Методическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»




Скачать 26,33 Kb.
НазваниеМетодическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
страница1/9
Дата03.02.2016
Размер26,33 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования Республики Коми

Отдел образования и молодежной политики АМР «Княжпогостский»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емвы

Макарова Елена Михайловна,

учитель начальных классов


Вид разработки: методическая разработка.

Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»


г. Емва, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение______________________________________________________________________ 4

Глава 1. Теоретические основы  формирования экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»

§ 1. Цель, задачи экологического образования младших школьников ____________________9

§ 2. Формирование экологических понятий у младших школьников в учебном процессе____________________________________________________________________________6

§ 3. Формы и методы формирования экологических понятий у младших школьников________________________________________________________________________11

§ 4. Межпредметные связи в формировании экологических понятий у младших школьников________________________________________________________________________18

§ 5. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий у учащихся начальных классов__________________________________________________________________23

§ 6.Содержание экологического образования младших школьников (анализ действующих программ) по формированию экологических понятий____________________________________25

§ 7. Уровни, критерии и показатели сформированности экологических понятий у младших школьников ________________________________________________________________________29


Глава 2. Практические основы формирования экологических понятий у учащихся начальных классов по предмету «Окружающий мир»

§ 1. Диагностика уровня сформированности экологических понятий у учащихся 3 «б» класса МОУ «СОШ № 1» г. Емва (констатирующий эксперимент) __________________________35

§ 2. Опыт работы по формированию экологических понятий у учащихся 3 «б» класса МОУ«СОШ №1» г.Емва (формирующий эксперимент)____________________________________46

§ 3. Результаты опытно – экспериментальной работы по диагностике уровня сформированности экологических понятий у учащихся 3 «б» класса МОУ «СОШ № 1» г. Емва (контрольный эксперимент)__________________________________________________________ 57

Заключение___________________________________________________________________ 68

Библиография_________________________________________________________________70


ВВЕДЕНИЕ

Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.

Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Последние десятилетия принесли перемены, приведшие к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Планету может спасти лишь деятельность людей,  совершаемая на основе глубокого понимания законов  природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает,  что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и  других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.  Она вырастает в проблему предотвращения стихийного  воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при  наличии  в  каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры,  экологического и нравственного  сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Тревожность ситуации, связанной с нерешенными и не решаемыми экологическими проблемами состоит в том, что изменения в окружающем мире уже видны при жизни одного поколения.

Сейчас ни одна отрасль человеческих знаний, хозяйства не может правильно развиваться без знаний экологических законов и закономерностей. Нарушение какого-нибудь звена экологической цепи может привести к самым неожиданным изменениям в природе. Поэтому важно начинать экологическое воспитание уже в начальной школе и в течение всей последующей жизни человека.

Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого - развитие экологической культуры народа каждого члена общества.

Экологическое образование, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на его основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологических понятий у детей. Таким образом, целью базовой школы должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологических понятий, т.к. они являются основой формирования экологической культуры.

В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и непрерывно формировать экологические понятия о закономерностях взаимоотношения природы и общества, природы и человека; учить школьников быть знающими, рачительными хозяевами своей Родины.

Этим и объясняется актуальность данной работы, что и определило выбор темы исследования: «Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир».

Цель данного исследования – изучить условия формирования экологических понятий у младших школьников и организовать работу по их реализации на практике.

Объект исследования – учебный процесс, направленный на формирование экологических понятий у младших школьников.

Предмет исследования – условия, способствующие формированию экологических понятий у учащихся 3-го класса, обучающихся по программе А.А. Плешакова.

Гипотеза исследования: я считаю, что систематическая и целенаправленная работа по формированию экологических понятий у учащихся младших классов может быть реализована при осуществлении следующих условий:

  • процесс познания окружающего мира будет осуществляться с учетом возрастных особенностей восприятия окружающей природы младшими школьниками;

  • процесс формирования экологических понятий будет осуществляться на основе межпредметных связей;

  • учебный процесс должен осуществляться в тесной взаимосвязи с внеклассными мероприятиями.

Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:

  • Изучить и проанализировать теоретический и методический материал по теме исследования.

  • Изучить процесс формирования экологических понятий у младших школьников.

  • Проанализировать вариативные действующие программы по формированию экологических понятий младших школьников.

  • Провести диагностику уровня сформированности экологических понятий у младших школьников.

  • Разработать и провести уроки с межпредметной интеграцией, внеклассные мероприятия по формированию экологических понятий у третьеклассников.

  • Провести экспериментальное исследование по оценке эффективности выбранных приёмов и методов по формированию экологических понятий у младших школьников.

Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы и методических подходов по проблеме моего исследования.

  2. Наблюдение за учебной деятельностью учащихся третьего класса.

  3. Педагогический эксперимент.

  4. Статистическая обработка данных, полученных в результате проведения эксперимента.

Этапы исследования:

I. Поисково-теоретический: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение программ и материалов учебников, определение цели, задач, объекта, предмета исследования, гипотезы.

II. Опытно-экспериментальный: констатирующий эксперимент, разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий, проверка эффективности реализации спроектированной технологии по формированию у младших школьников экологических понятий.

III. Заключительно-обобщающий: контрольный эксперимент, обработка экспериментальных данных, систематизация полученного материала, текстуальное оформление исследования.

База исследования – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Емва, 3 «б» класс, 20 человек.

При анализе материала мною использовались методы анкетирования, наблюдения, анализ психолого-педагогической и методической литературы, связанной с темой исследования, изучение учебных программ, наблюдение за поведением детей в природе, реакцией детей на информацию учителя.

Данная работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, заключение, список литературы и приложения. В заключении дается обобщение всех глав.

Список литературы включает в себя 46 источников. В конце дается приложение.

Глава 1. Теоретические основы  формирования экологических понятий младших школьников

§ 1. Цель и задачи экологического образования младших школьников

Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека [23; 5]

Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач - заложить основу формирования личности с новым типом мышления и типом поведения - экологическим. Учащиеся должны понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего.

Карона Г.Н. в книге «Теоретические основы экологического образования школьников» дал четкое определение экологическому образованию: «Экологическим образованием – называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде» [20;12].

В учебном процессе выделяют следующую цель экологического образования: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формирование экологического мышления, понимания учащимися единой картины мира, неразрывности связей человека с природой, привлечение школьников к практической экологической деятельности [24;10].

Цель экологического образования достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных –

  • формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

  • формирование системы интеллектуальных способностей и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды своей местности, ее защите и улучшению;

воспитательных –

  • воспитание экологически здоровых потребностей, мотивов, побуждений и привычек поведения, направленных на соблюдение здорового образа жизни, бережное использование и защиту окружающей среды;

развивающих –

  • развитие системы интеллектуальных способностей и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;

  • развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;

  • развитие эмоциональной сферы чувственных эстетических и гигиенических оценок экологического состояния окружающей среды.

Цели и задачи современного школьного экологического образования должны быть направлены не только на обучение школьников основам экологических знаний, но и на формирование у них экологического мировоззрения [4; 32].

О показателях сформированности экологических понятий в младшем школьном возрасте можно судить по следующим проявлениям [11; 35]:

  • знание и соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; школьник контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

  • ученик способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

  • доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.

С точки зрения экологического образования, учитель начальных классов призван способствовать сохранению преемственности, чтобы экологические умения и опыт, полученные ребенком в детских дошкольных учреждениях, были востребованы, углублены и дополнены в начальной школе и далее. Только в этом случае можно говорить о системе непрерывного экологического образования и воспитания [28; 75].


§ 2. Формирование экологических понятий у младших школьников в учебном процессе

Проблема формирования и развития понятий, как в теории методики, так и в практике обучения, - одна из наиболее актуальных и сложных. Не случайно на протяжении истории развития начального естественнонаучного образования эта проблема привлекала к себе внимание многих ученых [21; 61].

Понятие - категория философии, логики, психологии, педагогики, рассматривается как обобщенное знание и трактуется как «форма мышления, отражающая существенные свойства, связи отношения предметов и явлений и их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам». [12; 75].

Таким образом, понятие - совокупность существенных признаков определяемого предмета или явления, выраженная различными способами (вербальными, графическими, символическими) [39; 289].

Всякое понятие имеет такие характеристики, как содержание, объем и динамичность.

Содержание понятия - совокупность существенных признаков, определяющих предмет или явление. Все понятия рассматриваются в единой системе, что обусловлено направленностью курса на формирование у ребенка целостной картины мира. Содержание предмета «Окружающий мир» базируется на основе многих наук, что обусловило заимствование терминов и их соответствующую классификацию. Понятия подразделяются на:

  • геологические: горные породы, полезные ископаемые, добыча полезных ископаемых и др.;

  • физические: тело, вещество, явление, свойство воды, круговорот воды в природе и др.;

  • биологические: растение, корень, стебель, лист, питание, дыхание и размножение растений; бактерии и грибы; животное, способы питания и др.;

  • - сельскохозяйственные: овощи, фрукты, почва, минеральные вещества, поступление питательных веществ из почвы в растение и др.;

  • фенологические: погода, климат, облачность и др.;

  • антропологические: человек, системы человеческих органов, болезни, гигиена и др.;

  • - социальные: страна, город, национальность, государство, раса; права, обязанности, закон и др.;

  • - экологические: природное сообщество, взаимосвязи живых организмов в природе, охрана природы, условия жизни и особенности живых организмов в связи с условием жизни и др.

Объем понятия характеризуется количеством обобщенных, включенных в него элементов знаний. По объему понятия подразделяются на простые (единичные), собирательные и сложные (общие). Например: понятие «лист березы» -единичное, «листья лиственных растений» - собирательное, а «листья растений» - общее.

Выделяют пять форм (способов) выражения понятий:

  • вербальную (словесную);

  • символическую;

  • схематическую;

  • графическую;

  • в виде формул.

На основе исследований И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной и исходя из работ А.Е. Тихоновой, Л.П. Салеевой, разработана система экологических понятий [41; 24].

В эту систему понятий вошли два блока:

1. Блок опорных экологических понятий:

а) понятия о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс понятий об окружающий среде, обо всём, что окружает человека, что составляет понятие «природа»;

б) экологические понятия о биологических системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;

в) понятия о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека;

г) понятия о труде людей по использованию природных богатств.

Блок опорных экологических понятий изучается младшими школьниками в курсе окружающего мира, что создаёт необходимые условия для изучения другого блока понятий, собственно природоохранительных, не только в курсе природоведения, но и при изучении других предметов.

2. В блок собственно природоохранных понятий входят:

а) понятия об объектах охраны. Эта группа включает в себя понятия о широко распространённых растениях и животных родного края, при изучении которых младшие школьники должны прийти к выводу, что любой живой организм нуждается в защите; виды растений и животных родного края, которые становятся редкими; исчезающие, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных;

б) понятия о мотивах охраны растений и животных. Сюда относятся: экономические мотивы («мотивы пользы»), эстетические мотивы («мотивы красоты»), гуманистические мотивы («мотивы доброты»), гражданские мотивы охраны природы, санитарно-гигиенические мотивы («мотивы здоровья»);

в) понятия о мерах охраны природы. Эта группа понятий включает понятия о законах и постановлениях в области охраны природы, понятия о рациональном использовании природных богатств в трудовой и хозяйственной деятельности человека, понятия о нормах и правилах поведения людей в природе, об охране редких растений и животных, среды их обитания, о формах охраны природы, в которых принимают участие школьники, о содержании природоохранительных работ учащихся, способах и правилах их выполнения.

Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров. Общие природоведческие понятия необходимо формировать в единстве с частными. Так, понятие «животные» формируется в единстве с такими понятиями, как дикие и домашние животные, которые в свою очередь объединяют родовые понятия звери, птицы, насекомые и т.д. Успешное усвоение общих природоведческих понятий возможно при последовательной работе по их развитию на протяжении всего периода обучения в начальных классах.

С самых первых уроков окружающего мира человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека.

На уроках в 1-ом и 2-ом классах дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность. В 3-4 классах продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы.

Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса у младших школьников формируются такие понятия, как: экология, экологические цепочки (пищевые связи между организмами), экологические проблемы, экологическая катастрофа.

В третьем классе [34; 23].в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая даёт возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека и служит введением в курс. Далее, при изучении тем «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таки проблемам относятся:

  • защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;

  • сохранение многообразия видов организмов и целостности сообществ;

  • охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.

Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного компонента.

Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и другие), а также между природой и человеком.

При изучении темы «Будем беречь здоровье» формируется представление о человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма и о влиянии на неё окружающей среды.

Ознакомление третьеклассников с особенностями строения, питания, поведения, защиты от врагов некоторых групп животных дают возможность показать, как различные животные приспособлены к условиям окружающей среды, как в природе все очень мудро устроено. Дети узнают, что растения и животные образуют цепи питания и убеждаются в том, что каждый вид в природе необходим, что, охраняя одних животных, человек помогает другим, а также себе. Введение в программу сведений о размножении животных, о том, как звери, птицы заботятся о потомстве будет способствовать формированию у детей доброго, гуманного отношения ко всему живому, а, следовательно, и становлению таких качеств личности, как участливость, заботливость, доброта и др.

В конце года изучается тема «Что такое экология?», в которой даётся понятие науки экологии, конкретизируются основные экологические понятия: экологические связи, окружающая среда, прямые и косвенные связи в природе, экологические цепочки, цепь питания (пищевая цепь), экологическая пирамида, экологическая катастрофа, экологические прогнозы.

Получение вышеуказанных знаний создает условия для успешного формирования ведущих экологических понятий «природное сообщество», «среда обитания», «связь растений и животных с окружающей средой», «природное равновесие» и т.д.

Экологические понятия у младших школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью овладевать определёнными теоретическими знаниями, с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности. Для усвоения правил поведения в природе можно использовать природоохранные знаки, которые нарисовали сами дети (Приложение 22).

На уроках окружающего мира детям часто приходится делать выводы, устанавливать взаимосвязи. Например, сделать вывод о том, что без своей среды обитания - своего дома живые организмы жить не смогут, что они в таком случае обречены на гибель.

Конечно, можно предложить данный вариант экологической связи в готовом виде. Но такие знания будут носить поверхностный характер, мало способствующий воспитанию эмоциональных отношений ребёнка. Но если школьник шаг за шагом исследует проблему «Могут ли белка и крот поменяться квартирами?», «Дупла - квартиры лесных обитателей» и сделают соответствующий вывод - результат будет иным. Дети наверняка усвоят в процессе урока, что брать живые организмы из их среды обитания, а тем более разрушать эту среду - нельзя, так как это грозит гибелью данным организмам.

Процесс обучения в начальной школе завершается образованием преимущественно элементарных понятий. В них отражен определенный уровень изученности учебного материала об окружающем мире, обобщены существенные признаки изучаемых объектов и явлений. Данные понятия выражены терминами, имеют определения, а содержание их раскрыто определенными приемами объяснения и описания.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» iconМетодическая разработка 2013
Методическая разработка предназначена для логопедов, может быть использована воспитателями детских садов и родителями дошкольников...
Методическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету: «Окружающий мир»
Учебники: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир», рабочая тетрадь в двух частях, Москва, Просвещение, 2012 г
Методическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» iconПрограмма курса «Окружающий мир» в интеграции
«Одаренные дети» и в рамках обогащения содержания образования младших школьников по линии горизонтального обогащения
Методическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» iconНазвание фактора успешности в преподавании
Целью курса является формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения...
Методическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» iconКонспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Ос «Школа 2100»
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с пробуждением...
Методическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» iconСоздание цветочной
Методическая тема, над которой я работаю, звучит следующим образом: Развитие познавательных интересов младших школьников средствами...
Методическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету окружающий мир для 2 класса

Методическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» icon«Формирование речевой деятельности младших школьников»
I. Формирование речевой деятельности важнейшая задача в развитии младших школьников. 4
Методическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» iconМетодическая разработка автор- составитель: педагог дополнительного образования Наталья Александровна Сак 2012г Аннотация Методическая разработка посвящена организации проектной деятельности обучающихся в творческом объединении «Мастерим бумажный мир»
«Мастерим бумажный мир». Она поможет педагогу ввести проектную деятельность для обучения детей, как один из методов, стимулирующих...
Методическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Окружающий мир», авт. А. А. Вахрушев, Д....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница