Устный журнал «Страницы жизни и творчества А. П. Чехова»




Скачать 10,91 Kb.
НазваниеУстный журнал «Страницы жизни и творчества А. П. Чехова»
Дата03.02.2016
Размер10,91 Kb.
ТипУстный журнал
Уважаемые коллеги, предлагаю разработку урока по творчеству А.П.Чехова. В этом (2010) году ему исполнилось бы 150 лет со дня рождения, поэтому провела открытый урок в форме устного журнала «Страницы жизни и творчества А.П.Чехова».

Чехов настолько уникален, что подобные уроки можно проводить и в 7-ом, и в 8-ом, и в 9-ом, и в 10 классах, изменяя только некоторые страницы и изученные произведения. Готовясь к такому уроку, учитель должен дать предварительное задание учащимся: какие произведения прочитать всем, а по каким подготовиться индивидуально. Обычно с интересом готовятся все учащиеся, вспоминаются рассказы, прочитанные и в начальных классах, и в 5-ом и 6-ом классах.

Я провела урок в 9-ом классе. По программе предусмотрены всего 2 часа на «маленькую трилогию». На этих уроках сознательно опустила страницы жизни и творчества писателя, посвятив их подробному анализу рассказов, входящих в «маленькую трилогию». И итоговый урок, посвящённый памяти писателя, провела в форме устного журнала. Присутствующие педагоги отметили активность учащихся, занимательность и результативность урока.


Устный журнал


«Страницы жизни и творчества А.П.Чехова»


Цель:

  1. подвести итоги творчества писателя;

  2. подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения;

  3. воспитывать доверие и уважение к писателю, желание читать Чехова, умение понимать его.


Оформление:

  1. Портрет А.П.Чехова.

  2. Страницы журнала:

  1. обложка: «Страницы жизни и творчества А.П.Чехова»;

  2. первая страница: «Особенности художественного мироощущения Чехова»;

  3. вторая страница: «Труд самовоспитания»;

  4. третья страница: «Главное – перевернуть жизнь» (по страницам рассказов и повестей А.П.Чехова);

  5. четвёртая страница «вся Россия наш сад» (о Чехове – драматурге).

  1. Эпиграф:

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П.Чехов


Ход урока:


      1. Вступительное слово учителя.

Антон Павлович Чехов – один из самых читаемых прозаиков и самых репертуарных драматургов в мире. Он прожил в 20-ом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. История 20-го века связана с крушением многих идеологических систем и концепций. Многие авторитеты – культурные и художественные – поднятые на вершинах славы, затем рушились и погружались в реку Забвения. Но облик Чехова – писателя и человека – не тускнел, он оставался дорогим для людей всех стран и континентов.

Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незаменимый, единственный в своём роде друг.

Когда Чехов умер, Лев Толстой сказал: «…Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». (Слова Л.Толстого написать на доске).


    1. Первая страница «Особенности художественного мироощущения Чехова». (Выступление учащегося. Учитель поможет подобрать материал, опираясь на дополнительную литературу и статью учебника, 10 кл., автор Ю.В.Лебедев).




    1. Вторая страница «Труд самовоспитания». (Выступление учащегося. Материал там же).




    1. Третья страница «Главное – перевернуть жизнь» (по страницам рассказов и повестей А.П.Чехова).

Учитель:

А теперь перевернём страницу жизни писателя и поговорим о его творчестве. Чем запомнился каждому из вас Чехов – прозаик?


Выступления учащихся по следующим рассказам:

1. «Письмо к учёному соседу» (1880 г.)

2. «Унтер Пришибеев»

3. «Толстый и тонкий»

  1. «Смерть чиновника»

(Количество рассказов можно уменьшить, можно вспомнить другие рассказы по этой теме, учитывая степень подготовленности учащихся).


Учитель:

В середине 80-х годов в творчестве Чехова происходит перелом.

В пёстрой толпе «толстых» и «тонких», «хамелеонов», «унтеров Пришибеевых» появляются иные лица – молчаливых, бедно одетых, нечиновных, страдающих людей. Гувернантка, живущая в «чужих людях», полностью зависимая от своих хозяев («Размазня», «Переполох»); маленькая, худенькая Анюта, «очень бледная, с кроткими серыми глазами» («Анюта»). Извозчик Иона, оставшийся наедине со своим горем – неизбывным, ни с кем не разделённым («Тоска»).

Эти герои человечны, их страдания неподдельны, и рассказ о них требует уже иного тона.


Выступления учащихся по следующим рассказам:

  1. «Горе»;

  2. «Тоска» (или по перечисленным выше; по двум рассказам достаточно, т.к. может не хватить времени)


Учитель:

Мера человечности в мире, где стали редкими сердечные отношения между людьми, оказывается мерою духовного одиночества. Этот мотив незащищённости, бесприютности живых человеческих чувств прозвучит позднее в «Даме с собачкой».

Чехов рос и вместе с ним рос, углублялся юмор, сливался с горестными раздумьями о современной жизни. Это может показаться трудносоединимым: смех и – горестные раздумья. Но не в этом ли одна из самых характерных особенностей русской литературы.

«Иногда ужас выражается смехом»-, замечает Пушкин в статье «О поэтическом слоге».

Смех не исчерпывается одним только «смешным». У Чехова, наследника Пушкина и Гоголя, это видно особенно наглядно.


(Выступление ученика по рассказу «Ванька»)


Учитель:

Юмор – не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, его видение жизни, неотделимое от иронии, трагической усмешки.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов короткий чеховский рассказ во многом оттесняется повестью. Это – «Именины», «Припадок», «Скучная история», «Палата №6» (1892 г.)


(Выступление ученика по повести «Палата №6»)

Учитель:

В описании смерти Рагина мелькает такой мотив: «Стадо оленей, необыкновенно красивых и грациозных, о которых он читал вчера, пробежало мимо него…». В тюремное царство как тонкий луч врывается этот мотив.

В самом, казалось бы, невыносимо гнетущем повествовании Чехов – художник создаёт некий просвет – торжество тьмы оказывается неполным.

Даже в самых мрачных произведениях Чехова звучит своя, скрытая лирическая мелодия.


Мы говорили о рассказах и повестях, написанных с установкой на «гнетущее впечатление». Но именно в конце 80-х годов Чехов пишет произведения совсем другой, лирической тональности – повесть «Степь», рассказы «Счастье, «Свирель».

Чеховская степь поэтична, поражает мощью и полнотой неистраченных сил. Но в то же время степь словно «сознаёт, что она одинока, что богатство её и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные».


(Выступление ученика по повести «Степь»)


Такие произведения, как «Степь» или - из более поздних - «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», давали некоторым исследователям повод говорить о чеховском романтизме. Но Чехов – реалист (рассказ «Студент» почти романтичен. Студент рассказывает легенду о Христе двум простым женщинам. Главное здесь даже не в рассказе героя, а в том впечатлении, какое он произвёл на героинь).

Среди заметок Чехова в Записных книжках есть одна особенно важная:

«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». В этой записи утверждается три взаимосвязанных начала: вера в человека, правда жизни и достоверность художественная. Литература – не «косметика», не приукрашивание жизни, но суровая и неподкупная проверка человека, его возможности стать лучше, испытание веры.

С середины 90-х годов в общественной жизни страны происходят важные перемены (эпоха подготовки революции). В эти годы, 1894-1896, особенно напряжённо идёт в произведениях Чехова борьба правды и веры, лирического начала и суровой правды действительности. (В рассказе «Студент» утверждается вера в человека, Чехов не отрывается от правды жизни).

Рассказ «Студент» открывал целую серию произведений 90-900-х годов: «Дом с мезонином», маленькая трилогия, «Ионыч», «Дама с собачкой», «Невеста», «Мужики», «В овраге». (По «Студенту» подробнее можно работать в 10 кл.)

Тема равнодушия развивается у Чехова в двух направлениях: перед нами либо образованный человек, - душевно успокоившийся, примирившийся с «футляром», - либо человек из народа, забитый, замученный жизнью, доведённый до тупости и безразличия. (Вспомнить проблематику «маленькой трилогии»)


Если позволит время, можно остановиться и на теме любви: «Учитель словесности» (любовь терпит крах), «Дама с собачкой» (любовь героя не слабеет, не гибнет).

(В 10 кл. желательно остановиться и на рассказе «Пари»)


IV страница «Вся Россия наш сад» (о Чехове – драматурге).

Учитель:

Чехов – драматург рождается раньше Чехова – прозаика («Безотцовщина», «Иванов», «Леший»). По драматургии мы будем работать в 10 классе, а сегодня лишь приоткроем эту страницу. Большая чеховская драматургия начинается с «Чайки» (1896).


Выступления учащихся:

  1. «Чайка»

  2. «Три сестры» (возможно инсценирование эпизодов какой-то пьесы)


- Пьеса «Вишнёвый сад», в которой один из героев скажет: «Вся Россия наш сад», будет нами изучаться в 10 классе. Это пьеса сложного трагикомического звучания, где автор соединил смех и слёзы, фарс и лирику.


Мы с вами живём в 21 веке, но Чехов остаётся для нас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов. Всем своим творчеством, обликом, стилем письма и поведения он заслужил доверие и любовь миллионов читателей, назвавших его своим другом, который не обманет – ни в чём и никогда.


Выводы.


Подведение итогов урока.


Джумагулова П.Ш.

МОУ «СОШ с.Селитренное» Харабалинского района Астраханской области

Похожие:

Устный журнал «Страницы жизни и творчества А. П. Чехова» iconСтраницы жизни и творчества русских и советских писателей

Устный журнал «Страницы жизни и творчества А. П. Чехова» iconУроков по творчеству Н. С. Лескова Урок Н. С. Лесков. Страницы жизни и творчества (с использованием икт)
Прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н. С. Лескова
Устный журнал «Страницы жизни и творчества А. П. Чехова» iconУстный журнал «Восстание декабристов. Как это было…»
Отдел образования по делам молодежи, физической культуре и спорту Урицкого района
Устный журнал «Страницы жизни и творчества А. П. Чехова» iconЛитература о жизни и творчестве 8 Вокруг Чехова. А. П. Чехов и его современники «Насмешливое мое счастье»
В россии 2010 год пройдет под знаком Антона Павловича Чехова. 29 января исполнилось 150 лет со дня рождения великого писателя, во...
Устный журнал «Страницы жизни и творчества А. П. Чехова» iconЛичность в истории культуры Тематический дайджест
В этой серии нового электронного издания бул предлагаются материалы, раскрывающие малоизвестные страницы жизни и творчества писателей,...
Устный журнал «Страницы жизни и творчества А. П. Чехова» iconЛичность в истории культуры Тематический дайджест
В этой серии нового электронного издания бул пользователям Библиотеки предлагаются материалы, раскрывающие малоизвестные страницы...
Устный журнал «Страницы жизни и творчества А. П. Чехова» iconЛичность в истории культуры Тематический дайджест
В этой серии нового электронного издания бул пользователям Библиотеки предлагаются материалы, раскрывающие малоизвестные страницы...
Устный журнал «Страницы жизни и творчества А. П. Чехова» iconЛичность в истории культуры Тематический дайджест
В этой серии нового электронного издания бул пользователям Библиотеки предлагаются материалы, раскрывающие малоизвестные страницы...
Устный журнал «Страницы жизни и творчества А. П. Чехова» iconУрок литературы в 10 классе. Устный журнал. И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Цель: проанализировать образ главного героя; сделать вывод об основном конфликте героя
Устный журнал «Страницы жизни и творчества А. П. Чехова» icon«Эта хрупкая планета» (устный журнал для 5-8 классов)
Причиной, побудившей нас обратиться к подобной теме, стало то, что в школе недостаточное количество учебных часов по предметам для...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница