Урок биологии по теме: «Типы нервной деятельности»




НазваниеУрок биологии по теме: «Типы нервной деятельности»
Дата03.02.2016
Размер9,25 Kb.
ТипУрок
МАОУ Лицей №15


Тема: Применение интерактивной доски на уроке биологии в 8 классе при изучении темы: «Типы нервной деятельности»


Выполнила: учитель биологии Стоцкая Марина Алексеевна


Мытищи 2011г.

Урок биологии по теме:

«Типы нервной деятельности» (с применением интерактивной доски)

Задачи урока:

Познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов, характерными признаками типов нервной системы; раскрыть понятие «темперамент», выяснить, как проявляются, связанные со свойствами нервных процессов, особенности высшей нервной деятельности (ВНД) в поведении человека.


Использование интерактивной доски на уроке:


Данный урок является уроком новых знаний. На первом этапе урока демонстрируются слайды, комментирующие рассказ учителя и выступления учащихся, на втором этапе урока интерактивная доска используется для проверки усвоения материала.

Слайд №1 используется при определении понятия «эмоции», на слайде изображен человек, выражающий разнообразные эмоции.

Слайд №2 используется при изучении типов темперамента по Гиппократу, на слайде изображен Гиппократ и его теория о «соках организма».

Слайд №3, №4 используется при изучении типов темперамента по И.П. Павлову, на слайдах изображен И. П. Павлов и его классификация типов нервной системы.

Слайд с №5 по №15 используется во время выступления учащихся с сообщениями об известных людях, принадлежащих к тому или иному типу темперамента.

Слайд №16 используется для проверки усвоения знаний, учащимся предлагается из предложенных терминов составить схему, правильность выполнения задания можно проверить, открыв шторку.

Слайды №17 используется для проверки усвоения знаний, учащимся предлагается путем составления схем, выбрать свойственное каждому типу темперамента соотношение между возбуждением и торможением.

Слайд №18 с помощью этого слайда можно проверить правильность выполнения предыдущего задания.

Слайд №19 используется для проверки усвоения знаний, учащимся предлагается по рисункам Херлуфа Бидструпа определить тип темперамента у различных людей по их реакции на одно и тоже событие, расставив соответствия.

Слайд №20 с помощью этого слайда можно проверить правильность выполнения предыдущего задания.


Комментарий к уроку:

Урок состоит из двух частей - теоретической и практической. Учащиеся знакомятся с новым материалом не только со слов учителя, но и благодаря выполнению заданий практической части. Для выполнения практических заданий класс можно разделить на группы


Ход урока:

Изучение нового материала.

1.Определение понятия «эмоции».

Переживание людей в отношении окружающего мира и самих себя называют эмоциями, эмоции человека очень разнообразны и сложны. (слайд - «Разнообразные эмоции»).

Эмоции делят на две группы положительные и отрицательные

Ученые давно подметили, что разные люди на одни и те же события реагируют по- разному. Так как нервные процессы, происходящие в их организме, различаются по силе подвижности и уравновешенности, то есть люди различаются темпераментом.

2.Определение понятия «темперамент».

Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамически

особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

3. Темперамент влияет на формирования характера человека, поведения человека, определяет поступки, индивидуальность.

4.Классификация темпераментов по Гиппократу (слайд «Портрет Гиппократа, классификация темпераментов по Гиппократу»).

Гиппократом было создано учение о «соках» организма и типах телесного состояния. В организме, по мнению Гиппократа, есть четыре жидких «сока»: кровь, черная желчь, желтая желчь, слизь. Основное в типе телесного строения человека то, кой преобладает в организме «сок».

Черная желчь (мелайна – холе) – меланхолик.

Желтая желчь (холе) - холерик.

Кровь (сангвис) – сангвиник.

Слизь (флегма) – флегматик.

5. Классификация типов нервной системы (по И. П. Павлову).

(Слайд «Портрет И. П. Павлова»). ( слайд «Схема - Типы нервной системы»)

6. Смешанный темперамент.

7. Сообщения учащихся о типичных представителях разных темпераментов оставивших след в истории (слайды с фотографиями).


Закрепление изученного материала.

а) слайд – задание: Из предложенных терминов составить схему – Классификация типов нервной системы (по И. П. Павлову).

б) слайд задание: Поведения человека определяют два основных процесса – возбуждение и торможение. Выберите свойственное каждому типу темперамента соотношение между возбуждением и торможением.

в) слайд задание: работа с рисунками Херлуфа Бидструпа (1922 – 1988),датского художника – карикатуриста. По рисункам указанного художника необходимо определить тип темперамента у различных людей по их реакции на одно и то же событие.

Практическая работа.

«Кто я: холерик, сангвиник, флегматик, или меланхолик?»

1.Каждому ученику выдается анкета, с помощью которых можно определить принадлежность к одному из четырех типов темперамента.

2. Подсчет результатов.

3.Анализ полученных данных.

Если в характеристике определенного типа есть 16-20 плюсов, значит, у вас ярко выражен этот тип. Если 11 – 15, то данный тип присущ вам в значительной степени. Если до 10 плюсов, то черты данного типа выражены в малой степени.

4. Вывод: Выявленный тип ВНД----------

Домашнее задание: учебник (с. 210 -211); определить тип темперамента у членов семьи.

Вывод:

Применение интерактивных досок в процессе обучения позволяет сделать этот процесс более увлекательным и наглядным. К тому же это устройство позволяет педагогу объединить в одном «лице» обычную школьную доску и экран, для отображения различной информации. Необычная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты и так далее. Учителя могут сохранять сделанные на уроке комментарии для использования их в других классах или в следующем учебном году. Интерактивная доска позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными.

Интерактивная доска реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения. Интерактивная доска позволяет реализовать непосредственное наблюдение за предметами (процессами) посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов (что предусмотрено программным обеспечением интерактивной доски) и различных демонстрационных материалов. Более обосновано применение интерактивной доски в том случае, если невозможно увидеть и пронаблюдать за реальным объектом - в этом случае с помощью определенного типа ЦОР (например «Виртуальная лаборатория» и тому подобное) ученику предоставляется возможность познания реальных объектов, процессов и явлений на примере моделей.

Указанные достоинства интерактивной доски позволяют интенсифицировать учебный процесс, использовать методики, ориентированные на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации, что проявляется в:


- незамедлительной обратной связи между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД;


- визуализации учебной информации изучаемого объекта, процесса (наглядное представление на ИД объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса).


- компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на интерактивной доске модели: математической, информационно-описательной, наглядной, адекватно оригиналу);


- автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроль результатов усвоения.

С другой стороны для освоения и полного использования новых технологий преподавателю нужно время, которого часто не хватает. Чтобы учитель активно пользовался новыми технологиями нужно, что бы ими был оборудован практически каждый класс, что в настоящее время недоступно.


Эффективное использование преподавателем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии должны естественно войти в образовательный процесс и помочь учителю в подготовке уроков.

Похожие:

Урок биологии по теме: «Типы нервной деятельности» iconУрок биологии в 8 классе по теме: «Строение нервной системы. Значение нервной системы»

Урок биологии по теме: «Типы нервной деятельности» iconВопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности для 2 курса дневного отделения (весенний семестр 2011 г.)
Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Физиология высшей нервной деятельности как составная часть нейронауки
Урок биологии по теме: «Типы нервной деятельности» iconУрок по теме: «Производная и её применение в физике, биологии, химии, географии»
Обучение навыкам: планирования деятельности, работы в оптимальном темпе, подведения итогов
Урок биологии по теме: «Типы нервной деятельности» iconПрезентация по теме «Гигиена кожи»
Урок технологии и биологии в 9 классе «Гигиена кожи» (урок-конференция, интегрированный, в форме телепередачи)
Урок биологии по теме: «Типы нервной деятельности» iconУрок биологии по теме
Использование электронной доски позволяет ускорить процесс обучения, повысить качество знаний, облегчает проведение практических...
Урок биологии по теме: «Типы нервной деятельности» iconУрок биологии в 7 классе по теме «Круглые черви»
Реализация содержательной линии образования «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности»
Урок биологии по теме: «Типы нервной деятельности» iconИсследовательская работа по биологии Влияние нарушения вегетативных реакций на успеваемость школьников
Есть немало людей, страдающих нарушением вегетативной нервной системы, что сказывается на их реакциях, на раздражения, а значит и...
Урок биологии по теме: «Типы нервной деятельности» iconУроке, по биологии, химии
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о гуморальной регуляции деятельности организма. Продолжить формировать понятие о регуляции...
Урок биологии по теме: «Типы нервной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем
Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем ен, Федеральный компонент
Урок биологии по теме: «Типы нервной деятельности» iconПлан-конспект учебного занятия
Наглядные пособия: Презентации «Повреждения причиняемые насекомыми», «Основные типы усов у насекомых», «Строение головы, типы ног,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница