ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
Согласовано _______________________ | Утверждаю ______________________ | Руководитель ООП по направлению 151000 д.т.н. проф. В.В. Габов | Зав. кафедрой РЯ и Л д. ф. н. проф. Д.А. Щукина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Направление подготовки:151000 Технологические машины и оборудование Профиль подготовки: Оборудование нефтегазопереработки
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная
Составители: Доцент каф. РЯ и Л. С. А. Рассадина
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Культурология» – научить студентов ориентироваться в многообразии культур, оказавших влияние на формирование совокупной системы этических норм, технических достижений и эстетических ценностей современного человечества. Основные задачи курса: - познакомить студентов с функциями культуры, её ролью в преобразовании природного мира, значением для развития человеческого общества и становления личности каждого человека; - сформировать у студентов базовые навыки культурологического мышления с использованием таких понятий, как «язык культуры», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «типологические характеристики культуры», «культурная самоидентичность»; - сформировать представление о многообразии культурных норм и ценностей, заложить основы толерантного поведения в мультикультурной и многоконфессиональной среде; - осветить роль инженерной деятельности в истории мировой и отечественной культуры; - научить студентов находить и анализировать информацию, необходимую для развития общей культуры, социализации личности; - помочь выпускникам высшей школы ориентироваться в реалиях современного мира.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Культурология» относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу; входит в его вариативную часть. Для изучения дисциплины «Культурология» достаточно знаний, умений и компетенций по гуманитарным предметам в объёме среднего (полного) общего или среднего профессионального образования. «Культурология» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социология и политология», «Этика и нормы морали».
3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1); - способность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни (ОК-2); - готовность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-3); - способность к приобретению с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК-7); - способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами (ОК-8); - целенаправленное применение базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности (ОК-9); - осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11) - свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК 14).
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - функции культуры; ориентироваться в базовых культурных ценностях человечества, осознавать их роль в истории общества и в становлении личности; - основные этапы развития цивилизации, наиболее значимые культурные достижения человечества, исторические формы отношения человека к миру природы, к другим людям и к самому себе; - место и роль своей будущей профессии в системе культуры; осознавать ценность интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития; - типологические особенности различных региональных и конфессиональных культур, значимые для формирования толерантного поведения и навыков межкультурной коммуникации в профессиональной и в частной жизни; - место и роль России в мировом культурно-историческом процессе. Уметь: - осуществлять профессиональную деятельность в полиэтничном и многоконфессиональном коллективе; - самостоятельно находить и анализировать информацию, необходимую для развития общей культуры и социализации личности; - аргументированно и ясно излагать свою позицию по вопросам общекультурного характера, представлять просветительскую информацию в доступном для других виде; - осуществлять осмысленный выбор предметов осмотра при посещении музеев и культурно-исторических достопримечательностей Петербурга, а также других регионов России и мира.
Владеть: - понятийным аппаратом для осмысления исторического и современного многообразия культурных ценностей; - основными навыками толерантного поведения и межкультурной коммуникации в профессиональной и частной сферах жизни; - навыками самостоятельного поиска информации общекультурного характера с применением современных информационных технологий, а также навыками интерпретации и структурирования информации для осуществления просветительской и воспитательной деятельности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы. Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | 1 | Аудиторные занятия (всего) | 34 | 34 | В том числе: | - | - | Лекции | 17 | 17 | Практические занятия (ПЗ) | 17 | 17 | Семинары (С) |
|
| Лабораторные работы (ЛР) |
|
| Самостоятельная работа (всего) | 38 | 38 | В том числе: | - | - | Курсовой проект (работа) |
|
| Расчетно-графические работы |
|
| Реферат |
|
| Другие виды самостоятельной работы | 38 | 38 | Домашнее задание | 20 | 20 | Самоподготовка | 18 | 18 | Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
| зачет | Общая трудоемкость час зач. ед. | 72 | 72 | 2 | 2 |
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины № п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | 1 | Теория культуры: культура в жизни человека и общества. | 1. Определение культуры. Культура как предмет изучения культурологии и родственных гуманитарных дисциплин (философия культуры, социология культуры, культурная антропология, история культуры). 2. Функции культуры. 3. Культура и природа. Культурогенез. Культура и общество. Место и роль инженерной деятельности в системе культуры. Культура и глобальные проблемы современности). 4. Культура и личность. Человек как субъект и объект культуры. Инкультурация и социализация. Культурная самоидентичность. 5 Основные понятия, используемые в теоретической и прикладной культурологии для описания исторического многообразия культур: «язык культуры», «символы культуры», «культурные коды», «культурные ценности и нормы», «культурная картина мира», «морфология культуры». | 2 | Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества. | 1. Античная цивилизация: специфика отношения человека к природе, к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Античная идея калокагатии – гармоничного развития духовных и физических способностей человека. Важнейшие достижения в области науки, техники, искусства и социально-политической жизни. Культурное наследие Античности в современном мире. 2. Мировые религии в истории культуры. Буддизм, ислам, христианство: этические нормы, культурные ценности, исторические формы и основные направления. Буддизм, ислам, христианство в России. 3. Развитие цивилизации в Новое время. Эпоха Возрождения: становление антропоцентрического видения, формирование понятия «гуманизм», важнейшие образцы ренессансной литературы, живописи, науки. Установка на активное преобразование действительности – основополагающий императив европейской культуры. Культурное значение научных открытий XVI-XVII вв. и понятие «механистической картины мира». Эпоха Просвещения: «Энциклопедия» и энциклопедисты, концепция «прогресса». Индустриализация как культурный феномен. Культурные достижения XIX- нач. XX вв. 4. Историческое своеобразие российской цивилизации. Место и роль России в мировой культуре. | 3 | Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации. | 1. Современная типология локальных культур: этнические и национальные формы культуры, восточные и западные типы культур, специфические и «серединные» культуры. 2. Культурные традиции в контексте культурной модернизации. Процессы глобализации и тенденции культурной универсализации в современном мире. Своеобразие региональных культур. 3. Основные принципы взаимодействия в мультикультурном (полиэтничном или многоконфессиональном) коллективе. |
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами «Культурология» представляет собой самостоятельную дисциплину, способствующую развитию общей и профессиональной культуры, но вместе с тем может быть рекомендована в качестве предшествующей для таких дисциплин, как «Философия», «Социология и политология» и «Этика и нормы морали».
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | 1 | 2 | 3 | 1 | «Философия» | + | + |
| 2 | «Социология и политология». | + |
| + | 3 | «Этика и нормы морали» | + | + | + |
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий № п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | Лаб. зан. | Семин. | СРС | Все-го час. | 1 | Теория культуры: культура в жизни человека и общества. | 3 | 5 |
|
| 10 | 18 | 2 | Историческое развитие культуры, культурное наследие человечества. | 10 | 8 |
|
| 20 | 38 | 3 | Современная типология локальных культур и основы межкультурной коммуникации. | 4 | 4 |
|
| 8 | 16 | ИТОГО | 17 | 17 |
|
| 38 | 72 | 6. Лабораторный практикум Лабораторный практикум не предусмотрен. 7. Практические занятия
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий (семинаров) | Трудо-емкость (час.) | 1 | 1 | Культура и личность. Культура и общество. | 1 | 2 | 1 | Структура и функции культуры. | 2 | 3 | 1 | Культурная самоидентификация. Многообразие этнических традиций в культуре России: история и современность. | 2 | 4 | 2 | Культурогенез и происхождение цивилизации. Культурное наследие древности. | 2 | 5 | 2 | Мировые религии в истории культуры: этические ценности, история, искусство. Буддизм, ислам, христианство в России. | 2 | 6 | 2 | Классическое наследие Античности в культуре Европы и России. | 2 | 7 | 2 | Классическое наследие Возрождения и Нового времени в культуре Европы и России. | 2 | 8 | 3 | Традиционное наследие Индии, Китая, Японии в культуре современного мира. | 2 | 9 | 3 | Основы межкультурной коммуникации в профессиональной сфере. | 2 |
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература Бондарева О.Н., Рассадина С.А. Культурология : Тематический словарь понятий. / О.Н. Бондарева, С.А. Рассадина, С.-Петерб. гос. горный ин-т. – СПб. : РИЦ СПГГИ, 2008. – 45 с. Кириленко С.А. Культурология : Практикум. / С.А. Рассадина, С.-Петерб. гос. горный ин т. – СПб. : РИЦ СПГГИ, 2005. – 111 с. Науменко Н.В. Культурология. Психология искусства : Методические указания для самостоятельной работы студентов. / Н.В. Науменко, С.-Петерб. гос. горный ин т. – СПб. : РИЦ СПГГИ, 2010. – 45 с. б) дополнительная литература Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства в 10 т. / В.Г. Власов. – СПб. : Азбука-классика, 2004-2007. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. / Н.А. Дмитриева. – М. : АСТ-Пресс, Галарт, 2008. – 624 с. Кравченко А.И. Культурология : Учебное пособие. / А.И. Кравченко. – 10-е изд. – М. : Академический проект, 2010. – 496 с. Круглова Л.К. Культурология : Учебное пособие для вузов. / Л.К. Круглова. – 2-е изд. – СПб. : Изд-во ИВК, 2009. – 340 с. Культурология : Учебное пособие. / Г.В. Драч [и др.] ; Под ред. Г.В. Драча. – М. : Альфа-М, 2009. – 413 с. Культурология : Учебник. / Ю.Н. Солонин [и др.] ; Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М. : Высшее образование, 2007. – 566 с. Культурология : Учебное пособие для вузов. / А.Н. Маркова [и др.] ; Под ред. А.Н. Марковой. – 4-е изд. – М. : Юнити-Дана, 2009. – 400 с. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. / Ю.М. Лотман. – СПб. : Искусство-СПб, 2008. – 496 с. Мифы народов мира : Энциклопедия в 2 т. / С.А. Токарев [и др.] ; Под ред. С.А. Токарева. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры : Учебное пособие. / Н.А. Моисеева. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры : Учебник для студентов вузов. / Л.А. Никич. – М. : Юнити, 2009. – 559 с. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. / Х. Ортега-и-Гассет ; пер. с исп. – М. : АСТ, 2008. – 347 с. Тойнби А.Дж. Постижение истории. / А.Дж. Тойнби ; пер. с англ. – М. : Айрис-Пресс, 2010. – 640 с. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. / З. Фрейд; пер. с нем. – М. : АСТ, 2009. – 256 с. Хейзинга Й. Homo ludens. / Й. Хейзинга; пер. с голл. – СПб. : Азбука-классика, 2007 – 384 с. Шпенглер О. Закат Европы. / О. Шпенглер; пер. с нем. – М. : Эксмо, 2009. – 800 с. в) программное обеспечение: Для изучения дисциплины «Культурология» специфического программного обеспечения не требуется. Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения, а также стандартный пакет программ Microsoft Windows (Microsoft Word, Power Point) для подготовки учебных материалов.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Лекции и практические занятия по дисциплине «Культурология» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием. Наряду с лекционными аудиториями общего назначения, оборудованными в СПГГИ (ТУ), при кафедре русского языка и литературы, ведущей дисциплину «Культурология», имеются специализированные аудитории: 3524а (площадь — 82,5 кв. м., 54 посадочных места, оснащена мультимедиа-проектором, компьютером, VHS- и DVD-проигрывателями); 4518 (площадь 49,2 кв. м., 33 посадочных места, оборудована телевизором для подключения VHS- и DVD-проигрывателей); 4520 (площадь 46,9 кв. м., 38 посадочных мест, оборудована тематическими учебными стендами по дисциплине «Культурология»); 3501 (площадь 71,4 кв. м., 12 посадочных мест, оборудована 7 компьютерами с доступом в Интернет для самостоятельной работы студентов).
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Для получения промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине «Культурология» студенты выполняют домашние задания (конкретная форма работы определяется преподавателем в зависимости от уровня общеобразовательной подготовки студенческой аудитории) и самостоятельную творческую работу (реферат/презентацию) в рамках одной из следующих общих тем (конкретная формулировка согласуется с преподавателем): 1. Многообразие этнических традиций в культуре России. 2. Буддизм и мировая культура. 3. Буддизм в культуре России. 4. Христианство и мировая культура. 5. Христианство в культуре России. 6. Ислам и мировая культура. 7. Ислам в культуре России. 8. Традиционное наследие Индии в культуре современного мира. 9. Традиционное наследие Китая в культуре современного мира. 10. Традиционное наследие Японии в культуре современного мира. 11. Классическое наследие Античности в культуре современного мира. 12. Классическое наследие эпохи Возрождения в культуре современного мира. 13. Классическое наследие эпохи Нового времени в культуре современного мира. 14. Западноевропейское искусство в музеях Петербурга. 15. Отечественное искусство в музеях Петербурга.
Реферат представляет собой письменную работу объёмом от 15 до 20 учётных страниц. Структура реферата: титульный лист, оформленный в соответствии с общими требованиями СПГГИ, план (содержание) реферата, основной текст, библиография (список источников). При подготовке реферата рекомендуется использовать учебную, научную и научно-популярную литературу культурологического содержания, поощряется привлечение Интернет-ресурсов. В списке использованной литературы должно быть указано не менее 7 пунктов, при этом в тексте реферата обязательно проставляются ссылки на источники информации. Презентация выполняется в Power Point или в аналогичном редакторе. При подготовке презентации следует учитывать, что она не заменяет текстовое изложение материала, а сопровождает его, помогает представить вниманию аудитории основную мысль. Достаточно 10-15 слайдов, на которых не следует помещать большое количество текста. На основе презентации должен быть сделан доклад на одном из практических занятий, то есть устное выступление продолжительностью 10-12 минут. Задача доклада — заинтересовать предметом своего выступления слушателей, доклад должен как можно точнее раскрывать тему и представлять собой свободный рассказ о выбранном предмете, сопровождаемый слайдами. Доклад, прочитанный с листа, не учитывается при аттестации по дисциплине. В докладе следует выделить введение, где обосновывается актуальность темы доклада, основную часть (изложение наиболее информативных, интересных аспектов темы) и заключение, где делаются выводы или ставятся проблемные вопросы. Необходимо также назвать 2-3 источника, использованных для подготовки доклада (автор, название, год издания книги или название и адрес Интернет-ресурса). При выполнении заданий для самостоятельной работы не рекомендуется обращение к сайтам готовых рефератов: подобные ресурсы содержат низкокачественный материал, изложенный сухим и нередко малограмотным языком. Рекомендуется отдавать предпочтение тематическим сайтам, содержащим конкретную, достоверную и иллюстрированную информацию по выбранному предмету: это помогает студентам разобраться в теме с наименьшими усилиями, найти любопытные факты и дополнить презентацию наглядным материалом. Рекомендуется также обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам гуманитарного содержания:
Античное искусство – URL: http://www.antica.lt/ . Библиотека Гумер : электронная библиотека по гуманитарным дисциплинам. – URL: http://www.gumer.info/. Введение в буддизм: История возникновения и философия буддийских школ . – URL: http://buddhism.org.ru/. Википедия : электронная энциклопедия. – URL: http://ru.wikipedia.org. Вокруг света : научно-популярный журнал. – URL: http://www.vokrugsveta.ru/. Горное профессиональное сообщество дореволюционной России – URL: http://www.russmin.narod.ru. Древний мир (история цивилизаций древности) – URL: http://www.ancient.gerodot.ru/default.htm. Культуролог : информационный ресурс по культурологии. – URL: http://culturolog.ru. Кругосвет : электронная энциклопедия. – URL: http://www.krugosvet.ru/. Мусульманский информационный канал [сайт]. – URL: http://www.islam.ru/. Православие в России – URL: http://www.pravoslavie.ru/. Страны мира : информационный ресурс по культуре регионов мира. – URL: http://www.countries.ru. Fort/Da (библиотека Янко Вячеслава) : электронная библиотека по гуманитарным дисциплинам. – URL: http://yankos.chat.ru/gum.html. GEO [сайт] : научно-популярный журнал. – URL: http://www.geo.ru/. MONSALVAT : историко-искусствоведческий портал. – URL: http://globalfolio.net/monsalvat. Христианский портал: История церкви, патрология, богословие – URL: http://mystudies.narod.ru/index.htm.
Разработчик: Горный университет |
| Доцент каф. РЯ и Л |
| С. А. Рассадина | (место работы) |
| (занимаемая должность) |
| (инициалы, фамилия) | Эксперты: |
|
|
|
| Горный университет |
| зав. каф. РЯ и Л |
| Д.А. Щукина | (место работы) |
| (занимаемая должность) |
| (инициалы, фамилия) | |