Сила трения




НазваниеСила трения
Дата03.02.2016
Размер7,79 Kb.
ТипУрок
Урок физики в 10 классе. Тема урока: Сила трения.

(учитель физики Плотоненко Л.К.)

Цель урока: изучить тему «Сила трения», систематизировать знания по данной теме.

Задачи урока:

  1. Систематизировать уже имеющиеся у учеников знания по теме « Сила трения»

  2. Расширить знания по теме «Сила трения»

  3. Разработать и применить способ экспериментального нахождения коэффициента трения скольжения.

  4. Развивать умение самостоятельного поиска знаний, умения работать в группах, умения выделять главное и делать выводы.

  5. Продолжить формирование умений наблюдать, экспериментировать, сопоставлять и обобщать результаты эксперимента.

  6. Показать область применения полученных на уроке знаний в жизни человека.

  7. Развивать кооперативную компетентность.

  8. Воспитывать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, учить умению слушать других.

Применяемая на уроке технология: технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология.


Изучив материал урока, учащиеся должны знать:

различные силы трения;

зависимость сил трения от других физических величин;

формулы для нахождения силы трения;

способы изменения силы трения.

уметь:

сравнивать силы;

решать задачи;

измерять коэффициент трения скольжения;

находить нужную информацию и применять ее.

Оборудование: доска, набор грузов, динамометр, , линейка, интерактивная доска, компьютер с возможностью выхода в интернет.

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока: 1. Вызов

2. Реализация.

3. Рефлексия.


Ход урока:


  1. Оргмомомоент. Объявление целей урока.

Вызов


  1. Ключевые слова (на доске):

Сила трения, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения, причины трения, польза, вред, применение в жизни.

Задание: по данным ключевым словам составьте осмысленный текст, опираясь на уже имеющиеся знания и жизненный опыт.


  1. Входной контроль знаний: тестирование, по окончании подчеркнуть на интерактивной доске правильные ответы.

1. Трение, возникающее между неподвижными друг относительно друга поверхностями, называют . . .

А) Трением скольжения. Б) Весом В) Реакцией опоры Г) Трением покоя.

2. Сила трения направлена...

А. в сторону, противоположную направлению скорости движения.

Б. в любую сторону.

В. в сторону движе­ния.

Г. в сторону, противоположную движению.

3. Причины возникновения трения заключаются: 1)во взаимном притяжении тел; 2) во взаимном притяжении молекул соприкасающихся тел; 3) в шероховатостях поверхностей соприкасающихся тел.

А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 1,2.

Д. 2, 3. Е. 1, 3. Ж. 1, 2, 3.

4. Величина силы трения зависит...

А. От скорости тела. Б. От прижимающей силы.

В. От соприкасающихся поверхностей.

Г. От площади со­прикасающихся поверхностей и прижимающей силы.

Д. От прижимающей силы и соприкасающихся поверх­ностей.

5. При смазке трущихся поверхностей сила тре­ния...

А. Не изменяется. Б. Уменьшается. В. Увеличивается.

6. Если трудно снять с пальца кольцо, то руку сма­чивают мыльной водой. Изменяется ли при этом сила трения кольца о палец?

А. Не изменяется. Б. Увеличивается. В. Уменьшается.

Каждый учащийся оценивает себя самостоятельно.

Реализация.


На предыдущем уроке мы начали выяснять, от чего зависит сила трения. И что же выяснили? (выслушать ответы учащихся)

4. Диск «Открытая физика»: Сила трения. Вопрос: От чего зависит сила трения? Работа с файлом на интерактивной доске. Предложите способ исследования зависимости силы трения от силы давления.

4.Выполнение лабораторной работы №4, стр. 323 учебника (исследовательский эксперимент). Выводы учащиеся делают самостоятельно. Формулу зависимости силы трения от силы реакции опоры записать на доске.

5. Решение задач. Цель: закрепить полученные знания (раздать листы УЭ)

1. Лыжник массой 60 кг, имеющий в конце спуска горы скорость 10 м/с, остановился через 40с после окончания спуска. Определите модуль силы сопротивления движению и коэффициент трения лыж о снег. (Ответ: 15 Н, 0,025)

2. Спортсмен массой 80 кг прыгает в бассейн с высоты 5 м. За 0,4 с вода уменьшает его скорость до нуля. С какой силой действует вода на спортсмена? (Ответ: 2 кН)

6. Выходной тест: (включить презентацию урока).

Текст на интерактивной доске. После окончания работы самопроверка по предложенному ключу.

1. Как изменится сила трения скольжения при движении бруска по горизонтальной поверхности. Если силу нормального давления увеличить в 2 раза?

А. Не изменится.

Б. Уменьшится в 2 раза.

В. Увеличится в 2 раза.

Г. Увеличится в 4 раза.

2.Брусок массой 0,2 кг равномерно тянут с помощью динамометра по горизонтальной поверхности стола. Показания динамометра 0,5 Н. Чему равен коэффициент трения скольжения? Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с.

А. 0,2

Б.0,25

В. 0,4

Г. 0,5

3.На рисунке представлена зависимость силы трения от силы нормального давления. Определите коэффициент трения покоя.

А. 0,2

Б.0,25

В. 0,4

Г. 0,5

4.Конькобежец массой 60 кг скользит по льду. Определите силу трения скольжения, действующую на конькобежца, если коэффициент трения скольжения коньков по льду равен 0, 01.

А. 400Н

Б. 40 Н

В. 6Н.

Г. 0,9 Н

Ключ: В, Б, Г, В


Рефлексия.

1.Ребята, мы сегодня очень хорошо и творчески поработали. Проанализируйте свою работу на уроке:

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- Какие научные методы познания мира мы использовали на уроке?

- Какой вид работы вам понравился?

2. А сейчас нам предстоит ещё один вид творческой работы. Составьте синквейн урока. Напомню алгоритм его составления.

  1. Существительное означающее суть урока.

  2. 2 прилагательных характеризующих предмет.

  3. 3 глагола или определения характеризующих предмет.

  4. Меткое короткое высказывание или афоризм.

  5. 1 слово подчёркивающее суть темы.

Возможный синквейн урока:

1. Трение.

2. Полезное и вредное.

3. Удерживает, помогает, изнашивает.

4. Без трения нет движения.

Задание на дом.

1 учащийся составляет речь прокурора «Я обвиняю силу трения»

2 учащийся составляет речь адвоката «Я защищаю силу трения»

3 учащийся составляет примирительную речь судьи.

2. параграф 14.



Похожие:

Сила трения iconПлан-конспект урока сила трения
Цель урока: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков:...
Сила трения iconПлан-конспект урока по теме «Сила трения. Трение в природе и технике.»
«Взаимодействие тел»», урок 20 «Сила трения. Трение в природе и технике»
Сила трения iconПлан-конспект урока сила трения
Цель урока: изучить явление трения, создать условия для формирования у учащихся практических навыков
Сила трения icon«Первые шаги в науку» «Физика внутри нас. Кровеносная система» Предметная область физика
Силы, действующие на кровь при ее движении, сила давления и сила сопротивления (трения). – стр. 5
Сила трения iconКонспект урока для 7 класса сила трения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №91» г. Красноярск
Сила трения icon-
Й, Великобритания, Франция, Германия и др.) в последние годы все возрастающую роль играет так называемая «мягкая сила» (привлекательность...
Сила трения icon«Национальный исследовательский ядерный университет «мифи»
Равновесие системы тел. Статически определимые и статически неопределимые системы. Равновесие при наличии сил трения. Трение скольжения...
Сила трения iconПрезентация «Сила трения» Приложение Ход урока Организация класса. Разминка работа с карточками «Обозначения и единицы измерения физических величин»
Шишкина Надежда Павловна,учитель физики и информатики моу медяковской сош, идентификатор 102-093-305
Сила трения iconРешение: Если внимательно посмотреть на эту фигуру, то её элементарной ячейкой является треугольник сопротивлений. Сопротивление этого треугольника равно r = 4/3 Ом. Начертим эквивалентную электрическую схему «звездочки»
Решение: При установившемся движении сила тяжести, сила Архимеда и сила сопротивления уравновешивают друг друга
Сила трения iconРабочая программа учебной дисциплины «основы теории трения и изнашивания»
Разработка и создание машин механизмов, работающих в экстремальных условиях металлургического производства, удовлетворяющим требованиям...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница