К урокам обобщения по русскому языку




Скачать 17,73 Kb.
НазваниеК урокам обобщения по русскому языку
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер17,73 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5


Комплект дидактического материала

к урокам обобщения

по русскому языку

(в системе подготовки к итоговой аттестации).


Автор: учитель русского языка

Мелитдинова Лидия Анатольевна


В условиях современного образовательного процесса немаловажную роль играет процесс обобщения учебного материала при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации. Процесс обучения представляет в настоящее время сложную, методологически развивающуюся деятельность в системе «ученик – учитель», которая усложняется в зависимости от предназначения тех или иных образовательных действий.

Еще Конфуций говорил: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания». Образование – это непрерывный и долгий (в идеале – всю жизнь) процесс, в котором мыслящий человек находится “и день и ночь, и день и ночь”. Процесс обучения в современных образовательных условиях представляется, как мы только что сказали, постоянно движущимся и каждый раз “вдруг открывающимся”. В современном мире объем знаний увеличивается с каждым годом, поэтому важным моментом является научить нашего ученика пользоваться способами получения знаний - “ключиками”, а не самим знаниям – неким неменяющимся “константам”, как это было в системе ЗУНов в прошлом российского образования.

В данном комплекте дидактического материала представлен иллюстративный и практический языковой материал для изучения в 8 и 9 классах тем по синтаксису и пунктуации простого и сложного предложений. Учителям русского языка хорошо известно, что отдельные темы изучаются в школьной программе и раньше; так, например, причастные и деепричастные обороты рассматриваются по учебной программе, разработанной М.М.Разумовской, в 6 классе, поэтому в зависимости от образовательной программы учитель может использовать представленный материал в 6 – 7 классах. Данный дидактический материал прошел отбор с тем, чтобы частично мог быть использован также при первичном знакомстве с темами.

Основным фактом применения представленного дидактического материала является период обобщения в процессе подготовки к экзаменационному периоду, когда полезно вспомнить основные пунктуационные правила и орфографию русского языка, основные понятия и термины привести в систему, тем более что для отдельной категории обучающихся, надо честно признаться, повторение и обобщение становится “первым свиданием” с материалом.

Материал расположен тематически, с предварительным справочным материалом обобщенного характера, который педагог может и не использовать, после справки следует непосредственно языковой материал под рубрикой “Примени свои знания” – непосредственно тренировочные упражнения, при этом обучающиеся имеют возможность постоянно обращаться за помощью к справочному материалу. В некоторых случаях возможно отсутствие справочного материала. Тогда одним из заданий может стать следующее: на предоставленных примерах рассказать о том или ином языковом явлении. В этом случае обучающиеся самостоятельно находят теоретический материал и используют его для предоставления.

Кроме того, в задании каждой рубрики дается дополнительные виды работы “под звездочкой” (*). При ответе на дополнительные вопросы обучающиеся приступают к другой форме деятельности – поисковой, решению проблемных ситуаций. В этом случае обучающиеся должны продемонстрировать и развить свои компетенции.

Такая схема самостоятельной работы обучающихся под руководством учителя (или другого обучающегося) позволяет обучающимся не только накапливать знания (подразумевается, что они к моменту обобщения уже многое знают), но и отрабатывать навыки, применить свои знания на конкретном языковом материале, проверить знания, развить умения, исправить свои ошибки без боязни. Возможна при этом как индивидуальная, так и парная или групповая работа. В случае с групповой формой работы педагогу необходимо учесть при выстраивании временных рамок работы обязательную презентацию и защиту итогов своей работы.

Также не следует забывать о рефлексии работы. После каждого вида работы или изученной темы следует выделить время для обсуждения того, как легко или трудно было выполнять работу, какие задания были понятны, интересны, какие остались нерешенными и что необходимо сделать для того, чтобы выбранные задания были выполнены. Кроме того, нет строгих рамок оценивания, поэтому важно, выслушав всех школьников, обсудить результаты работы каждого и оценить (выбранными в группе критериями).

В случае групповой формы работы (или парной) следует обсудить и такие вопросы: Легко ли было работать в группе (паре)? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя роль консультанта? Какие чувства испытывает консультант, когда неуверен в своих решениях и действиях? К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает в группе отмолчаться? Как можно улучшить работу группы? Что нового приобретаешь в совместной работе? Может ли удовлетворить индивидуальная работа? Какой материал вам был хорошо знаком и при работе с чем вы ощутили недостаток знаний? Что нового вы узнали?

В комплект дидактического материала были внесены изучаемые темы, часто включаемые в итоговые мониторинговые исследования как на промежуточном этапе (закрепление и проверка изученной темы), так и на экзаменационном этапе (включение заданий, контролирующих умение применять знания по теме в различных формах).

Выбор языкового материала в первую очередь был, безусловно, осуществлен в связи с юбилейной датой со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (200 лет). Однако отбор языкового материала объясняется так же и тем, что в текстах Н.В.Гоголя присутствует большое количество глагольных форм, не часто употребляемых в современной разговорной речи, сложные и усложненные синтаксические конструкции, большое количество однородных членов предложения; т.е. наличие тех языковых единиц, изучение которых в школьной программе осложняется вариативным осмыслением (в зависимости от контекста) и большим объемом информации (знаний).

Так, например, были выбраны темы, при обобщении которых всегда обнаруживается недостаток информации. Языковой материал, выбранный из текстов Н.В.Гоголя, иллюстрирует темы синтаксиса: сложное предложение (IX), сложноподчиненное (IV) и сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями (III), деепричастные (VII) и причастные обороты (V), однородные члены предложения (VI) и вводные слова (X), обращения (II) и построение простого предложения (VIII).

В I блоке упражнений обучающимся предлагается найти в предложениях, выбранных из переписки Н.В.Гоголя, речевые ошибки. Здесь учителю необходимо объяснить, что употребление тех или иных форм в современном русском языке может отличаться. Именно это обстоятельство и послужило поводом для включения такого задания в комплект. В XI блоке упражнений представлен языковой материал для творческого решения: обучающимся предстоит написать сочинение-рассуждение по теме, затронутой автором в цитатах из писем и произведений Н.В.Гоголя. Обязательно при этом условие: текст должен содержать аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую точку зрения.

Наконец, проверка орфографического навыка никогда не мешала при подготовке к итоговому контролю и не бывает лишней, поэтому в последнем XII блоке представлен материал для применения знаний по орфографии.

Представленный дидактический материал предполагает соотношение непосредственной работы с языковым материалом и составляющих компонентов образовательных результатов:

  • предметный уровень (конкретные предметные компетенции – см. далее),

  • метапредметный уровень (умение анализировать и объяснять, доказательно высказывать свои мысли, умение работать с языковым материалом и информационным полем – поиск и отбор необходимой справочной информации) и, наконец,

  • уровень личных результатов (практическое применение имеющихся личных знаний и индивидуально развитых навыков на конкретном языковом материале).

Дидактический материал предназначен для применения и развития в полном объеме следующих компетенций:

Предметная компетенция: способность применять предметные знания на практике, умение переносить теоретические знания на практические примеры; способности членить предложение и работать с частями предложения, видеть в предложении предикативную часть (информационное поле), работать с контекстом, умение вычленять главные члены предложения и дополнительную информацию, видеть границы обособлений и выделять их в предложении.

Познавательная компетенция: понимание и интерпретация текстов, умение видеть в художественном тексте предмет познания, соотнесение языкового анализа с художественным осмыслением единиц текста.

Деятельностная компетенция: умение строить индивидуальную и групповую деятельность (выбор форм обучения зависит от профессионального задачи педагога).

Языковая компетенция: обобщение знаний о языке и их суммирование, умение видеть в языке другого времени реалии современного языка, умение соотносить структуру предложения с авторской мыслью.

Коммуникативная компетенция: способность вступать в коммуникацию, в том числе письменную, приобретение навыков работы с информационным материалом, умение использовать информационный материал, умение аргументировать и логически структурировать собственный текст.

Грамотность чтения: умение «видеть» в тексте особенности авторского стиля (уметь отличать автора), умение вычленять главную информацию (предикативную часть), умение видеть совместимость слов в авторской задумке, умение работать с текстом и (при необходимости) искать ответы в тексте. Важным результатом работы с текстом должен стать интерес к другим (или полным) литературным текстам Н.В.Гоголя.

Интеллектуальная компетенция: владение дидактическими умениями и навыками образовательной деятельности (умение осознанно выстроить собственную образовательную деятельность: обращение к справочному материалу, к консультанту, осознанный выбор задания).

Социологическая компетенция: способность к самосовершенствованию, самокоррекции и самооценке, владение различными социальными ролями в коллективе (быть в роли обучающего, консультанта), культура взаимодействия с другими людьми.

Результатом образовательной деятельности, построенной с использованием представленного дидактического материала, должно стать совершенствование ключевых компетенций (см. выше – коммуникативная, языковая и познавательная компетенции). Помимо этого необходимо учесть, что обучающийся под руководством педагога самостоятельно проектирует и управляет собственной деятельностью, а также овладевает культурой взаимодействия со справочным материалом эффективно и целесообразно.

Оценивание производится различными способами. Традиционный способ оценивания учителем подразумевает под собой оценку применения знаний и умений обучающегося. Помимо этого возможен вариант самооценки, когда обучающийся после осуществления своих действий с языковым материалом по заданию способен проверить правильную постановку знаков препинания, объяснить синтаксис и орфографию с помощью справочного материала. В таком же режиме возможна взаимопроверка. В этом случае один из обучающихся (более подготовленный или познакомившийся с материалом ранее) осуществляет проверку работы своего товарища. Такая проверка возможна в группе с одним консультантом (проверяющий и при необходимости способный помочь найти верное решение) или с меняющимся составом консультантов. Варианты оценивания обсуждаются заранее перед началом работы с тем, чтобы каждый участник образовательной деятельности знал свою роль и мог подготовиться к ней (в большинстве своем школьникам необходим момент осмысления своей роли в каком-либо процессе).

Наличие в каждой теме заданий “под звездочкой” подразумевает неординарное решение. В этом случае возможна совместная работа, поиск ответа, а также возможна (при умелом руководстве педагога) элементы дискуссии в момент аргументирования.

Консультантом может выступать любой обучающийся. При этом педагогу необходимо учитывать тот факт, что не всякий школьник способен быстро войти в роль и что отдельным школьникам необходимо подготовиться к консультированию (заранее познакомиться с языковым материалом, с темой, с заданием). В таком случае школьники знакомятся с материалом заранее и при необходимости осуществляют подготовку к своей деятельности.

Вся образовательная деятельность выстраиваться педагогом в каждом конкретном случае в зависимости от методической целесообразности использования представленного языкового материала на уроке, во внеурочной деятельности (например, консультативной).


Тема I: «Речевые ошибки»

Речевые ошибки: лексические, грамматические (в т.ч. морфологические), стилистические (в т.ч. синтаксические).

К грамматическим ошибкам относится неправильное употребление форм слов – окончания. Употребление тех или иных форм слов должны в русском языке согласовываться с контекстом (например, число глагола зависит от существительного, окончание прилагательного и местоимения – от падежа и пр.).

К стилистическим ошибкам относится управление словами, порядок слов в предложении, согласование членов предложения, употребление слов.


Примени свои знания”

Исправьте авторский текст (цитируется по письмам и текстам Н.В.Гоголя) современным вариантом. Определите виды речевых недочетов.

1* Можно ли считать найденные Вами ошибки с точки зрения современного языка ошибками автора? Обоснуйте свою точку зрения.

2* Докажите “ошибочность” построения предложений.


  1. Холера теперь почти повсеместна, и наш Петербург не избежал от ней.

  2. Вчера только я получил известие из Петербурга, что ко мне лежит на почте ваше письмо с деньгами.

  3. Теперь если бы ты увидел меня, то бы, верно, не узнал: так я похудал.

  4. Твой сюртук на меня так широк, как халат.

  5. Денег у меня совершенно нет, и я не знаю, станет ли на пересылку.

  6. Но Пушкин заставляет меня взглянуть на дело сурьезно.

  7. В Москве был захлопотан, и при всем том многих не видел.

  8. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь.

  9. Еду за границу, там размыкаю ту тоску, которую наносят мне ежедневно мои соотечественники.

  10. Я не оттого еду за границу, чтоб не умею перенимать этих неудовольствий.

  11. Танцовали вальс.

  12. Здоровье мое, кажется, с каждым годом становится все плоше и плоше.

  13. Его тянет в Париж, меня гнетет в Рим.

  14. Я ожидаю, что жары здешние будут для меня невыносимы.

  15. Моя портфель с красками готова.

  16. Может быть, увидимся нынешнюю зиму.

  17. Насилу теперь только управился я со своими делами и получил маленькую оседлость в Петербурге.

  18. В Петербурге скучно до нестерпимости.

  19. В немного времени он совершенно успел очаровать их. («Мертвые души»)

  20. Может быть, к сему побудила его другая, более существенная причина, дело более серьезное, близшее к сердцу… («Мертвые души»)

Тема II: «Обращение»

Слово или словосочетание, обозначающее лицо, к которому обращена речь, называется обращением. Способы выражения обращения: существительное в именительном падеже, субстантивированным прилагательным и причастием (слово, перешедшее из другой части речи в существительное), неодушевленные существительные в поэтической речи, словосочетание. Обращение может стоять в любой части предложения, но всегда обособляется знаками препинания, чаще всего запятыми. В случае если перед обращением стоит частица о, она не отделяется от обращения. Обращение (слово или словосочетание) не является членом предложения и всегда обособляется.


Примени свои знания”

Найдите в предложениях обращения, расставьте знаки препинания. Сделайте морфемный разбор всех слов, используемых Н.В.Гоголем в качестве обращения, укажите их морфологическую принадлежность.

1* Опишите взаимоотношения Гоголя с матерью на основе знакомства с отрывками из его писем.

2* Определите лексическое значение слов – обращений. Попробуйте составить словарную статью для таких слов.

3* Напишите от имени Н.В.Гоголя письмо матери, используя формы, обнаруженные вами в примерах.

4* Напишите письмо своей матери, используя свои обращения.


  1. Вас прошу моя добрая и почтенная маменька молиться обо мне и путешествии моем и благополучном устроении всех обстоятельств моих.

  2. Не удалось мне с вами повидаться добрейшая моя матушка и мои милые сестры нынешней осенью.

  3. Простите редкая великодушная мать еще доселе недостойному вас сыну…

  4. Маменька дражайшая моя маменька Я знаю, вы одни истинный друг мне.

  5. Не огорчайтесь добрая несравненная маменька.

  6. Извините меня великодушно почтеннейшая маменька что я так долго не писал к вам.

  7. Я вас прошу маменька не называйте меня никогда таким образом, а тем более еще в разговоре с кем-нибудь.

  8. Любезная родительница Руководствуясь чувствами сыновней к Вам любви, говорю вам спасибо.

  9. Верьте, что у всякого, кто бы имел такую редкую мать, как вы, благодарность, любовь и почтение были бы вечны.



  1   2   3   4   5

Похожие:

К урокам обобщения по русскому языку iconПояснительная записка цель освоения дисциплины «Инновации в обучении русскому языку как родному, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному»

К урокам обобщения по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 6 класс
...
К урокам обобщения по русскому языку iconМетодические рекомендации по итогам результатов единого государственного экзамена по русскому языку в 2012 году
Янао в 2012 г., основные компоненты содержания обучения русскому языку на базовом уровне трудности осваивает подавляющее большинство...
К урокам обобщения по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса;
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования...
К урокам обобщения по русскому языку iconКнига писатель
Цель: раскрыть перед учащимися значение знаний по русскому языку, стимулировать интерес к русскому языку, развивать смекалку, догадливость,...
К урокам обобщения по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку в 1-ом классе умк «Гармония»
Формирование лингвистического мышления, т е способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции...
К урокам обобщения по русскому языку iconПрограмма по русскому языку для абитуриентов москва
Вступительный экзамен по русскому языку проводится в форме письменного тестирования. Экзаменационный тест включает в себя задания...
К урокам обобщения по русскому языку iconКонспект урока по русскому языку (№1)
Программа по русскому языку под редакцией Т. А. Ладыженской (2 урока на эту тему; данный урок – 1)
К урокам обобщения по русскому языку iconАнализ комплексной проверочной работы по русскому языку учащихся 10-ых классов
Цель проверки: определить уровень образовательных достижений учащихся по русскому языку на базовом уровне
К урокам обобщения по русскому языку iconТесты по русскому языку. Саратов. Лицей, 2010. Г. А. Богданова. Контрольные и проверочные работы. М.: Дрофа, 2010
Т. А. Ладыженская. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс. М.: Просвещение
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница