внимание персонала к проблемам качества и активизировать его усилия по решению этих проблем.

Проведение внутренней оценки — это стремление улучшить управляемость и эффективность всей организации, найти и устранить недостатки, пока их не обнаружил заказчик или конкурент.

Кроме того, для планирования и внедрения улучшений систем качества используются и другие инструменты, такие как иерархическая структура, блок-схема процесса принятия решений, АКТ анализ, анализ поля сил.

Иерархическая структура используется для планирования проектов по внедрению усовершенствований.

Блок-схема процесса принятия решений используется для предотвращения нежелательных событий.

АКТ анализ используется для задания амбициозных целей в действиях по совершенствованию.

Анализ поля сил используется для выявления сил, выступающих как «за», так и «против» внедрения усовершенствований.

Таким образом, применение соответствующих инструментов и методов улучшения систем качества позволяет:

- определить негативное расхождение между качеством работы организации (или ее подразделения) и качеством работы в других организациях, вызывая стремление к изменению;

- обосновывать цели внешними соображениями и известными стандартами качества;

- включать самые лучшие методы работы в практику своей организации;

- ставить реальные задачи;

- вести к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске;

- фокусировать организационные усилия на внешних клиентах и потребителях;

- развивать эффективные системы оценочных показателей;

- повышать творческий дух отдельных лиц и групп;

- давать больше вариантов выбора при решении каждой проблемы;

- приводить к решительным улучшениям;

- сводить вместе стратегический план и усилия организации, направленные на ее совершенствование;

- разрушать установки на поражение и безнадежность;

- выявлять силы, которыми располагает организация, а также слабости, которые должны быть преодолены;

- давать высокий доход на вложения;

- помогать организации стать самой лучшей;

- устанавливать ценные профессиональные контакты;

- показывать последствия решения о будущем состоянии до его осуществления;

- обеспечивать составление более реальных планов осуществления решения о будущем состоянии;

- создавать высокую степень доверия между различными функциями и индивидами внутри организации.




УДК 622.445:681.518.5




Л.А. АВДЕЕВ
С.А. БРАТЦЕВ

  1   2   3   4   5

Похожие:

Автоматика. Энергетика iconАвтоматика. Энергетика. Управление
Перспективные формы дистанционного обучения в рамках международной программы Sinergy
Автоматика. Энергетика iconАвтоматика. Энергетика. Управление
Ключевые слова: параллельное вычисление, кластерные системы, управление распределением, коммуникация данных, процессор
Автоматика. Энергетика iconАвтоматика. Энергетика. Управление
К таким механизмам относятся, в частности, агрегаты непрерывного отжига (ано) металлической полосы, расположенные в листопрокатном...
Автоматика. Энергетика iconАвтоматика. Энергетика. Управление
В самом общем виде решение задач транспортного планирования это определение таких параметров транспортной системы, которые наилучшим...
Автоматика. Энергетика iconАвтоматика. Энергетика. Управление
Предлагаемые в современных средствах защиты от токов утечки адаптивные системы автоматической настройки уставки срабатывания при...
Автоматика. Энергетика iconАвтоматика. Энергетика. Управление. Транспорт
Кілт сөздер: байланыс жүйесі, цифрлық коммуникациялық жүйесі, электрстансасы, диспетчерлік байланыс
Автоматика. Энергетика iconАвтоматика. Энергетика. Экономика
Электродвигатели последовательного возбуждения (дпв) широко применяются в городском и промышленном транспорте. Требования к системе...
Автоматика. Энергетика iconАвтоматика. Энергетика. Управление
В результате, в обрабатываемой полосе возникают так называемые «складки» во время обработки в печи термохимической обработки (тхо)...
Автоматика. Энергетика iconАвтоматика. Энергетика. Экономика
Таким образом, несогласованная работа электроприводов сводит к минимуму все достоинства перехода к многодвигательным системам, если...
Автоматика. Энергетика iconАвтоматика. Энергетика. Управление
Синтез допустимых режимов всех распределительных фрагментов является вторым этапом синтеза допустимого режима большой теплоснабжающей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница