Рабочая программа учебной дисциплины «культурология»




Скачать 31,05 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Дата03.02.2016
Размер31,05 Kb.
ТипРабочая программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»


Согласовано

_______________________

Утверждаю

______________________

Руководитель ООП

по направлению 151000

д.т.н. проф. В.В. Габов

Зав. кафедрой РЯ и Л

д. ф. н. проф. Д.А. Щукина


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»


Направление подготовки:151000 Технологические машины и оборудование

Профиль подготовки: Оборудование нефтегазопереработки


Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная


Составители:

Доцент каф. РЯ и Л. С. А. Рассадина


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины «Культурология» – научить студентов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на формирование совокупной системы этических норм, технических достижений и эстетических ценностей современного человечества.

Основные задачи курса:

- познакомить студентов с функциями культуры, её ролью в преобразовании природного мира, значением для развития человеческого общества и становления личности каждого человека;

- сформировать у студентов базовые навыки культурологического мышления с использованием таких понятий, как «язык культуры», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «типологические характеристики культуры», «культурная самоидентичность»;

- сформировать представление о многообразии культурных норм и ценностей, заложить основы толерантного поведения в мультикультурной и многоконфессиональной среде;

- осветить роль инженерной деятельности в истории мировой и отечественной культуры;

- научить студентов находить и анализировать информацию, необходимую для развития общей культуры, социализации личности;

- помочь выпускникам высшей школы ориентироваться в реалиях современного мира.


2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Культурология» относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу; входит в его вариативную часть.

Для изучения дисциплины «Культурология» достаточно знаний, умений и компетенций по гуманитарным предметам в объёме среднего (полного) общего или среднего профессионального образования.

«Культурология» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социология и политология», «Этика и нормы морали».


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

- способность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни (ОК-2);

- готовность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-3);

- способность к приобретению с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК-7);

- способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами (ОК-8);

- целенаправленное применение базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности (ОК-9);

- осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11)

- свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК 14).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- функции культуры; ориентироваться в базовых культурных ценностях человечества, осознавать их роль в истории общества и в становлении личности;

- основные этапы развития цивилизации, наиболее значимые культурные достижения человечества, исторические формы отношения человека к миру природы, к другим людям и к самому себе;

- место и роль своей будущей профессии в системе культуры; осознавать ценность интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития;

- типологические особенности различных региональных и конфессиональных культур, значимые для формирования толерантного поведения и навыков межкультурной коммуникации в профессиональной и в частной жизни;

- место и роль России в мировом культурно-историческом процессе.

Уметь:

- осуществлять профессиональную деятельность в полиэтничном и многоконфессиональном коллективе;

- самостоятельно находить и анализировать информацию, необходимую для развития общей культуры и социализации личности;

- аргументированно и ясно излагать свою позицию по вопросам общекультурного характера, представлять просветительскую информацию в доступном для других виде;

- осуществлять осмысленный выбор предметов осмотра при посещении музеев и культурно-исторических достопримечательностей Петербурга, а также других регионов России и мира.


Владеть:

- понятийным аппаратом для осмысления исторического и современного многообразия культурных ценностей;

- основными навыками толерантного поведения и межкультурной коммуникации в профессиональной и частной сферах жизни;

- навыками самостоятельного поиска информации общекультурного характера с применением современных информационных технологий, а также навыками интерпретации и структурирования информации для осуществления просветительской и воспитательной деятельности.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

Аудиторные занятия (всего)

34

34

В том числе:

-

-

Лекции

17

17

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего)

38

38

В том числе:

-

-

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







Другие виды самостоятельной работы

38

38

Домашнее задание

20

20

Самоподготовка

18

18

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет

Общая трудоемкость час

зач. ед.

72

72

2

2


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Теория культуры: культура в жизни человека и общества.

1. Определение культуры. Культура как предмет изучения культурологии и родственных гуманитарных дисциплин (философия культуры, социология культуры, культурная антропология, история культуры).

2. Функции культуры.

3. Культура и природа. Культурогенез. Культура и общество. Место и роль инженерной деятельности в системе культуры. Культура и глобальные проблемы современности).

4. Культура и личность. Человек как субъект и объект культуры. Инкультурация и социализация. Культурная самоидентичность.

5 Основные понятия, используемые в теоретической и прикладной культурологии для описания исторического многообразия культур: «язык культуры», «символы культуры», «культурные коды», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «морфология культуры».

2

Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества.

1. Античная цивилизация: специфика отношения человека к природе, к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Античная идея калокагатии – гармоничного развития духовных и физических способностей человека. Важнейшие достижения в области науки, техники, искусства и социально-политической жизни. Культурное наследие Античности в современном мире.

2. Мировые религии в истории культуры. Буддизм, ислам, христианство: этические нормы, культурные ценности, исторические формы и основные направления. Буддизм, ислам, христианство в России.

3. Развитие цивилизации в Новое время. Эпоха Возрождения: становление антропоцентрического видения, формирование понятия «гуманизм», важнейшие образцы ренессансной литературы, живописи, науки. Установка на активное преобразование действительности – основополагающий императив европейской культуры. Культурное значение научных открытий XVI-XVII вв. и понятие «механистической картины мира». Эпоха Просвещения: «Энциклопедия» и энциклопедисты, концепция «прогресса». Индустриализация как культурный феномен. Культурные достижения XIX- нач. XX вв.

4. Историческое своеобразие российской цивилизации. Место и роль России в мировой культуре.

3

Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации.

1. Современная типология локальных культур: этнические и национальные формы культуры, восточные и западные типы культур, специфические и «серединные» культуры.

2. Культурные традиции в контексте культурной модернизации. Процессы глобализации и тенденции культурной универсализации в современном мире. Своеобразие региональных культур.

3. Основные принципы взаимодействия в мультикультурном (полиэтничном или многоконфессиональном) коллективе.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

«Культурология» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социология и политология» и «Этика и нормы морали».


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

1

«Философия»

+

+




2

«Социология и политология».

+




+

3

«Этика и нормы морали»

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

час.

1

Теория культуры: культура в жизни человека и общества.

3

5







10

18

2

Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества.

10

8







20

38

3

Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации.

4

4







8

16

ИТОГО

17

17







38

72

6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен.

7. Практические занятия


№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1

1

Культура и личность. Культура и общество.

1

2

1

Структура и функции культуры.

2

3

1

Культурная самоидентификация. Многообразие этнических традиций в культуре России: история и современность.

2

4

2

Культурогенез и происхождение цивилизации. Культурное наследие древности.

2

5

2

Мировые религии в истории культуры: этические ценности, история, искусство. Буддизм, ислам, христианство в России.

2

6

2

Классическое наследие Античности в культуре Европы и России.

2

7

2

Классическое наследие Возрождения и Нового времени в культуре Европы и России.

2

8

3

Традиционное наследие Индии, Китая, Японии в культуре современного мира.

2

9

3

Основы межкультурной коммуникации в профессиональной сфере.

2


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Бондарева О.Н., Рассадина С.А. Культурология : Тематический словарь понятий. / О.Н. Бондарева, С.А. Рассадина, С.-Петерб. гос. горный ин-т. – СПб. : РИЦ СПГГИ, 2008. – 45 с.

  2. Кириленко С.А. Культурология : Практикум. / С.А. Рассадина, С.-Петерб. гос. горный ин т. – СПб. : РИЦ СПГГИ, 2005. – 111 с.

  3. Науменко Н.В. Культурология. Психология искусства : Методические указания для самостоятельной работы студентов. / Н.В. Науменко, С.-Петерб. гос. горный ин т. – СПб. : РИЦ СПГГИ, 2010. – 45 с.

б) дополнительная литература

    1. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства в 10 т. / В.Г. Власов. – СПб. : Азбука-классика, 2004-2007.

    2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. / Н.А. Дмитриева. – М. : АСТ-Пресс, Галарт, 2008. – 624 с.

    3. Кравченко А.И. Культурология : Учебное пособие. / А.И. Кравченко. – 10-е изд. – М. : Академический проект, 2010. – 496 с.

    4. Круглова Л.К. Культурология : Учебное пособие для вузов. / Л.К. Круглова. – 2-е изд. – СПб. : Изд-во ИВК, 2009. – 340 с.

    5. Культурология : Учебное пособие. / Г.В. Драч [и др.] ; Под ред. Г.В. Драча. – М. : Альфа-М, 2009. – 413 с.

    6. Культурология : Учебник. / Ю.Н. Солонин [и др.] ; Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М. : Высшее образование, 2007. – 566 с.

    7. Культурология : Учебное пособие для вузов. / А.Н. Маркова [и др.] ; Под ред. А.Н. Марковой. – 4-е изд. – М. : Юнити-Дана, 2009. – 400 с.

    8. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. / Ю.М. Лотман. – СПб. : Искусство-СПб, 2008. – 496 с.

    9. Мифы народов мира : Энциклопедия в 2 т. / С.А. Токарев [и др.] ; Под ред. С.А. Токарева. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2008.

    10. Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры : Учебное пособие. / Н.А. Моисеева. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.

    11. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры : Учебник для студентов вузов. / Л.А. Никич. – М. : Юнити, 2009. – 559 с.

    12. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. / Х. Ортега-и-Гассет ; пер. с исп. – М. : АСТ, 2008. – 347 с.

    13. Тойнби А.Дж. Постижение истории. / А.Дж. Тойнби ; пер. с англ. – М. : Айрис-Пресс, 2010. – 640 с.

    14. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. / З. Фрейд; пер. с нем. – М. : АСТ, 2009. – 256 с.

    15. Хейзинга Й. Homo ludens. / Й. Хейзинга; пер. с голл. – СПб. : Азбука-классика, 2007 – 384 с.

    16. Шпенглер О. Закат Европы. / О. Шпенглер; пер. с нем. – М. : Эксмо, 2009. – 800 с.

в) программное обеспечение:

Для изучения дисциплины «Культурология» специфического программного обеспечения не требуется.

Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения, а также стандартный пакет программ Microsoft Windows (Microsoft Word, Power Point) для подготовки учебных материалов.


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лекции и практические занятия по дисциплине «Культурология» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием. Наряду с лекционными аудиториями общего назначения, оборудованными в СПГГИ (ТУ), при кафедре русского языка и литературы, ведущей дисциплину «Культурология», имеются специализированные аудитории: 3524а (площадь — 82,5 кв. м., 54 посадочных места, оснащена мультимедиа-проектором, компьютером, VHS- и DVD-проигрывателями); 4518 (площадь 49,2 кв. м., 33 посадочных места, оборудована телевизором для подключения VHS- и DVD-проигрывателей); 4520 (площадь 46,9 кв. м., 38 посадочных мест, оборудована тематическими учебными стендами по дисциплине «Культурология»); 3501 (площадь 71,4 кв. м., 12 посадочных мест, оборудована 7 компьютерами с доступом в Интернет для самостоятельной работы студентов).


10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Для получения промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине «Культурология» студенты выполняют домашние задания (конкретная форма работы определяется преподавателем в зависимости от уровня общеобразовательной подготовки студенческой аудитории) и самостоятельную творческую работу (реферат/презентацию) в рамках одной из следующих общих тем (конкретная формулировка согласуется с преподавателем):

1. Многообразие этнических традиций в культуре России.

2. Буддизм и мировая культура.

3. Буддизм в культуре России.

4. Христианство и мировая культура.

5. Христианство в культуре России.

6. Ислам и мировая культура.

7. Ислам в культуре России.

8. Традиционное наследие Индии в культуре современного мира.

9. Традиционное наследие Китая в культуре современного мира.

10. Традиционное наследие Японии в культуре современного мира.

11. Классическое наследие Античности в культуре современного мира.

12. Классическое наследие эпохи Возрождения в культуре современного мира.

13. Классическое наследие эпохи Нового времени в культуре современного мира.

14. Западноевропейское искусство в музеях Петербурга.

15. Отечественное искусство в музеях Петербурга.


Реферат представляет собой письменную работу объёмом от 15 до 20 учётных страниц. Структура реферата: титульный лист, оформленный в соответствии с общими требованиями СПГГИ, план (содержание) реферата, основной текст, библиография (список источников). При подготовке реферата рекомендуется использовать учебную, научную и научно-популярную литературу культурологического содержания, поощряется привлечение Интернет-ресурсов. В списке использованной литературы должно быть указано не менее 7 пунктов, при этом в тексте реферата обязательно проставляются ссылки на источники информации.

Презентация выполняется в Power Point или в аналогичном редакторе. При подготовке презентации следует учитывать, что она не заменяет текстовое изложение материала, а сопровождает его, помогает представить вниманию аудитории основную мысль. Достаточно 10-15 слайдов, на которых не следует помещать большое количество текста. На основе презентации должен быть сделан доклад на одном из практических занятий, то есть устное выступление продолжительностью 10-12 минут. Задача доклада — заинтересовать предметом своего выступления слушателей, доклад должен как можно точнее раскрывать тему и представлять собой свободный рассказ о выбранном предмете, сопровождаемый слайдами. Доклад, прочитанный с листа, не учитывается при аттестации по дисциплине. В докладе следует выделить введение, где обосновывается актуальность темы доклада, основную часть (изложение наиболее информативных, интересных аспектов темы) и заключение, где делаются выводы или ставятся проблемные вопросы. Необходимо также назвать 2-3 источника, использованных для подготовки доклада (автор, название, год издания книги или название и адрес Интернет-ресурса).

При выполнении заданий для самостоятельной работы не рекомендуется обращение к сайтам готовых рефератов: подобные ресурсы содержат низкокачественный материал, изложенный сухим и нередко малограмотным языком. Рекомендуется отдавать предпочтение тематическим сайтам, содержащим конкретную, достоверную и иллюстрированную информацию по выбранному предмету: это помогает студентам разобраться в теме с наименьшими усилиями, найти любопытные факты и дополнить презентацию наглядным материалом. Рекомендуется также обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам гуманитарного содержания:


Античное искусство – URL: http://www.antica.lt/ .

Библиотека Гумер : электронная библиотека по гуманитарным дисциплинам. – URL: http://www.gumer.info/.

Введение в буддизм: История возникновения и философия буддийских школ . – URL: http://buddhism.org.ru/.

Википедия : электронная энциклопедия. – URL: http://ru.wikipedia.org.

Вокруг света : научно-популярный журнал. – URL: http://www.vokrugsveta.ru/.

Горное профессиональное сообщество дореволюционной России – URL: http://www.russmin.narod.ru.

Древний мир (история цивилизаций древности) – URL: http://www.ancient.gerodot.ru/default.htm.

Культуролог : информационный ресурс по культурологии. – URL: http://culturolog.ru.

Кругосвет : электронная энциклопедия. – URL: http://www.krugosvet.ru/.

Мусульманский информационный канал [сайт]. – URL: http://www.islam.ru/.

Православие в России – URL: http://www.pravoslavie.ru/.

Страны мира : информационный ресурс по культуре регионов мира. – URL: http://www.countries.ru.

Fort/Da (библиотека Янко Вячеслава) : электронная библиотека по гуманитарным дисциплинам. – URL: http://yankos.chat.ru/gum.html.

GEO [сайт] : научно-популярный журнал. – URL: http://www.geo.ru/.

MONSALVAT : историко-искусствоведческий портал. – URL: http://globalfolio.net/monsalvat.

Христианский портал: История церкви, патрология, богословие – URL: http://mystudies.narod.ru/index.htm.


Разработчик:

Горный университет




Доцент

каф. РЯ и Л




С. А. Рассадина

(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)

Эксперты:













Горный университет




зав. каф. РЯ и Л




Д.А. Щукина

(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Цель дисциплины «Культурология» – научить студентов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на формирование совокупной...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины техническая механика название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины элементы и узлы периферийных устройств компьютерных систем название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «культурология»
Цели и задачи курса. «Культурология» призвана – раскрыть специфические черты культуры Востока, Запада и России в связи с объективными...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа дисциплины б дв 1 культурология

Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа дисциплины б б 9 культурология

Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины ен. Ф математический анализ
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры математики и математического моделирования факультета информационных...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Математический анализ : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. С. Бартенева– Оренбург : огим, 2011. – 22 с
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины ен. Ф «Дискретная математика»
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры математики и математического моделирования факультета информационных...
Рабочая программа учебной дисциплины «культурология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница