Министерство образования Республики Беларусь




Скачать 10,73 Kb.
НазваниеМинистерство образования Республики Беларусь
Дата03.02.2016
Размер10,73 Kb.
ТипДокументы
Министерство образования Республики Беларусь

Государственное учреждение образования


Республиканский институт высшей школы”


УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра

образования Республики Беларусь

______________________ А.И. Жук

« 05 » 07 2006 г.

Регистрационный № ТД –G.091/тип.

ИМИТАЦИОННОЕ И СТАТИСТИЧЕСКОЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ



Учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям

1- 31 03 03 Прикладная математика (по направлениям),

1- 31 03 04 Информатика,

1- 31 03 05 Актуарная математика,
1- 31 03 06 Экономическая кибернетика (по направлениям),
1- 98 01 01- 01 Компьютерная безопасность


(математические методы и программные системы)


СОГЛАСОВАНО


Председатель
Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь
по естественнонаучному образованию

_____________________ В.В.Самохвал

__________________ 2006


Начальник управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

______________________ Ю.И. Миксюк

__________________ 2006


Первый проректор
Государственного учреждения образования “Республиканский институт высшей школы”

______________________ В.И. Дынич

__________________ 2006


Эксперт

______________________ С.М. Артемьева

_________________ 2006


Минск

2006


Составители:

Ю.С. Харин – зав. кафедрой математического моделирования и анализа данных Белорусского государственного университета, доктор физ.-мат. наук, профессор, чл.-корр. НАНБ;

В.И. Лобач доцент кафедры математического моделирования и анализа данных Белорусского государственного университета, кандидат физ.-мат. наук, доцент;

В.П. Кирлица доцент кафедры математического моделирования и анализа данных Белорусского государственного университета, кандидат физ.-мат. наук, доцент


Рецензенты:

Кафедра высшей математики Белорусского государственного технологического университета;

В.С. Муха, зав. кафедрой информационных технологий автоматизированных систем Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, доктор технических наук, профессор


Рекомендована

к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой математического моделирования и анализа данных Белорусского государственного университета

(протокол № 15 от 04 апреля 2006 г.).

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 11 июня 2006г.).

Научно-методическим советом по прикладной математике и информатике

(протокол № 1 от 12 июня 2006г.).

Научно-методическим советом по специальности Компьютерная безопасность

(протокол № 1 от 12 июня 2006г.).

Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию

(протокол № 15 от 15 июня 2006г.).


Ответственный за редакцию: В.И. Лобач

Ответственный за выпуск: О.А. Кастрица

Пояснительная записка


Цель преподавания дисциплины - ознакомление студентов с методами математического моделирования на ЭВМ, используемыми при решении сложных задач управления производством и технологическими процессами, анализа, оптимизации, проектирования систем и процессов в экономике и отраслях народного хозяйства.

В соответствии со стандартом специальности учебная программа предусматривает для изучения дисциплины 50 аудиторных часов, в том числе лекционных  30 час., практических  18 час. и 2 час. контролируемой самостоятельной работы.

Основу для изучения дисциплины «Имитационное и статистическое моделирование» составляют базовые курсы «Теория вероятностей и математическая статистика», «Математический анализ», «Дифференциальные уравнения», «Геометрия и алгебра», «Методы вычислений». В свою очередь дисциплина «Имитационное и статистическое моделирование» является базовой при изучении дисциплин «Эконометрика», «Моделирование финансового рынка», «Модели микро- и макроэкономики» и других общих дисциплин, а также ряда дисциплин специализаций.

Изучение дисциплины «Имитационное и статистическое моделирование» преследует следующие цели: во-первых, обучить студентов методам статистического моделирования, результаты которого можно использовать для генерации данных, а также для вычисления интегралов, решения дифференциальных уравнений и других задач численного анализа методом Монте-Карло; во-вторых, изучить методы имитационного моделирования, которые применяются для анализа сложных систем различного вида; в-третьих, изучить специализированный язык моделирования GPSS (General Purpose Simulation System) для исследования сложных объектов, представленных как системы массового обслуживания.

При изложении курса важно показать возможность использования средств имитационного и статистического моделирования для анализа функционирования таких конкретных сложных систем, как производственный участок, аэропорт и т.д.

Содержание

Введение


Предмет курса, история и перспективы развития методов математического моделирования. Актуальность и значимость проблем имитационного и статистического моделирования.

Математические модели сложных систем

Понятие сложной системы. Показатели эффективности функционирования сложных систем. Виды моделирования систем. Классификация математических моделей. Дискретные и непрерывные модели, детерминированныеи стохастические модели. Агрегативные модели (А - модели).

Имитационное моделирование

Имитационное моделирование и условия его применения. Понятие о модельном времени. Принципы «t» и «х» построения имитационных моделей. Способы описания имитационных моделей на основе: событий, активностей, транзактов, процессов, агрегатов. Этапы построения имитационной модели.

Статистическое моделирование

Принципы моделирования случайных элементов. Датчики случайных чисел: табличные, физические, программные и их свойства. Псевдослучайные числа. Моделирование на ЭВМ случайных событий, дискретных и непрерывных случайных величин. Метод обратной функции и его применения. Метод исключения. Метод суперпозиции. Моделирование векторных данных и случайных процессов. Моделирование случайных потоков. Контроль точности имитации.

Метод Монте-Карло и его примененеия

Понятие вычислительного эксперимента. Метод Монте-Карло и его применения к приближенному вычислению интегралов. Методы понижения дисперсии при вычислении интегралов: выделение главной части, метод существенной выборки, метод расслоения выборки. Решение интегральных и линейных алгебраических уравнений методом Монте-Карло. Оптимальное планирование имитационных экспериментов. Цели и методы планирования экспериментов. Планирование регрессионных экспериментов, критерии оптимальности регрессионных планов. Информационная и дисперсионная матрицы планов. Организация и планирование имитационных экспериментов.

Статистическая обработка результатов экспериментов

Статистические модели экспериментальных данных. Сжатие данных методами главных компонент и факторного анализа. Методы статистического исследования зависимостей. Анализ трендов временных рядов. Идентификация и проверка адекватности моделей. Выявление эффектов воздействия.

Моделирование экономических процессов

Модели общего экономического равновесия. Модель Клейна. Модели экономических циклов неоклассического и кейнсианского типов. Модель Самуэльсона - Хикса (модель мультипликатора и акселератора).

Программное обеспечение

Специализированные языки моделирования сложных систем. Обзор программного обеспечения имитационного моделирования. Пакеты моделирования дискретных систем GPSS/РС, ПМДС: принципы функционирования, основные объекты, технология применения. Обзор современного состояния имитационного и статистического моделирования.

Литература


Основная

  1. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем – М.: Высш. школа, 1985. – 133 с.

  2. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. – М.: Наука, 1978. – 399 с.

  3. Ермаков С.М., Михайлов Г.А. Курс статистического моделирования. – М.: Наука, 1976. – 296 с.

  4. Харин Ю.С., Степанова М.Д. Практикум на ЭВМ по математической статистике. – Мн.: Университетское, 1987. – 303 с.

  5. Бусленко В.Н. Автоматизация имитационного исследования сложных систем. – М.: Наука, 1977. – 239 с.

  6. Харин Ю.С. и др. Основы имитационного и статистического моделирования. – Мн.: ДизайнПРО, 1997. – 288 с.

  7. Имитационное моделирование производственных систем. – М.: Машиностроение, 1983. – 416 с.

  8. Шрайбер Т.Д. Моделирование на GPSS. – М.: Машиностроение, 1980. – 592 с.

  9. Полляк Ю.Г. Вероятностное моделирование на ЭВМ. – М.: Сов. радио, 1971. – 400 с.

  10. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Курсовое проектирование. Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. школа, 1988. – 133 с.

  11. Лобач В.И. и др. Имитационное и статистическое моделирование. Практикум. – Мн.: БГУ, 2004. – 189 с.

Дополнительная

  1. Максимей И.В. Имитационное моделирование на ЭВМ. – М.: Радио и связь, 1988. – 230 с.

  2. Ермаков С.М., Жиглявский А.А. Математическая теория оптимального эксперимента. – М.: Наука, 1987. – 318 с.

  3. Мановицкий В.И., Сурков Е.М. Система имитационного моделирования дискретных процессов (ДИСМ). – Киев: Выща школа, 1981. – 95 с.

  4. Нейлор Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. – М.: Мир, 1975. – 342 с.

  5. Гальперин В.М. и др. Макроэкономика. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1997. – 656 с.

  6. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1994. – 476 с.

Похожие:

Министерство образования Республики Беларусь iconКодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь постановляет
Об утверждении программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011 2015 годы
Министерство образования Республики Беларусь iconГражданских воздушных судов в соответствии со
Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от...
Министерство образования Республики Беларусь iconМинистерство образования Республики Беларусь
Начальник управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь
Министерство образования Республики Беларусь iconПеречень типовых учебных программ, апрель 2013
Тд-i. 047/ тип. / Министерство образования Республики Беларусь, Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь по образованию...
Министерство образования Республики Беларусь iconМинистерство образования Республики Беларусь
Начальник управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики
Министерство образования Республики Беларусь iconПостановление Совета Министров Республики Беларусь 03. 06. 2010 n 860 положение о практике студентов, курсантов, слушателей
Кодекса Республики Беларусь об образовании, определяется порядок организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения...
Министерство образования Республики Беларусь iconМинистерства внутренних дел республики беларусь
На основании Закона Республики Беларусь "О пожарной безопасности" и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики...
Министерство образования Республики Беларусь iconМинистерство образования Республики Беларусь Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию утверждаю
Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
Министерство образования Республики Беларусь iconМинистерство образования Республики Беларусь
Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Министерство образования Республики Беларусь iconОкружающей среды республики беларусь на 2006 2010 годы минск 2006 удк 502. 17 (083. 92)(476)
Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница