Программа курса «Окружающий мир» в интеграции




НазваниеПрограмма курса «Окружающий мир» в интеграции
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер24,6 Kb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4   5
Адаптированная программа

курса «Окружающий мир» в интеграции

с исследовательским подходом


2009

Учебный курс «Мир вокруг нас» преподается в 1- 4 классах четырехлетней начальной школы. Он обеспечивает реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» базисного учебного плана. Адаптированная программа названного курса реализуется в рамках программы апробации технологии исследовательского обучения детей младшего школьного возраста как условия развития детской одаренности в сельской школе, программы «Одаренные дети» и в рамках обогащения содержания образования младших школьников по линии горизонтального обогащения.

Пояснительная записка

Курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

К числу важнейших задач курса относятся также воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира. Осуществление подготовки к изучению естественно научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы организации обучения с применением системы средств, составляющий единый УМК. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Проводятся экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми разных профессий, посильная практическая деятельность. К новым для начальной школы видам деятельности учащихся относятся: 1. распознание природных объектов с помощью атласа-определителя; 2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3. эколого-этическая деятельность.

Учебный курс «Окружающий мир» - это единственный в начальной школе учебный курс, который знакомит учащихся с методами исследования (с методами естественных наук). Поэтому для апробации технологии исследовательского обучения детей младшего школьного возраста нами был выбран этот учебный курс. Содержание учебного курса «Окружающий мир» предоставляет ученикам выбор деятельности, способствующей развитию их интеллектуально-творческих способностей и задатков, на основе выявленных интересов. Содержание учебного курса «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова позволяет выбрать тему самостоятельного исследования. При этом тема урока и тема самостоятельного исследования, как правило, взаимосвязаны. Программа учебного курса, предложенная нами, с 1 класса включает «Предваряющее домашнее задание», которое связывает темы уроков с занятиями кружка «Я и мир вокруг». Степень самостоятельной работы ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Содержание курса позволяет проводить как коллективную, так и индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Это позволяет ребенку приобретать разносторонний опыт, как исследовательской работы, так и опыт общения со сверстниками и взрослыми (учителями, родителями, односельчанами и др.) в ходе исследования. Защита собственных исследовательских работ требует приобретения умений планировать собственное выступление, подготовки текста доклада, схем, графиков и др. Все вмести позволяет разработать содержание, формы организации и методы оценки результатов исследовательской деятельности ученика.

Такое дополнение программы помогает развитию младших школьников в таких направлениях, как сфера психосоциального развития и сфера когнитивного развития.

Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом образовательной области «Окружающий мир» начальной школы.

В результате прохождения программного материала учащиеся должны знать: основные понятия - тема, цель, гипотеза, этапы проведения исследования;

должны знать уметь: использовать исследовательские методы; проводить наблюдения; проводить доступные опыты и эксперименты; пользоваться справочной литературой.

В соответствии с этим, целью данного курса является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через формирование исследовательских умений и навыков.

В ходе ее достижения нами решаются такие задачи: развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников; формирование и развитие у них умений и навыков исследовательского поиска; психосоциальное развитие младших школьников.


Основные направления содержания деятельности

Образовательный процесс в рамках данного курса носит развивающий характер, направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей.

Каждый урок нацелен на обеспечение развития личности ребенка, поэтому целесообразным является использование личностно-ориентированной технологии и проблемно-поисковых методов обучения.

Особое внимание необходимо уделить следующим особенностям организации учебного процесса:

- комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на уроке;

- включение в урок игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

- создание благоприятных диалоговых социально – психологических условий для свободного межличностного общения;

- моральное поощрение инициативы и творчества;

- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

- регулирование степени активности (релаксация).


Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Формирование основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения организуется соответственно возрастным особенностям учащихся. Выделены требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе занятий; выделены качества, которые развиваются у детей в рамках реализации адаптированной программы:

- мыслительные умения и навыки;

- умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

- умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Описанные выше умения и навыки диагностируются в процессе деятельности ребенка методом наблюдения экспертной оценкой педагога, психолога.

В результате работы по программе курса учащиеся

должны знать:

-структуру учебно-исследовательской деятельности;

- понятие цели, объекта и гипотезы исследования;

- основные источники информации;

- правила оформления списка использованной литературы;

- способы презентации исследования.

должны уметь:

- выделять объект исследования:

- разделять учебно – исследовательскую деятельность на этапы;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- работать в группе;

- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями.

Оценивание производится в словесной форме, форме отметки. Используются также поощрительные жетоны, грамоты и т.п.


Методы диагностики результативности занятий

- наблюдение

- использование апробированных диагностик интеллектуальных и творческих способностей учащихся (проводится учителем по методике, разработанной психологом института);

- беседа;

- защита материалов исследовательских работ на школьном фестивале или конкурсе


Тематическое планирование курса «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова (УМК «Школа России») (апробации технологии исследовательского обучения детей младшего школьного возраста)


Первый класс

33 ч (1 ч в неделю)






Тема урока

Содержание исследовательского обучения




Введение (3 ч)







  1. Задавайте вопросы!







Дети знакомятся с учебником и его персонажами, с рабочей тетрадью, атласом-определителем «От земли до неба».







  1. Наша школа (экскурсия).







Дети знакомятся со школьными помещениями, осваивают важнейшие правила поведения в школе.







  1. Дорога от дома до школы (экскурсия).

Дети знакомятся с территорией школы, с ближайшим окружением (природным и социальным).







Что и кто? (10 ч)

  1. Что у нас над головой и под ногами?

Учащиеся обсуждают, что можно увидеть на небе днем и ночью, получают элементарные сведения о Солнце, облаках, Луне, звездах, начинают осваивать моделирование. Дети знакомятся с наиболее распространенными видами камней (гранит, известняк, кремень). Учатся распознавать природные объекты.



Развитие умения наблюдать (наблюдение в неживой природе).


Знакомство с моделированием.


Начальные знания о классификации.


Освоение приема (метода) распознавания природных объектов.








  1. Что растет на подоконнике и на клумбе?

Дети знакомятся с наиболее распространенными комнатными растениями (фиалка, бегония, герань, хлорофитум – паучок, кактус, алоэ и др.). Знакомятся с растениями цветника (ноготки, бархатцы, георгины).



Развитие умения классифицировать, выделять характерные признаки того или иного понятия.




  1. Что это за дерево?

Урок включает знакомство с лиственными и хвойными деревьями. Дети знакомятся с наиболее распространенными лиственными и хвойными деревьями. Проводится практическая работа с целью распознания лиственных и хвойных деревьев по веточкам, листьям.


Освоение приема (метода) распознания объектов природы.




  1. Что общего у разных растений?

Изучаются части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.



Развитие умения наблюдать.





  1. Кто такие насекомые?

Дети знакомятся с насекомыми, как одной из групп животных, исследуют их внешнее строение, выявляют важнейший признак насекомых – шесть ног. Получают представление о многообразие этих животных.



Выделение существенных признаков, относящихся к одному понятию.

Дальнейшее освоение приема (метода) распознания объектов природы.




  1. Кто такие рыбы?

Знакомство с внешним видом и разнообразием рыб, выявление существенных признаков этой группы животных.

Выделение существенных признаков, относящихся к одному понятию. Дальнейшее освоение приема (метода) распознания объектов природы.




  1. Кто такие птицы и звери?

Изучается внешнее строение и разнообразие зверей; дети учатся отличать зверей от других животных, устанавливают связь между строением их тела и образом жизни.

Выделение существенных признаков, относящихся к одному понятию.

Дальнейшее освоение приема (метода) распознания объектов природы.




  1. Что умеет компьютер?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями.

Способы получения информации




  1. Что вокруг нас может быть опасным?

Дети выявляют потенциальную опасность окружающих предметов, учатся обращаться с ними.



Развитие умения делать предположения с опорой на слова – помощники: предположим, может быть, возможно и др.




  1. Что мы знаем о нашей стране и

своей планете?

Расширение и конкретизация представлений детей о нашей Родине _- России, о своем селе как части большой страны. Знакомство с государственной символикой России.

Подготовка и защита сообщения о своем городе (селе) как образец защиты исследовательского проекта







  1. Знакомство с моделью Земли - глобусом

Знакомство с моделированием.


Как, откуда и куда? (6 ч)





1.Куда текут реки и откуда в наш дом приходит вода?

Расширение представлений детей о реках и морях, о пресной и морской воде. Дети узнают, откуда в колодцах вода.




. Обучение детей работе с простейшим лабораторным оборудованием по очистке воды.


2.Откуда в наш дом приходит электричество?

Дети знакомятся с разнообразием бытовых электроприборов, прослеживают путь электричества в дом..


Учимся выделять главное, задавать вопросы.

3.Откуда берутся снег и лед?

Дети исследуют свойства снега и льда. Выясняют, что снег и лед - это замерзшая вода.

Учимся выделять главное, задавать вопросы. Обучение детей работе с простейшим лабораторным оборудованием при изучении свойств снега и льда.

4.Как живут растения и животные?

В урок включаются также материалы о том, как ухаживать за кошкой и собакой и как помочь зимой птицам. Дети знакомятся с признаками живого у животных, условиями, необходимыми для их жизни. Первоклассники знакомятся с различного рода кормушками для зимующих птиц.


Учимся выделять главное. Работа в группах.

5.Как путешествует письмо?

Знакомство с работой почты. Дети прослеживают путь письма от отправителя к адресату.


Учимся выделять главное, задавать вопросы

6.Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?

Дети выясняют источники мусора в быту.

Проделав опыт и обнаружив в снежках грязь, дети выявляют ее происхождение. Обсуждают опасность загрязнения своего села и меры его предупреждения

Собираем и обсуждаем материал об опасности загрязнения своего города (села) и меры его предупреждения

Где и когда? (5 ч)





  1. Когда придет суббота и когда наступит лето?

Развивается представление детей о времени (что такое прошлое, настоящее, будущее), определяется последовательность дней недели. Дети определяют последовательность смены времен года, знакомятся с названиями месяцев.


Предваряющее домашнее задание: узнай у взрослых о характерных признаках времени года, в котором ты родился.

  1. Где живут белые медведи и слоны?



Формируются представления детей о холодных и жарких районах Земли, о жизни в этих районах. Дети учатся работать с глобусом.

Предваряющее домашнее задание: найти книжки о холодных и жарких странах

  1. Когда жили динозавры? (Урок-путешествие в далекое прошлое Земли).

Дети узнают о разнообразии этих животных, как ученые их изучают.

.

Предваряющее домашнее задание: собери игрушки динозавры, этикетки, книжки о динозаврах

  1. Когда появилась одежда?

Учащиеся прослеживают историю одежды своего села (на примере русского сарафана, кафтана, треуха, полушубка). Знакомятся с разнообразием современной одежды (рабочая, спортивная, праздничная и др.). Нормами современного этикета

Предваряющее домашнее задание: узнай у родных о старинной русской одежде.

Обсуждение и анализ собранного материала




  1. Когда ты станешь взрослым? (Урок-путешествие в будущее).

Дети стараются представить себя взрослыми, размышляют о том, какими они будут, какие профессии выберут.

Предваряющее домашнее задание: узнай у родителей об их профессии. Развитие умения получать информацию и доводить ее до окружающих.



Почему и зачем? (8 ч)




1.Почему солнце светит днем, а звезды ночью?

Дети узнают о том, что Солнце – ближайшая к Земле звезда, о свойствах и разнообразии звезд.


Предваряющее домашнее задание: узнай у взрослых о созвездии, под которым ты родился.

.2.Почему идет дождь и дует ветер?

Расширяются и уточняются представления детей о знакомых им природных явлениях – дожде, ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, растений и животных.

Предваряющее домашнее задание: подумай, как вызвать ветер?

Развитие умения строить и доказывать предположение

3.Почему звенит звонок и почему радуга разноцветная?

Дети получают представление об огромном разнообразии звуков окружающего мира, о распространении звука, о том, как мы слышим и как нужно беречь слух.

Экспресс- исследование о том, как мы слышим

Формирование понятия «гипотеза».



4.Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек и почему в
лесу нужно соблюдать тишину?


Дети знакомятся с цветами и бабочками луга. Оценивают различное поведение детей в природе, свое отношение к цветам и бабочкам. Вырабатывают соответствующие экологические правила (одно из важнейших - соблюдение тишины в лесу).

Предваряющее домашнее задание: нарисуй свой любимый цветок (бабочку); или приготовь стихотворение о бабочке, цветке, правилах поведения в природе.

Оформление результатов исследования.


5. Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки?

Систематизация и обогащение знаний об овощах и фруктах, их разнообразии, значении дл человека. Обсуждается необходимость выполнения важнейших правил гигиены.


Предваряющее домашнее задание: узнать у взрослых, какие овощи и фрукты выращивает ваша семья и с какой целью.

Обсуждение и анализ собранного материала. Формирование понятия «гипотеза».

6. Зачем нужны автомобили и поезда?

Знакомство с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, поездов.


Предваряющее домашнее задание: какие виды транспорта ты знаешь, какие из них есть в твоем селе? Обсуждение и анализ собранного материала.

  1. Зачем строят самолеты и

корабли?

Знакомство с назначением, устройством, разнообразием самолетов, кораблей.


Собираем материал о самолетах и кораблях. Учим находить информацию из видеоисточников.

  1. Почему мы часто слышим слово «экология»?

Формируются первоначальные представления детей об экологии как науке, о ее роли в жизни людей. Дети оценивают различные отношения людей к природе.


Формирование понятие о науке «экология» и методах научного исследования

Заключение (1ч)

1. Как мы находили ответы на свои вопросы?
Итоговый урок по курсу.

Закрепление понятие о методах научного исследования


Доп.врмя

Выполнение исследовательских работ по выбору учащихся
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа курса «Окружающий мир» в интеграции iconРабочая программа учебного курса окружающий мир
Разработано на основе Программы начального общего образования к курсу «Окружающий мир», 1-4 кл. / Сост. Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков,...
Программа курса «Окружающий мир» в интеграции iconПрограмма «окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...
Программа курса «Окружающий мир» в интеграции iconПрограмма «окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...
Программа курса «Окружающий мир» в интеграции iconКурсовая работа: «Сравнительный анализ метапредметных технологий при изучении курса «Окружающий мир» во 2 классе»
Сравнить освоение учащимися ууд при работе в различных технологиях при изучении курса «Окружающий мир»
Программа курса «Окружающий мир» в интеграции iconРабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века»...
Программа курса «Окружающий мир» в интеграции iconРабочая программа по предмету: «Окружающий мир»
Учебники: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир», рабочая тетрадь в двух частях, Москва, Просвещение, 2012 г
Программа курса «Окружающий мир» в интеграции iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Окружающий мир», авт. А. А. Вахрушев, Д....
Программа курса «Окружающий мир» в интеграции iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Программа курса «Окружающий мир» в интеграции iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса моу лицей №5 разработана на основе авторской программы Федотовой О. Н.,...
Программа курса «Окружающий мир» в интеграции iconТематическое планирование курса «Окружающий мир Часть Человек и природа» для 4 класс
Тематическое планирование курса «Окружающий мир Часть Человек и природа» для 4 класса
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница