«Память народная в истории моего села»




Скачать 22,93 Kb.
Название«Память народная в истории моего села»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер22,93 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


II межрайонная научно-практическая конференция

БЛАГОДАРНЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ


Секция: «Мои земляки — участники военных событий»


Тема: «Память народная в истории моего села»


Гулямов Алиёр
муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»
10 класс


Научный руководитель:
Перепелица Юлия Александровна –учитель истории и права первой квалификационной категории МОУ СОШ №4 с. Северного.


г. Благодарный, 2011/2012 учебный год

Оглавление.


Введение………………………………………………………………………. 3


I. Человеческая память и её значение в истории…………………………6


II. Битва за Кавказ в истории моего села ....................................................7

    1. Цели;

    2. Этапы Битвы и мои земляки участники сражений;

    3. Итоги;

    4. Награды моих земляков ветеранов.


III. Память сегодняшнего поколения……………………………………….13


Заключение……………………………………………………………………..16


Источники.


Приложение.


Введение.

Тема данной работы «Память народная в истории моего села». На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной — важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Именно поэтому тема моей работы является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда. Важно не забывать, что память это то, что человек может пронести через годы и передать следующим поколениям. Таким образом, память — один из важнейших элементов истории моего села. Наследие предков не будет забыто, пока мы помним о нём.

Исходя из вышесказанного цель моей работы — показать важность памяти моих односельчан для сохранения и передачи будущим поколениям истории села на примере одного сражения Великой Отечественной войны – Битвы за Кавказ.

В связи с этим я поставил перед собой следующие задачи:

  1. Изучить значение человеческой памяти для истории.

  2. Познакомиться с историей Битвы за Кавказ.

  3. Найти материалы школьного музея о ветеранах-участниках Битвы за Кавказ.

  4. Создать электронную базу данных о ветеранах односельчанах.

  5. Донести полученную информацию учащимся школы.

  6. Исследовать отношение учащихся к значению памяти.

Объектом исследования является человеческая память, предметом – история моего села.

При работе над рефератом я пользовался следующими методами: исследование, метод анализа, метод синтеза, анкетирование.

Работа относится к теоретическим исследованиям.

Результаты данной работы можно применять на уроках истории, краеведения, для организации общешкольных мероприятий, классных часов.

В качестве литературы в данной работе использовались научные труды философов, историков, социологов по проблеме памяти, а также материалы школьного музея. Анализ этих источников показал, что исследование памяти имеет междисциплинарную основу и в литературе представлено достаточно широко. Изучение проблематики памяти мы находим в работах таких философов , как: Платон, Аристотель, Плотин, А. Августин, Т . Гоббс, Д . Локк, И . Кант, Г . В . Гегель , К . Маркс, В . Дильтей, А . Б ергсон, Ф . Ницше, Э . Гуссерль, М . Хайдеггер, П . Рикер, Н . А . Бердяев, Л . М . Лопатин, Вл. Соловьев, П . А . Флоренский и др. В середине XIX в. немецкий историк Иоганн Густав Дройзен сформулировал мысль о том, что воспоминания суть сущность и потребность человека и общества, и в этом смысле — предмет и признак истории 1. Спустя почти 70 лет французский социолог, ученик Э. Дюркгейма Морис Хальбвакс, продолжил тему воспоминаний в истории в своей работе «Память и ее социальные условия» (1925): в общественном сознании манифестируются коллективные воспоминания, которые являются современной реконструкцией прошлого. Воспоминания, следовательно, могут рассматриваться как коллективный социальный феномен (М. Хальбвакс называет это «коллективной памятью»), необходимый для жизни и выживания общества, будучи тем общим, что конституирует общество как таковое, является залогом его идентичности1.  Параллельно с М. Хальбваксом природу и функции коллективных воспоминаний изучал в 1920-е годы и немецкий историк искусства Аби Варбург. Он интерпретировал произведения искусства как «изобразительные символы» культуры, созданные в «определенном кругу» и манифестирующие «свою культурную идентичность» с ним в определенную эпоху. В наши дни мысли М. Хальбвакса и А. Варбурга о памяти (коллективной, социальной), формирующей культурную идентичность общества, творчески развил гейдельбергский египтолог Ян Ассманн2. В 1992 г. он публикует свои размышления о связи культуры и воспоминания — теорию культурной памяти, разработанную им на материале древних культур — египетской, еврейской, греческой, а затем, в 1999 г., формулирует задачи ее изучения научным направлением, которое он обозначил как «истории памяти». Кроме того учёные исследовали различия между памятью и историей. Основное различие между ними французский социолог М. Хальбвакс видел в том, что история смотрит на происшедшие события извне и обращает внимание прежде всего на изменения и различия, а коллективная память рассматривает их изнутри и фиксирует прежде всего сходства [9]. По мнению немецкого автора Х. Вельцера, «в то время как история занимается установлением имевших место фактов и выдвижением по их поводу поддающихся проверке утверждений, память абсолютно оппортунистична: она берет то, что ей полезно, и отбрасывает то, что представляется ей лишним или неприятным» [2]. При этом исследователи не могут договориться по вопросу о том, что дает более объективную картины войны — историческая наука или историческая память. Французский автор П. Нор в эссе «Между памятью и историей» утверждает, что «память всегда была объектом подозрения для истории, истинное назначение которой — ее разрушение и подавление» [2]. В российской историографии эту точку зрения разделяют многие либеральные ученые. Ю. Ю. Хмелевская считает, что «история и память не только репрезентуют, но и передают прошлое различными способами — в тех условиях, где неофициальные интерпретации прошлого считаются государственной изменой или попадают в незнакомую среду, память, выраженная в устной и визуальной формах, может являться средством сопротивления и несогласия, помогая в то же самое время выжить во враждебном или непривычном окружении». В отличие от них Ю. Н. Афанасьев указывает на начавшуюся после падения советского режима «все больше углубляющуюся пропасть между историей (знанием о том, что происходило) и памятью, т. е. тем мифологизированным представлением о прошедшем, которое сформировалось в сознании народа» [3]. И конечно же нельзя обойти вниманием труды академика Д.С. Лихачёва. Рассуждая о человеческой памяти он утверждал, что именно она и «...знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворённым. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы, в конечном счете, одиноки… Жизнь — это не одномоментность существования. Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и в малом масштабах. Это ведь четвёртое, очень важное измерение. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего»3


Человеческая память и её значение в истории.


Значение памяти в истории очень трудно переоценить, если бы люди не научились сохранять и передавать из поколения в поколение добытые ими знания и выработанные умения, то человечество, по моему мнению, никогда бы не достигло того уровня развития, на котором оно находится сейчас. Если представить себе катастрофу, в результате которой люди как физические существа сохранились бы, но утратили бы память о прошлом, то это привело бы к тому, что человечество в своем развитии оказалось отброшенным на тысячи лет назад. В этих условиях практически все знания, умения и навыки, всю культуру, накопленную тысячелетиями, людям пришлось бы изобретать заново. Память сделала человека человеком и сохраняет его таким — это совершенно справедливое утверждение, не требующее в свете сказанного выше дополнительного доказательства.

Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия. Путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты… Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память — преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. "Беспамятный" — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто. Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии — это одно из важнейших "наглядных пособий" морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Всё это дорого нам…Память о прошлом, прежде всего «светла», поэтична. Она воспитывает эстетически. Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной осёдлости человека. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране (Лихачёв).

Обращение к памяти исторического, социального прошлого является важной потребностью общества, так как в ней заключен также и большой воспитательный потенциал. Историческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных сферах социальной деятельности, способствует консолидации общества и сохранению его единства. Сегодня необходимо обратить внимание на разносторонний характер памяти. Во-первых, память, это то, что хранится в семье, селе, крае государстве, т. е. в самом народе и передаётся из поколение в поколение. Во-вторых, память, это то, что население получает из исторической литературы, телевидения, кинофильмов и т.д. Здесь факты, процессы и события более систематизированы и обобщены. И в-третьих, это оценочный компонент, представляющий спектр оценок конкретных исторических объектов и субъектов действия и самого знания о них, а также суждения по поводу того или иного исторического факта, события, действия. Чтобы эти три составляющих составляли единое целое необходимо запоминать все значимые события, фиксировать их и обязательно передавать последующим поколениям. Именно этим и занимался поисковый отряд, созданный в нашей школе, который собрал огромный материал по истории нашего села в период ВОВ.

Таким образом, значение памяти для истории очень велико. Благодаря памяти наших предков мы сегодня можем знать события происходившие в нашем селе раньше, а благодаря нашей памяти об этих событиях будет знать следующее поколение и так далее.


Память села об участниках Битвы за Кавказ.


Цели сражения.


Битва за Кавказ 1942-43, одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны 1941-45. Немецко-фашистское командование, предпринимая наступление на кавказском направлении (кодовое наименование 'Эдельвейс'), рассчитывало окружить и уничтожить южнее и юго-восточнее Ростова войска Южного фронта, отошедшие за р. Дон, и овладеть Северным Кавказом; затем предполагалось обойти Большой Кавказ одной группой с запада, захватив Новороссийск и Туапсе, а другой группой - с востока, овладев нефтеносными районами Грозного и Баку.

Одновременно с обходным маневром намечалось преодолеть Водораздельный хребет в его центральной части по перевалам и выйти в район Тбилиси, Кутаиси и Сухуми.

С выходом в Закавказье враг надеялся установить непосредственную связь с турецкой армией, 26 дивизий которой были развёрнуты на границах Советского Союза, а также создать предпосылки для вторжения на Ближний и Средний Восток.

Для выполнения этих планов противник выделил группу армий 'А' (генерал-фельдмаршал В. Лист), которая превосходила советские войска Южного фронта в 1,5 раза по личному составу (167 тыс. против 112 тыс. чел.), в танках в 9,4 раза (1130 против 121), в артиллерии в 2 раза (4540 орудий и миномётов против 2160) и в самолётах в 7,7 раза (1000 против 130).

Этапы Битвы и мои земляки — участники сражений.

Битва за Кавказ включает в себя ряд оборонительных и наступательных операций советских войск с 25 июля 1942 по 9 октябрь 1943 между р. Дон и предгорьями Большого Кавказа; делится на 2 периода: оборонительный (с июля 1942 до начала января 1943) и наступательный (с начала января до октября 1943).

Наступление немецко-фашистских войск началось 25 июля 1942. Под натиском превосходящих сил противника советские войска были вынуждены отходить на юг и юго-восток 28 июля Ставка Верховного Главнокомандования объединила Южный и Северо-Кавказский фронты в один Северо-Кавказский фронт (командующий – Маршал Советского Союза С. М. Буденный), подчинив ему в оперативном отношении Черноморский флот (во главе с вице-адмиралом Ф. С. Октябрьским) и Азовскую военную флотилию (командующий – контр-адмирал С. Г. Горшков). Вскоре во фронте были образованы 2 оперативные группы: Донская (генерал-лейтенант Р. Я. Малиновский) на ставропольском и Приморская (генерал-полковник Я. Т. Черевиченко) на краснодарском направлениях. В составе Южного, а затем Северокавказкого фронта служил наш земляк Пономарёв Михаил Иванович.

Закавказский фронт (генерал армии И. В. Тюленев) получил задачу подготовить оборону по рубежу р. Терек. Но быстрое продвижение немецко-фашистских войск и угроза окружения вынудили советское командование отвести войска на р. Кубань, а затем на рубеж, проходивший по предгорьям западной части Большого Кавказа. Ставка усилила войска фронта своими резервами и приказала прикрыть грозненское направление войсками Северной группы Закавказского фронта (командующий – генерал-лейтенант И. И. Масленников). В составе этой группы, в отдельном гвардейском батальоне ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь) воевал Чемёркин Иван Потапович, за храбрость и мужество, проявленные в этих боях, он был награждён орденом «Красной звезды»

В августе-сентябре продолжались ожесточённые бои на майкопско-туапсинском и краснодарско-новороссийском направлениях. К 11 августа войскам 17-й немецкой армии (генерал пехоты Р. Руоф) удалось овладеть Майкопом и Краснодаром, к 31 августа - Анапой, а к 7 сентября выйти к северным окраинам Новороссийска, но, несмотря на отчаянные попытки, прорваться к Туапсе врагу не удалось. Не удалось немецко-фашистским войскам прорваться и к Сухуми через перевалы Большого Кавказа, хотя здесь противник ввёл специальные горные части, которые сумели захватить некоторые перевалы. В августе-октябре враг упорно рвался вперёд на грозненском направлении, к 25 августа войска 1-й немецкой танковой армии овладели Моздоком, а 12 сентября - Малгобеком. Встретив решительное сопротивление на грозненском направлении, противник перегруппировал свои войска и 25 октября прорвался на Нальчик и Орджоникидзе. Под Орджоникидзе 6-12 ноября ударная группировка немецко-фашистских войск была разгромлена и отброшена на 40-50 км к С. В этих боях принимал участие Шелкоплясов Пётр Петрович, он был связистом – всё время под огнём, приходилось вступать в бой с противником. За бои на Кавказе был награждён медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу»

В ноябре - декабре противник под ударами советских войск всюду перешёл к обороне. Участник этих событий был Жуков Василий Григорьевич. В декабре месяце немцы предприняли попытку прорыва участка фронта на позициях соседнего с ними батальона. Василию Григорьевичу командир батальона поставил задачу выдвинуться вперед и из противотанкового ружья остановить немецкие легкие танки, так как они проходили правым боком к ним, и расстояние было примерно 500 - 800 метров. Василий Григорьевич подбил 3 танкетки, и наступление немцев захлебнулось. Ночью немцы утянули на буксире свои машины. «Командир сказал мне, что я буду представлен к награде, взял мои документы, но 19 декабря 1942 года я был ранен и контужен», – тяжело вздыхает ветеран, вспоминая страшные события. Василий Григорьевич остался жить благодаря своим сослуживцам -осетину Гоннаеву и дагестанцу Коркмазову. Он после разрыва снаряда был засыпан землей, но друзья откопали его и доставили в санчасть. [Приложение 1: карта оборонительного периода].

Героическое сопротивление защитников Кавказа – войск Северо-Кавказского фронта (с 1 сентября преобразован в Черноморскую группу войск Закавказского фронта), Северной группы Закавказского фронта, Черноморского флота и Азовской военной флотилии – сорвало планы врага. В ходе обороны Кавказа советские войска сковали значительные силы противника и нанесли ему большие потери. Это не позволило противнику в ноябре 1942 перебросить силы под Сталинград, где началось контрнаступление советских войск. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом и развернувшееся общее наступление войск Южного фронта на ростовском направлении заставили противника начать отвод своих войск из района Моздока на северо-запад. 3 января 1943 Северная группа войск (с 24 января Северо-Кавказский фронт под командованием генерал-лейтенанта И. И. Масленникова) развернула преследование противника и к 24 января освободила Малгобек, Моздок, Прохладный, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Александровское, Северное, Ставрополь, Армавир. В этих боях в составе автомобильной бригады принимала участие Чемёркина Александра Васильевна, за что была награждена медалью «За оборону Кавказа».

Попытки врага закрепиться на рубеже р. Кубань были сорваны ударами советских войск, которые к 30 января освободили Кропоткин и Тихорецк, продвинувшись за январь на 650 км. Войска Черноморской группы (с 9 февраля включены в состав Северо-Кавказского фронта) перешли в наступление 16 января и к 4 февраля освободили Нефтегорск и Майкоп, а 9 февраля приступили к проведению Краснодарской операции, в ходе которой 12 февраля освободили Краснодар. В этих боях участвовала Чемёркина Просковья Алексеевна – восстанавливала телефонную связь под беспрерывным огнём врага. Немецко-фашистскому командованию удалось часть сил группы армий 'А' отвести через Ростов, а другую – на Тамань и закрепиться на заранее подготовленном рубеже (так называемая 'Голубая линия'). В прорыве этой линии участвовал Дмитров Василий Трофимович. Из его воспоминаний: «Это был самый памятный бой. Я с ротой находился в боевом охранении. Нашей роте, которой я командовал, пришлось несколько дней вести разведку боем. И только в сентябре нашим войскам удалось прорвать оборону противника и перейти в наступление. В этом бою я был тяжело ранен и пролежал в госпитале до сентября 1944г. За этот бой я был награждён орденом «Красной звезды». Участок, где мне пришлось прорывать оборону противника стал называться «Сопка павших героев», там сооружён монумент в честь прорыва и памяти павшим» На этой высоте нет ни одного официального захоронения, хотя на ней погибло около 30000 воинов, их останки зачастую лежат прямо на поверхности, т.е. вся высота является естественным погребением павших солдат.

Предпринятые весной 1943 сильно ослабленными в боях советскими войсками попытки прорвать вражескую оборону успеха не имели. Осенью в ходе Новороссийско-Таманской операции 1943 (9 сентября - 9 октября) войска Северо- Кавказского фронта (с мая 1943 командующий - генерал-полковник И. Е. Петров) во взаимодействии с Черноморским флотом освободили Новороссийск и весь Таманский полуостров. Дивизия, освобождавшая Таманский полуостров, получила название Таманской, в ней воевал Неумывакин Александр Никитович. За отличное обслуживание радиосвязью этой операции он был награждён орденом «Красная Звезда». [Приложение 2: карта наступательного периода]

Итоги.

Победа в битве за Кавказ упрочила южный фланг советско-германского фронта, во-вторых, в ней было достигнуто тесное взаимодействие сухопутных войск с авиацией, ВМФ и партизанами и в-третьих, тысячи воинов были награждены медалью 'За оборону Кавказа', учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 мая 1944, среди них несколько десятков ветеранов – моих односельчан.

Награды моих земляков участников Битвы за Кавказ.

Проведя работу с архивами школьного музея, мы собрали информацию об участниках Битвы за Кавказ и о наградах, которыми они были награждены в ходе сражений. [Приложение 3: списки ветеранов, участников Кавказской битвы]

  1   2   3   4

Похожие:

«Память народная в истории моего села» iconКонкурс-фестиваль для старших школьников Карасунского округа «История моего округа в истории моего города»
В основу идеи проведения данного мероприятия положена инициатива Президента Российской Федерации о «привлечении внимания общества...
«Память народная в истории моего села» iconЖители моего села – участники вооруженных конфликтов
Патриотическая преемственность поколений определяет фундаментальный стержень любой нации, подчеркивающий ее мощь и непобедимость
«Память народная в истории моего села» iconСела Тюрино по рассказам старожилов исходит от фамилии рыбопромышленника Тюрина, который построил дом на берегу реки Сумницы. Он делал остановки на пути из села Новокрасное в Астрахань в 1915 -1916 годах
Первые постройки жителей села Тюрино появились в 1918 году, переселенцами явились жители села Старо-Кудрино, Чилимное, Жана-аул
«Память народная в истории моего села» iconТема: Народная игрушка
Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой культуре, истории её развития
«Память народная в истории моего села» iconРеспублики Татарстан Учебно исследовательская работа «История села Старые Матаки»
Тихонов Сергей Юрьевич учитель истории и обществознания – I кв категории
«Память народная в истории моего села» iconРаисова Айгерим Мерекекызы
Недаром понятия родина, отечество и отчество взаимосвязаны. Отечество значит не только «страна отцов», но также «род» и «наследственные,...
«Память народная в истории моего села» iconИсследовательская работа Элементы геометрических фигур в узорах декоративно-прикладного искусства народов мари
Бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово, села Бекмурзино муниципального района...
«Память народная в истории моего села» iconШкольный музей и его роль в патриотическом воспитании обучающихся
...
«Память народная в истории моего села» iconПамять поколений
Перед ступенями лестницы, ведущей от подножия Мамаева кургана к его вершине, располагается небольшая Входная площадь, примыкающая...
«Память народная в истории моего села» iconГовор села апухтино одоевского района тульской области (системно-языковой анализ)
Московский государственный областной университет, декан факультета русской филологии, заведующий кафедрой истории русского языка...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница