Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования




НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/7
Дата03.02.2016
Размер7,54 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


РАЗДЕЛ РИДЕРА Ч.4

«Междисциплинарные исследования в психологии»

для слушателей программы

«Междисциплинарное индивидуальное гуманитарное образование»


Ростов-на-Дону

2007


Содержание:


Содержание: 2

Аннотация 2

Введение: психологии и границы 3

Психология за пределами психологии 5

1.1. Психологическая наука и изобретение внутреннего мира 5

1.2. Психологическая наука как языкознание: эпистемологический поворот и психологические словари 8

1.3. Психология как история 13

1.4. Психология как литературная критика 16

1.5. Психология как культурная практика: западная рациональность и пределы психологической интерпретации 18

Пси-культура 22

Мифологизация психологического 24

1.6. Психология как политическая технология 25

1.7. Психология как социальная теория и практика: 27

Перечень использованных текстов: 29



Аннотация


Этот модуль ридера, посвященный междисциплинарным исследованиям в психологии, подготовлен для стажеров университетской программы «Междисциплинарное индивидуальное гуманитарное образование» и является частью коллективного проекта, посвященного разработке и методическому обеспечению модели асинхронного образования.

В ридер включены 14 фрагментов текстов российских и зарубежных авторов, объемом 1 п.л. Тексты объединены идеей пересмотра пределов, границ и моделей интерпретации психологического знания, а также – интердисциплинарным подходом к анализу его эффектов. При подборе текстов учитывалась их методологическая значимость и актуальность. Ряд текстов в переводе составителя впервые вводятся в систему российского социогуманитарного образования.

Ридер снабжен введением, комментариями к текстам, а также вопросами для самостоятельной работы студентов.

Введение: психологии и границы


Жанр введения к тематически подобранной нарезке текстов предполагает обоснование принципов их отбора, а значит, – неизбежное обращение к соотношению дисциплинарных рамок и междисциплинарного поля, то есть – к определению границ. Как соотносятся между собой психологическое, непсихологическое и междисциплинарное? Это вопрос не только методологический, но и политический. Вопрос профессиональной идентификации, принадлежности к локальному академическому сообществу. Вопрос конвенций и допустимых пределов. Иначе в контекстуально-насыщенное исследование памяти, опосредованной фотографией («Зеркало с памятью»), осуществленное московским психологом Вероникой Нурковой и совмещающее в себе ракурсы культурной истории, визуальной социологии и культурно-исторической психологии, не вклинивались бы обязательные для поддержания дисциплинарного status quo ссылки на лабораторные социально-психологические эксперименты и когнитивные схемы.

Непростой вопрос об определении междисциплинарной позиции для психолога или представителя другой дисциплины, работающего с традиционно психологическими объектами или методами, остается открытым. Не совсем понятно, чем необходимо руководствоваться при идентификации междисциплинарности психологического толка – научной квалификацией исследователя, предметной областью, методологией, инструментарием, общей идеологией, институций, к которой приписан автор проекта, или чем-то еще? Наконец, что именно следует считать междисциплинарным исследованием в психологии? И насколько обязательно указание на предметную область междисциплинарности? Что более психологично в своей междисциплинарности, исследование психолога Игоря Кона, посвященное персонологической исторической этимологии (становлению европейских словарей описания личности, а вместе с ними и представлений о личности), или же исследование социолога Олега Хархордина, в котором изобретение российской, а точнее, советской личности анализируется сквозь призму политических технологий индивидуализации (вроде партийных чисток двадцатых годов или популярной литературы по самопознанию годов семидесятых)? Можно ли и, главное, нужно ли проводить (меж)дисциплинарную границу, отделяющую исследование поэтических категорий, используемых современными австралийцами для описаний историй своей жизни, проведенное психологом Кевином Мюрреем, от проекта литературоведа и культуролога Ирины Паперно, в котором реконструируется ресурс реалистической поэтики в обустройстве и упорядочивании внутреннего мира Н. Чернышевского?

Если задавать вопросы изнутри дисциплины, то каким должно быть психологическое знание (или как оно должно определяться), чтобы стать проницаемым для Другого и других (объектов, теорий и методов)? Не менее интересно понять, каким образом в смежных дисциплинарных полях (историческом, социологическом, антропологическом, лингвистическом, литературоведческом и т.д.) ведется работа с традиционно психологическими объектами и явлениями? Ведь эти исследования по ту сторону междисциплинарных исследований в психологии существенно расширяют и обогащают репертуар хрестоматийных интерпретаций и утверждают новый взгляд на психическую реальность. Благодаря социогуманитарным методологическим и методическим инвестициям эта реальность теперь может быть ухвачена в сети социальных, исторических, культурных контекстов. А, значит, психология получает шанс выйти за пределы лаборатории и самодостаточных тестовых испытаний.

Ридер состоит из двух частей.

В первой собраны тексты, которые предлагают трансдисциплинарный взгляд современных исследователей на само психологическое знание. Описание психологии западного образца в категориях политической технологии или же методологическое сближение психологического исследования с литературной критикой позволяют открыть междисциплинарный потенциал внутри психологической дисциплины, ввести новые уровни анализа (например, социолингвистический, как это предлагают дискурсивные психологи) или по-новому определить предметную область психологии (например, версия социальных конструкционистов – способы, которыми люди объясняют и делают для себя понятным этот мир и свое поведение, - исключительно близка к тому, как видят сферу своих исследований современные социальные антропологи).

Во второй части подобраны тексты, позволяющие обнаружить междисциплинарность в стратегиях изучения и описания классического объекта психологического исследования – памяти. Результат налицо: расширяется предметное поле для изучения памяти (в круг исследовательского интереса попадают такие явления как ностальгия или политика памяти), уточняется и контекстуально обогащается аналитическая рамка, вводятся новые теоретические модели и методы, не укладывающиеся в конвенции общей психологии, определяющей до последнего времени канон изучения данного явления. Авторы собранных текстов – вне зависимости от того, являются ли они профессиональными психологами или же социологами, историками, антропологами – успешно нарушают границы и превращают исследования памяти в одну из самых плодотворных трансдисциплинарных областей современного социогуманитарного знания.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Учебно-тематический план
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания к курсу
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Междисциплинарное индивидуальное гуманитарное образование» и является частью коллективного проекта, посвященного разработке и методическому...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«История зарубежной литературы 20 века» для студентов 4 курса факультета филологии и журналистики (отделение журналистики)
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
За большой вклад в развитие науки, участие в научно-исследовательской деятельности и в связи с профессиональным праздником Днем российской...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«сокращение потерь нефти и нефтепродуктов от испарения из резервуаров и транспортных средств»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Полное наименование подразделения «Продюсерский центр Гуманитарного факультета», далее пц гф
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания разработаны доктором физико-математических наук, заведующим кафедры теории упругости, профессором А. О. Ватульяном...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольно-измерительные материалы содержат комплекс тестовых заданий по учебному пособию «Физическая культура студента» и перечень...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница