Тесты для школьной олимпиады




Скачать 38,21 Kb.
НазваниеТесты для школьной олимпиады
Дата03.02.2016
Размер38,21 Kb.
ТипТесты
9-11 класс


ТЕСТЫ для школьной олимпиады


1. Проанализируйте высказывание: (8 баллов)

Русский историк В.О. Ключевский в своей работе «История сословий в России» определяет сословия как классы (в данном контексте «класс» - синоним термина «группа»), на которые делится общество «по правам и обязанностям, учрежденным верховной властью… Сословное деление существенно юридически устанавливается Законом в отличие от других общественных делений». В определении Ключевского выделены два важных признака сословной системы стратификации, Назовите их.

1.1 Зависимость социального статуса индивида или группы от обладания властью и их отношения к субъекту верховной власти.

1.2 Закрепление социального положения, прав, привилегий, обязанностей с помощью норм права.


2. Установите соответствие авторов и названия работ: (12 баллов)


1. Д. Белл

A) «Игры, в которые играют люди»

2. Э. Фромм

B) «Современность и будущее»

3. Г. Юнг

C)«Человек. Цивилизация. Общество»

4. П.Сорокин

D) «Курс позитивной философии»

5. Н. Макиавелли

E) «Иметь или быть»

6. О.Конт

F)«Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования»




G) «Государь»

1F, 2E, 3B, 4C, 5G, 6D.



3. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, словосочетания из предложенного списка. Слова и словосочетания пронумерованы. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и словосочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте. Обратите внимания в списке слов и словосочетаний больше, чем слов в тексте. (10 баллов)

… базируется на машинной технике. Оно возникло в конце XVIII века под влиянием промышленного переворота в Англии и Французской революции 1789 г. Первой отличительной чертой этого общества является … - создание крупного промышленного производства. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии прокормить большинство общества, не прибегая к обработке земли. Второй отличительной чертой … является высокая степень … - переселения людей в города и распространения городских ценностей жизни на все слои населения.

1. информационное общество

5. модернизация

2. коллективизация

6. урбанизация

3. традиционное общество

7. стратификация

4. индустриальное общество

8. индустриализация


Ответ: 4, 8, 4, 6.


4. Вставьте пропущенную фамилию известного учёного: (10 баллов)

4.1. … утверждал, что «всемирная история есть сумма замкнутых цивилизаций, каждая из которых проходит фазы возникновения, роста. надлома, упадка и разложения».

4.2. … разработал концепцию капитализма как глобальной мировой системы.

4.3. … согласно своей иерархической теории потребностей относил потребность в безопасности к низшему уровню потребностей личности.

1. А. Тойнби. 4.2. И. Валлерстайн. 4.3. А. Маслоу.


5. Верны ли следующие суждения? Обведите номер правильного ответа: (16 баллов)





№ 5.1.

№ 5.2.

№ 5.3.

№ 5.4.

№ 5.5.

№ 5.6.

№ 5.7.

№ 5.8.

Верно только А

1

1

1

1

1

1

1

1

Верно только В

2

2

2

2

2

2

2

2

Верны оба суждения

3

3

3

3

3

3

3

3

Оба суждения неверны

4

4

4

4

4

4

4

4


5. 1 А. Для взрослого человека по сравнению с ребёнком характерно большее количество статусов и ролей.

5.1.В. Для взрослого человека по сравнению с ребёнком характерно одинаковое количество статусов и ролей,

5.2. А. Любой человек выполняет лишь одну свойственную ему роль.

5.2. В. Любой человек выполняет только те роли, в. которых он лично испытывает потребность.

5.3. А. Нормы могут значительно меняться от общества к обществу.

5.3. В. Нормы никогда не меняются.

5.4. А. Процесс снижения религиозности в современных обществах – это социальная мобильность.

5.4.В. Карьера от «чистильщика сапог до миллионера» - это пример социальной мобильности.

5.5. А. Потребность в пище и отдыхе сформировалась у человека в процессе общественной жизни.

5.5. В. Ряд потребностей, свойственных человеку, присущи и другим живым существам.

5.6. А. Повышение человека в должности является примером вертикальной социальной мобильности.

5.6. В. Вертикальная мобильность может осуществляться и вопреки желанию человека.

5.7. А. Отличительной особенностью деятельности человека является ее преобразующий характер.

5.7. В. Преобразующий характер деятельности присущ всем живым организмам.

5.8.А. Свобода человека в обществе - это возможность без ограничений поступать согласно собственным желаниям и интересам.

5.8. В. Свобода в обществе ограничена интересами других людей, обществом в целом.

6. Выберите правильный ответ: (30 баллов)

6.1. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество:

1) динамическую систему,

2) часть природы,

3) весть материальный мир,

4) не изменяемую систему.

6.2. Какую категорию морального сознания и общественной жизни немецкий философ Гегель определяет как «осознанную необходимость»:

1) долг,

2) счастье,

3) свобода,

4) добро.

6.3. Связанная с речью способность человеческого мозга, целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительность в чувственных и понятийно логических образах, преобразовать окружающий мир, разумно регулировать и самоконтролировать свое поведение:

1) психика,

2) сознание,

3) деятельность,

4) физиология.

6.4. Деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, обозначается словом:

  1. общение;

  2. понимание;

  3. творчество;

  4. познание.

6.5. В процессе научного познания обязательно происходит:

  1. теоретическое обобщение;

  2. создание художественного образа;

  3. создание материальных ценностей;

  4. отрицание предыдущих достижений.

    1. Моральные нормы:

  1. ведут к социальному расслоению общества;

  2. обеспечиваются силой государственного принуждения;

  3. имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение;

  4. вводятся правовыми актами.

6.7. Укажите древневосточную религию, которая явилась одним из важнейших истоков христианства:

1) иудаизм,

2) древнеегипетская,

3) индуизм,

4) зороастризм.

6.8. К обязательным элементам религии относится:

  1. законодательство о свободе совести;

  2. вера в существование сверхъестественного;

  3. активное участие деятелей церкви в политике;

  4. научное доказательство религиозных догматов.

6.9. Согласно современным философским представлениям, миф это:

1) Форма заблуждения, существовавшая на донаучной стадии развития человеческого познания

2) эмоционально-образные представления человека о мире и самом себе, возникающие на донаучной стадии развития человеческого познания

3) систематизированное, логически обоснованное знание,

4) система учений, вообще не имеющая отношение к сфере познания.

6.10. Ученые – вулканологи, тщательно обследовав вулкан, предупредили местных жителей о возможности скорого извержения, какая функция науки реализуется в данном случае:

1) мировоззренческая,

2) познавательно-описательная,

3) культурная,

4) социальная.

6.11. Формационный подход к историческому процессу был развит в работах:

1) Канта,

2) Гегеля,

3) Маркса,

4) Данилевского.

6.12. «Поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать», это формула является выражением:

1) категорического императива,

2) закона естественного отбора,

3) закона лидерства,

4) теории относительности.

6.13. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?

1) наблюдение отдельных фактов и явлений,

2) фиксация обобщений в форме законов,

3) выдвижение и обоснование гипотез,

4) оформление данных в форме теорий.

6.14. Какой из перечисленных фактов относится к житейскому, обыденному познанию?

1) закон спроса,

2) закон притяжения,

3) закон падающего бутерброда,

4) закон стоимости.

6.15. Класс современного общества, выступающий за политическую, экономическую и культурную стабильность – это:

A) андеркласс

B) высший класс

C) низший класс

D) средний класс

7. Верны или нет данные суждения? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет»: (36 баллов)

7.1. Один человек имеет много статусов.__ ДА ___

7.2. Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус.__ ДА __

7.3. Потребности в добывании средств существования удовлетворяют политические институты.___ НЕТ __

7.4. Самый ранний социальный институт — государство._ НЕТ ____

7.5. Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов заимствования чужой технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, инвестиций.__ ДА ___

7.6. Органическая модернизация это способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством для преодоления исторической отсталости и иностранной зависимости.__ НЕТ __

7.7. Общество изменяется в ходе социального прогресса, который принимает две главные формы – революции и реформы.__ ДА _____

7.8. Переход от традиционного общества к современному обществу называется модернизацией, которая принимает две основные формы: органическую и неорганическую.__ ДА ___

7.9. В индустриальном обществе собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.__ НЕТ ____

7.10. Переход из одной страты в другую, неравную, либо равную описывается понятием социальной мобильности.__ ДА ____

7.11. С точки зрения марксистского учения народные массы являются главным творцом истории. __ДА______

7.12. В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду __ДА__

7.13. К уровням научного знания относятся эмпирический и теоретический уровни. _______ДА_______________

7.14. «Человек – есть мера всех вещей!», - полагал древнегреческий философ Сократ. ______НЕТ___

7.15. Первым источником религиозно-философского знания в Древнем Китае стала так называемая ведическая литература. ______НЕТ______

7.16. Искусство как особую область человеческой деятельности изучает такая дисциплина как эстетика _____ДА____

7.17. Социология имеет дело с коренными мировоззренческими предпосылками изучения личности и человека, с решением таких фундаментальных проблем, как определение места человека в системе мировоззрения, его сущности._______НЕТ________

7.18. В переводе с латинского термин «культура» означает «возделывание, уход, обработка почвы» ______ДА___


8. Выберите правильный ответ: (4 балла)

Понятие «прогресс» не применимо к социальному институту:

A) наука;

B) образование;

C) религия;

D) экономика.

9. Определите соответствия между понятиями и их содержанием. Ответ запишите в форме таблицы. (18 баллов)


1. Статус

А. Высшая часть высшей страты

2.Горизонтальная мобильность

Б. Оформленная система различий людей и социальных групп в обществе.

3. Предписанный статус

В. Поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам.

4.Социальная мобильность

Г. Мобильность, связанная со сменой позиций на одном уровне, без изменения статуса.

5. Достигаемый статус

Д. Изменение положения индивида или группы в системе стратификации.

6. Элита

Е. Социальное положение человека в обществе.

7. Социальная структура

Ж. Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

8. Главный статус

З. Статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.

9. Девиация

И. Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору .

1.Е

2.Г

3.З

4.Д

5. И

6.А

7.Б

8.Ж

9.В.



10. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. (4 балла)

«Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономические развитие».

Источник: Медведев В.А., Красин Ю.А. « Гордиев узел социальной политики». //Социологические исследования, 2007, № 11, с. 23.

__________________ Социальная мобильность_____________________ _______


11. Назовите понятие, общее для приведенных в одном ряду терминов, объединяющее их. (8 баллов)

11. 1. Ид. Эго. Суперэго._______

11.2. Ядро. Полупериферия. Периферия._____________

11.3.Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество._____________


11. 1.Структура личности З.Фрейда; 11.2. Типология общества Д.Белла; 11.3. Структура мировой системы И. Валлерстайна.


12. Определите соответствия между понятиями и их содержанием. Ответ запишите в форме таблицы (16 баллов)

1. Политология

А) «идущий вразрез с действующими социальными нормами»

2. Мораль

В) «наука о политике»

3. Асоциальный

С) «нрав, обычай, характер»

4. Агностицизм

D) «свобода, свободный»

5. Либерализм

Е) «любовь к мудрости»

6. Легитимность

F) «отрицание возможности познания мира»

7. Философия

G) «душевное волнение»

8. Аффект

Н) «законность»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

B

C

A

F

D

H

E

G

-


13.Установите соответствие авторов и названия работ (8 баллов):

1. А Смит

А) «Немецкая идеология»

2. К.Маркс

В) «Этика»

3. Аристотель

С) «Исследования о причинах и богатстве народа»

4. Н. Макиавелли

D) “Государь»




Е) «Толкование сновидений»

1

2

3

4

C

A

B

D


14. Вставьте пропущенное слово (10 баллов)

14.1. В переводе с термин означает греческого «вести беседу», в настоящее время понимается как философское учение о познании и развитии мира через преодоление противоречий. ДИАЛЕКТИКА

14.2. Точка зрения, представители которой выражают сомнение в возможности постижения объективной истины. СКЕПТИЦИЗМ

14.3. Определенная группа людей или совокупность групп, выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением или престижем. ЭЛИТА

14.4. Термин ______________ получил распространение благодаря герою произведений французских авторов Э. Скиба и братьев И. и Т. Коньяр. Герой этих произведений проявил себя как фанатичный сверхпатриот, безгранично преданный Н. Бонапарту и безоговорочно поддерживавший его завоевательную политику.

ШОВИНИЗМ

14.5. Переживая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. ПОТРЕБНОСТЬ


15. Заполните пропуски в схеме (3 балла)




Ответ: аграрное (традиционное)


16. Найдите в перечне лишнее понятие (слово). Подчеркните его и объясните свое решение. (8 баллов / ______)


16.1.Тотемизм, иудаизм, зороастризм, индуизм. ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

16.2.Миф, нравственность, искусство, образование.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

16.3.Опыт, эксперимент, наблюдение, анализ.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

16.4.Консерватизм, либерализм, протестантизм, коммунизм.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Тотемизм – ранняя форма религии (остальные– национальные религии).

  2. Образование – целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, и получение знаний и навыков (остальные – формы духовной культуры).

  3. Анализ – метод теоретического уровня научного познания (остальные-методы эмпирического познания).

  4. Протестантизм – направление в христианской религии (остальные – политические идеологии).



17.Укажите правильное сочетание (9 баллов):


17.1.К нравственным категориям относятся:


А. Справедливость

Б. Совесть

В. Счастье

Г. Собственность


1) Верно АБВ; 2) Верно БВГ; 3) Верно БВГ; 4) Верно АБВГ


17.2.Религия как система включает в себя:


А. Вероучение, изложенное в священных писаниях и оформленное в догматах

Б. Религиозную организацию (Церковь)

В. Культ (обряды и таинства)

Г. Психологию верующих, убежденность в истинности религиозного учения


1) Верно АБВ; 2) Верно БВГ; 3) Верно БВГ; 4) Верно АБВГ


17.3. К направлениям искусства XX века относят:

А. Экспрессионизм

Б. Романтизм

В. Авангардизм

Г. Сюрреализм


1) Верно АБВ; 2) Верно БВГ; 3) Верно БВГ; 4) Верно АБВГ


18. Большое значение имеет грамотность в написании понятий и терминов. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков (6 баллов).


Импрессионизм – направление в живописи начала 20 века, для которого характерна яркая цветовая палитра, акцент на игре света и тени.

Антропосоциогенез – комплексное рассмотрение всех факторов, способствующих формированию и развитию человека и общества

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Харизма - особое духовное свойство, позволяющее оказывать влияние на большие массы людей.

Конвенционализм – философская теория, согласно которой истина это результат соглашения между учеными.

Детерминизм – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.

19. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение (14 баллов).








1.











































2.


































3.


































4.




















































5.








































6.





































7.




























8.






















9.














































10.

























11.





































12













Выделенное слово и определение к нему:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По горизонтали.

  1. Этническое поглощение, почти полное растворение одного народа в другом.

  2. Форма рационального мышления, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей.

  3. Политический режим, опирающийся на принцип народовластия.

  4. Сознательная готовность человека действовать согласно установленным нормам, внутренний регулятор действий и свободы человека.

  5. Вид искусства, связанный с созданием новым зданий и сооружений.

  6. Ситуация противостояния, столкновения противоположных точек зрения.

  7. Система орошения, позволившая сформироваться цивилизации Древнего Египта.

  8. Ранняя форма религии, связанная с верой в существование духов, а в дальнейшем и души человека.

  9. Центральный, управляющий институт политической системы.

  10. Стоимость товаров, услуг.

  11. Метод научного познания, позволяющий прийти от частных случаев, фактов к общему выводу.

  12. Система знаковых символов, форм имеющих предписанное назначение, смысл, служащая для общения пи передачи информации




  1. Ассимиляция. 2. Понятие. 3. Демократия. 4. Ответственность. 5. Архитектура.

6. Конфликт. 7. Ирригация. 8. Анимизм. 9. Государство. 10. Цена. 11. Индукция. 12. Язык.


Ключевое слово- МОДЕРНИЗАЦИЯ (процесс социально-экономических, политических изменений, трансформаций в соответствии с новейшими требованиями и нормами, за счет более современных технологий и эффективного управления всеми сферами общества).


20. Широко распространено мнение, что основной характеристикой современной России является расслоение на большинство бедных и меньшинство богатых. Процессы дифференциации в последние годы сложнее по своей направленности. Проанализируйте диаграмму и определите, какие две положительные тенденции наблюдаются в последние годы. (10 баллов)


Материальная дифференциация российского общества (в % от числа опрошенных)






Источник: Л.А. Беляева «Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции.//Социологические исследования, 2007, № 11, с. 33.


20.1. Уменьшение численности бедных.

20.2. Рост доли обеспеченных граждан.

Похожие:

Тесты для школьной олимпиады iconУчастники муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике в 2012-2013 учебном году
...
Тесты для школьной олимпиады iconКлючи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку
Система оценивания отдельных заданий и олимпиадной работы в целом на муниципальном этапе Всероссийской школьной олимпиады по русскому...
Тесты для школьной олимпиады iconПобедитель школьной, районной олимпиады по английскому языку
Цель проверки: анализ работы учителей-предметников с одарёнными учащимися по развитию их творческих способностей и индивидуальных...
Тесты для школьной олимпиады iconГорода магнитогорска челябинской области управление образования приказ
Положением об организации проведения школьного, муниципального этапов всероссийской олимпиады, областной олимпиады, муниципальной...
Тесты для школьной олимпиады iconПоложение о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 г. Канска
Настоящее Положение о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников (далее – школьный этап Олимпиады) определяет полномочия по...
Тесты для школьной олимпиады iconПоложение о проведении Олимпиады по страноведению Go
Олимпиады по основам наук, и будет организован совместно с ано "Дом учителя УрФО". Вопросы организации и проведения первого и второго...
Тесты для школьной олимпиады iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (мхк)
В муниципальном этапе Олимпиады участвуют учащиеся 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры школьного...
Тесты для школьной олимпиады iconТесты. Новые понятия
Оборудование: мультимедийная установка, экран, ноутбук, карточки, исторические документы, тесты
Тесты для школьной олимпиады iconПояснительная записка Школьный этап олимпиады по географии для учащихся проводится в один тур, включающий два раунда тестовый и мультимедийный
Целью тестового раунда является проверка знаний географической номенклатуры, основных понятий, терминов, определений, изучаемых в...
Тесты для школьной олимпиады iconТесты по лексике и грамматике 39 Тесты по чтению 49
Место тестирования в обучении иностранному языку (обучающее, контрольное тестирование) 27
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница