Рабочая программа учебной дисциплины «культурология»




Скачать 29,97 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Дата03.02.2016
Размер29,97 Kb.
ТипРабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано





Утверждаю

Руководитель ООП

по направлению 022000

зав. кафедрой ГЭ

проф. М.А. Пашкевич




Зав. кафедрой русского языка и литературы

проф. Д.А. Щукина




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»


Направление подготовки: 022000 Экология и природопользование

Профиль: Природопользование

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Составитель: доц. С.А. Рассадина


Санкт-Петербург

2012

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины «Культурология» – научить студентов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на формирование совокупной системы этических норм, технических достижений и эстетических ценностей современного человечества.

Основные задачи курса:

- познакомить студентов с функциями культуры, её ролью в преобразовании природного мира, значением для развития человеческого общества и становления личности каждого человека;

- сформировать у студентов базовые навыки культурологического мышления с использованием таких понятий, как «язык культуры», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «типологические характеристики культуры», «культурная самоидентичность»;

- сформировать представление о многообразии культурных норм и ценностей, заложить основы толерантного поведения в мультикультурной и многоконфессиональной среде;

- осветить роль инженерной деятельности в истории мировой и отечественной культуры;

- научить студентов находить и анализировать информацию, необходимую для развития общей культуры, социализации личности;

- помочь выпускникам высшей школы ориентироваться в реалиях современного мира.



2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Культурология» относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу; входит в его вариативную часть.


Для изучения дисциплины «Культурология» достаточно знаний, умений и компетенций по гуманитарным предметам в объёме среднего (полного) общего или среднего профессионального образования.


«Культурология» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социология» и «Этика и деловой этикет» (при наличии в учебном плане).


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ОК-1 (владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения);

    ОК-2 (уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь);

    ОК-3 (понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности);

    ОК-4 (использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы);

    ОК-5 (обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности этическим ценностям);

    ОК-9 (быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; быть готовым следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации).




В результате изучения дисциплины студент должен:


    Знать:

    - функции культуры; осознавать роль культурных ценностей в истории человечества, понимать значение этих ценностей для саморазвития личности;;

    - основные этапы развития цивилизации, наиболее значимые культурные достижения человечества, исторические формы отношения человека к миру природы, к другим людям и к самому себе;

    - место и роль своей будущей профессии в системе культуры;

    - типологические особенности различных региональных и конфессиональных культур, значимые для формирования толерантного поведения и навыков межкультурной коммуникации в профессиональной и социальной деятельности;

    - место и роль России в мировом культурно-историческом процессе.

    Уметь:

    - осуществлять профессиональную деятельность в полиэтничном и многоконфессиональном коллективе, учитывая культурное многообразие исторически сложившихся моральных норм;

    - самостоятельно находить и систематизировать информацию, необходимую для развития общей культуры, понимания социальных проблем и процессов, а также для практического осуществления социальной деятельности;

    - аргументированно и ясно излагать свою позицию по вопросам общекультурного характера;

    - уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям;

    - ориентироваться в мире искусства, осуществлять осмысленный выбор предметов осмотра при посещении музеев и культурно-исторических достопримечательностей Петербурга, а также других регионов России и мира.

    Владеть:

    - понятийным аппаратом для осмысления исторического и современного многообразия культур;

    - навыками самостоятельного поиска информации общекультурного характера;

    - основными навыками толерантного поведения и межкультурной коммуникации.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____2_______ зачетные единицы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2
















Аудиторные занятия (всего)

34

34










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

17

17










Практические занятия (ПЗ)

17

17










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

38

38










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат/презентация

11

11










Другие виды самостоятельной работы
















Подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних заданий и проверочных работ для текущего контроля знаний.

27

27










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачёт

зачёт










Общая трудоемкость час

зач. ед.

72

72










2

2











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Теория культуры: культура в жизни человека и общества.

1. Определение культуры. Культура как предмет изучения гуманитарных дисциплин.

2. Функции культуры.

3. Культура и природа. Культура и общество. Место и роль инженерной деятельности в системе культуры. Культура и глобальные проблемы современности.

4. Культура и личность. Человек как субъект и объект культуры. Инкультурация и социализация. Культурная самоидентичность.

5 Основные понятия, используемые в теоретической и прикладной культурологии для описания исторического многообразия культур: «язык культуры», «символы культуры», «культурные коды», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «морфология культуры».

2

Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества.

1. Культурогенез и происхождение цивилизации

2. Античная цивилизация: специфика отношения человека к природе, к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Античная идея калокагатии – гармоничного развития духовных и физических способностей человека. Важнейшие достижения в области науки, техники, искусства и социально-политической жизни. Культурное наследие Античности в современном мире.

3. Мировые религии в истории культуры. Буддизм, ислам, христианство: этические нормы, культурные ценности, исторические формы и основные направления. Буддизм, ислам, христианство в России.

4. Развитие цивилизации в Новое время. Эпоха Возрождения: становление антропоцентрического видения, формирование понятия «гуманизм», важнейшие образцы ренессансной литературы, живописи, науки. Установка на активное преобразование действительности – основополагающий императив европейской культуры. Культурное значение научных открытий XVI-XVII вв. и понятие «механистической картины мира». Эпоха Просвещения: «Энциклопедия» и энциклопедисты, концепция «прогресса». Индустриализация как культурный феномен. Культурные достижения XIX- нач. XX вв.

5. Историческое своеобразие российской цивилизации. Место и роль России в мировой культуре.

3

Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации.

1. Современная типология локальных культур: этнические и национальные формы культуры, восточные и западные типы культур, специфические и «серединные» культуры.

2. Культурные традиции в контексте культурной модернизации. Процессы глобализации и тенденции культурной универсализации в современном мире. Своеобразие региональных культур.

3. Основные принципы взаимодействия в мультикультурном (полиэтничном или многоконфессиональном) коллективе.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

«Культурология» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социология» и «Этика и деловой этикет» (при наличии в учебном плане).

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



1

«Философия»

+

+






















2

«Социология»

+

























3

«Этика и деловой этикет»







+




















5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Всего

час.

1

Теория культуры: культура в жизни человека и общества.

3

5







10

18

2

Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества.

10

8







20

38

3

Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации.

4

4







8

16


6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен


7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость

(час.)

1

1

Культура и личность. Культура и общество.

1

2

1

Структура и функции культуры.

2

3

1

Культурная самоидентификация. Многообразие этнических традиций в культуре России: история и современность.

2

4

2

Культурогенез и происхождение цивилизации. Культурное наследие древности.

2

5

2

Мировые религии в истории культуры: этические ценности, история, искусство. Буддизм, ислам, христианство в России.

2

6

2

Классическое наследие Античности в культуре Европы и России.

2

7

2

Классическое наследие Возрождения и Нового времени в культуре Европы и России.

2




8

3

Традиционное наследие Индии, Китая, Японии в культуре современного мира.

2

9

3

Основы межкультурной коммуникации в профессиональной сфере.

2


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовой проект не предусмотрен


Для получения итоговой аттестации студенты выполняют самостоятельную работу (реферат/презентацию) в рамках одной из следующих общих тем (конкретная формулировка согласуется с преподавателем):

1. Многообразие этнических традиций в культуре России.

2. Буддизм и мировая культура.

3. Буддизм в культуре России.

4. Христианство и мировая культура.

5. Христианство в культуре России.

6. Ислам и мировая культура.

7. Ислам в культуре России.

8. Традиционное наследие Индии в культуре современного мира.

9. Традиционное наследие Китая в культуре современного мира.

10. Традиционное наследие Японии в культуре современного мира.

11. Классическое наследие Античности в культуре современного мира.

12. Классическое наследие эпохи Возрождения в культуре современного мира.

13. Классическое наследие эпохи Нового времени в культуре современного мира.

14. Западноевропейское искусство в музеях Петербурга.

15. Отечественное искусство в музеях Петербурга.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Бондарева О.Н., Рассадина С.А. Культурология. Тематический словарь понятий. – СПб.: СПГГИ, 2008.

Кириленко С.А. Культурология: Практикум. – СПб.: СПГГИ, 2005.

Науменко Н.В. Культурология. Психология искусства. – СПб.: СПГГИ, 2010.


б) дополнительная литература

Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. –М., 2007.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 2006.

Драч Г.В. Культурология. Учебное пособие. – М., 2006.

Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие. 10-е изд. – М., 2010.

Круглова Л.К. Культурология. Учебник для студентов вузов. – СПб., 2008.

Культурология : Учебник. / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2007.

Культурология. Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.Н. Марковой. 4-е изд. – М., 2009.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 2006.

Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. / под ред. С.А. Токарева. – М., 2008.

Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие. – СПб., 2008.

Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры. Учебник для студентов вузов. – М., 2009.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2008.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 2008.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии. – М., 2009.

Хейзинга Й. Homo ludens. – М., 2007.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 2006.


в) программное обеспечение

Для изучения дисциплины «Культурология» специфического программного обеспечения не требуется.

Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения.


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Для изучения дисциплины «Культурология» не требуются специальные базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.


Рекомендуется обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам:

Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам: http://www.gumer.info/

Библиотека по культурологии: http://www.countries.ru

Информационный сайт по культурологии: http://culturolog.ru

Электронная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org

Энциклопедия Кругосвет: http://www.krugosvet.ru/

История древних культур и цивилизаций: http://www.ancient.gerodot.ru/default.htm

Искусство Античности: http://www.antica.lt/

Портал по изучению христианства: http://mystudies.narod.ru/index.htm

Ислам: история и современность: http://www.islam.ru/

Буддизм: основы вероучения: http://buddhism.org.ru/

Журнал «Гео»: http://www.geo.ru/

Журнал «Вокруг света»: http://www.vokrugsveta.ru/

Сайт о горном профессиональном сообществе дореволюционной России: http://www.russmin.narod.ru


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лекции и практические занятия по дисциплине «Культурология» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Дисциплина «Культурология» может быть включена в модуль базовых общеобразовательных дисциплин.


При необходимости в рамках дисциплины могут быть выделены три модуля, соответствующие основным разделам курса: 1. Теория культуры: культура в жизни человека и общества; 2. Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества. 3. Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации. Или два модуля: 1. Теория культуры: культура в жизни человека и общества, современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации; 2. Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества.


Изучение дисциплины «Культурология» требует активного привлечения аудио- и видеоматериалов для полноценного отражения многообразия культур. Поэтому лекции и практические занятия по данной дисциплине должны сопровождаться мультимедийными презентациями и/или демонстрацией образовательных фильмов. Рекомендуется также (при наличии организационных возможностей) сопровождать изучение дисциплины «Культурология» экскурсиями в историко-культурные и художественные музеи Петербурга.

В целях развития навыков аналитического мышления и самостоятельного поиска информации, необходимой для развития общей культуры и социализации личности, студентам предлагаются задания для самостоятельной подготовки к дискуссиям на практических занятиях, задания на сопоставление различных культурных феноменов, ситуативные задачи по межкультурной коммуникации, а также творческие задания для самостоятельного изучения отдельных достижений мировой культуры.


Примерами средств для текущего контроля являются тестовые или развёрнутые контрольные работы на усвоение понятийного аппарата культурологии и знание важнейших историко-культурных реалий.

Для получения промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины «Культурология» студенты выполняют самостоятельную творческую работу (реферат/презентацию) по одной из тем, указанных в п. 8.

_____________________________________________________________________________

Разработчик:

Кафедра русского языка и литературы доц. С.А. Рассадина



Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Цель дисциплины «Культурология» – научить студентов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на формирование совокупной...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины техническая механика название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины элементы и узлы периферийных устройств компьютерных систем название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «культурология»
Цели и задачи курса. «Культурология» призвана – раскрыть специфические черты культуры Востока, Запада и России в связи с объективными...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа дисциплины б дв 1 культурология

Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа дисциплины б б 9 культурология

Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины ен. Ф математический анализ
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры математики и математического моделирования факультета информационных...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Математический анализ : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. С. Бартенева– Оренбург : огим, 2011. – 22 с
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины ен. Ф «Дискретная математика»
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры математики и математического моделирования факультета информационных...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница