Н. И. Белунова современный русский (и родной) язык




Скачать 18,37 Kb.
НазваниеН. И. Белунова современный русский (и родной) язык
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер18,37 Kb.
ТипКонтрольная работа
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Кафедра русского языка и культуры речи


Н.И. Белунова


СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ (И РОДНОЙ) ЯЗЫК


Методические указания по выполнению контрольной работы

для студентов заочного отделения по специальности

031300.62 «Журналистика»


Санкт-Петербург

2011


Одобрено на заседании кафедры русского языка и культуры речи, протокол № 2 от 13.09.2011 г.


Утверждено Научно-методическим Советом СПбГУСЭ, протокол №____ от ___.___.2011 г.


Современный русский язык (и родной) язык. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по специальности 031300.62 «Журналистика». – СПб.: СПбГУСЭ, 2011. – 44 с.


Составитель: доктор филол. наук, проф. Н.И. Белунова


Рецензент: канд. филол.наук, доц. Н.И. Рябкова


© Санкт-Петербургский государственный

университет сервиса и экономики

2011


Оглавление

Введение


Значение языка в жизни отдельного человека и в жизни общества трудно переоценить. Русский язык – это не только важнейшее средство общения, но и хранилище нашей духовной культуры, нашего духовного наследия. Для будущих журналистов, которые, несомненно, должны хорошо знать русский язык и владеть речевой культурой на высоком уровне, современный русский язык является одной из ведущих дисциплин в учебном процессе.

В свете современной речевой ситуации пристальное внимание к языку, знание языковых норм, особенностей функционирования языковых средств в различных сферах общения является особенно актуальным.

Русский язык богат и выразителен. Еще М.В. Ломоносов отмечал, что в русском языке можно найти «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». (Ломоносов М.В. Соч., т.7. С. 391.).

Контрольная работа по дисциплине «Современный русский (и родной) язык» предназначена для студентов заочного отделения по специальности 031300.62 «Журналистика» и включает следующие разделы современного русского языка: состав слова и словообразование; морфология; синтаксис простого предложения. В соответствии с учебным планом кафедры журналистики СПбГУСЭ контрольная работа выполняется студентами на первом курсе во втором семестре.


Цели и задачи контрольной работы


Основная цель контрольной работы – подготовка бакалавров, обладающих теоретическими и практическими знаниями в области современного русского литературного языка; формирование лингвистически компетентной языковой личности, владеющей нормами русского литературного языка и способной дать теоретическое объяснение фактам современного русского языка.

Задачи:

1) формировать лингвистически компетентную языковую личность, способную дать теоретическое объяснение фактам современного русского литературного языка;

2) научить студентов:

владению

– словообразовательными нормами,

– морфологическими нормами,

– синтаксическими нормами современного русского литературного языка;

3) вырабатывать у студентов умение осуществлять выбор языковых средств и их употребление в зависимости от сферы общения.


Методические рекомендации


Контрольные задания следует выполнять на писчей бумаге, стандартного формата 11 (А4) на одной стороне листа. Текст пишется четко и аккуратно, либо печатается. Задания формулируются на листе по мере их выполнения. Нумерация страниц сквозная. Сокращения можно производить согласно ГОСТу 2.316-68. На титульном листе указываются фамилия и инициалы студента, дисциплина, по которой выполнена работа.

В выбранном варианте контрольной работы студент обязан выполнить все задания. Отсутствие выполненного задания, приводимого в том или ином варианте, расценивается как незнание соответствующего материала.

Перед выполнением контрольной работы необходимо изучить теоретический материал. В методических рекомендациях приводится список основной и дополнительной литературы, необходимой для выполнения контрольной работы.

Каждый вариант контрольной работы включает 3 раздела: состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого предложения.

Задания в разделе «Состав слова и словообразование» направлены главным образом на изучение морфемного состава слова, типов основ, способов словообразования и выработку у студентов практических навыков и умений проведения морфемного и словообразовательного анализа, владения словообразовательными нормами.

Задания в разделе «Морфология» ориентированы на изучение лексико-грамматических, семантических и функциональных особенностей знаменательных и служебных частей речи, и грамматических форм, выработку у студентов практических навыков и умений владения морфологическими нормами современного русского языка.

Задания в разделе «Синтаксис простого предложения» предполагают изучение простого предложения как основной коммуникативной единицы синтаксиса, его различных уровней организации: структурно-грамматического, семантического, коммуникативного; выработку у студентов умений и навыков владения синтаксическими нормами современного русского языка, а также понимания особенностей функционирования простого предложения как минимальной коммуникативной единицы синтаксиса.


Контрольная работа


Вариант № 1


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ


Задание 1. Выпишите из текста слова:

а) с производными и непроизводными основами;

б) простыми и сложными;

в) свободными и связанными;

г) формообразовательными и словообразовательными.

К словам с производными основами приведите слова с непроизводными основами. Дайте необходимые пояснения.

Задание 2. Выпишите из текста слова, представленные только корневой морфемой, а также слова с формообразующими, словообразующими суффиксами.

Задание 3. Произведите морфемный анализ состава подчеркнутых в тексте слов.


«Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподымая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела в небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все подымалась и, наконец, пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что больно было дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром – чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была всегда и, верно, будет когда-нибудь опять. Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в их ущельях, тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись; на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею; но на востоке все было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан, совершенно о нем забыли…Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиками на словах и на бумаге» (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»).


Задание 4. Выпишите из текста слова, образованные морфологическим и неморфологическим способом. Для производных (мотивированных) слов приведите слова с производящими (мотивирующими) основами.

Стояло чудесное петербургское утро. Бледно-голубое небо отражалось в каналах. Сфинксы с золотыми крыльями встречали прохожих на мостах через каналы… Молодая, незапыленная зелень кидала прозрачную тень на дорожки. Не ветер, а какое-то прохладное дыхание с легким шелестом неслось по аллеям петербургских садов. Зеленые и золотые блики перебегали при этом по мрамору статуй… Облачко лежало тенью по огромному простору Марсова поля. Корабли-гиганты, оснащенные белоснежным парусом, неподвижно стояли у гранитных стен Невы. Чайки садились на мачты, и солнце золотило реи. Страшно тянуло вдаль при виде этих кораблей.

(А. Виноградов).


Задание 5. В приведенных словах определите производящую (мотивирующую) основу и способ словообразования: учительствовать, всемирный, гладь, совхоз, заграждение, мольба, бездорожье, залюбоваться, праправнук.


Задание 6. Пользуясь Словообразовательным словарем русского языка А.Н. Тихонова, определите последовательность словообразовательных ступеней в приводимых ниже словах путем последовательного выделения в них производящей (мотивирующей) основы до тех пор, пока она не будет представлять собой непроизводную основу.

Образец: позолот-чик←по-золотить←золот-и-ть←золот(о).

Затуманивание, таинственность, примиренчески, навешиваться, разгрузочный, удлиненность, неотзывчивость, беззлобно.


МОРФОЛОГИЯ


Задание 7. У имеющихся в примерах существительных определите:

а) лексико-грамматический разряд (одушевленные - неодушевленные; собственные – нарицательные; конкретные, вещественные, собирательные, отвлеченные);

б) грамматический род; укажите признаки отнесения существительных к тому или иному роду; приведите примеры существительных с вариантными формами рода;

в) грамматическое число, значения единственного и множественного числа; приведите существительные, употребляющиеся только в единственном (singularia tantum) или только множественном (pluralia tantum);

г) падеж, значение падежной формы.

1. Природа ознаменовала свое творческое стремление стройным рядом существ, постепенно приближающихся к человеку. (Бел.).

2. Утром на водах видел я князя Воронцова, сидящего между двумя леди. (Вяз.).

3. С первого же взгляда я узнал маньчжурскую пантеру, называемую местными жителями «барсом». (Арсен.).

4. Гнев и печаль, вера и гордость посменно звучат в его словах, знакомых Климу с детства. (М.Г.).

5. Слева от Хозе жили супруги Озолины: он русский, она политэмигрантка из Вены. (Павл.).

6. Чувство любопытства с таким убеждением советовало мне узнать, какие были это бумаги, что я не успел прислушаться к голосу совести и принялся рассматривать то, что находилось в портфеле. (Л.Н.Т.).

7. В просторной куполообразной клетке головою вниз висел белый какаду. (С.-Ц.).

8. Летом, в жаркие дни, багульник выделяет такое обилие эфирных масел, что у непривычного человека может вызвать обморочное состояние. (Арс.).

9. Жизнь на судне круглые сутки идет своим чередом. (Рыбак.).

10. Слово «барышня» в его устах было самым ругательным словом, означающим бездельницу, белоручку, неженку. (Каз.).

11. Это была большая, высокая столовая, стены которой были гладко отделаны кедром. (Леск.).

12. Федор говорил и знал, что семя падает на добрую землю. (Фурм.).

13. С одной стороны (деревушки) стояли три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом. (П.).

14. Грузятся сразу две дивизии… У всех голова кругом идет – и пушки надо погрузить, и боеприпасы, и лошадей, и людей не растерять. (Некр.).

15. Там гении крылаты Играют при луне, Пьют листьев ароматы И плещутся в волне. (Ж.).

16. В павильоне было два окна; но в обоих жалюзи были спущены, и сквозь узкие их трещинки едва струился матовый свет. (Т.).


Задание 8. Определите у имеющихся в примерах прилагательных:

а) лексико-грамматический разряд;

б) форму степеней сравнения, образуйте от трех прилагательных все возможные формы степеней сравнения;

в) форму – краткую или полную;

г) случаи (и характер) перехода прилагательных в состав других частей речи.

1. Зной становился менее жгучим. (М.Г.).

2. Семья была многодетная, а Иртэн из детей – старшая, нянька, через ее руки прошел длинный хвост погодков. (Кожевн.).

3. В день именин Элен у князя Василия ужинало маленькое общество людей самых близких, как говорила княгиня, родные и друзья. (Л.Н.Т.).

4. Прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка. (Л.).

5. Она разливала чай и получала выговоры за лишний кусок сахара. (П.).

6. Ты любишь мирные напевы,

Ты любишь гордый звон,

И сладок уху милой девы честолюбивый Апполон. (П.).

7. В госпитале – главный врач, один старший ординатор и три младших. (Вер.).

8. Настала гнилая, бесснежная приморская зима, длинные ночи, короткие холодные деньки с быстрыми и краткими налетными метелями и изредка хмурым, сердитым небом. (Данил.).

9. Ординарца светлейший послал с письмом к главнокомандующему Дунайской армии, князю Горчакову. (Станюк.).

10. Вы изъявляете мне свое желание иметь подробное известие… о занятиях и нравах покойного Ивана Петровича Белкина, моего искреннего друга и соседа по поместьям. (П.).

11. Надо желать, чтобы изящное имело наивразумительнейшие формы. (Акс.).

12. С кровавой битвы невредимый Лишь он один пришел домой. (Л.).


Задание 9. Определите у имеющихся в текстах числительных:

1) лексико-грамматический разряд и все грамматические признаки разряда;

2) укажите, к какой части речи следует отнести (в условиях употребления) выделенные слова, приведите аргументы.

1. Это было в тысяча восемьсот… таком-то году. (Кор.).

2. Худые, истонченные тысячелетними бурями, Скалы нависали над рекой. (Вс. Ив.).

3. У тлеющего костра сидело трое солдат. (А.Н.Т.).

4. Обед будет из двух блюд: суп и мясные блюдо, а ежели третье блюдо закажете – прибавка пятнадцать копеек. (С.-Щ.).

5. Наезднику в горах служил он (кинжал) много лет. (Л.).

6. Тройка или пятерка помчит нас что есть мочи. (Гонч.).

7. Я только что кончил курс учительской семинарии и отправился на лето к одному помещику. (Сераф.).

8. После вступительного экзамена я заболел лихорадкой и пропустил почти всю первую четверть. (Корол.).

9. Затем старик с точностью до одной сотой определял каждому его ежедневную выработку: сорок соток трудодня, сорок пять, пятьдесят. (Мусат.).

10. Одной рукой я поднимаю только полтора пуда, а двумя пять, даже шесть пудов. (Ч.).

11. Кистунов вынул из кармана бумажник, достал оттуда четвертной билет и подал его Щукиной. (Ч.).


Задание 10. У имеющихся в примерах глаголов определите:

1) грамматическую форму: спрягаемую или неспрягаемую (инфинитив, причастие, деепричастие);

2) значение вида; приведите, если это возможно, видовую пару;

3) переходность / непереходность глагола;

4) значение наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное); определите модальные оттенки форм наклонения;

5) значение времени (у форм изъявительного наклонения); охарактеризуйте значение временных форм в связи с прямым и переносным употреблением;

6) значение лица (у форм настоящего и будущего времени изъявительного наклонения; у форм повелительного наклонения);

7) форму причастий;

8) форму деепричастий.

1. Опять хлынули играющие лучи, – и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. (Т.).

2. Рудин говорил вяло: он чувствовал усталость и бездействовал с самого утра. (Т.).

3. Мне кажется, режиссер – это человек, умеющий организовать и направить свою и актерскую фантазию по верному, нужному пути. (Образц.).

4. Казалось, что эти люди все решили, все знают, строго осудили всех людей, которые живут иначе. (М.Г.).

5. Путник одинокой Оделся буркою широкой. За дубом низким и густым Дорога скрылась, ветер дует. (Л.).

6. Лицо пожгло и опалило ему ветром. (Г.).

7. Нет, пускай послужит он (Петр Гринев) в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. (П.).

8. – Вперед по дороге пустишь конный дозор, – продолжал Левинсон, – а назад на полверсте поставишь пеший караул. (Фад.).

9. – Вы бы сами рассмеялись, если бы я исполнил желание почтенной нашей родственницы и прижал бы вас к своему сердцу, стал бы уверять вас, что … прошедшего не было, что срубленное дерево опять зацветет. (Т.).

10. Чем отличается гений от таланта? – тем, что, будучи оригинальным, он в то же время и общее таланта. (Бел.).

11. – Федор Иванович, – начала она (Лиза) спокойным, но слабым голосом, – я хотела вас просить: не приходите больше к нам, уезжайте поскорее, мы можем после увидеться, – когда, – когда-нибудь, через год. А теперь, сделайте это для меня, исполните мою просьбу, ради бога. ( Т.).

12. Семьи разрастались, делились, строились рядом. (Фад.).

13. Не умея держать в руке топор – дерева не стешешь, а не зная языка хорошо – красиво, просто и всем понятно не напишешь. (М.Г.).

14. Клочок бледно-голубого неба смутно выступает сквозь редеющий, словно задымившийся пар. (Т.).

  1   2   3   4   5

Похожие:

Н. И. Белунова современный русский (и родной) язык iconЛитература при переводе на 2 курс
При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология»,...
Н. И. Белунова современный русский (и родной) язык iconПрограмма вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Русский язык»
Современный русский литературный язык – высшая форма национального языка русского народа. Языковая ситуация России. Закон Российской...
Н. И. Белунова современный русский (и родной) язык iconЛитература: Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык
Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык / Под ред. Н. С. Валгиной. М., 2009
Н. И. Белунова современный русский (и родной) язык icon«введение в филологию»
«Русский и иностранный языки», «Литература и литературное редактирование», «Родной язык и психолингвистика»
Н. И. Белунова современный русский (и родной) язык icon"Утверждаю" Проректор мгу профессор П. В. Вржещ
Факультатив "Современный русский язык" ст преподават. Азарова В. А. 274 Севастополь
Н. И. Белунова современный русский (и родной) язык iconТематическое планирование по русскому языку 5класс
«Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 классы, сост. Харитонова, изд. Дрофа, 2008 год», «Методических рекомендаций...
Н. И. Белунова современный русский (и родной) язык iconРусский язык
Государственная Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» (М. Просвещение,2008). Авторы программы: М....
Н. И. Белунова современный русский (и родной) язык iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык»
Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. И др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией...
Н. И. Белунова современный русский (и родной) язык iconПримерная программа Власенков Русский язык в старших классах: (профильный уровень) 3 Власенков А. И. «Русский язык»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Степновская средняя общеобразовательная школа»
Н. И. Белунова современный русский (и родной) язык iconУчебно методический комплекс Начальная школа Образовательная область: филология предмет: Русский язык Класс: 1 а, б, в, г Учитель: Бахтина А. А., Зайнагабутдинова Д. А., Синицина И. А., Обогрелова Е. В
Стрекалова М. В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 1-2 класса четырехлетней начальной школы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница