Философия часть вторая Планы семинарских занятий и




Скачать 18,76 Kb.
НазваниеФилософия часть вторая Планы семинарских занятий и
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер18,76 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский университет»


ФИЛОСОФИЯ


Часть вторая


Планы семинарских занятий и методические указания к ним,

вопросы выходного контроля знаний для студентов всех специальностей

дневной формы обучения


Хабаровск

Издательство ТОГУ

2009


УДК 1(091)(076.5)


Философия: Часть II Планы семинарских занятий и методические указания к ним, вопросы выходного контроля для студентов всех специальностей дневной формы обучения / Сост. Э.О. Леонтьева, Т.Л. Огурцова, Т.А. Лидзарь, В.В. Грибунин, В.И. Потапчук, А.В. Бондарь. – Хабаровск: изд-во ТОГУ, 2009. – 20 с.


Методические указания включают в себя планы семинарских занятий, рекомендации для подготовки к ним, списки учебной, справочной и дополнительной литературы, тематику рефератов, перечень основных философских понятий, экзаменационные вопросы для студентов всех специальностей дневной формы обучения, изучающих курс философии.


Печатается в соответствии с решениями кафедры философии и культурологии и методического совета Дальневосточного юридического института Тихоокеанского государственного университета.


© Тихоокеанский государственный

университет, 2009


ВВЕДЕНИЕ


Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет вторую часть базового курса философии. Если первая часть – историко-философская – была посвящена возникновению, развитию философии, анализу основных философских учений и творчества выдающихся мыслителей прошлого, то вторая часть курса акцентирует внимание на более углубленном изучении философских вопросов современности. Это – широкий круг онтологических, гносеологических, антропологических проблем, философское осмысление культуры, духовности, ценностей, общественной жизни и человеческой истории, техники и культуры инженера.

Усвоение изученного материала будет способствовать формированию философской культуры специалиста, выработке навыков самостоятельного анализа и осмысления принципиальных мировоззренческих установок.

Данное пособие включает список рекомендуемой учебной, справочной и дополнительной литературы, планы семинарских занятий, краткие методические указания, базовую терминологию, тематику рефератов (докладов, сообщений), а также вопросы выходного контроля знаний (экзамена) по дисциплине «философия».


ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ



  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. – М.: МГУ, – 2007. – 592с.

  2. Балашов Л.Е. Философия: учебник для вузов / Л.Е. Балашов. – 3-е изд., исправ. и дополн. – М.: Дашкова и К., - 2006. – 608с.

  3. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев и др. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 506с.

  4. Губин В.Д. Философия: учебник для вузов / В.Д. Губин. – М.: Проспект, 2006. – 336с.

  5. Гуревич П.С. Философия: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 400с.

  6. Ильин В.В. Философия: учебник для вузов / В.В. Ильин. – М.: Академический Проект, 1999. – 384с.

  7. Миронов В.В. Философия / В.В. Миронов. – М.: Проспект, 2006. – 239с.

  8. Нижников С.А. Философия / С.А. Нижников. – М.: Велби, Проспект, 2006. – 400с.

  9. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 736с.

  10. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие для вузов / О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт, 2008. – 336с.

  11. Плотников В.И. Онтология: хрестоматия / В.И. Плотников. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 832с.

  12. Родчанин Е.Г. Философия: учебник для технических вузов (исторический и систематический курс) / Е.Г. Родчанин и др. – М.: Наука-Пресс, Дашкова и К, 2006. – 432с.

  13. Философия: учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2005. – 655с.

  14. Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 4-е изд., перераб. и дополн. – М.: Гардарики, 2007. – 828с.

  15. Философия: учебник / Под ред. В.П. Горюнова. – М.: Гардарики, 2005. – 462с.

  16. Философия: учебник / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576с.

  17. Философия: учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юнити-Дана, 2006. – 415с.



СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Новейшая философская энциклопедия. В 4-х т.т. – М.: Мысль, 2001. – 2639с.

  2. Новейший философский словарь. – Минск: изд. В.М. Скакун, 1998. – 896с.

  3. Философия: справочник студента. / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: Философское общество «Слово»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 672с.



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Занятия 1-3.


ТЕМА. ОНТОЛОГИЯ И КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ


Общие положения и категории онтологии


1. Проблема бытия и её становление в истории философии.

2. Основные категории онтологии: «бытие», «ничто», «сущее», «субстанция», «материя / материальное», «идея / «идеальное».

3. Классические теории бытия: субстанциализм, материализм, идеализм.

4. Неклассические теории бытия: феноменология, экзистенциализм, фундаментальная онтология, аналитическая философия.


Проблемы движения и развития в теории бытия: диалектика как способ построения онтологии


1. Изменение представлений о диалектике в истории философии. Диалектика идеалистическая и материалистическая

2. Система диалектических категорий: «явление - сущность», «содержание - форма», «часть - целое», «единое - многое», «причина - следствие», «возможность - действительность» и др.

3. Принципы и законы диалектики

4. Движение и развитие. Модели и критерии развития. Проблема прогресса.

5. Пространство и время как онтологические категории. Объективистские и субъективистские концепции пространства и времени.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Миронов В. В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: учебник. / В.В. Миронов и др. — М.: Гардарики, 2005.

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. / А.Л. Доброхотов. — М.: Изд – во МГУ, 1986.

3. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. / П.П. Гайденко. — М.: Изд-во «Республика». 1997.

4. Философский энциклопедический словарь. — М.: «Советская энциклопедия», 1989.

5. Новейший философский словарь. — Минск, 2001.

6. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия в зеркале рефлексии. / О.А. Донских — М.: Изд-во МГУ, 1993. — стр. 155 – 173.

7. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков: учебное пособие. / В.Н. Кузнецов. — М.: Высшая школа, 1989.

8. Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. / Д. Антисери, Д. Реале. — СПб, 1997.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


Первое занятие темы нацелено на формирование общих представлений о том, что такое онтология, какие проблемы она изучает и в каких категориях их формулирует. При подготовке к первому вопросу следует учесть, что историко-философский материал не должен быть перегруженным, здесь он привлекается только в контексте изучения онтологических проблем. Поэтому при работе с историко-философской литературой следует выбирать из учебников и пособий те параграфы и главы, в которых автор освещает онтологию философа или направления. Ответ на вопрос рекомендуется начать с определения понятия «онтология», затем кратко остановиться на учениях некоторых, самых известных философов, у которых онтологическая проблематика звучала наиболее отчётливо или охарактеризовать наиболее общие представления о бытии, свойственные для разных мировоззренческих эпох.

При подготовке второго вопроса необходимо выписать из литературы определения категорий онтологии, продумать их соотношение и взаимосвязь, указать на тех философов, которые использовали эти категории для построения моделей бытия.

Третий и четвёртый вопросы первого занятия предполагают знакомство с указанными философскими концепциями и их интерпретацию как базовых моделей бытия. Необходимо выписать основные тезисы этих концепций и рассказать о том, на каких категориях строится их онтология.

При подготовке ко второму и третьему занятиям рекомендуется уделить особое внимание работе со словарями, по которым следует выписать определения всех категорий, указанных в вопросах. Ответ на первый вопрос предполагает знакомство с такими вариантами диалектики, которые характерны для античного (Сократ) и средневекового мышления. Важно также обратить внимание на то, какие изменения в представлениях о сущности диалектики внесли Г. Гегель и К. Маркс.

Подготовку ко второму вопросу следует начать с определения понятия «категория», затем необходимо выписать определения указанных категорий диалектики и дополнить комментариями о том, как эти категории связаны между собой, почему они используются парами, какую роль играют в обыденном и научном познании.

Ответ на третий вопрос предполагает уяснение того, что такое принцип и формулировку принципов диалектики, их краткое толкование. Вторая часть вопроса строится аналогичным образом: дать определение понятия «закон», сформулировать законы диалектики и раскрыть их содержание. Следует обратить особое внимание на те категории, в которых формулируются законы: противоположность, противоречие, количество, качество, мера, скачок, отрицание.

В четвёртом вопросе сопоставьте категории «движение» и «развитие», сформулируйте проблему критериев развития и кратко остановитесь на общих представлениях о развитии (моделях), которые были характерны для разных культур или мировоззренческих эпох. Рекомендуется дополнить ответ собственными размышлениями о сущности и критериях развития, примерами из истории, культуры, литературы.

Ответ на пятый вопрос желательно построить как сравнение разных представлений о пространстве и времени, в наиболее обобщённом виде обозначенных как «субъективистский» и «объективистский» подходы. Здесь можно обратить внимание на представления о пространстве и времени у таких философов как Демокрит, Эпикур, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Кант, Энгельс и др. Развернуть ответ в интересную для дискуссии область можно, сопоставив философские представления о пространстве с современными естественнонаучными взглядами.


ТЕРМИНЫ


Бытие, возможность, время, движение, действительность, диалектика, единое, закон, идеализм, идеальное, идея, категория, качество, количество, онтология, материализм, материальное, материя, мера, многое, ничто, отрицание, причина, прогресс, пространство, противоположность, противоречие, развитие, следствие, содержание, скачок, субстанция, субстанциализм, сущее, сущность, форма, явление.


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ



  1. Проблема бытия в древнегреческой философии.

  2. Становление и развитие диалектического мировоззрения: от Сократа до Адорно.

  3. Бытие Бога как метафизическая проблема.

  4. Эволюция представлений о пространстве и времени в философии и науке XIX – XX вв.

  5. Философские и естественнонаучные представления о субстанции.

  6. Феноменология как онтология: конституирование бытийных феноменов в горизонте сознания.

  7. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

  8. Экзистенциальное измерение бытия в философии XIX и XX вв.

  9. Основные идеи «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна.



Занятия 4-5.


ТЕМА. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ, ПОЗНАНИЯ И НАУКИ



  1. Проблема сознания в философии: многообразие интерпретаций.

  2. Структура сознания. Сознательное и бессознательное начала в человеке.

  3. Познание как предмет философского анализа. Основные гносеологические позиции в истории философии: оптимизм, скептицизм, агностицизм, критицизм.

  4. Структура познания: уровни и формы познавательного процесса.

  5. Учение об истине и основных ее свойствах. Истина и заблуждение. Критерии истины: различные концепции.

  6. Научное познание: понятие, структура и основные черты.

  7. Предмет и методы научного познания.

  8. Наука как социальный институт. Классификация наук. Критерии демаркации науки и не-науки.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Хрестоматия по педагогической аксиологии. / В.П. Зинченко. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. С. 216-231.

  2. Классификация наук // В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. Философия науки: учебное пособие. М., Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2006. С. 24-41.

  3. Кохановский В.П. Основы философии науки. /В.П. Кохановский и др. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 608с.

  4. Критерии демаркации науки и не-науки // Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 4е изд. М.: Гардарики, 2007, с. 427-431.

  5. Критицизм // Философский энциклопедический словарь. Редактор-составитель Е.Ф. Губский. М.: ИНФРА-М, 2001, С. 226-227.

  6. Научный метод // Концепции современного естествознания. / Под ред. С.И. Самыгина. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997, С. 8-56.

  7. Нижников С.А. Лекция 4. Познание, наука и истина. Лекция 5. Сознание и бессознательное // С.А. Нижников Философия: курс лекций. М.: «Экзамен», 2007, С. 270-316.

  8. Поппер К. Логика научного познания. М.: Республика, 2004. 448с.

  9. Сознание и духовный мир человека // Философия: учебное пособие. / Под ред. В.Л. Калашникова. М.: ВЛАДОС, 2003. 320с.

  10. Рузавин Г.И. Философия науки: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 400с.

  11. Степин В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. М.: Академический Проект, 2003. 526с.

  12. Структура сознания // В.В. Миронов, А.В. Иванов. Онтология и теория познания: учебник. М.: Гардарики, 2005, С. 331-350.

  13. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е.В. Ушаков. М.: Гардарики, 2005.

  14. Философия науки: учебное пособие для ВУЗов / Под ред. С.А. Лебедева.- М.: Академический Проект, 2006. - 736с.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к занятию студентам рекомендуется ознакомиться и проанализировать две-три точки зрения по вопросу происхождения сознания, а также соответствующие этим позициям определения понятия «сознание». Необходимо также выделить ключевые свойства сознания и раскрыть структуру сознания, подробнее остановиться на выяснении таких понятий как сознание и самосознание, сознание и бессознательное, выявив их отличительные особенности и роль в жизни человека. Допустимо использование материалов из психологии личности. Вопрос о бессознательном рекомендуется заимствовать из концепции психоанализа З. Фрейда.

Третий, четвертый и пятый вопросы всецело посвящены проблемам гносеологии. Здесь предстоит тщательно разобраться с терминами и понятиями по учебникам и словарям философской направленности. В вопросе «структура познания» следует проанализировать уровни познания и соответствующие им формы познания: ощущение, восприятие и представление; понятие, суждение, умозаключение. Важно при этом показать диалектику и единство процесса познания, дав аргументированную критику сенсуализма, рационализма и иррационализма.

Пятый вопрос раскрывает учение об истине – непосредственной цели познания. Здесь важно понять невозможность однозначного определения истины, так как человек не располагает абсолютным знанием. Поэтому имеются различные трактовки истины, а значит главным становится выделение критерия истины. Исходя из этого, в философии выдвинуто несколько концепций критерия истины: классическая, когерентная, конвенциальная, прагматическая, герменевтическая, марксистская.

В заключение вопроса разберитесь с характерными чертами истины: объективность-субъективность, абсолютность-относительность, всеобщность-конкретность. Рассмотрите соотношение истины и заблуждения, лжи. Поясните все примерами из науки и жизни.

Три оставшиеся вопроса предполагают глубокое и всестороннее погружение в проблематику философии и методологии науки. При разборе этой темы рекомендуются учебные пособия курса «Концепции современного естествознания» или «Философия науки». Главное – уяснить специфику науки и научного познания. Это можно сделать, сравнив научное познание с обыденным, художественным, философским, а науку – с не-наукой и рассмотрев подробнее методологию научного познания, дав классификацию научных методов. Вопрос «наука как социальный институт» требует рассмотрения становления науки как самостоятельного института, классификации наук, понимания отличия гуманитарных наук от естественных. Важно сопоставить науку и не-науку, найдя линию демаркации и в заключение определить место и роль науки в современном обществе.


ТЕРМИНЫ

Агностицизм, бессознательное, верификация, восприятие, гипотеза, гносеология, критицизм, классификация, наука, научное познание, научная теория, научный закон, ощущение, опыт, наблюдение, метод, метод научного познания, методология, рациональный, рациональность, познание, представление, проблема, психоанализ, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, оптимизм (как познавательная позиция, стратегия), самосознание, сознание, скептицизм, суждение, эксперимент, эмпирический, эпистемология, чувственность, чувственный, фальсификация, умозаключение.


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Происхождение сознания: обзор философских и религиозных версий.

  2. Самосознание личности: понятие и основные черты.

  3. Роль бессознательного в структуре внутреннего мира личности.

  4. Агностицизм и критицизм: общее и отличительное.

  5. Наука как социальный институт.

  6. Соотношение науки и морали в жизни общества.

  7. Религиозное и научное знание: анализ отличительных особенностей.

  8. Особенность гуманитарных наук и их отличие от естественнонаучного знания.

  9. Проблемы демаркации науки от лже-науки (магии, оккультизма, эзотерики, паранауки).



Занятия 6-7.


  1   2   3

Похожие:

Философия часть вторая Планы семинарских занятий и iconПланы семинарских занятий по общепрофессиональным дисциплинам для студентов специальности «социология» Часть 1
Планы семинарских занятий по общепрофессиональным дисциплинам для студентов специальности «социология» рассмотрены и рекомендованы...
Философия часть вторая Планы семинарских занятий и iconИстория планы семинарских занятий и
История: планы семинарских занятий и методические указания для студентов на 2012/13 учебный год / составитель: А. Н. Федоров. – Челябинск,...
Философия часть вторая Планы семинарских занятий и iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История», «История России»). Для студентов I курса всех специальностей
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...
Философия часть вторая Планы семинарских занятий и iconПланы семинарских занятий по социологии Программа семинарских занятий
Цель семинарского занятия: Ознакомиться с направлениями социологической мысли, рассмотреть основные социологические школы, выявить...
Философия часть вторая Планы семинарских занятий и iconПрограмма и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очно-заочной формы обучения
Философия часть вторая Планы семинарских занятий и iconРабочая программа Тематика и планы семинарских занятий 4
Курс «Инновации в культуре и социокультурное проектирование» рассчитан на студентов V курса (специальность «Культурология»). Программа...
Философия часть вторая Планы семинарских занятий и iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной...
Философия часть вторая Планы семинарских занятий и iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной...
Философия часть вторая Планы семинарских занятий и iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной...
Философия часть вторая Планы семинарских занятий и iconКалягин А. В. Планы семинарских занятий и Программа курса по дисциплине "Отечественная история" на 2005/06 уч год
Планы семинарских занятий и Программа курса по дисциплине "Отечественная история" на 2005/06 уч год
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница