Урок биологии в 8 классе на тему




НазваниеУрок биологии в 8 классе на тему
Дата03.02.2016
Размер7,76 Kb.
ТипУрок
Урок биологии в 8 классе на тему:

« Терморегуляция организма человека»

Задачи: Обобщить знания о защите организма от перегревания и переохлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, с ее рефлекторными механизмами, добиться усвоения знаний о симптомах перегревания, ожогов, обморожений, мерах первой помощи при их проявлении.

Оборудование: Презентация к уроку на Microsoft PowerPoint «Терморегуляция организма человека» , мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактическая таблица «Теплообразование и потеря»

Ход урока:

  1. Актуализация знаний о строении и функциях кожи.

Биологический диктант по вариантам.

Вариант 1

1. Самый глубокий слой кожи подкожная клетчатка

  1. 95% микробов, находящихся на руке, находятся под ногтями.

  2. Потовые железы выполняют выделительную функцию

  3. Подкожная клетчатка образована жировой тканью

  4. Волос находится в волосяной сумке.

Вариант 2

  1. Наружный слой кожи - эпидермис.

  2. В коже образуется витамин Д

  3. Чувствительность кожи осуществляется с помощью рецепторов.

  4. Железы кожи: потовые и сальные

  5. Загрязнение кожи затрудняет работу потовых желез.

2. Изучение нового материала

2.1. Знакомство с темой, задачами и планом урока. Запись темы в тетради. (Слайд №1)

Учитель: Регуляция температуры тела исключительно важна в условиях покоя и разнообразной деятельности человека. В результате непрерывного распада веществ в организме освобождается тепловая энергия. Кровеносные сосуды пронизывают тело, проникая в мышцы, печень и другие органы, где образуется тепло. Кровь в этих органах нагревается и затем отдает часть своего тепла. Температура тела человека в среднем около 37 С. Средняя температура тела колеблется в течении суток.

2.2. Зависимость температуры тела от вида деятельности.

Учитель: На слайдах приведены примеры видов деятельности человека. Как колеблется количество освобождаемой энгергии и температура тела? (Слайды № 2-3)

Зависимость температуры тела от вида деятельности

Вид деятельности

Количество освобождаемой энергии

Температура тела

Сон

Мало

Пониженная

Рубка дров

Много

Повышенная

Чтение

Мало

Нормальная


Выводы учащихся: Количество тепловой энергии зависит от интенсивности обмена веществ. В спокойном состоянии тепло образуется в небольших количествах. Образование тепла усиливается при мышечной работе.

2.2. Физиология терморегуляции (Беседа по вопросам c использованием дидактической таблицы «Теплообразование и потеря»)

Учитель: человеку удается сохранить постоянную температуру тела. А какие органы тела участвуют при этом? Посмотрите, какие органы участвуют в образовании тепла?

Ученик: Мышцы и печень.

Учитель: За счет каких процессов освобождается энергия?

Ученик: За счет расщепления белков, жиров, углеводов.

Учитель: Значит, образование энергии можно назвать химической стороной терморегуляции. А какие органы участвуют в потере тепла? (Слайд №4)

Ученик: Кожа, легкие, выделительная система, пищеварительный тракт

Учитель: Потеря тепла это тоже химический процесс?

Ученик: Нет, физический.


Учитель: (Слайды 5-6) Какие из этих условий:

Благоприятствуют теплоотдаче

Какие затрудняют

(6, 1, 4)

(2, 3, 5)

Варианты ответов:

  1. Сухой воздух.

  2. Загрязнение кожи.

  3. Влажный воздух (выше температуры тела)

  4. Высокая температура воздуха.

  5. Низкая температура воздуха (ниже температуры тела).

  6. Чистая кожа.

(Учащиеся выполняют работу. Далее совместно с учителем делаются выводы).


Учитель: Опираясь на тепловые явления сделаем вывод о том, что всего три пути теплоотдачи: испарение, теплопроведение, излучение. Попробуйте решить задачи посложнее.

Почему в жаркую погоду человек больше пьет?

Ученик: Для усиления испарения, так как при испарении человек теряет много тепловой энергии.

Учитель: Почему в жаркую погоду предлагают накинуть на тело влажную простыню?

Ученик: Для усиления теплопроведения.

Учитель: Почему в сырую погоду тяжело переносить и жару и холод?

Ученик: В жару затрудняется испарение, в холод усиливается теплопроведение и излучение.

Учитель: Почему в финской бане-сауне, где 100 градусный сухой воздух, человек переносит безболезненно, а купание в 100 градусной воде опасно для жизни?

Ученик: В сухой жаре легко идет испарение и избавление от тепла, а в 100 градусной воде прекращается теплоотдача организма, начинается перегревание за счет теплопроведения.

  1. Нарушения терморегуляции и первая помощь при них. Рассказ учителя о нарушениях теплоотдачи: тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях и первой помощи пострадавшим. (Слайды №7-13).

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по заполнению таблицы. (Слайд № 14)

Нарушения теплоотдачи

Симптомы

Первая помощь

Тепловой удар







Солнечный удар







Ожоги







Обморожения







Работа идет группах, с обсуждением материала и заполнением таблицы.

  1. Закрепление пройденного материала. Беседа по вопросам:

  • Какими способами регулируется отдача тепла организмом?

  • В результате каких нарушений затрудняется теплоотдача?

4. Домашнее задание.

Стр. 178-179 учебника изучить, ответить на вопросы на стр. 180.


Приложение: презентация к уроку « Терморегуляция организма человека»

Похожие:

Урок биологии в 8 классе на тему iconПрезентация по теме «Гигиена кожи»
Урок технологии и биологии в 9 классе «Гигиена кожи» (урок-конференция, интегрированный, в форме телепередачи)
Урок биологии в 8 классе на тему iconУрок биологии по теме: «Типы нервной деятельности»
Тема: Применение интерактивной доски на уроке биологии в 8 классе при изучении темы: «Типы нервной деятельности»
Урок биологии в 8 классе на тему iconЧивкунова Елена Викторовна
В 2011 -2012 учебном году проводились уроки по биологии в 6-11 классе и уроки биологического краеведения в 6 классе, а также занятия...
Урок биологии в 8 классе на тему iconУрок по биологии и информатике «Компьютерное моделирование биотических отношений» в 11 классе
Интегрированный урок по биологии и информатике «Компьютерное моделирование биотических отношений»
Урок биологии в 8 классе на тему iconУрок биологии в 7 классе по теме «Круглые черви»
Реализация содержательной линии образования «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности»
Урок биологии в 8 классе на тему iconУрок на тему «Терморегуляция организма. Закаливание»
Данный урок проводится вторым по теме «Покровные органы. Теплорегуляция» в 8 классе. По программе курса «Человек и его здоровье»(70...
Урок биологии в 8 классе на тему iconУрок геометрии в 10 классе на тему «Аксиомы стереометрии»
Цель урока: ♦ рассмотреть пространственные аксиомы С1 – С3 и стереометрические аналоги
Урок биологии в 8 классе на тему iconУрок русского языка в 6 классе на тему
Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка
Урок биологии в 8 классе на тему iconОбразования в Великобритании
Представляю урок в 11 классе (14 человек), открывающий учебную тему «Образование в Великобритании», на которую отводится 41 час
Урок биологии в 8 классе на тему iconУрок по биологии в 11 классе по теме
Цель: познакомить учащихся с главными направлениями эволюции органического мира: биологическим прогрессом и биологическим регрессом....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница