Рабочая программа курса «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию»




Скачать 27,57 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию»
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер27,57 Kb.
ТипРабочая программа курса
  1   2   3






















Рабочая программа курса

«Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию»


Поляковой Любови Геннадьевны,

учителя истории и обществознания

высшей квалификационной категории


2012/2013 уч. г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, сконцентрированно к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.

Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11классов к выпускному экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ. Спецкурс предназначен учителям истории и обществознания, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Данный спецкурс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2011 года, а также перечень заданий КИМов 2012 года.

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов обществознания и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами.

Цели и задачи

Программа спецкурса «Подготовка к сдаче ЕГЭ по обществознанию» составлена для учащихся 10-11 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен. Целью данного спецкурса является стремление помочь педагогу организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ, обобщить и систематизировать знания по разделам обществознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе

Структура курса

Программа рассчитана на 60 часов (2 часа в неделю в 10 - 11 классах) и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках обществознания. Программа спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С. Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (Приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. №1089)

Структура контрольно-измерительных материалов

Структура экзаменационной работы. Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма предъявления результата выполнения заданий и способ обработки результатов: − часть 1 содержит задания с выбором ответа; − часть 2 содержит задания с кратким ответом; − часть 3 содержит задания с развернутым ответом. К каждому из заданий с выбором ответа 1 части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В заданиях с кратким ответом 2 части работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора цифр (например, 1342), записанных без пробелов. В заданиях с развернутым ответом 3 части работы ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Результаты выполнения заданий 1 и 2 частей обрабатываются автоматически. Ответы на задания 3 части анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.


Изменения в КИМах по обществознанию 2012 года

по сравнению с 2011 годом


Изменения в КИМ 2011 года по сравнению с КИМ 2010 года 1) Сокращено число заданий с выбором ответа (с 24 до 22). 2) На позиции В7 вводится еще одно задание на нахождение нужных позиций в списке, относящееся к другой (в сравнении с заданием В4) сфере общества. 3) Изменена форма записи ответов в заданиях В5, В6: вместо комбинации букв ответ записывается в форме комбинации цифр. 4) Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8. 5) Уточнены критерии оценивания выполнения задания С9.

Время выполнения работы На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

1) для каждого задания части 1 – 1–4 минуты;

2) для каждого задания части 2 – 3–10 минут;

3) для каждого задания части 3 – 5–35 минут.

Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса

1. Требования: «Знать/понимать».

2. Требования: «Уметь»:

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять внутренние и внешние связи ( причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из не- адаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;

сравнивать социальные объекты; со- поставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и вы- воды;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать творческую работу;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

3. Требования «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Программа

Изучение правил сдачи ЕГЭ.Типология заданий ЕГЭ.


Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы). Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.); общественное и индивидуальное сознание; самосознание индивида и социальное поведение; мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость.


Виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль.


Человек и общество. Познание и духовная жизнь.


Экономика и экономическая наука; экономические системы; роль государства в экономике; экономический рост и развитие; понятие ВВП.


Факторы производства и факторные доходы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; постоянные и переменные затраты; основные источники финансирования бизнеса; рынок труда; безработица.


Финансовые институты; банковская система; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги, уплачиваемые гражданами; налоги, уплачиваемые предприятиями; государственный бюджет; мировая экономика.


Социальная стратификация и мобильность; социальные группы; молодежь как социальная группа; этнические общности; социальный конфликт; межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы ( основы) национальной политики в РФ.


Социальный контроль; свобода и ответственность; отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль; социализация индивида; семья и брак.


Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям).


Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой информации в политической системе; органы государственной власти РФ; федеративное устройство РФ.

Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство.


Политика (задание на обращение к социальным реалиям)

Право в системе социальных норм; система российского права; понятие и виды юридической ответственности; Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя РФ; законодательство РФ о выборах; законотворческий процесс в РФ; гражданство РФ.


Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права; порядок приема на работу; поря- док заключения и расторжения трудового договора; правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия заключения и расторжения брака; особенности административной юрисдикции; воинская обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика.


Международное право ( международная защита прав чело- века в условиях мирного и военного времени); право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты; споры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского процесса; особенности уголовного процесса; правоохранительные органы; судебная система.

Право (задание на обращение к социальным реалиям).

Календарно-тематическое планирование для 10 - 11 класса



Тема занятия

Цели и задачи

Форма

работы

Дата проведения

1-2

Изучение правил сдачи ЕГЭ.

Типология заданий ЕГЭ

Познакомить учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена

Лекция, вводный

контрольный тест

6.10

6.10

3

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.) Мировоззрение, его виды и формы

Систематизировать знания;

Совершенствовать умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; оперировать терминами и понятиями в заданном контексте; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры общественных явлений, действий, ситуаций; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников; формулировать на основе социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.


Практикум

13.10

4

Виды знаний. Понятие истины, ее критерии.

Практикум

13.10

5

Мышление и деятельность. Потребности и интересы

Практикум

20.10

6

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Практикум

20.10

7

Основные институты общества Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.

Практикум

27.10

8

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Практикум

27.10

9

Образование, его значение для личности и общества.

Религия

Практикум


3.11

10

Искусство.

Мораль

Практикум

3.11

11

Понятие общественного прогресса Многовариантность общественного развития (типы обществ).

Практикум

10.11

12

Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Практикум

10.11

Экономика

13 -14

Экономика и экономическая наука Факторы производства и факторные доходы

Закрепить навыки работы с фрагментами текстов, содержащих научную информацию, отрабатывать умения находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста.

Развивать умение мысленно моделировать типичные социальные ситуации, устанавливать связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их социальными фактами.

Закрепить умение анализировать и интерпретировать материалы СМИ.


Практикум

17.11

17.11

15

Экономические системы.


Практикум

24.11

16

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Лекция

24.11

17-18

Постоянные и переменные затраты Финансовые институты. Банковская система

Практикум

1.12

1.12

19-20

Рынок труда. Безработица.

Виды, причины и последствия инфляции

Практикум

8.12

8.12

21

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

Практикум

15.12

22-23

Роль государства в экономике .

Налоги

Практикум

15.12

24-25

Государственный бюджет . Мировая экономика

Практикум

22.12

22.12

26

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Практикум

29.12

29.12

Социальные отношения

27

Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы

Совершенствовать умения формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Практикум




28

Молодежь как социальная группа Этнические общности

Практикум, и консультация




29

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ

Практикум




30-31

Социальный конфликт Виды социальных норм

Практикум




32

Социальный контроль Свобода и ответственность

Практикум




33

Отклоняющееся поведение и его типы Социальная роль

Лекция




34

Социализация индивида. Семья и брак







Политика

35

Понятие власти Государство, его функции

Теоретический материал эффективно рассматривать на значительном количестве примеров, ситуаций из социальной жизни, выполнять задания практического характера, направленные на обеспечение достаточной системности и глубины понимания вопросов обществоведческого курса

Лекция




36

Политическая система Типология политических режимов

Практикум




37-38

Демократия, ее основные ценности и признаки Гражданское общество и государство

Практикум




39

Политическая элита Политические партии и движения

Практикум




40

Средства массовой информации в политической системе Избирательная кампания в РФ

Практикум




41

Политический процесс Политическое участие

Практикум




42-43

Политическое лидерство Органы государственной власти РФ

Федеративное устройство России

Практикум




Право

44-45

Право в системе социальных норм Система российского права. Законотворческий процесс

Систематизировать знания на уровне теоретического обобщения путем отработки признаков и характерных черт ведущих понятий.

Лекция




46-47

Понятие и виды юридической ответственности Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Законодательство РФ о выборах

Практикум




48-49

Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Имущественные и неимущественные права

Практикум




50-51

Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора

Практикум




52-53

Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака

Практикум




54-55

Особенности административной юрисдикции 5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

Практикум




56

Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Практикум




57 -58

Споры, порядок их рассмотрения Основные правила и принципы гражданского процесса

Особенности уголовного процесса

Лекция




59

Гражданство РФ Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

Практикум




60

Права и обязанности налогоплательщика Правоохранительные органы. Судебная система

Практикум





Общие рекомендации по совершенствованию преподавания обществоведческого курса:

- изменить традиционные методики и формы подачи материала школьного курса: материал неэффективно излагать исключительно на теоретическом уровне, - гораздо выше уровень его освоения и понимания через рассмотрение конкретных примеров, реальных ситуаций из социальной жизни;

- обратить внимание на научение мысленно моделировать типичные социальные ситуации, поведение в них; устанавливать связи между теоретическими положениями курса и иллюстрирующими их конкретными примерами;

- повысить роль в учебном процессе заданий, требующих применения интеллектуальных умений, а также заданий практико-ориентированных;

- пересмотреть отношение к преподаванию ряда вопросов, по которым у выпускников обнаружены устойчивые обыденные представления, нередко противоречащие положениям науки;

- вводить широко в практику преподавания задания, требующие применения знаний: обществоведческие познавательные задачи и задания проблемного характера;

- обеспечить систематическое повторение пройденного в целях прочного овладения всеми выпускниками основными элементами содержания курса; при этом важно опираться на внутрикурсовые связи и использовать различные формы и способы проверки знаний и умений;

- организовать личностно-ориентрованную работу по овладению курсом, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика; с помощью текущего и тематического контроля систематически фиксировать продвижение отдельных старшеклассников по пути достижения зафиксированных на нормативном уровне требований к их знаниям и умениям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы ЕГЭ

1. “Инструкция для участников единого государственного экзамена” (Письмо Рособрнадзора от ).


Специальная литература по предмету, предназначенная

для учителя и учащихся


«Обществознание» для 11 класса (базовый уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева.


Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.


ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.


ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2010.


  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа курса «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию» iconПрограмма дистанционного курса «Решение расчётных задач по химии повышенного уровня сложности»
Программа рассчитана на 34 часа: один час в неделю, в форме дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти....
Рабочая программа курса «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию» iconРабочая программа по обществознанию по программе Л. Н. Боголюбова
Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа корректирует содержание предметных тем...
Рабочая программа курса «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию» iconУчебное пособие для вузов Дружининская И. М. Хованская И. А
Учебное пособие по курсу "Теория вероятностей" покрывает основные разделы стандартной программы курса для студентов экономических...
Рабочая программа курса «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию» iconРабочая программа по географии для 7 класса включает разделы: 1
«Распределение материала по содержательным линиям» с возможностью углубления материала в классах повышенного уровня
Рабочая программа курса «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию» iconТематический план по физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина (2010 года изд.)
Решать комбинированные задачи, и задачи повышенного уровня сложности в проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований...
Рабочая программа курса «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию» iconИсследование функции на четность
Рассмотреть решения задач,связанных с этой темой,базового и повышенного уровней сложности
Рабочая программа курса «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию» iconРабочая программа элективного курса по математике
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности,...
Рабочая программа курса «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию» iconРабочая программа по обществознанию (8 класс) пояснительная записка
«Обществознание, 6-9 классы. (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.)» (Сборник программ общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа курса «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию» iconРабочая программа теория сложности алгоритмов фд. А. 05 Специальность 05. 13. 11 «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей»
Цель дисциплины: рассмотреть базовые понятия и концепции теории алгоритмической сложности
Рабочая программа курса «Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию» iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям студентов специальности 050401 «История»
Методические рекомендации для практических занятий составлены в соответствии с программой курса «История России» и предназначены...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница